Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

А.В. Клюев.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Ga3ry

Всем доброго времени суток.

Рекомендую почитать А. В. Клюева (тоже петербуржец, кстати). Производит очень сильное впечатление, мощный дядька. Тоже узнаете о том, что было и будет, но не только. Главное - узнаете, зачем и для чего мы живем и что делать (с практикой). Если недостаточно книг ПБИ.

Кстати, очень интересно мнение народа о том, что говорит Клюев. Особенно о практической части. Особенно от Владимира Михайловича.

Удачи всем .
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

А.В. Клюев - последователь Интегральной Йоги Шри Ауробиндо Гхоша. ...у него на каждом шагу говорится о нисходящей Эволюционной Силе! А это - визитная карточка Интегральной Йоги Шри Ауробиндо. Вот цитата из предисловия к книге Клюева "Свобода от смерти":
"Эта дорога - интегральный Путь Сознательной Эволюции, а эликсир бессмертия - нисходящая Эволюционная (Божественная) Энергия (Сила)."
Клюев, на мой взгляд, является преисполненным огромного энтузиазма дилетантом в этой сфере и практиковать по предлагаемой им системе я не советую. Он жуткий эклектик, причём эклектик малообразованный (очень слабое представление о методах буддийской медитации, об индийской йоге, о китайском цигун, о даосских практиках). У него в одной куче смешаны явно несовместимые вещи: и медитация самонаблюдение (в извращённом варианте Шри Ауробиндо) и сердечная молитва. Здесь же у него и Джидду Кришнамурти, великий путаник, явно ошибочные резонёрские рассуждения которого Клюев предлагает "медитативно читать" и даже "медитативно переписывать".

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Ga3ry

Что касается А. Клюева, то (ИМХО) не стоит его записывать в "ауробиндисты". Я знавал парочку таких, это просто любители пофилософствовать "за просветление". Клюев же реализовал себя практически. Да, он сам говорит, что Шри Ауробиндо был его первым учителем, но на сегодня, на мой взгляд, от него у Клюева осталась только терминология да взгляд на энергетическую природу человека (которую, кстати, я даже не знаю как соотнести с вашей (не сочтите только, что вашу ставлю ниже)). Да, он взял жесткую медитацию Шри Ауробиндо, но другим её не рекомендует.

Но для меня интересно не это. Если попытаться абстрагироваться от клюевских терминов, теорий и постоянных кивков на христианство, и сосредоточиться на практической части его... Чуть не написал "учения". Нет, он мне видится человеком скромным. Мне интересна его короткая и простая методология практического достижения "царства Божьего" в короткие сроки. Выглядит очень реалистично (для меня, разумеется). Если угодно, я могу попробовать сделать коротенький дайджест, чтобы был предмет разговора, хотя и вижу, что это имя вам знакомо.

Я сейчас слушаю его аудио лекции в машине по дороге на работу и обратно, и должен сказать, что мозги они переворачивают не меньше, чем в свое время Кастанеда. ПБИ на меня оказывет скорее упорядочивающее и систематизирующее действие. Большое, кстати, спасибо, книги потрясающие (наткнулся совершенно случайно в какой-то рассылке; столько эзотерического мусора летает по рунету, а вот стоящее надо или разыскивать целенаправленно, или случайно само выскакивает).

Так вот, не могли бы вы прокомментировать именно практические методы Клюева (медитации по остановке мыслей и на социум, практики самонаблюдения и тотального приятия (смирения), медитативное переписывание определенных книг и т. д.). Вот это было бы действительно важно и интересно узнать.

Всего доброго.
Игорь.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Kargopolov

Ga3ry, Вы жестоко заблуждаетесь, когда говорите, что Клюев не является последователем Шри Ауробиндо. Да у него на каждом шагу говорится о нисходящей Эволюционной Силе! А это - визитная карточка Интегральной Йоги Шри Ауробиндо. То, что Клюев говорит, что он сам по себе и ничьим последователем не является, всего лишь свидетельствует о его гордыне и завышенной самооценке.

На самом деле у него вообще нет ничего своего. Клюевское самонаблюдение полностью заимствовано из Интегральной Йоги Ауробиндо. Кстати, именно по этой причине оно делается малопригодным для практики. Дело в том, что, если ученик принимает концепцию Нисходящей Силы, то во время медитации самонаблюдения он с неизбежностью особо выделяет своим вниманием пространство над головой. Также в такую медитацию контрабандой привносится образ (мыслеформа) медленно-тягучего движения энергии через тело практикующего в направлении сверху вниз. В итоге практикующий заполучает сильный и нездоровый энергетический разбаланс.

Такая медитация опасна, поскольку приводит к ряду неприятных проблем. На физическом уровне это заболевания половой сферы (для женщин типично развитие фибромиомы матки), ног (часто варикозные вены), почек (от чего помер и сам Шри Ауробиндо). Далее, такая практика чревата удалением желчного пузыря и развитием заболеваний, связанных с поджелудочной железой.
На психоэмоциональном уровне такая медитация приводит к появлению повышенной тревоги и страхов, чередующихся с наплывами депрессии. Очень типичным следствием такой медитации является деформация личности по шизоидному типу (нездоровый уход в себя, нарастающая интроверсия, трудности общения, дистанцирование и болезненная отстранённость от окружающего).

Клюев также рекомендует всем начинающим метод сосредоточения на кончике носа, что является очень грубой ошибкой. Дело в том, что этот метод - специализированный, он имеет свои показания и свои противопоказания. Однако для Клюева проблема предварительной диагностики, похоже вообще не существует.

Ещё раз позволю себе повториться: медитация самонаблюдения по Шри Ауробиндо, (сочетающаяся с удерживанием внимания над головой), так же как и медитация на макушечном центре, а также и медитация на кончике носа, полностью противопоказаны тем, у кого имеются проблемы с половой сферой. У женщин, практикующих такую медитацию и уже имеющих нижний энергетический перегруз, фибромиома матки будет расти как на дрожжах. И это не просто страшилки, я за свои слова отвечаю.

Да, Игорь, печально, что Вы всего этого не увидели, будучи загипнотизированы красивыми речами. Я люблю повторять, что в эзотерической сфере трезвость мысли и проверка на соответствие строгим критериям достоверности значительно более важны, чем в точных и естественных науках. Там дисциплинирует сам предмет изучения и при любых ошибках и заблуждениях тут же включается обратная связь. Здесь же всё это резко ослаблено, поэтому от нас и требуется повышенная бдительность и здоровая критичность.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Kargopolov

Несведущий человек может сказать, что методической находкой А. Клюева являются методы медитативного чтения и медитативного переписывания духовных текстов. Да ничего подобного! Рецитация и переписывание сутр издавна практиковались в китайском буддизме, да и в индийской традиции было то же самое (медитативное чтение Бхагавадгиты, например). Здесь Клюев совсем не оригинален.
Вот уместная цитата из моей книги:
Глава 3. Дзэн коанов и дзэн безмолвного созерцания
(Том 2 - Часть 1)
"Существуют различные уровни понимания духовной практики: от самого грубого и примитивного и до наивысшего. Самый низкий уровень духовной практики состоит в исполнении ритуалов и священных церемоний, а также заучивании наизусть и рецитации священных текстов. В буддизме - это заучивание важнейших сутр, в даосизме и индуизме - таких текстов как Дао-дэ-цзин и Бхагавадгита. Заучивание наизусть обычно сопровождается практикой тематического размышления, которую ошибочно принимают за медитацию.

Выглядит это следующим образом: группа учеников сначала хором повторяет вслух, вслед за наставником, шлоку Бхагавадгиты, после чего, в течение определённого времени все сидят в полном молчании, размышляя над её смыслом. В буддизме Махаяны мы видим то же самое: заучивание наизусть буддистских сутр и ежедневное их чтение нараспев является обязательной практикой во всех дзэнских монастырях. Аналогичный метод работы над священными текстами с давних времён существует и в даосских монастырях. Ну и что же в этом плохого?

Действительно, ничего в этом плохого нет, точно так же, как нет ничего плохого в изучении инструкции по пользованию бытовой техникой. Изучение духовных текстов полезно и необходимо. Однако только в том случае, если мы этим изучением не ограничиваемся и не превращаем его в ежедневный ритуал, отнимающий то время, которое должно быть посвящено энергомедитативной практике.

Духовные тексты имеют троякое назначение. Во-первых, они задают мировоззренческий контекст духовной практики. Во-вторых, они вдохновляют человека на работу над собой, создают необходимую для духовной практики мотивацию. Наконец, в-третьих, и это самое важное, ибо без него всё остальное оказывается бесполезным, духовные книги дают человеку методы духовной практики. Таким образом, ценность духовных книг и священных текстов определяется тем, насколько они способны давать информационное обеспечение для духовного развития человека.

Чтобы в полной мере понять всю нелепость сведения духовной практики исключительно к заучиванию и рецитации священных текстов, представьте себе человека, подобным образом относящегося, например, к инструкции для стиральной машины. Сначала он заучивает её наизусть, а затем ежедневно читает её нараспев. Но этим дело и ограничивается - стиральную машину никогда не включают, а бельё остаётся грязным.

Или, другой пример. Человек собрался в путешествие. Перед тем, как отправляться в путь, он накупил географических карт, путеводителей, туристских справочников и с головой погрузился в их изучение. Проходят дни, недели, месяцы и годы, а он всё ещё сидит дома и изучает справочную литературу. Произошло смещение мотивации с цели на средство. То, что должно быть всего лишь средством, стало самоцелью, а подлинная цель оказалась упущенной из виду.

На самом деле, нужно не столько размышлять над духовным текстом (например, над Дао-дэ-цзином), сколько работать непосредственно со своим сознанием, то есть быть включённым в практику сидячей медитации. Тогда, на определённой стадии развития сознания, текст, который ранее казался маловразумительным и запутанным, станет вполне понятным.

Моя точка зрения в этом вопросе ни в коей мере не является оригинальной. Фактически, таких принципов придерживался так называемый дзэн патриархов. Согласно чаньскому преданию, первый патриарх Чань-буддизма Бодхидхарма просидел в медитации в горной пещере лицом к стене полных девять лет. Для первого патриарха самым главным видом духовной практики являлась именно сидячая медитация (кит. цзо-чань, яп. дзадзэн). Уже само название этой, наиболее могущественной школы буддизма - Чань-буддизм (яп. дзэн-буддизм), в переводе означает буддизм медитации.

Таким образом, дзэн патриархов совершенно ясно и недвусмысленно отстаивал ту точку зрения, что заучивание наизусть сутр и их рецитация, тематическое размышление над различными тезисами буддистского вероучения, исполнение ритуальных действий и т.п. - всё это вторично и несущественно по сравнению с практикой сидячей медитации. Согласно учению, которое принёс из Индии первый патриарх Бодхидхарма, - главное, что требуется для духовного развития - это практика самосозерцания, работа над собственным сознанием, которую не могут заменить никакие молитвы, никакие ритуальные действия. В Чань-буддизме сидячая медитация является ключевым методом практики духовного самосовершенствования. По крайней мере, именно такой позиции придерживались все шесть патриархов Чань-буддизма."
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Kargopolov

Ga3ry пишет про Клюева:
"Вообще он говорит о том, что в результате следования его методу человек из закупоренного сосуда со "стоячим болотом" внутри превращается в проточную (сверху вниз) систему. И никаких замкнутых колец или орбит."
Вот это и есть энергетическая двойственность в полный рост. Полное невежество относительно устройства энергосистемы человека.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Ga3ry

Спасибо, Владимир Михайлович, за познавательную беседу. Разговор окончен, хотя я так и не определился с системой координат. Может, просто решили не говорить того, чего я ждал... И за совет спасибо. Сомнения есть, и по Клюеву, и по Каргополову (удивитесь, но гораздо меньше), но более всего - по себе, любимому.

Разрешите напоследок невежливый вопрос общего характера? Считаете ли вы свою систему единственно верной? Считаете ли вы, что она закончена и достигла своего совершенства, что ни вам, ни кому-либо еще менять в ней нечего? Что никакая новая информация эту ситуацию не изменит?

Вопрос был вызван ощущением такого этакого вами неприятия "чужеродных" взглядов. Хотя, наверное, это все из-за самой личности Клюева, или вашей усталости от многократных ответов на одни и те же глупые вопросы и бесполезности "метания бисера перед..." говорить вещи, которые собеседник понять не способен (ему пока просто нечем), или...
Прошу извинить, если мой тон был выбран неверно; это я не вас ковыряю, а себя.

Всего доброго.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Kargopolov

Ga3ry пишет:
Считаете ли вы свою систему единственно верной? Считаете ли вы, что она закончена и достигла своего совершенства, что ни вам, ни кому-либо еще менять в ней нечего? Что никакая новая информация эту ситуацию не изменит?
Извините, Ga3ry, но это стандартный демагогический приём, использование которого в приличном обществе считается нечестным и предосудительным.

Дело в том, что тому, от кого требуют ответа, ну никак не возможно сказать: "Да, мои взгляды абсолютно правильные, лишены каких-либо ошибок и заблуждений и являются единственно верными. И вообще я самый умный на свете.". :D Ай - яй-яй, Ga3ry, Вам не стыдно использовать такие дешёвые приёмы, общепринятые среди дискутирующих троллей?

Конечно же, так полемизировать нельзя. Ну неприлично это. Совершенно очевидно, что неправильно говорить сразу обо всей системе взглядов, целиком и полностью, ибо в любой большой концептуальной системе есть как несомненные мощные истины, так и тезисы, в большей степени являющиеся выдвинутыми гипотезами, нуждающимися в дальнейшем исследовании и подтверждении. Так что говорить и спрашивать нужно конкретно.

Вот если бы Вы меня спросили, к примеру: "А что, Владимир Михайлович, Вы в самом деле полностью и вне всяких сомнений, уверены в то, что концепция замкнутой микрокосмической орбиты является истинной, а концепцию Восходящей Силы в Кундалини Йоге и концепцию Нисходящей Силы в Интегральной Йоге - неправильными и ущербными по причине их флюсоподобной односторонности?", то тогда я бы немедленно дал свой положительный ответ.
Так что, уважаемый Ga3ry, если хотите сохранить моё уважение, пожалуйста избавьте меня от подобных лукавых приёмов ведения дискуссии и задавайте вопросы конкретно и честно.

Ну а ответ на Ваш вопрос имеется в моей книге (в послесловии). Цитирую:
"Что же касается самого автора данной книги, то он ни в коем случае не претендует на обладание врожденным иммунитетом против совершения ошибок. На самом деле в природе не существует такой вещи, как безошибочность. Существуют только разные уровни адекватности, о коей самому человеку судить довольно трудно. Вообще говоря, любая плодотворная концепция, любая продуктивная система знаний подобна живому дереву, которое растёт и развивается. Такое дерево каждую осень сбрасывает старую листву, а каждую весну на нём появляются новые листья. Неизменной же остаётся только пластмассовая ёлка. Претензии на абсолютную безошибочность нелепы именно потому, что они одновременно означают претензии на исчерпывающую полноту и завершенность системы знаний. Однако эта полнота и завершенность сильно напоминает покойницкую. Всё, что плодотворно, всё, что живёт и дышит, всегда имеет некую незавершенность, а стало быть и потенциал для дальнейшего развития. Надеюсь, что именно такой и является моя книга."
А моё неприятие Клюева, как я вполне основательно показал, определяется конкретными содержательными ошибками учения Шри Ауробиндо, а не моим болезненным самолюбием и нетерпимостью ко всем иным учениям. Ваше объяснение моей критичности представляет собою довольно стереотипную реакцию. Когда, к примеру, я говорю о неприемлемости концепции нисходящей Силы, то объясняю это с позиций энергетической двойственности. И при этом противопоставляю вовсе не свою биоэнергетическую теорию, а даосскую концепцию микрокосмической орбиты.

А ещё, уважаемый Игорь, разница между нами состоит в том, что Вы просто повторяете цитаты из Клюева, а когда я говорю об энергетике, то основываюсь на собственном опыте и собственной способности её восприятия.

Когда приходится не просто отвечать на вопросы учеников, но вступать в дискуссию с человеком, оспаривающим твоё мнение, но при этом не имеющем ни необходимых знаний, ни достаточного личного опыта медитативной практики (я уже не говорю о работе с людьми), ни необходимой экстрасенсорной чувствительности, это воспринимается, как бессмысленная потеря времени. Особенно печально, когда мышление оппонента носит эмоционально-ассоциативный характер, а содержательно обоснованные доводы другой стороны просто игнорируются.