Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Дзогчен о признаках духовного продвижения.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Олег

Согласно тибетскому учению Дзогчен, существуют определенные знаки духовного продвижения, которые делятся на различные группы внутренних и внешних признаков, которые указывают, что мы достигли определённого уровня контроля над умом. Получение этих знаков является важным фактором, но важно также не стремиться к их обретению. Вообще, если мы знаем о знаках заранее, то возникает опасность того, что мы можем начать намеренно создавать их.
Существует восемь внутренних знаков, каждый из которых имеет свой определенный символ.
Так, первый знак можно представить в виде черепахи, которая, будучи посаженной в сосуд с водой, втягивает свои конечности обратно в панцирь.
При этом практикующий чувствует, что его ум почти не может двигаться.
Это знак того, что ум обращается вовнутрь
..Мой комментарий (ВМ):
Здесь речь идёт о Пратьяхаре. В Йоге это традиционный образ, иллюстрирующий Пратьяхару.
Символ второго знака - маленькая птичка, дрожащая на холодном ветру.
Наш ум становится утонченным и ясным и вследствие этого начинает дрожать.
.
Третий знак можно изобразить в виде брошенной на стол и беспорядочно движущейся
кучи крабов или же в виде грозди винограда, также брошенной на стол, в которой каждая ягодка
заняла свое собственное положение. Это знак того, что не предпринимается никаких усилий для сдерживания ума, ум не обуздывается и не вовлекается в вынесение суждений; он без каких-либо
усилий принял естественное состояние. Это значит, что после занятий медитацией мы пребываем в естественном и расслабленном состоянии, в котором нет какого-либо навязанного порядка мыслей;
это состояние свободной релаксации, противоположное первому знаку обращения ума вовнутрь
. Мой комментарий (ВМ);
Это состояние, в котором пробуждается интуитивная Мудрость - Праджня. Объекты, находящиеся в поле восприятия, самопроизвольно выстраиваются в паттерн, соответствующий силовым линиям реальности, без каких либо искажений, вносимых нашим умом. Это подобно тому, как железные опилки выстраиваются в поле магнита в соответствии с его силовыми линиями. Подробнее об этом написано в моей книге ПБИ.
Символ четвертого знака берет свое начало в древности, когда еще не было спичек, и для того, чтобы высечь огонь, тибетцы использовали кремень и трут. Иногда искра высекалась, иногда нет. Так и в медитативном состоянии: иногда мы ощущаем, что мы спокойны, а иногда — нет. Также иногда у нас есть понимание, а иногда — нет.
Обретя опыт обоих переживаний, мы можем осознать, что такое истинное понимание, и
определить, когда мы действительно находимся в состоянии покоя.
Мой комментарий (ВМ)
Это описание стадии Дхараны. Краткая суть этой стадии заключается в том, что иногда мы сохраняем состояние медитации, а иногда теряем его (отвлечения внимания). Находясь на этой стадии, практикующий является, по моему выражению, "пунктирным БуддоЙ".
Пятый знак можно представить как текущую через очень узкую трубу или кран воду.
Это означает, что состояние ума стало стабильным, очень тонким и ровным и что поток постоянен.
Мой комментарий (ВМ):
Это уже описание более продвинутой стадии - Дхианы. В классической Йоге Патанджали для описания этой стадии. на которой достигается непрерывность медитации и неотвлекаемость внимания, используется образ масла, льющегося из кувшина непрерывной струёй.
Очевидно, что метафора классической Йоги лучше, чем используемый в данном трактате образ воды, льющейся из крана.
Символ шестого знака- пчела, не желающая далеко улетать от наполненного нектаром цветка.
Это значит, что во время практики концентрации мы чувствуем себя очень хорошо, у нас развилась привязанность к этому удовольствию, и мы не желаем его прекращать. Но это привязанность не в
негативном смысле, это желание продолжать практику и дальше, желание не останавливаться.
Это также значит, что практика работает, поскольку практикуя, мы чувствуем себя уютно и можем продолжать практику длительное время.
Мой комментарий (ВМ):
Это очень хороший и чёткий критерий - способность продолжать практику сидячей медитации сколь угодно долго, не прилагая при этом никаких волевых усилий.
Седьмой знак можно представить в виде рыбы, которая плавает или прыгает в любом направлении, как ей заблагорассудится, не думая о возможных препятствиях и опасностях.
Это подобно внезапному ощущению свободы; ощущению, что в каком бы направлении ум ни
двигался, какие бы мысли ни возникали в нем, нет ни возбуждения, ни отвлечения.
Мой комментарий (ВМ):
Тоже очень хороший критерий. Я бы его сформулировал несколько иначе - обретение состояния свободы, яркости бытия и раскованности, которое можно уподобить превращению сухой воблы в живую рыбу.
Символ восьмого знака - осенний ветер, дующий через листву деревьев и ни на чем не задерживающийся. Это значит, что какие бы мысли ни возникали, ум продолжает свое течение без формирования каких-либо привязанностей.
Мой комментарий (ВМ):
На этой, завершающей стадии, человек без каких-либо специальных усилий может находиться в состоянии медитации где бы он ни был и чем бы он ни занимался. для него уже нет необходимости заниматься сидячей медитацией. Однако тот, кто посчитает, что уже достиг этой стадии и ему уже не нужно заниматься сидячей медитацией (достаточно просто пребывать в осознанности в повседневной жизни) - ни кто иной, как самоуверенный болван.

В целом мне понравилось. Но сам я при обучении медитации, никогда не даю никаких признаков прогресса, поскольку не считаю это знание полезным для практики. Кстати, такого же мнения придерживается и автор процитированного текста. Он пишет, что "важно не стремиться к обретению этих знаков". Ну а когда не знаешь, то и не заморачиваешься, и не отвлекаешься от самой практики.
Кстати, в Йога Сутре Патанджали даются только три стадии развития одного и того же медитативного процесса медитации сосредоточения, которую Патанджали называет Сабиджа Самадхи или Самьямой. Это Дхарана, Дхиана и Самадхи. Более подробный материал на эту тему дан в моей книге "Путь без иллюзий".