" Дело в том, что, пожалуй, нет ни одной религиозной традиции где бы, наряду с формальной религиозностью, не присутствовало бы мистическое направление. Эзотерическая сторона религии никогда не бывает достоянием большинства. Большей частью обычные верующие и не знают о её существовании, а официальная церковь относится к ней с недоверием и подозревает в ереси. Эзотерическим направлением в иудаизме является Каббала, в исламе - учение суфиев, в христианстве - исихазм, с его традицией "умного делания". Главное отличие эзотерической или мистической религии от формальной религии, сводящейся к усвоению догмата и исполнению ритуала, заключается в использовании психотехник, имеющих много общего с восточными энергомедитативными практиками. Основной психотехникой, используемой в различных религиозно-мистических традициях, является длительное (по несколько часов ежедневно) повторение священных слов или кратких молитв (мантра-йога). В индуизме - это медитативный метод повторения священного слога "Ом", либо каких-либо других мантр, которых в индийской традиции существует великое множество. В мистическом христианстве - это Иисусова молитва "Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного". В тибетском буддизме - мантра "Ом мани падме хум" и великое множество других мантр. В буддизме Махаяны (школа Чистой Страны) – мантра (молитва) Амитабхи Будды. Основной метод этой буддийской школы - многократное повторение имени Амитабха-Будды. В суфизме (мистическое направление в исламе) - метод непрерывного памятования Аллаха, при котором также используются различные священные формулы, постоянно повторяемые вслух либо "про себя". Наконец, нельзя не упомянуть получившую в последнее время широкое распространение как в России, так и в странах Запада, новую школу индуизма - кришнаитов или, как они себя называют, вайшнавов, главным методом в которой является так называемая "маха-мантра" (великая мантра), состоящая из различных имён Господа Кришны: "Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе". Легко увидеть, что различные формы мантра-йоги (длительное повторение кратких словесных формул с полным сосредоточением внимания) являются разновидностями медитации-сосредоточения. Во всех случаях мистическая практика повторения священных слов имеет следующие общие черты:
• непременное включение имени (имён) Бога в состав молитвы-мантры;
• длительное многократное повторение молитвы-мантры с использованием чёток для контроля объёма медитативной (молитвенной) практики;
• требование полного сосредоточения внимания на священной формуле, являющейся, таким образом, объектом медитации;
• краткость молитвы-мантры.
Последнее требует некоторого разъяснения. Дело в том, что для вхождения в состояние глубокого медитативного погружения, требуется "однонаправленность ума", то есть его полная сосредоточенность на одном объекте. И этот объект должен быть как можно более простым и целостным (атомарным). Вот почему длинные молитвы "не работают", так как задают не один объект, а множество объектов. Отсюда легко увидеть, что чем короче молитва-мантра, тем сильнее её медитативный эффект.
Фундаментальным фактом является то, что сосредоточение на одном объекте, выполняемое регулярно, в достаточных объёмах времени и с полной мобилизацией произвольного внимания, с неизбежностью приводит к йогическим трансцендентальным результатам независимо от выбора объекта сосредоточения. Любой объект сосредоточения представляет собой врата в сферу тонкоматериального. Прилежная практика, создающая однонаправленность ума, каким бы ни был объект этой фокусировки внимания, метафорически выражаясь, высверливает отверстие в тонкий план, в сферу, запредельную грубоматериальному, явленному миру. Из этой сферы тонкоматериального в практикующего поступает неограниченная энергия, прежде всего проявляющая себя как состояние благодати (санскрит - Ананда)."