Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Memento mori. Практика памятования о смерти.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Kargopolov

Автор нижеследующей статьи - Андрей Фомин (Гаятри).
Примечание: это не наш Ga3ry, а совсем другое лицо - инструктор тантрического центра "Прикосновение" и ученик московского эзотерика Андрея Лапина. Хотелось бы услышать ваше мнение об этой статье, а также вообще о кастанедовской практике памятования о смерти. Своё мнение я непременно выскажу, но позже. ВМ.
Использование смерти как советчика

Каждый, кто исследовал природу своих страхов, знает, что любой страх – это отражение страха смерти. Смерть обычно воспринимается, как нечто враждебное. При таком подходе, ни о каком "советчике" речи не идет. Кто же с врагом советуется? Смерть необходимо с помощью усилий сделать своим другом и наставником. Это начало пути воина. Без этого любые, даже самые прекрасные техники и практики остаются развлечением для "бессмертного" существа. Факт осознания собственной смерти лучше никогда не считать окончательно завершенным. В памятовании о смерти всегда есть место для совершенствования. И только смерть определит, как далеко можно продвинуться в этом направлении.
На начальном этапе этой практики необходимо осознать три пункта:

1. "Я смертен, я умру".
При всей своей банальности, это – задача та еще. Многие люди в ответ на напоминание о своей смерти скажут "знаю-знаю" и тут же забудут об этом. Они подобны балаганным актерам, механически твердящим заученную роль – в их словах о смерти нет ни осознания смысла этих слов, ни Силы. Поэтому нужно честно признаться, что помнить о смерти тяжело. Нужно признать свой страх. Нужно сдаться тому направлению, откуда эти страхи приходят. Нужно двигаться прямо туда. Мысль о смерти даст эту "путеводную нить".

2. "Я могу умереть в любую секунду. Например, в эту".
Как говорил мессир Воланд: "Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!". Мало осознать, что умрешь "когда-нибудь". Это может произойти прямо сейчас. И в мире нет Силы, которая может гарантировать кому бы то ни было, что его жизнь продлиться хотя бы одну минуту. Относительная безопасность существования и поддающийся оценке промежуток жизни – это такая же иллюзия, как и иллюзия бессмертия. Каждую минуту на этой планете умирает две сотни людей, и большинство из них незадолго до смерти считало, что они еще поживут. Среди них есть молодые, абсолютно здоровые, погибшие в результате несчастных случаев, а то и вовсе без причины. Смерть просто касается человека, а то, что обычный человек назовет причиной смерти, возникает после этого прикосновения…

3. "После смерти ничего нет".
Все, во что люди верят о послесмертии – ложь, хотя бы потому, что придумано в этом мире. Никакие идеи не могут скользнуть за грань смерти. Здесь остается все – тело и ум, душа и энергия, точка сборки, огонь изнутри, любая другая концепция, в которую человек верит. Даже если кто-то видел рай и ад, или переживал свои прошлые жизни – что с того? Это лишь то, что человек видел в тот момент и всё… Всё остальное – лишь его выводы, которыми он себя успокоил. Нет рая и ада, нет реинкарнации, нет третьего внимания, нет ни Бога, ни Орла – это все ложь! После смерти нет ничего. Все верования и концепции обычного человека – это лишь попытки успокоить себя и не знать правды. Правда проста – после смерти нет ничего из того, что ты знаешь.
Если осознать все вышеперечисленное даже на поверхностном уровне, внутри происходит перелом. Приходит знание об одиночестве. Ведь даже близнецы рождаются каждый сам по себе. И даже если несколько человек умирают рядом – каждый делает это сам. Человек приходит в этот мир один и уходит из него один и никто не может ему в этом помочь...

Этот этап, при всей своей псевдомрачности, очень веселый. Тот, кто достиг этой стоянки, легко отвечает на "великие вопросы", над которым бьются "лучшие умы человечества" и узнает, почему лишь немногие могут дать вразумительный ответ на такие простые вопросы.
Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

Продолжение статьи:
Возьмем для примера следующие темы: "смысл жизни" и "чем человек отличается от животного".

Цель у выпушенной стрелы одна – мишень, цель в жизни тоже одна – смерть. И не стоит мечтать о том, что стрела может пролететь мимо мишени – поверьте, этот лучник не промахивается. Человек всегда спешит к своей цели. А если человек спешит, то неважно, куда он спешит – за деньгами или к просветлению. Механизм одинаков в обоих случаях: если есть цель, то хочется скорее попасть туда. А попав туда, человек ставит новую цель. И такой ускоренный бег по жизни ведет… куда? Жизнь любого человека заканчивается чем? И если внимательно посмотреть на то, что и зачем делают люди, то несложно заметить смысл жизни обычного человека: любой ценой забыть о том, что он может умереть в любую секунду и продолжать свой "забег бессмертного" от цели к цели.

А чем же человек должен отличаться от животного? Есть лишь одно отличие – человек может помнить о том, что он умрет. Человек способен к отождествлению. Животное, видя чужую смерть, не осознает неизбежность своей смерти, а человек может сделать такой вывод. Это подарок нам, человеческим существам, бонус для духовного развития. Таким образом, забывать о собственной смерти означает терять человеческий облик, уподобляться животному. Отсутствие знания о своей смерти – это то, что унижает человека как личность и когда-нибудь унизит человечество, как вид...

После первичного осознания факта своей смертности наступает этап знакомства со смертью. Необходимо начать регулярно думать о ней. Как же правильно думать о смерти? Так, чтобы это не превращалось в паранойю или не вызывало меланхолию? Необходимо регулярно запускать мысль о смерти и внимательно осознавать все ощущения в теле. Ни в коем случае не бороться с этими ощущениями. Если страшно – пусть будет страшно. Если есть напряжение – пусть будет. Пусть будет все, что есть. Это нужно прожить, принять. Но не бороться с этим и не индульгировать в этом. Ведь перед смертью любой человек, скорее всего, с радостью проживет любое событие, любой миг своей жизни – лишь бы пожить подольше. А ведь можно принять это сейчас, пока есть время. Ведь время пока есть. Нужно быть отрешенным свидетелем, но не подавлять эти ощущения, чувствовать их тотально, но не потакать им. Любым ощущением можно наслаждаться, если помнить, что смерть пока не коснулась, но может быть, уже сейчас коснётся…

Это необходимо практиковать постоянно, каждый раз, когда об этом вспоминаешь. Со временем частота этого самовспоминания увеличится. Кроме того, могут измениться эмоции, возникающие при мысли о смерти. Эта мысль начнет наполнять отрешенностью, огромной силой, или чувством ни с чем не сравнимого торжества. Ведь настоящий воин, подлинный мистик знает, что он умрет. И именно в этом знании он черпает мужество, достаточное для того чтобы встретить внутри или снаружи все, что угодно. Именно в мысли о смерти он черпает мужество, необходимое для встречи со своей смертью.

Когда контакт со знанием о своей смертности возвращает отрешенность, можно переходить к практическому применению этого ощущения. Ниже будут обозначены лишь несколько областей из огромного поля возможностей:

Контакты
: Если тяжелы те или иные ситуации в общении, необходимо просто осознать собственную смертность, Посмотреть в глаза собеседнику и осознать, что он точно так же смертен. Смерть уравнивает всех. Все равны. Все умрут. Никто не лучше и не хуже, чем кто-либо другой. Это помогает на переговорах с людьми, обладающими большой властью в социуме или в общении с теми, кого ставишь "ниже" своей важной персоны.

Трезвость: Мысль о смерти трезвит. Если человек болен, не выспался, влип в бестолковые дела, ему нужно просто вспомнить о смерти, принять происходящее и мгновенно отбросить это. Просто уйти из этого. Осознав, что на это нет времени. Помня о смерти, можно убрать любую свою неадекватность, включая сильнейшее наркотическое опьянение.

Сила: В глаза человека, который перед боем помнит о смерти, боятся смотреть все, кроме тех, кто помнит о смерти - а с теми, кто помнит о смерти, воину делить нечего…. Из жизни естественным образом исчезают все проблемы с милицией, хулиганами, агрессивными собаками и прочим, что обычный человек воспринимает, как проблему, а воин – как вызов.

Любовь: Каждый раз, когда есть обиды или злость на любимых, нужно просто осознать собственную смертность. Если это Любовь – тогда, даже не закончив свои обвинения, начинаешь благодарить своих любимых за то, что они дали возможность пережить радость общения с ними. Ведь, может быть, эта встреча – последняя. На брань нет времени – есть время только благодарить и прощаться. Кстати, при таком подходе ни зависимости, ни ревности не возникает – есть только Любовь.

Осознанность: Очень легко осознавать любое действие и быть медитативным, если знать, что эта медитация может оказаться последней. Исчезает стремление к цели, ведь цель – смерть, так зачем торопиться? Каждая мысль о смерти приводит в пресловутое "здесь и сейчас". Исчезает "болезнь ложных усилий".

Память: В моменты озарений и самадхи, осознанных снов и выходов во второе внимание весь этот опыт никуда не теряется. Вспоминая о смерти и отдавая себе команду запомнить полученное переживание, можно впоследствии восстановить его в обычном состоянии сознания. Как бы "привязать" к мысли о смерти и "протащить" в этот мир.

В состоянии контакта со своим советчиком необходимо исследовать все области своей жизни на предмет безупречности. Ведь абсолютно все, что делает мистик, должно быть соотнесено с мыслью о собственной смерти. Только так можно чего-то достичь на Пути. Только так можно увидеть собственные автоматизмы и вырваться за их рамки. Не зря общение со смертью-советчиком использовали во всех традициях, включая те, где рассматривали концепции рая или перерождения...

Только после регулярного практического использования смерти, как советчика появляется истинное понимание работы этого механизма. Ведь понимание у воина всегда приходит после практики. Мысль о смерти – это давление на ум. Воин осознанно создает это давление и уравновешивает его действием. Регулярно исполняя эту технику, воин приходит к тому, о чем говорил дон Хуан Матус: "Страшно не умереть, а умирать, думая об урожае зерна". Тренироваться в этих мыслях всю жизнь и даже перед смертью не суметь их отбросить. Игнорировать всю жизнь свой страх смерти, загоняя его глубоко в себя, и даже умирая, продолжать бояться, хотя чего в такой момент бояться?

Страх смерти становиться ничтожно мал по сравнению со страхом утратить Дух. Невозможно ни доказать, ни даже толком описать, как происходит эта трансформация. Она просто происходит, если практиковать знание о собственной смерти и всё. Можно бояться смерти или нет, можно бояться того, что ничего не боишься – страх утратить Дух, вот что становится главнее всего...

Именно в этот момент смерть по-настоящему становится советчиком. Тому, кто научился этому, смерть-советчик делает подарок. Она указывает на путь с сердцем. Один из миллиона путей. Твой Путь...

P.S. Те, кто думают о смерти – тоже умирают...
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Олег

После принятия идеи ПБИ (на своём уровне), мне кажется неправильным взращивать доминанту, а по сути ещё и лень. Насколько идея смерти может перерасти в паранойю, или наоборот убирать зажимы - не возьмусь судить. Подозреваю, что подобная деятельность будет избирательно воздействовать на определенную область. Если не ошибаюсь, большой опыт применения смерти-советчицы был у японских самураев. Результаты этой практики мне не известны.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Amigo

Представил себя, памятующим о смерти, и эта картина вызывает у меня недоумение - какой смысл тогда в жизни, если за смертью ничто, чего сразу тогда не покончить, раз все равно ничего не светит.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Ga3ry

Ух, какая тема! Одна из Главных, пожалуй. Лично у меня всегда было какое-то внутреннее ощущение, что в этом есть основательное рациональное зерно. В смысле использования смерти в качестве инструмента, способного изменить качество бытия.
Amigo:
Представил себя, памятующим о смерти, и эта картина вызывает у меня недоумение - какой смысл тогда в жизни, если за смертью ничто, чего сразу тогда не покончить, раз все равно ничего не светит.
ИМХО все как раз наоборот. И Вы, думаю, со мной согласитесь, если внимательно посмотрите, кто именно в нас недоволен/разочарован/испуган/... таким положением вещей. Не тот ли, от кого мы все так хотим избавиться? Не эта ли часть нас продвигает принципы "ладно, начну с понедельника", "ну еще полчасика", "да чего там мучиться, и так сойдет" и т.п.? Наконец, не эта ли именно часть нас, собственно, и боится смерти?

Помнить о смерти - не печалиться ежесекундно о прискорбном и неминуемом событии, которое разом прекратит все и отправит нас в небытие. А осознавать конечность времени, отпущеного нам, его убывание, дабы потратить его так, "чтобы не было мучительно больно..."

Смерть может быть великолепнейшей, ультимативной точкой отсчета, позволяющей оценить нашу жизнь в каждый конкретный момент и, в идеале, свести ее к абсолютно трезвому пребыванию в моменте "здесь и сейчас".

О статье: если убрать этот мрачно-романтический флер, вполне вменяемо и дельно.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Олег

Ga3ry! А как бы Вы рекомендовали работать со смертью-советчицей? Как с мантрой? Сомневаюсь. Будете настраиваться на определенный образ? Упражнять ум?

Бесполезно пытаться представить себе великую пустоту (которая есть ничто, и есть всё). А ведь слиться с пустотой, цель любого уважающего себя духовного пути. Только через практику осознания, растворения блокировок можно подойти к осознанию сути.

Каким элементом практики будет выступать смерть-советчица?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Ga3ry

Oleg,
Я, хотя и немножко с этим экспериментировал, ни в коем случае не знаток.
Разумеется, не мантра и не умствования. Скорее, тренировка навыка. Заставляешь себя помнить о чем-то каждую мунуту. Например, быть макс. внимательным.
Как если бы я воспитывал в себе повседневную осознанность, отрешенность - очень похоже. Только вместо помещения себя в позицию стороннего наблюдателя событий, со мною происходящих, я все эти события сравниваю с Главным, все время убеждаясь в их незначительности, мелкости, сиюминутности. Как-то так.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Kargopolov

Да, Ga3ry, извините, но ответ неудовлетворителен. Как-то у Вас слабо и неубедительно. А ведь достаточно очевидно, что здесь речь идёт не просто о какой-то философеме, о некоей теме для умного разговора, а о методе духовной практики. Для практики такого метода нужно хорошо понимать его суть и довести это понимание до конкретных рекомендаций о том, как надлежит практиковать это самое памятование о смерти. А иначе какой же это метод духовной практики? Всего лишь тема для досужих разговоров в одном ряду с киплинговским :"Вечные темы, все как одна - лошади, женщины, спорт и война!" :D

Олег совершенно прав. Памятование о смерти - одна из разновидностей фантазийной медитации, суть которой изложена в следующей цитате из моей книги:
Резюмируя суть фантазийной медитации, можно сказать, что при таком подходе медитация понимается как систематически проводимая внутренняя работа воображения, заключающаяся в намеренном помещении и удерживании выбранного мыслеобраза в фокусе своего сознания. Под мыслеобразом (мыслеформой) понимается информационно-психологическая целостность, в состав которой в тесном сплаве друг с другом входят образные, словесно-мыслительные и эмоциональные компоненты, объединённые единым смысловым стержнем. Мыслеформа отражает желаемое эмоциональное или соматическое состояние или же желаемое (подлежащее развитию) личностное или духовное свойство (черту характера или духовную добродетель) и так далее.
Чем чаще появляется мыслеформа в сфере сознания, чем дольше она там находится и чем лучше сфокусировано на ней внимание, тем быстрее растёт «сила» данной мыслеформы, её энергетика. По мере роста энергетической наполненности мыслеформы также происходит увеличение её информационного богатства и регуляционной силы. Чем выше энергонасыщенность мыслеформы, тем богаче её информационное и эмоциональное содержание и тем большее влияние она оказывает на поведение человека. Пределом такого развития является обретение статуса доминанты5, то есть самой сильной и значимой мыслеформы, господствующей в нашем внутреннем мире и управляющей нашим поведением.
Между тем, согласно концепции моей Школы, правильное развитие сознания осуществляется не через фантазийную медитацию (использование воображения и через это взращивание избранной мыслеформы), а через самосозерцание, приводящее к растворению любых мыслеформ и через это к достижению состояния внутреннего безмолвия.
Напомню, что отказ от фантазийной медитации в моей Школе носит принципиальный характер.
Как видите, всё достаточно просто .
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Kargopolov

Что касается результата этой практики (памятования смерти) то для автора приведенного текста Андрея Фомина всё кончилось весьма печально. Молодой мужчина в расцвете лет, инструктор московского тантрического центра "Прикосновение" и, одновременно, последователь Кастанеды покончил с собою, выбросившись из окна. Отнюдь не по причине несчастной любви и т.п. а как следствие тяжёлого психоэмоционального состояния.
Это произошло несколько лет назад и взбудоражило всю эзотерическую московскую общественность.

Может всё-таки лучше помнить о жизни, чем о смерти? А может быть просто практиковать осознание - самонаблюдение? Как мне представляется, наилучшим и непревзойдённым советчиком является сверхспособность познания - интуитивная Мудрость-Праджня, которая развивается как раз через практику медитации самонаблюдения. Не смерть как советчик, а Праджня как советчик! Разве это не очевидно, господа?

И наверное полезно задуматься, а собственно говоря, что из себя представляет памятование о смерти с точки зрения психологии медитативного процесса?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Ga3ry

Владимир Михайлович, при всем уважении.
Kargopolov:
что касается результата этой практики (памятования смерти) то для ... Андрея Фомина всё кончилось весьма печально. ...последователь Кастанеды покончил с собою, выбросившись из окна. ...как следствие тяжёлого психоэмоционального состояния.
1. Есть ли основания утверждать, что его состояние было вызвано именно памятованием о смерти? Помнится, у Кастанеды есть намного более "подходящая" практика - прыжок в пропасть.
2. Есть ли основания утверждать, что его состояние было вызвано кастанедовскими практиками вообще?
3. Есть ли основания утверждать, что у него было какое-то там "состояние"? Это ведь стандартная фраза-отмазка в таких случаях. Ибо как еще обыватель может обьяснить обывателю мотивы суицида?
4. Есть ли основания утверждать, что его поступок - неадекватен и неприемлем для него (не зная истинных мотивов)? Мы лишь знаем, что он ушел отсюда, но знаем ли, куда он пришел?
5. De mortuis aut bene aut nihil

А может быть просто практиковать осознание - самонаблюдение?
Конечно. Я, ведь, не ставил эту практику выше ЭМП. И даже не сравнивал. Просто - есть и такое на белом свете.

И наверное полезно задуматься, а собственно говоря, что из себя представляет памятование о смерти с точки зрения психологии медитативного процесса?
А вот об этом я (и не только я, думается) хотел бы услышать от Вас, самому сказать особо нечего.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Oleg

ga3ry, DB, Amigo!

У меня тоже был некоторый опыт работы с практиками, описанными КК. Этот опыт, разумеется, не может претендовать на что-то серьёзное, но для меня он важен. Одна из практик, с которой я пытался работать в течение пары месяцев является перепросмотр. Практиковать этот метод сейчас, желания нет. И основная причина в том, что придётся поддерживать умственную деятельность: вначале выбрать объект перепросмотра, затем постоянно удерживать это воспоминание. Сегодня мне кажется это утомительным, а главное неправильным. Использование смерти-советчицы, на мой взгляд, опять-таки требует создание образа, с которым будет происходить сравнение. Фактически, наш багаж формирует этот образ, этот же багаж и будет приводиться в соответствие образу. Разве это не работа ума?

Согласен с В.М. Зачем вообще искать дополнение к самонаблюдению (исключая случаи специализированной и силовой практик)? В любой момент, когда это необходимо, ты просто смотришь внутрь себя, наблюдаешь происходящие процессы, и как следствие приближаешься к основе. Что может быть проще и эффективнее?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Kadykoff

По-моему, надо спокойно и осознанно принять жизнь, и это естественно приведет к принятию своей смертности...
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Kargopolov

Согласен, принятие своей жизни, своей жизненной ситуации, как она есть на данный момент, одновременно означает и принятие своей смертности. Особенно это важно для пожилых людей.

Однако неприятие своей смертности как проблема может быть только у высокотревожных людей, имеющих склонность к навязчивым страхам. И методы решения этой проблемы те же самые, что и при лечении различных фобий. Но здесь речь идёт о памятовании смерти как методе духовного развития и как о средстве, по мнению сторонников Кастанеды, резко усиливающем эффективность и качество проживания жизни.

Да-а-а... Кратко ответить не удастся. Так что сразу предупреждаю, текст будет большой, но, чтобы облегчить участь читателя, я его разобью на несколько постов. Просьба к участникам обсуждения - пока я не закончу, пожалуйста повремените со своими постами, чтобы я мог выложить своё мнение компактно, а не в чересполосицу. Постараюсь это сделать в течение следующего дня.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Kargopolov

Ga3ry пишет: " De mortuis aut bene aut nihil" (О мёртвых либо хорошо, либо ничего).

Да Вы, никак подвергаете сомнению необходимость данного обсуждения и даже считаете его морально сомнительным? Думаю, что Вы совершенно не правы.
Во-первых, до сих пор никто ничего плохого в адрес несчастного Андрея Фомина не сказал, да и не собирается этого делать. Или Вы полагаете, что деликатность по отношению к трагически погибшему человеку имеется только у Вас?
Во-вторых, эта тема слишком важна для благополучия многих практикующих, чтобы мы могли отказаться от её обсуждения. Это будет очень неправильным и неадекватным.
Так что не надо становиться в красивую позу, морально возвышаясь над остальными участниками обсуждения. Конечно, понимаю, погорячились...
Ну, а теперь, по-существу:

В своё время, когда я работал в психиатрической больнице им. Скворцова-Степанова, меня направили в Москву на специализацию по суицидологии (в суицидологический центр на базе института психиатрии им. Ганушкина). Ну и конечно, на протяжении своей профессиональной деятельности я неоднократно работал с пациентами, имеющими суицидальные наклонности. Так что располагаю в этой области определёнными знаниями и опытом. На основании чего и попробую ответить на вопросы, заданные Ga3ry.

Конечно же, этот, как и любой другой, суицид не имеет одной-единственной причины, тем не менее практика памятования о смерти, по моему глубокому убеждению, внесла вполне весомый вклад в эту трагедию. Ведь он к этой практике относился крайне серьёзно, читал на эту тему лекции для своих учеников и даже написал обсуждаемую здесь статью. Совершенно очевидно, что практика систематического памятования о смерти была составной частью его повседневной жизни. Так что признать её в качестве чего-то малосущественного и эфемерного, просто невозможно. Конечно,как и всегда в подобных случаях, это был, хоть и существенный, но далеко не единственный негативный фактор. Безусловно,имелся целый КОМПЛЕКС таких факторов, а именно:

а) Возможное употребление наркотиков.
Как утверждают, Андрей Фомин употреблял наркотики (правда его близкие люди говорят, что он уже давно от них отказался). Если же это в самом деле имело место, то других причин можно и не искать. Как известно, наркоманы долго не живут и быстро погибают либо от передозировки, либо кончают самоубийством ( прыжок в вечность из окна - очень типичный способ самоубийства у наркоманов).

б) Психоэнергетическая конституция человека.

Судя по всему, А. Фомин был депрессивной личностью.
Человек с устойчивой психикой, имеющий хороший психоэмоциональный ресурс и не предрасположенный к депрессии, достаточно легко справляется и с психотравмами, и с различными вредностями, в том числе и с такими вредными (ИМХО!) практиками, как памятование о смерти. Это можно уподобить гриппу - здоровый человек переболеет и выздоровеет, а ослабленный, пожилой человек вполне может погибнуть от осложнений. Более того, человек, не склонный к депрессии, инстинктивно отвергает такого рода практики. Они являются притягательными только для людей, предрасположенных к аутодеструктивному поведению (алкоголизму, наркотикам, экстремальным видам спорта и вообще к всевозможному риску).
Кстати, подтверждением того, что действительно имела место глубокая депрессия, являются показания хорошо его знающего человека, который в форуме на вопрос о том, куда делся Фомин, ответил, что "Андрей сейчас умирает" (за месяц до смерти). Косвенным свидетельством также является то, что суицид произошёл в начале ноября, т. е в середине периода осенней депрессии.
Т. о. я далёк от простой и незатейливой мысли, что практика памятования о смерти была единственной причиной данного суицида. Тем не менее, считаю, что свой, вполне весомый и сугубо негативный вклад в эту трагедию она внесла.

Хочу обратить внимание читателя на то, что обсуждая причины этого суицида, я сейчас рассматривал покойного Андрея Фомина ( да обретёт покой его мятущаяся душа) как обычного человека, ничего особенного не практикующего. Но ведь это не так! Андрей Фомин (Гаятри) был практикующим эзотериком, человеком, практиковавшим не только памятование о смерти, но и другие медитативные и психоэнергетические практики. Более того, он обучал этим практикам других людей! Как известно, он был инструктором тантрического центра "Прикосновение" и учеником известного московского эзотерика Андрея Лапина. Таким образом, рассматривать этот случай, как обычный, никак нельзя. С эзотерических учителей и спрос другой. Разве не так? А следовательно и взгляды, которых он придерживался, и методы, которые он практиковал и которым обучал своих учеников, следует признать крайне сомнительными ("судите по плодам их").

Я убеждён в том, что при правильном понимании своих проблем и при правильном руководстве со стороны его наставника, также при правильных, адекватных его индивидуальным особенностям и личностным проблемам, методах энергомедитативной практики, его вполне можно было бы вылечить и трагедии бы не произошло.

Я это говорю, поскольку имею профессиональную подготовку в области суицидологии (на базе Института психиатрии имени Ганушкина в Москве), а также имею достаточно успешный опыт работы с депрессивными больными (сочетание психотерапии и прицельной энергомедитативной практики).

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Kargopolov

Ну а теперь рассмотрим самое важное - вопрос о том, как действует на человека практика ежедневного, неоднократного и систематического памятования о смерти.

Сначала немного юмора (взято отсюда):forum.taote.org/index.php?topic=137.15
На одном из форумов в теме "Смерть как советчик" некий умный человек под ником Талибан пишет:
У меня есть две знакомые девушки, обе всегда носят особенно красивое белье, но из разных побуждений.
Одна так говорит:
- Если вдруг что случится, в больнице или морге я хочу быть хороша собой.
Вторая говорит так:
- Никогда не знаешь, где встретишь отца своих детей.
Он же про безупречных воинов, советующихся со смертью:
...досужие бессмысленные разговоры заигравшихся людей. Чтобы смерть была, ха-ха, энергетическим фактом, нужно сначала обнаружить факт своей жизни.
Блестяще! Кстати, почти то же самое, но другими словами, было сказано Kadykoff -ым
надо спокойно и осознанно принять жизнь, и это естественно приведет к принятию своей смертности...
Для справки: Талибан - практикующий последователь Дзогчен (очень близкое нам учение).

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
Kargopolov

Ну а теперь серьёзно. Какое влияние оказывает практика памятования смерти, ежели она выполняется систематическим образом?
Напомню, что по словам Андрея Фомина, суть этой практики заключается в следующих трёх пунктах:
На начальном этапе этой практики необходимо осознать три пункта:
1. "Я смертен, я умру".
2. "Я могу умереть в любую секунду. Например, в эту".
3. "После смерти ничего нет".
С точки зрения концепции моей Школы, изложенной в книге ПБИ, по сути практика памятования о смерти представляет собою кратковременную, "пунктирную" фантазийную медитацию. И состоит она в том, что практикующий в течение дня, пусть и кратковременно, но неоднократно помещает соответствующую слову "смерть" мыслеформу в фокус своего сознания и какое-то время там её удерживает.

Здесь будет уместным напомнить, что слово - это всего лишь тара, наполняемая смысловым содержанием. Это информационный аналог мешка, ящика или бочонка, т.е. вместилище для определённого содержания, которое и будем называть "мыслеформой". Возможно это и не самое удачное название, однако этот термин уже давно используется в эзотерической литературе и для наших целей вполне пригоден.

Что же является таким содержанием, в ассоциативном и смысловом отношении связанным со словом "смерть"?

а) Во-первых, это, конечно же вербально-идеаторный ряд, включающий разного рода идеи, концепты, философемы, всевозможные размышлизмы и интеллектуальные спекуляции вокруг этой темы.

Отличительной особенностью вербально-идеаторной составляющей данной мыслеформы (как и любой другой) является сочетание интеллектуального богатства с весьма слабым энергетическим наполнением. Об этом хорошо знает любой психотерапевт (немощность терапии рационального убеждения по Дюбуа) и каждый экстрасенс ( воспринимать чужие образы и эмоции намного легче, чем чужие мысли). Как бы громко человек ни думал, его мысли не имеют такого сильного энергетического наполнения, как образы и эмоции.. Вдохновляющая и влияющая на реальное поведение сила воздействия намного мощнее у образов, чем у мыслей, намного мощнее у искусства, нежели у философии. Полагаю, что истинность этого утверждения вполне очевидна ( по крайней мере для практических психологов и экстрасенсов - целителей). Ежели нет, примите мои соболезнования.

б) Во-вторых, это эмоционально-образная составляющая данной мыслеформы.

Речь идёт уже не о мыслях и идеях, а о "картинках" и эмоциях, ассоциативным образом возникающих, когда мы вспоминаем о смерти. Эти ассоциации всегда отражают наш личный опыт встречи со смертью (похороны и сопутствующая им психоэмоциональная атмосфера, гроб с телом усопшего, рыдающие родственники, удушливый сладковатый запах тления ( я, к примеру, сразу же вспоминаю транспортировку в жару тела убитого камнепадом альпиниста на Кавказе в районе Безенги), кладбище, зияющая могила и процедура бросания комьев земли, сильнейшее психотравмирующее воздействие при разборе вещей покойного и тому подобная КОНКРЕТИКА, включающая не только переживание смерти близкого человека и похороны, но и обстоятельства самой смерти.

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#17
Kargopolov

Продолжение.

Все эти, весьма конкретные образы (всплывающие в нашей памяти, хотим мы того или нет, при воспоминании о смерти), имеют сильнейшее эмоциональное наполнение.
И что же это за эмоции? Позитивные и энергонаполняющие? Никак нет, негативные и весьма разрушительные. Это депрессия (скорбь, горе, переживание тяжёлой утраты) либо страх (от умеренной тревоги и до ужаса, испытываемого при воспоминании обстоятельств и причин смерти).

Таким образом, я утверждаю, что памятование о смерти у людей уже предрасположенных к депрессии может привести к резкому усилению депрессии (вплоть до клинического уровня) и даже появлению суицидальных мыслей и даже реального планирования самоубийства.
А у высокотревожных людей (есть такой тип личности - тревожная личность) памятование о смерти может привести к развитию танатофобии - навязчивого страха смерти.

в) Тонкоматериальная (энергетическая) составляющая данной мыслеформы.


Конечно же. объяснять, что такое тонкоматериальная составляющая мыслеформы смерти тем, кто не имеет хотя бы минимальной экстрасенсорной чувствительности, бесполезно, а тем, кто её имеет, -излишне, они и сами всё понимают. Тем не менее. в рамках кастанедовской "контролируемой глупости" , всё-таки кое-что скажу.

В энергетическом плане (в моём восприятии) здесь совсем плохо - чёрное, холодное, забирающее жизненную энергию, пустота и мертвечина, зияющий энергетический провал, т. е. всё прямо противоположное Жизни, Свету, Духу животворящему. ( кстати, просьба сообщить, какие образы, ощущения и восприятия возникают у вас при сосредоточении на смерти).

Далеко не случайно все целители - экстрасенсы предостерегают от фиксации на умерших людях. Такая фиксация приводит к патологическим психоэнергетическим связям, так называемым "некротическим связям". Некротические связи очень опасны, поскольку приводят к лишению жизненной энергии, психическим нарушениям и преждевременной смерти. Здесь же можно упомянуть о том, что в зловредной чёрной магии используется широкий спектр методов наведения порчи, связанных со смертью ( кладбищенская земля, различные ритуалы, проводимые на кладбище, фото в гроб, отпевание живого вместе с умершими и т. п.).

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#18
Kargopolov

Завершение.

Практика памятования смерти вовсе не является кастанедовским эксклюзивом. С давних пор она известна и в христианской традиции, и в ещё более древней буддийской традиции.
Естественно возникает вопрос: если практика памятования о смерти такая вредная и разрушительная, то почему мы не слышим о её многочисленных жертвах? Да потому что люди намного больше говорят, чем делают. Людей, которые действительно ежедневно практикуют памятование о смерти, крайне мало. Так что скажем спасибо матушке-лени, нашей заступнице и спасительнице.

Что касается полезности памятования смерти в качестве стимула, повышающего эффективность проживания жизни, то лично для меня это неубедительно. Не думаю, что в реальной жизни это сработает и злостные лентяи превратятся в шустрых веников.
Кстати, у древних римлян стимулом (стимулус) называлась остроконечная палка, ударами которой погонялся вьючный скот.
Пришпоривать себя, используя смерть в качестве пугала? Ну не знаю... Не верю, что такой способ мотивирования самого себя окажется продуктивным. Уровень работоспособности и жизненной активности человека довольно жёстко задан особенностями его организма и его психики, и конечно, его наличным энергетическим ресурсом. Не думаю, что надо таким вычурным способом пришпоривать себя. Нужно просто работать над развитием своей энергетики и своего сознания посредством ЭМП.

Резюме: Практику памятования смерти я рассматриваю как противоестественную, энергозатратную и просто неприемлемую для любого человека, имеющего мало-мальски серьёзный опыт практики медитации самонаблюдения.
На этом заканчиваю и жду ваших высказываний по теме.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#19
DB

Kargopolov написал:
кстати, просьба сообщить, какие образы, ощущения и восаприятия возникают у вас при сосредоточении на смерти
Попробовал отследить, куда меня приведёт слово "смерть", и на ум начали приходить картины осени, запустения, ощущение уныния, печали... Таким образом, смерть для меня это прежде всего ощущение потери чего-то.
Ещё есть ощущение неизбежности, что-то, что всё равно грядёт, что бы человек не делал.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#20
Ga3ry

Что ж, господа, похоже, дискуссия естественным образом выдохлась. Было интересно, спасибо всем. Правда, мою позицию так и не поняли. Видимо, мне с самого начала надо было возразить против формулировки "памятование о смерти" и предложить что-нибудь вроде "памятование о кратковременности и уникальности жизни". Глядишь, пошло бы по-другому. Ну да ладно.

На закуску хотел бы предложить несколько цитат из писем Сенеки к Луцию, перекликающихся с тем, что я тут пытался обьяснить:
Говорю тебе: с часа твоего рождения идешь ты к смерти. Об этом должны мы думать и помнить постоянно, если хотим безмятежно дожидаться последнего часа, страх перед которым лишает нас покоя во все остальные часы.

Каждый день размышляй об этом, чтобы ты мог равнодушно расстаться с жизнью, за которую многие цепляются и держатся, словно уносимые потоком - за колючие кусты и острые камни. Большинство так и мечется между страхом смерти и мученьями жизни; жалкие, они и жить не хотят, и умереть не умеют. Сделай же свою жизнь приятной, оставив всякую тревогу о ней. Никакое благо не принесет радости обладателю, если он в душе не готов его утратить, и всего безболезненней утратить то, о чем невозможно жалеть, утратив. Поэтому укрепляй мужеством и закаляй свой дух против того, что может произойти даже с самыми могущественными.