Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

О ловушке чрезмерного думания и о медитации по Илье Беляеву.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Oleg

Здравствуйте Владимир Михайлович!

Спасибо за раскрытие предыдущей темы!
Как я понял, совершенствование в практике дыхания даосских прямого и обратного кругов происходит за счёт увеличения цикла дыхания, при сохранении нитевидности дыхания, а так же большего расслабления тела. Хотелось бы узнать как изменяется субъективное ощущение энергопотока по мере прогрессирования. Энергопоток уплотняется - сжимается, приходиться прикладывать усилия, чтобы его продвигать на фоне расслабления? Или же поток должен становиться тоньше, легче. Какая характеристика энергопотока должна измениться по мере совершенствования практики (сейчас, например, движется что-то похожее на размытую волну)? Существует ли доступная аналогия?
Так же интересует, различие в действии медитации остановки внутреннего диалога в чистом виде (пустота – всплыла мысль - отследил мысль – растворил мысль – пустота) и медитации самонаблюдения. Самонаблюдение позволяет пережить эмоции, а остановка диалога просто их выключает? Является ли это схожими действиями? Остановка внутреннего диалога на определённом этапе приводит к “остановке мира”? Что происходит когда “мир останавливается”? Усиливается энергообмен со средой через какой-то канал (чакрам)? Будет ли способствовать дальнейшая практика остановки диалога развитию других чакрамов, позволит ли гармонично развиваться?

С уважением, Олег.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

Здравствуйте Олег!

Озабоченность собственным прогрессом на самом деле делает таковой невозможным.

Для тех, кто понимает, что такое самонаблюдение, совет прост - такую озабоченность поощрять нельзя, её надлежит отнаблюдать, а не идти у неё на поводу. Потребность отслеживать тучность или тощесть своих энергетических коров порождается озабоченным умом, но не настоящей практической потребностью.

Другими словами, Вы задаёте неправильные вопросы, плохие вопросы. Очень показателен тот факт, что количество задаваемых Вами вопросов на единицу текста - просто зашкаливающее. Это однозначно говорит о гипертрофии интеллектуального начала, что очень скверно влияет на Вашу способность правильно медитировать. Ваша проблема вовсе не в том, чтобы ещё и ещё усовершенствовать собственное понимание медитации, а в том, чтобы прекратить думание по поводу того, как правильно медитировать. Этот процесс грозит быть бесконечным. Медитация - это не-мысль, не-думание, не мышление. Мой совет - прекратите понимать и начните медитировать. :D

Правильная энергомедитативная практика очень проста и монотонна. Она не требует великого ума и больших познаний. Она требует совсем иного - великого усердия. Она не создаёт никакой пищи для ума. У Вас же я вижу явную гипертрофию интеллектуального начала - в плохом смысле - тот самый случай, когда человек порабощён своим умом, которому всё время нужно перемалывать всё новую и новую информацию. В подобных случаях ЭМП вырождается в бесконечные рассуждения по поводу энергетики, медитации и т.п. Вместо самой медитации (а она зараза, такая скучная и монотонная) сваливаемся в размышления по поводу медитации.

Как известно, самым лучшим учеником великого Сунь Лутана, добившимся выдающихся результатов и ставшего большим мастером, стал самый глупый и самый невежественный из его учеников. Он не тратил времени на разговоры, а усердно практиковал.

Да, действительно, самонаблюдение - это растворение ума и его трансцендирование, а медитация внутренней остановки (не надо говорить о кастанедовской "остановке внутреннего диалога", мы не последователи Кастанеды) - всего лишь выключение ума, которое даёт энергетическое развитие, но не информационное; Силу, но не Мудрость.

Олег, не обижайтесь, но сколько бы Вы вопросов на эту тему не задавали, боюсь, что это Вам не поможет. Вы пытаетесь, располагая всеми ресурсами своего интеллекта, умом разобраться в том, как Вам следует заниматься. Ничего не получится.

Вы совершенно неправильно подходите к делу. Вы хотите наперёд получить исчерпывающее понимание, а затем на его основе правильно, оптимально и наиболее эффективно практиковать. Здесь Вы серьёзно заблуждаетесь. На самом деле сначала правильная практика и только потом, как её следствие приходит правильное понимание.

Вот почему так необходим компетентный наставник. Вы же хотите сами себе быть наставником и руководителем, ошибочно полагая, что для этого достаточно получить нужную информацию (при этом, "нужность" информации Вы определяете сами), немного подумать и разобраться.
Однако Учитель не является информационным официантом. Компетентный наставник отвечает не на вопросы ученика, порождаемые его ошибочными взглядами, а на его реальные проблемы, которые сам ученик даже не осознаёт.

Позволю себе повториться: подлинное понимание никогда не приходит прежде практики, оно может прийти только после неё и в результате неё.

Всего доброго. ВМ.

Очень хотелось бы услышать мнение тех, кто уже имеет достаточный опыт ЭМП и может сравнить своё понимание до практики и после получения определённого опыта.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Oleg

Добрый день!
Предпринимал попытки двигаться в определённых направлениях, но пока топчусь на месте. Обращаясь на форум - несколько поторопился, но в том числе и благодаря ответам, наконец сформировал представление о том, как и чем заниматься (хотя в книге приведено много информации, некоторые моменты не сразу проясняются).
Возможно опять чего-то не понял, но суть самонаблюдения (только при открытых глазах) хорошо передана в книге Ильи Беляева “Пространство сознания”:
"Теперь об "абсолютной осознанности". Это погружение сознания в свою собственную ясность и растворение в ней без остатка. Прежде всего, важно четко уяснить, что это значит. Для этого нужно открыть в нашем сознании ту его часть, которая не засорена мыслями, переживаниями, воспоминаниями и эмоциями. По сути, это - просто спокойное восприятие себя и происходящего, но без сосредоточенности, которая вызывает напряжение и последующее поглощение мыслями.
Мы просто осознаем собственную осознанность. Она естественно является внимательной, ясной, чистой и открытой. Мы обращаемся к самой сути нашего осознания, к его центру. Этот центр похож на светлое прозрачное окно, распахнутое в небо.
Это ключевой момент. Если мы не сможем обнаружить центр осознания и проникнуть в его глубину, смысл практики ускользнет от нас.
В центре осознанности ничего нет, вниманию там не за что зацепиться. Это, скорее, ощущение того, что мы проникаем в сердцевину, в самую суть нашей способности осознавать и остаемся в ней без напряжения и усилий. Библейское "Я есмь" точно передает это состояние.
И в эту осознанность мы погружаем все постороннее, все возникающие отвлечения. Мысли и отвлекающие эмоции начинают "тонуть" или растворяться в поле чистого осознания. Само состояние осознанности при этом углубляется и становится все более устойчивым.
При внимательной работе мы обнаружим, что состояние ясной осознанности лучится. Оно испускает тончайшие, невидимые обычным зрением, но отчетливо ощущаемые лучи. Излучение распространяется во всех направлениях.
Нужно погрузиться в эту светимость и позволить ей распространиться по неосвещенной, тусклой периферии сознания. Буквально залить окраины сознания светом, исходящим из центра осознанности. В этой лучистой основе надо растворить все остальные составляющие нашего восприятия без остатка. Это означает буквально стать лучистой осознанностью.
Процесс выглядит следующим образом:
[*]Обнаружить центр осознанности. [*]Проникнуть в него. [*]Открыть качество светимости. [*]Погрузиться в светимость, распространить ее по всему полю осознания. [*]Растворить все отвлечения, возникающие на периферии сознания. [*]Полностью слиться с лучистой сущностью осознания, стать ею.
При этом может возникнуть ощущение либо растворения, либо расширения нашего "я". Растворение "я" приводит к покою, переживание "я есть все" - путь к обретению сиддх. И то, и другое указывает на движение в правильном направлении. Могут также возникнуть состояния устойчивости, открытости, ясности, прозрачности, облегчения, внутренней радости. Все это хорошие признаки. Они указывают на то, что солнце осознания начинает восходить.”
Вот с чем-то подобным мне нравиться, и у меня и получается работать.
Если не ошибаюсь, что-то подобное описывает Сэкида Кацуки в книге “Практика дзэн” (на мой взгляд замечательная книга). Правда не понимаю, почему этот процесс должен быть мучительно тяжёлым (чем тяжелее процесс, тем более плодотворна тренировка). Были вопросы и с медитацией присутствием, пока не вычитал, что медитация самонаблюдение и присутствие одно и тоже, с той лишь разницей, что при самонаблюдении внимание направлено вовнутрь, а при присутствии наружу, и суть медитации одинакова: наблюдение и растворение. Результат показан в отрывке: “Растворение "я" приводит к покою, переживание "я есть все" - путь к обретению сиддх”. Так или иначе направление указано, и… может быть даже принято.
mr_Hriublin! Благодарю за поддержку! Позволю себе не согласиться, в том числе и с мнением Владимира Михайловича, что подменяю медитацию думанием. Пока попробую заниматься по типовой схеме.
Приятно осознавать, что при возникновении сложной ситуации тебе помогут.
С уважением, Олег!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Kargopolov

Илья Беляев :
Нужно погрузиться в эту светимость и позволить ей распространиться по неосвещенной, тусклой периферии сознания. Буквально залить окраины сознания светом, исходящим из центра осознанности. В этой лучистой основе надо растворить все остальные составляющие нашего восприятия без остатка. Это означает буквально стать лучистой осознанностью.
Процесс выглядит следующим образом:
[*]Обнаружить центр осознанности. [*]Проникнуть в него. [*]Открыть качество светимости. [*]Погрузиться в светимость, распространить ее по всему полю осознания. [*]Растворить все отвлечения, возникающие на периферии сознания. [*]Полностью слиться с лучистой сущностью осознания, стать ею.
То, что здесь рекомендует Илья Беляев, я считаю методически ошибочным. Тот метод практики медитации самонаблюдения, который излагается в моей книге и практикуется в моей Школе - коренным образом отличается от предлагаемого Беляевым. Мы не выискиваем "центр осознанности", не "проникаем в него", не "погружаемся в светимость", не "распространяем её по всему полю осознания". Мы не пытаемся "слиться с лучистой сущностью сознания, стать ею".
То, что мы делаем - намного проще, но, вместе с тем намного глубже, мощнее и эффективнее.
Мы просто созерцаем (наблюдаем) всё, что есть. То есть всё, что находится в сфере нашего актуального сознания.

Илья Беляев, хотя и много пишет про осознание, но, увы, оказывается плохо понимает, что это такое. Когда я ознакомился с тем, что он даёт на своих лекциях (в сети имеется множество видеоматериалов), я был огорчён его методической всеядностью и непониманием принципиально важных вещей. На его семинарах можно встретить всё, что угодно - и астрологию, и религиозный шиваизм и мантра Йогу, и Дзогчен, причём всевозможные методы, системы и концепции у него вообще не фильтруются и не подвергаются критическому рассмотрению с принципиальных позиций. Синкретизм и жуткий винегрет из малосовместимых компонентов.

Кстати, ещё в те далёкие времена, когда он занимался у Тоши бог знает чем, я уже практиковал медитацию самонаблюдение (Илья Беляев моложе меня на 6 лет). Он, конечно, милый человек, но, увы, к сожалению, до сих пор не видит разницы между фантазийной медитацией (работой воображения) и медитацией реалистической - медитацией простого и безыскусного самонаблюдения.

Так, к примеру, он рекомендует для постоянного употребления психотехнику "резинка" (ластик). для "мгновенного стирания внутреннего мусора" Когда в голове крутятся "обрывки прошлого", разные мысли, эмоции, воспоминания и т.п., он рекомендует представить стирательную резинку , которой нужно взять, да и стереть всё это, удалить из своего сознания. Но это же совершенно безграмотная рекомендация. В результате такого "стирания" происходит всего лишь вытеснение этой внутрипсихической информации, но никак не её подлинное растворение. Последнее возможно только с помощью спокойного и пассивного созерцания (самонаблюдения), при котором вообще отсутствует желание что-либо удалять из своего сознания. Тот факт, что Илья предлагает подобную технику, однозначно говорит об отсутствии понимания того, как работает осознание во время медитации самонаблюдения. Да и процитированная Олегом техника медитации, также не имеет ничего общего с практикой самонаблюдения.

Олег пишет:
суть самонаблюдения (только при открытых глазах) хорошо передана в книге Ильи Беляева “Пространство сознания”.
Ну что тут сказать? В моей книге ПБИ неоднократно говорится, что медитация-самонаблюдение, практика которой приводит к обретению интуитивной Мудрости-Праджни ( сверхспособности понимания) выполняется непременно при закрытых глазах. Вы же с небрежностью отбрасываете мои слова, ссылаясь на разных авторов. В принципе - Ваше право. Вы можете принимать или отвергать любые взгляды. Но если я не являюсь для Вас авторитетом, то зачем Вы заходите на мой сайт и задаёте вопросы?

К тому же в книге ПБИ у меня всё расписано очень подробно и аргументированно. Чтобы понять, почему в данном случае Илья Беляев неправ, нужно получить личный опыт медитативной практики, а не задавать бесчисленные вопросы. Хотите практиковать по Илье Беляеву - бога ради! Но тогда зачем обращаться ко мне? У него есть свой сайт, вот к нему и обращайтесь, а я, честно говоря, уже устал от Ваших бесконечных вопросов.

Тот факт, что Вам этот его пассаж очень понравился и Вы решили взять эту технику, весьма далёкую от подлинной медитации самосозерцания, на вооружение, говорит о том, что Вы так и не поняли базовую концепцию медитативной практики, принятую в моей Школе.
Но в этом случае, позволю себе повториться, Вам следовало бы обращаться со своими вопросами не ко мне, а непосредственно к самому Беляеву, у которого имеется свой сайт.

Удивительное дело, метод медитации самонаблюдения в моей книге изложен с великой ясностью, дано руководство к практике, намного лучшее, чем у Ильи Беляева, но Вы, тем не менее, выбираете его ошибочную технику медитации, контрабандой протаскивающую совершенно для нас неприемлемое сочетание фантазийной медитации с трансовым состоянием, исключающее процесс подлинного осознания.

Сразу видно, что Вы либо прочитали мою книгу (1-ю часть 2-го тома) по диагонали, в режиме быстрочтения, либо просто не поняли её содержание, причём не поняли самых важных, принципиально важных вещей.
И при этом немеряное количество вопросов! Как-то нехорошо это и неправильно.