Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Йога Нидра или сидячая медитация?

Kargopolov

Руководитель школы
#1
PSLY

Здравствуйте ! Владимир Михайлович, огромное спасибо вам за вашу книгу. Читаю,не нарадуюсь.
Давно искал нечто подобное. Есть огромное желание заниматься. Но одна проблемка тормозит
все мои начинания. У меня вегетососудистая дистония. Как только я с ней не боролся. И хатха
йога с расслаблением и бег,контрастный душ и многое другое. Становится иногда легче.Но утром
встаю заниматься,сердце выпрыгивает из груди.
Сажусь в медитацию, расслабляюсь. Сначало вроде нормально, но буквально через 2,3 минуты начинается отдышка. Сердце стучит. Короче не до медитации. Пробовал и асаны в начале и шавасану и вечером заниматься, результат один и тот же, сажусь в медитацию и все. Единственная поза где я могу медитировать это шавасана. Но вы говорили что это поза не для медитации, а просто для расслабления. Разъясните почему. Я в ней не засыпаю, неужели я не могу в ней медитировать. Или еще ждать пока я справлюсь со своим недугом. Хотя я уже борюсь лет 5.Может вы что подскажите, как ее одолеть.
Бойко, которого вы ругаете, отлично применяет йогу нидру в шавасане и говорит что расслабление
и медитация это одно и то же. Об этом говорит и Бихарская школа йоги. Я тоже думаю, что какая разница в какой позе мы очищаем свое сознание от наслоений эго, т.е. медитируем. Главное не уснуть, а быть осознанным. Подскажите пожалуйсто, неужели я не прав. Спасибо.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

Конечно же, медитация - это внутренняя техника, которая может практиковаться в любой позе, в том числе и в Шавасане. Но всё-таки эта поза предназначена для релаксации, а не для медитации. И в индийской йоге, и в буддистской медитации, и в даосских практиках медитация традиционно выполняется в сидячей позе со скрещёнными ногами. Причём Сватмарама, автор "Хатха Йога Прадипики" выделяет как самую лучшую из всех асан Сиддхасану и я с ним полностью согласен. Это не просто дань традиции, выбор медитативной позиции сидя имеет очень серьёзные обоснования, которые вполне очевидны для людей, способных к восприятию энергопотоков в собственном теле.
Что касается товарища Бойко, то он великолепный фитнес-инструктор (гимнастика, релаксация), совершенно искренне считающий себя учителем классической Йоги, но на самом деле таковым не являющийся. Он и его последователи боятся медитации, поскольку её не знают, не понимают и не практикуют. Подробнее об этом можно прочесть в ПБИ, в главе "Хатха Йога и духовное развитие" (понимаю, что Вы уже этот материал читали, но кроме Вас есть и другие читатели, для которых это будет полезно и актуально).

Что касается Вашей ситуации, то совершенно очевидно, что Вы практикуете неправильно. Причиной тому совершенно упрощённые (просто до безобразия!) представления о медитации. Когда Вы пишете - я практиковал медитацию и у меня пошла одышка и сердцебиение, Вы совершенно не учитываете того, что:
а) сама медитация (внутренняя техника) может быть очень разной.
б) позиция тела, рук, глаза открытые или закрытые - имеют большое значение.

Ну нету "просто медитации", как нет "просто книги". Точно так же, как книги имеют самое разное содержание, точно так же и методы медитации бывают очень разные и дают самые разнообразные эффекты.
Вы задаёте мне вопрос, но даже не указываете в чём заключается эта самая Ваша медитация, на которую Вы жалуетесь (?!). Пожалуйста опишите подробно на каком круге Вы занимаетесь,в какой позе вы сидите, какая позиция рук, глаза закрыты или открыты, какая техника медитации, т. е. что именно Вы делаете, когда сидите в этой позе (работа внимания и внутрипсихическая установка).
Только после этого я смогу хоть как-то, в первом приближении, сориентироваться в Вашей ситуации.
И конечно, коль скоро у Вас такие серьёзные и хронические проблемы со здоровьем, имеет смысл приехать на консультацию в СПб. Тогда мои рекомендации будут намного более полноценными.
Тем более, что в вегетососудистой дистонии огромное значение имеет именно психологический фактор. Во многих случаях, подпадающих под этот диагноз, то, что именуют ВСД, на самом деле представляет собою более мягкую разновидность панических атак. Но такие вещи заочно не лечатся.
Будет неправильным использовать этот раздел форума для лечения тяжёлых хронических заболеваний. Это несерьёзно, а с моей стороны, такое заочное лечение классифицируется как безответственность и непрофессионализм.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
PSLY

Спасибо вам за ответ. В том то и дело что техника медитации не имеет для моего недуга значение.
Я пробовал по разному и результат один и тот же.
Имеет значение именно внешнее условие- длительное( примерно более 3,4,5 минут) сидение прямо без упора и замедление дыхание как следствие неподвижности и расслабленности.
Если я просто сижу в кресле, когда у спины есть опора и например смотрю телевизор, т.е. внимание
во внешнем мире, такого не происходит. Стоит мне сесть прямо без опоры, закрыть глаза и сосредоточиться на внутреннем, я автоматом расслабляюсь и дыхание само замедляется без моего вмешательства. И тут я чувствую что как будто моему сердцу тяжело держать тело без опоры и не хватает воздуха, от того что я дышу медленно и начинается сердцебиение и отдышка. Если же я медитирую в кресле с упором, мне уже легче, если лежу в шавассане, а еще лучше на боку, то все отлично и я могу медитировать. Сейчас делаю практику самонаблюдения именно лежа. Так все таки можно ли для начала заниматься практикой самонаблюдения лежа. Неужели я чего то пропущу в своих наблюдениях. Или хотя бы сидеть в кресле с упором спины.

Приехать к сожалению пока не могу к вам.
Свой недуг то меня в жизни стал достовать уже редко, когда я веду спокойный образ жизни. Психологический фактор был много лет назад,я с ним работал и считаю, что победил его. Поэтому мне по жизни стало легче.
Но если физ. нагрузка или стресс, то начинается отдышка и боли в сердце. Сердце проверял, все нормально. Еще есть подозрение, что это идет от остеохондроза грудного отдела позвоночника. Поэтому стал делать гимнастику для спины. Но после любых упражнений у меня отдышка и боли в сердце. Интересно, что при легком беге этого не происходит. Потом прочитал про хатху йогу, где упражнения для спины делаются медленно и расслаблено. И тут мое сердце вообще взбунтовалась. Если я расслабляюсь, то дыхание замедляется и сердцу не хватает воздуха. Становится еще хуже. Пробовал в асанах дышать чаще. Вроде становилось легче но сердце все равно болело. Короче не вижу выхода. Конечно наращивал нагрузку постепенно, но сердце все равно болит.
Может не обращать на это внимание и продолжать заниматься? Как вы думаете? Но с асанами то ладно. Но когда я медитирую, я считаю что тело своими проблемами не должно мне мешать наблюдать внутреннее пространство. Поэтому медитирую только лежа. Все равно надеюсь на вашу помощь на расстоянии.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Kargopolov

Вы ошибаетесь, полагая, что уже всё знаете о медитации. Вы всего лишь хотите услышать у меня подтверждение собственных взглядов. Извините, так у нас ничего не выйдет. Не тот случай, чтобы я взялся руководить Вашей практикой заочно. Либо нужно было приехать на консультацию (не воспримите это за коммерческое заманивание потенциального клиента, поскольку на консультации ко мне приходит людей более чем достаточно), либо заниматься по собственному разумению. К сожалению, вы так и не услышали, то, что я вам сказал в предыдущем посте.
Цитирую ваши слова:
"В том то и дело что техника медитации не имеет для моего недуга значение.Я пробовал по разному и результат один и тот же."
Думаю, что Вы жестоко ошибаетесь. Уверен в том, что во время сидячей медитации у Вас:
а)неправильная позиция рук; б)неправильная постановка позвоночника; в)неправильная внутрипсихическая медитативная установка (внутренняя техника).

Вот ведь как получается - я говорю, что техника медитации имеет большое значение, а Вы небрежно отбрасываете мои слова. Тогда зачем вообще ко мне обращаетесь со своими проблемами?
Ну и как мы с Вами будем общаться дальше? А ведь я недвусмысленно сказал, что Вы неправильно практикуете. Так что, увы, продуктивного общения не получилось и нет никакого смысла его продолжать. Более того, таких людей, которые не хотят (или не могут) услышать то, что им говорится, я отказываю не только в заочном консультировании, но и в непосредственной (очной) консультации. Похоже что Вы сами себе Учитель. Как говорится, Бог в помощь.
Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
PSLY

Извините, мне очень жаль, что я вас не понял.Не хотел вас обидеть, а тем более навязать свои
взгляды. Я просто цепляюсь за любую соломинку.
Я ведь практиковал медитацию самонаблюдение по вашей книге. Что я делал не так, не знаю. И как тогда правильно практиковать, если я не могу даже сидеть с закрытыми глазами ? Прошу вас, ответить мне, так можно ли практиковать медитацию самонаблюдения для начала хотя бы лежа или
сидя в кресле с упором спины.
Может мне не надо сильно расслаблятся, чтобы дыхание не уменьшалось. Прошу о малом.

А то что я сказал, что техника медитации не имеет значения для моего недуга, я имел в виду что я только начинаю медитировать по вашей методики или по какой то другой результат один и тот же.
Сейчас пробую заниматься по вашей книги и повторяю-я не могу просто сидеть прямо долгое
время и делать любую медитацию я просто не дохожу до нее. Сами внешние условия, что я сижу без упора спины напрягает мое сердце и я не знаю
что делать. И я уже устал от этого и поэтому обратился к вам. Извините, что неправильно выразил свою мысль.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Kargopolov

Вы говорите, что занимаетесь по моей методике. Но дело в том, что занимаетесь ею в своей интерпретации. Это значит, что эту методическую информацию Вы воспринимаете на основе уже сложившихся у Вас представлений о медитации. При этом что-то своё бессознательно добавляется, а что-то моё бессознательно отбрасывается. В результате на выходе получается совсем другая медитация. Многие люди, приходя на консультацию с превеликим удивлением узнавали о своих серьёзных ошибках как в положении позвоночника, головы, рук, так и в о внутренней (собственно медитативной) технике.
Чтобы Вам помочь, нужно лично, непосредственно пообщаться и посмотреть что и как Вы делаете.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
PSLY

Хорошо, спасибо. Можно тогда вопрос по другой теме. Почему некоторые учителя йоги говорят,
что расслабление и медитация это одно и тоже ?
Некоторые утверждают, что медитация начинается с расслабления. В чем тут суть?
И нужно ли расслабление в медитации, не привидет ли она к трансу или засыпанию и выпадение из осознания. Или оно нужно только в начале ? Тогда почему же они так уверенно утверждают,
что это одно и то же?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Kargopolov

О расслаблении.

PSLY пишет:
Почему некоторые учителя йоги говорят,что расслабление и медитация это одно и тоже ?
Некоторые утверждают, что медитация начинается с расслабления. В чем тут суть?
И нужно ли расслабление в медитации, не привидет ли она к трансу или засыпанию и выпадение из осознания. Или оно нужно только в начале ? Тогда почему же они так уверенно утверждают,
что это одно и то- же?
Также пишет:
Бойко, которого вы ругаете, отлично применяет йогу нидру в шавасане и говорит что расслабление и медитация это одно и то же. Об этом говорит и Бихарская школа йоги.
Почему кто-то что-то говорит - это у него и надо спрашивать, а не у меня. У меня же можно спрашивать моё мнение по проблеме.

Автором ошибочных представлений о том, что "расслабление и медитация это одно и то же", является знаменитый и весьма авторитетный во всём мире наставник Бихарской школы Йоги Свами Сатьянанда Сарасвати. Именно он является автором метода "Нидра Йога", тогда как Виктор Бойко всего лишь движется у него в кильватере.

Конечно же, есть люди, для которых главной проблемой является неспособность расслабиться. Они находятся в хроническом состоянии физического и психического зажима. Да, таким людям, действительно важно уделить расслаблению самое серьёзное внимание. Однако, есть люди, относящиеся к противоположному типу - те, для кого главной проблемой является излишнее расслабление. Эти люди страдают из-за хронической недостаточности мышечного тонуса, которая не менее вредна , чем хроническое перенапряжение, избыточный мышечный тонус.
И когда Виктор Бойко утверждает, что расслабление - это хорошо, а напряжение - плохо, он жестоко ошибается. Это и есть пребывание в методической двойственности. Это явная методическая неадекватность, явное нарушение древнего методического правила: "Один раз Инь, один раз Ян - таков Дао-Путь".
Кстати, ещё один, аналогичный вариант методической двойственности, характерный для московского йогатичера Виктора Бойко - это противопоставление статики и динамики в предлагаемой им программе занятий Хатха Йогой. Согласно Бойко, статика - хорошо, соответствует "классичности", а вот динамика - плохо. Конечно же это не так. И вообще, рассуждения в духе: "Что лучше - всё время лежать или всё время бежать" - нелепы и бессмысленны.

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Kargopolov

Продолжение.

Утверждение о том, что релаксация и медитация - одно и то же, является очень грубой и непростительной ошибкой. На самом деле это совершенно разные вещи.
Расслабление (релаксация) и надлежащая медитативная поза - это всего лишь условия, необходимые для успешной медитации. Прежде, чем приступить к медитации, необходимо создать оптимальное фоновое психосоматическое состояние, для чего нужно снять как излишнее мышечное напряжение (расслабиться), так и излишнее психоэмоциональное возбуждение (успокоиться).
Об этом достаточно обстоятельно говорится в моей книге "Путь без иллюзий"(том 2,часть3, глава 2):
Для того, чтобы наша энергомедитативная практика была продуктивной, мы должны позаботиться не только о правильной позиции тела, но и о правильной «позе» нашего ума. Весьма распространённой ошибкой, роковым образом влияющей на качество медитации, является игнорирование того фонового психосоматического состояния, будучи в котором мы выполняем медитацию. Остановимся на этом подробнее.

Если мы, пусть даже очень старательно, практикуем какой-либо метод медитации, но при этом находимся в состоянии физического и психического «окоченения», то от такой медитации проку будет немного. Отсюда вытекает исключительно важный принцип успешной и высокоэффективной медитации, который в китайской традиции носит название «как будто есть, как будто нет». Это означает, что, когда мы выполняем некую медитацию, скажем, медитацию-сосредоточение, и при этом все 100% своих ресурсов тратим на базовую медитативную установку, т.е. на сосредоточение, тогда, парадоксальным образом, само наше старание сосредотачиваться отрицательным образом сказывается на качестве нашей медитации. В правильной медитации 30% своих ресурсов (своего времени) начинающий должен расходовать на обеспечение должного психосоматического состояния, на фоне которого и производится дальнейшая внутренняя работа согласно избранной медитативной установке. На само же сосредоточение или самонаблюдение или какой-либо другой метод медитации мы расходуем оставшиеся 70% своих ресурсов. Конечно же, приведенные цифры условны и даны только как иллюстрация общего принципа.

Таким образом, прежде чем перейти к основной медитативной практике, сначала нужно привести себя в должное состояние. Для этого используются различные установочные формулы, среди которых наиболее важными являются: «Расслабление», «Спокойствие» и «Доверяю жизни»3. В дальнейшем, на протяжении всего медитативного занятия, необходимо периодически проверять своё базовое психосоматическое состояние и восстанавливать должный уровень расслабления и спокойствия. Таким образом, на протяжении всей медитации наши усилия гармонично распределяются между сохранением состояния расслабленности и безмятежного спокойствия и выполнением основной медитативной техники. Благодаря этому устраняются то напряжение и та зажатость, которые возникают в нашем теле и в нашей психике вследствие чрезмерной старательности. Благодаря этому создаются условия для успешной и высокоэффективной медитации. Китайское выражение «медитация как будто есть, а как будто её и нет», прекрасно описывает суть такого подхода к энергомедитативной практике.

Даже столь краткий обзор этой важной темы - регуляции тела и сознания, показывает, сколь тонким является искусство медитации и сколь велика роль опытного наставника в обучении этому искусству.
Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Kargopolov

Продолжение.

Таким образом, в каждом конкретном случае вопрос о соотношении расслабления и напряжения должен решаться по-разному.
Для разных методов практики требуется разное сочетание расслабления и напряжения. Так, например, Шавасана предназначена для отдыха и релаксации и в этой позе культивируется тотальное расслабление.
Однако в той же Хатха Йоге имеется множество асан, благотворный эффект которых обеспечивается через выраженное напряжение определённых мышечных групп. Например, сутулость и деформация позвоночника по кифозному типу имеет своей причиной недостаточный тонус мышц верхней части спины. Прекрасным решением этой проблемы является поза Кобры (Бхуджангасана), при выполнении которой мы заставляем мышцы верхней части спины весьма интенсивно работать в режиме напряжения. Повторяю для непонятливых - в этом случае терапевтический эффект достигается именно за счёт мышечного напряжения.
Другие примеры асан, задающих выраженное мышечное напряжение, это Маюрасана и Салабхасана (особенно Пурна Салабхасана).
Если для гипертоников, действительно, необходимо культивировать расслабление, то для гипотоников наоборот, нужно культивировать напряжение. То же самое при выраженной астении - вялость и слабость всегда идут рука об руку с перерасслабленностью и недоствточностью мышечного тонуса. Посмотрите на людей, страдающих синдромом хронической усталости и вы увидите изнеженно-измождённую, постоянно расслабленную кисть руки. Сжатие кисти в кулак немедленно оказывает активизирующее действие. По этой причине многие упражнения в предагаемой мною системе оздоровления и развития, выполняются именно при сжатых кулаках.

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Kargopolov

Продолжение.

Что касается медитативных поз, традиционно используемых на Востоке для сидячей медитации (Сиддхасана и Падмасана), то они в этом отношении занимают промежуточное положение. Разумеется, о полном расслаблении во время сидячей медитации никакой речи быть не может. Для сохранения должной позиции тела (прямая постановка позвоночника, расправленная грудь, развёрнутые плечи, прямая постановка головы) совершенно необходима работа соответствующих мышечных групп, которые на протяжении всей медитации должны сохранять определённый уровень напряжения. Если же полностью расслабить эти мышцы, то правильная медитативная поза немедленно вырождается в безобразие, в аутотреннинге именуемое "позой кучера".
Когда в различных руководствах (в том числе и в моём) говорится о том, что в медитации следует быть расслабленным, никоим образом не имеется в виду тотальное расслабление. Речь идёт лишь о соблюдении оптимального соотношения между напряжениями и расслаблениями внутри тела, об оптимальном паттерне распределения зон расслабления и зон напряжения в нашем теле. В контексте сидячей медитации речь идёт о том, что те мышцы, работа которых необходима для поддержания правильной позы, сохраняют напряжение, тогда как все прочие, не участвующие в этом процессе, должны быть расслабленными.

Правильная медитативная поза обеспечивает беспрепятственную циркуляцию жизненной энергии-Праны внутри нашего тела, а также обеспечивает необходимый для успешной медитации уровень активации головного мозга. Оба эти аспекта разумеется, взаимосвязаны, поскольку для сохранения должного уровня психической активности (уровня бодрствования) нужны благоприятные условия (правильная поза) для обеспечения активности восходящих энергопотоков. При согбенной спине, ссутуленных (опущенных вперёд) плечах и поникшей голове это невозможно.

Почему Шавасана непригодна для продуктивной медитации? По той простой причине, что Шавасана предрасполагает к глубокому расслаблению. При этом происходит явное снижение уровня психической активности, уровня бодрствования. Даже если человек не засыпает лёжа в Шавасане, всё равно совокупный баланс напряжений и расслаблений в теле занимающегося не благоприятствует медитативной практике.
Общая закономерность заключается в следующем:
Чем больше расслабление, тем ниже уровень бодрствования, тем выше вероятность попадания в просоночное (оно же гипнагогическое) состояние. Это изменённое состояние сознания, возникающее на промежуточном этапе между сном и бодрствованием (либо при засыпании, либо при пробуждении). В просоночном состоянии уровень осознанности снижается, а уровень внушаемости повышается. Таким образом, практика релаксации в положении лёжа снижает осознанность и повышает внушаемость. Именно это делает Шавасану малопригодной для медитации (как для самонаблюдения, так и для сосредоточения). Вот почему во всех восточных традициях - в йоге, в буддизме, в даосизме - всегда для медитации использовались, как наиболее рекомендуемые, сидячие позы со скрещенными ногами и прямой спиной. Для серьёзных практиков медитации необходимость именно такой - сидячей позиции тела была сама собой разумеющейся.

Сразу же скажу, что ничего плохого в практике релаксации я не вижу. Как отдельное самостоятельное упражнение она, безусловно, полезна. Полезна как специальный метод практики для людей с хроническими мышечными зажимами, с избыточным мышечным напряжением. Полезна, как прекрасный отдых, как средство восстановления сил после интенсивной работы. С этими очевидными вещами никто спорить не собирается.
То, против чего я протестую со всей категоричностью и то, что я рассматриваю как весьма грубую и непростительную ошибку - это невежественное и некомпетентное утверждение, что релаксация и медитация представляют собою одно и то же. На самом деле отличие очень велико и имеет качественный характер. В отличие от релаксации медитация представляет собою непревзойдённый метод развития сознания (духовного развития). Два основных варианта медитативной практики, известных с древнейших времён, это Сабиджа самадхи (медитация сосредоточения) и Нирбиджа Самадхи (медитация самонаблюдения).
Для всех серьёзных практиков медитации самонаблюдения её отличие от релаксации вполне очевидно, а необходимость такого рода обсуждения воспринимается как непродуктивная и малоинтересная растрата времени. То, что мне приходится все эти очевидные вещи разъяснять во всех подробностях, следует рассматривать как своего рода подвиг педагогического долготерпения. :D

Почему Нидра Йога Свами Сатьянанды, которая в России активно пропагандируется йогатичером Виктором Бойко, построена на совершенно иных принципах, об этом пойдёт разговор в последующих постах.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Kargopolov

О Йога Нидре Сатьянанды.

Древняя практика или новодел?

На сайте Бихарской Школы Йоги написано следующее:
Одна из основных особенностей Сатьянанда йоги — уникальная техника «Йога нидры», или «йоги психического сна». Это вид медитации (сродни аутотерапии), осуществляемой лежа под диктовку наставника, когда тело расслабляется и сознание становится восприимчивым к внутренним переживаниям.
Что же из себя представляет Нидра Йога - древнюю каноническую методику или изобретение самого Свами Йогананды? Сам Сатьянанда по этому поводу высказывается вполне недвусмысленно. В своей книге "Йога Нидра" он рассказывает о том, как он совершил это открытие и как родилась Йога Нидра. Таким образом то, что Йога Нидра фактически является методическим новоделом подтверждается словами самого Сатьянанды:
Я перепробовал много важных и малоизвестных практик, но после долгих поисков все же решил сконструировать новую систему, которую назвал Йога Нидрой, квинтэссенцией всех этих практик или наукой, не отягощенной сложными ритуалами.
В другом месте той же книги:
Эту практику я назвал "йогическим сном", но впоследствии переименовал в Йога Нидру, ибо Йога Нидра является Йога Нидрой, как бы ее ни называть.
Конечно же, изобретённую им "Божественную" Нидра Йогу наставник Сатьянанда пытается увязать и с Тантрой, и с Раджа Йогой, т. е. с безусловно авторитетными и общепризнанными учениями. Тем не менее, это не что иное, как новодел, что, собственно говоря, само по себе криминалом не является. :D Творческое развитие Йоги должно приветствоваться, при условии, что это действительно развитие в магистральном направлении, полностью соответствующее основополагающим принципам Йоги. Однако, увы, Нидра Йога Сатьянанды - это методический новодел, никакого отношения к магистральному пути развития сознания, задаваемому классической индийской Йогой, не имеющий.

Как говорят китайские мудрецы "И маленькие тропинки бывают заманчивы, но не следует по ним заходить слишком далеко".

Вдогонку:
Предвосхищаю напрашивающийся вопрос: "Не противоречите ли Вы самому себе? То вы говорите о том, что Йога Нидра - это новодел, то вы говорите, что в ней нет ничего нового, поскольку это всего лишь "йогизированная модификация западного аутотреннинга". Вы уж как-то определитесь."
Отвечаю:
С точки зрения классической Йоги это , безусловно, новодел. С точки зрения западного аутотреннинга - ничего нового она действительно не представляет, более того, при отсутствии ссылок на первоисточник (аутотреннинг по И. Шульцу) Йога Нидру следует рассматривать как плагиат.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Kargopolov

Нидра Йога - стилизованная под Йогу модификация западного аутотреннинга.

Если отвлечься от внешней атрибутики, то по своему психотехническому содержанию Нидра Йога всецело основана на западном подходе к психической саморегуляции (аутотреннинг по И. Шульцу) и на западной психотерапии.
Сатьянанда, подобно многим образованным индусам, был очарован западной наукой и испытывал к ней глубокое уважение (во многом даже чрезмерное для наставника Йоги).
Нетрудно увидеть, что главными компонентами Нидра Йоги являются:
а) релаксация в положении лёжа;
б)самовнушение (аутосуггестия);
в) внушение (гетеросуггестия, т.е. гипнотическое воздействие);
Главным психотехническим содержанием Нидра Йоги является сочетание этих трёх компонентов.
Заявления самого Сатьянанды о том, что гетеросуггестия, проводимая при Нидра Йоге не является гипнозом, не выдерживают никакой критики. Они несерьёзны и неубедительны.

Точно так же, как и в системах западного аутотреннинга, для достижения состояния релаксации Сатьянанда задаёт алгоритм последовательного просмотра частей тела. Он пишет:
... важное место в Йога Нидре занимает точный порядок ротации сознания по всем частям тела. Однажды установленная последовательность не должна нарушаться...
Ещё одним указанием на заимствования из западной науки является вводимый им в Йога Нидру "подвижный человечек" или "подвижный гомункулус", в соответствии с которым Сатьянанда выстраивает рекомендуемую им оптимальную схему "ротации сознания по частям тела".
Сатьянанда пишет:
По физическим стандартам подвижный гомункулус является маленьким человечком с гротескными пропорциями: гормадные растянутые руки, пальцы и черты лица. Такова нейронная абстракция человеческого тела...
Но это же не что иное, как известный во всём научном мире человечек Пенфилда! Пенфилд - это канадский нейрофизиолог, которому впервые пришла в голову счастливая мысль наглядно изобразить в виде диспропорционального человечка представительство тех или иных частей тела в проекционных зонах коры головного мозга. У человечка Пенфилда самые чувствительные и в наибольшей степени представленные в коре головного мозга зоны - это кисти и пальцы рук, язык и горло (голосовые связки), глаза, лицо и гениталии. Кстати, на мой взгляд, весьма симптоматично, что Сатьянанда не использовал общеупотребительное название "гомункулус (человечек) Пенфилда". Вероятно потому, что предложенная им Йога Нидра уже и без того напоминает "суп из топора".

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Kargopolov

Продолжение.


Использование словесных формулировок и визуализаций

В Йога Нидре, точно так же, как и в европейских системах аутосуггестии (самовнушения) и гетеросуггестии (внушения извне) используются словесные формулы. Это очень важная составная часть Йога Нидры. На Западе их обычно именуют "аффирмациями", что переводится как "утверждения". Разумеется, имеются в виду словесные формулировки, такие например, как "healing affirmations" или "spiritual affirmations" (целебные либо духовные аффирмации). В Нидра Йоге они используются в том и другом варианте - и в режиме формул самовнушения, и в режиме внушения извне. В последнем случае (при гетеросуггестии) либо эти формулы произносит наставник, проводящий сеанс Йога Нидры, либо же используется специально подготовленная магнитофонная запись. Через эти формулы задаются желаемые позитивные состояния, позитивные и подлежащие развитию личностные свойства и поведенческие характеристики. Также в Нидра Йоге широко применяются и различные визуализации.

С точки зрения психотехники развития человека все эти средства представляют собою фантазийную медитацию. Между тем, если принять в качестве основы и критерия различения (отличия подлинной Йоги от её имитации) классическое определение, которое было дано Патанджали в самом начале Йога Сутры (Йога читта-вритти нироддха), то фантазийная медитация Йогой не является.
Тех, кто жаждет дальнейшей аргументации, отсылаю к главе "Медитация фантазийная и медитация реалистическая" ("Путь без иллюзий", том2-й, часть 1-я, глава 4-я). http://kargopolov.spb.ru/book/volume2/part1/45-2104.html

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Kargopolov

Продолжение
.

Внушение и просоночное состояние.

Итак, Йога Нидра Сатьянанды - это психотехника, основанная на прямом внушении, которое осуществляется либо ведущим (наставником), либо с помощью записанного на магнитофон текста.
При этом сильный эффект воздействия осуществляется за счёт того, что оно осуществляется на фоне глубокого расслабления в положении лёжа. Глубокая релаксация приводит занимающегося в состояние, которое Сатьянанда называет состоянием Йога Нидры или же "гипнойогическим состоянием". "Йога Нидра - пишет Сатьянанда, - это сумеречное состояние ума между бодрствованием и засыпанием".
Опять же видим заимствование из современной научной психологии. Там это промежуточное состояние сознания между сном и бодрствованием называется "просоночным" или "гипнагогическим". Йогананда же вводит новый термин и именует это состояние "гипнойогическим".

В западной научной психологии и западных системах психотерапии и психической саморегуляции давно известно, что в просоночном состоянии восприятие объективной реальности ослабевает, уровень осознанности снижается, а внушаемость, напротив, резко возрастает.
Вот почему врач-гипнолог сеанс лечебного гипноза всегда начинает с успокоения и расслабления пациента, с приведения пациента в состояние сниженного уровня бодрствования при сохранении канала связи с пациентом.

Сатьянанда пишет, что Йога Нидра - это не гипноз и в то же время, один из подразделов своей книги по Нидра Йоге называет: "Секрет внушаемости ума". Но внушение, идущее извне, - это и есть гипноз! Классический гипноз также начинается с успокоения и расслабления, с приведения пациента в состояние, когда осознанность резко снижается, а внушаемость, напротив, резко возрастает.
В книге "Йога Нидра" Сатьянанда пишет:
Если человек вошёл в состояние восприимчивости (эвфемизм, за которым скрывается слово "внушаемости", В. Каргополов). практикуя Йога Нидру, вы можете сказать ему о его недостатках, внушая ему положительные установки.
И в той же самой книге, несколькими страницами дальше, он же пишет:
"Йога Нидра не занимается ни внушением, ни убеждением.
В подобных случаях англичане говорят: "Если нечто ходит как утка, выглядит как утка и крякает как утка, то это и есть утка!" :D
Увы, для Сатьянанды вообще характерны рыхлость мышления, нечувствительность к логическим неувязкам и стилистическая корявость (один из многочисленных примеров - "внушаемость ума", просто "внушаемость" вполне достаточно).
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
Kargopolov

На одном из сайтов по Йоге нашёл мнение, созвучное моим представлениям.
Пишет некто Вел:
То, что Сатьянанда назвал "йога-нидрой", на самом деле есть элементарный аутотренинг, разработанный немцем доктором Шульцем ещё в первой половине ХХ века. Но в суровой капиталистической реальности за кражу чужой идеи здорово наказывают, и чтобы не платить штраф, Сатьянанда просто дал методу другое название и слегка притрусил его йогической терминологией. Настоящий йогический сон совсем не то, он не создается усилием, он приходит сам, когда практикующий достигает определённой ступени.
...поскольку неплохо знаю систему Шульца (практиковал года два) и инструкции Сатьянанды - у меня есть его "Йога-нидра", то практически полное сходство отчётливо видно. Сатьянанда только применяет йогическую терминологию ...
Вряд ли Сатьянанда опасался ответственности за плагиат, но в остальном правота автора поста вполне очевидна.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#17
Kargopolov

О проблемах PSLY.

Наш топикстартер PSLY попросил совета и разъяснений в связи со своими проблемами (см. его посты в начале ветки). Конечно, озвученные им проблемы слишком серьёзны для того, чтобы пытаться их решать заочно, о чём я сразу же и написал.. Однако PSLY в ответ сообщил, что приехать не может. Считаю, что скорее всего, человек считает такое хлопотное дело, как поездка в Санкт-Петербург нецелесообразным. Тем более, что решение как заниматься медитацией с учётом своих особенностей, им уже найдено. По крайней мере у меня создалось именно такое впечатление. И обращение ко мне, скорее всего, для пущей уверенности, для подтверждения правильности своего понимания того, как практиковать медитацию. Между тем, PSLY даже не представляет того объёма знаний, которым нужно обладать для успешной практики медитации.
Мастер Дзен Кодо Саваки в подобных случаях восклицал:
"Если бы ты, по крайней мере, понял, что ты не имеешь ни малейшего понимания! Но даже об этом ты не имеешь ни малейшего понимания."
Тем не менее, поскольку подобные проблемы иногда, хотя и не часто, но всё же встречаются среди тех, кто пытается заниматься медитацией, я выскажу некоторые свои соображения.

Ранее, в этой же ветке, я ответил PSLY следующим образом:

PSLY пишет:
"В том то и дело что техника медитации не имеет для моего недуга значение.Я пробовал по разному и результат один и тот же."
Думаю, что Вы жестоко ошибаетесь. Уверен в том, что во время сидячей медитации у Вас:
а) неправильная позиция рук;
б) неправильная постановка позвоночника;
в) неправильная внутрипсихическая медитативная установка (внутренняя техника).


Рассмотрим эти три пункта более подробно.

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#18
Kargopolov

Позиция рук.

PSLY явно не разбирается ни в строении энергосистемы человека, ни в том, каким образом энергетические каналы влияют друг на друга. Он (и для меня это совершенно очевидно) не имеет представления о том, какие энергетические каналы связаны с проблемами с сердцем и с проблемами дыхательной системы (одышливость и затруднённость дыхания, на которые он жалуется). Поэтому для меня является несомненным, что, пытаясь практиковать сидячую медитацию, он использует положение рук, противопоказанное при этих проблемах и их усугубляющее.
Между тем, правильное положение рук при сидячей медитации, наоборот, приводит к ослаблению негативной симптоматики, а при условии серьёзных занятий и к полному от неё избавлению.

Разъясняю:
Проблемы с сердцем и с дыханием имеют самое пряиое отношение к ручным иньским каналам. И возникают они в двух противоположных случаях - либо при энергетической избыточности данных каналов, либо при их энергетической недостаточности (пустоте). Одна из причин, по которым для успешного избавления от данных проблем, необходима личная, а не заочная консультация, заключается именно в этом. К примеру, люди могут жаловаться на проблемы с сердцем при двух, прямо противоположных энергетических ситуациях по каналу сердца. Т.е. сердце может беспокоить как при избыточности, так и при недостаточности. Соответственно и методы цигун-терапии совершенно разные. Если применить неподходящий метод, то ситуация только усугубляется. Это большой и специальный раздел знания, которым PSLY, разумеется, не обладает. В принципе в невежестве нет ничего страшного и недостойного. Мы не можем быть специалистами во всех сферах. Даже дилетантами не можем быть. Я тоже во многих сферах являюсь невежественным человеком (например, в компьютерной грамоте или электротехнике, в юридической сфере, экономике и т д.). Это нормально и простительно. Но сочетание невежества и самоуверенности уже не является простительным!
Кем-то замечательно сказано: "Самоуверенность дилетантов является предметом зависти профессионалов".

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#19
Kargopolov

Продолжение.

Одышливость (кстати слово "одышка" пишется без буквы "т") и проблемы с сердцем, как правило, означают разбаланс по ручным энергетическим каналам: ручные янские каналы слишком сильные, тогда как ручные иньские каналы - слишком слабые.
Если во время медитации руки находятся в позиции, активизирующей янские каналы (в янской позиции), тогда иньские каналы будут ещё более угнетаться и проблемы с дыханием и сердцем будут усугубляться. Для даосского круга янская позиция рук - это когда кисти сложены вместе, ладонная сторона одной руки на тыльную другой (иньская и янская позиции рук представлены на рисунках в моей книге "Путь без иллюзий").
Применительно к даосскому кругу это означает, что при такого рода проблемах, во время сидячей медитации руки следует держать на бёдрах чуть выше колен, ладонями вниз. Это иньская позиция рук (рисунок имеется в книге).
Правильная позиция рук - условие необходимое, но недостаточное. Следующее условие - правильная постановка позвоночника.

Постановка позвоночника.

Во время сидячей медитации позвоночник должен быть прямым, о чём неоднократно говорится в моей книге и что нетрудно увидеть на сопровождающих текст рисунках.
Если же верхняя часть позвоночника согнута вперёд (так называемая "поза кучера", применяемая в аутотреннинге), то энергетический баланс между верхней частью спины (янская поверхность, связанная с ручными янскими каналами) и грудной клеткой (иньская поверхность, связанная с ручными иньскими каналами) нарушается. В этой неправильной позе ручные янские каналы активизируются, тогда как ручные иньские каналы угнетаются. При проблемах с сердцем и дыханием такая поза является неприемлемой.
Правильная постановка позвоночника - убрать кифозную согбенность (сутулость), плечи отвести назад, грудь расправить, голову поднять в положение "прямо", как это показано на многочисленных рисунках в моей книге.

Между тем PSLY пишет:
Если я просто сижу в кресле, когда у спины есть опора и например смотрю телевизор, т.е. внимание во внешнем мире, такого не происходит. Стоит мне сесть прямо без опоры, закрыть глаза и сосредоточиться на внутреннем, я автоматом расслабляюсь и дыхание само замедляется без моего вмешательства. И тут я чувствую что как будто моему сердцу тяжело держать тело без опоры и не хватает воздуха, от того что я дышу медленно и начинается сердцебиение и отдышка.
Так всё очень просто: у спины, принадлежащей уважаемому PSLY, во время сидячей медитации должна быть не внешняя опора, а внутренняя, коей и является правильная постановка позвоночника. И конечно же, создание этой внутренней опоры оказывается невозможным, при установке на тотальное расслабление всего тела.
На самом деле правильная поза сохраняется именно за счёт необходимого напряжения определённых мышечных групп, которое и создаёт ту самую внутреннюю опору. Так что никакой речи о тотальном расслаблении во время медитации и быть не может! Медитативная поза это оптимальное сочетание необходимого напряжения и необходимого расслабления.

Бог ты мой, и это ещё приходится разъяснять!

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#20
Kargopolov

Продолжение.

Метод медитативной практики (внутренняя техника, медитативная установка).

PSLY пишет:
Бойко, которого вы ругаете, отлично применяет Йогу Нидру в Шавасане и говорит что расслабление и медитация это одно и то же. Об этом говорит и Бихарская школа йоги. Я тоже думаю, что какая разница в какой позе мы очищаем свое сознание от наслоений эго, т.е. медитируем. Главное не уснуть, а быть осознанным.
Главная ошибка заключается в тезисе " медитация и релаксация - это одно и то же". Это совершенно неверно. Тот, кто такое говорит, ничего не понимает в медитации и объясняет непонятное и неизвестное (медитацию) через то, что доступно для его понимания (через релаксацию). В результате под медитацией понимается некая разновидность аутотреннинга. Такое непонимание медитации, типично для многих современных йогатичеров, в частности для Виктора Бойко.

Если для нас главным является расслабление, если именно релаксация является центральным, системообразующим фактором данной психотехники, тогда сохранение правильной медитативной позы оказывается невозможным. Тотальная релаксация, принимаемая как абсолютный императив, приводит к вырождению классической медитативной позы (скрещенные ноги и прямой позвоночник) в "позу кучера" из аутотреннинга.
Ранее я уже говорил, что поза кучера неприемлема, во-первых, поскольку снижает оптимальный для успешной медитации (будь то сосредоточение или самонаблюдение) уровень психической активности (уровень бодрствования); а во-вторых, поскольку нарушает нормальную циркуляцию энергии в теле практикующего. В частности, у людей с нарушениями дыхания и сердечной деятельности поза кучера может провоцировать обострения симптоматики.

На самом же деле, в медитации расслабление и успокоение являются полезными, но всего лишь вспомогательными условиями, обеспечивающими благоприятное фоновое психосоматическое состояние. Центральной же медитативной установкой в медитации является либо медитация сосредоточение, либо безобъектная медитация самонаблюдения.
Отличие от релаксации - огромное и качественное.

Продолжение следует.