Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

В. Хорев, А. Вильчинский \"Цигун для начинающих\".

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Недавно получил следующее письмо (размещаю с разрешения моего корреспондента):

"Здравствуйте Владимир Михайлович!
Начал разучивать комплекс "18 форм тайцзи-цигун" по книге В. Н. Хорева и А. С. Вильчинского "Цигун для начинающих", и несмотря на пояснения авторов, что весь комплекс должен делаться на даосском круге, в некоторых упражнениях явно запускается обратный круг. И после выполнения этого комплекса остается ощущение некоторой раздерганности. Такое впечатление, что комплекс составлен из упражнений основанных на разных направлениях движения энергии, даосском и обратном. Сейчас изучаю Вашу книгу "Путь без иллюзий", где впервые, в доступной и понятной форме, обьясняются законы функционирования энергетики человека. И отсюда возник вопрос: Что Вы думаете по поводу этого конкретного комплекса "18 форм тайцзи-цигун"?
Всех благ вам и удачи. Сергей."
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Здравствуйте Сергей!
Думаю, что Вы правы в своей критической оценке этого комплекса.
Уже сам факт наличия ударов кулаком, вообще формы сжатого кулака (даже если это мягкое сжатие), говорит о том, что в комплексе мешанина по энергоциркуляции. Кулак - это техника обратного круга.
Дело в том, что в настоящее время специалистов, уверенно различающих обратный круг от даосского и способных этому обучать, практически нет. Только те, кто занимается в моей Школе. Да и вообще сами термины "даосский круг" и "обратный круг" впервые введены мною в эзотерический обиход. Если где-то, в разных книгах (Моносов, Каптен и др. авторы) и встречаются эти понятия, то они заимствованы, но не первичны.
Эти авторы были на моих лекциях по биоэнергетике, а также читали мою небольшую книжку по даосскому и обратному кругу, выпущенную под другой фамилией (Каргополов - это псевдоним). Так что все они вторичны и, к сожалению, никто при этом на меня не ссылается.

Но даже если обучиться тому комплексу Тай Цзи цигун, который разработан мною для даосского круга, то он всё равно не годится для начинающих и даже для большей части "продолжающих".
Дело в том, что такие сложные комплексы Тай Цзи просто не годятся для закладывания надёжного энергетического фундамента. Полезно для здоровья, но не более того.
Все серьёзные мастера знают, что начинать надо не с изучения динамического комплекса перетекающих форм, а со значительно более простых (и намного более эффективных) базовых методов ЭМП. К ним в моей Школе относятся: дыхание, самонаблюдение, присутствие и медитативное хождение. Конечно, по внешнему рисунку движений и базовой стойки, это перетекающее хождение выглядит намного проще. чем любой, даже самый упрощённый и редуцированный комплекс Тай Цзи, но на самом деле там скрыто столько нюансов, что, полноценно обучить ему заочно оказывается невозможным.
Ключ к успеху - малое количество "простых" базовых методов и большие объёмы практики.
Всего доброго. ВМ.
Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Тем не менее, на мой взгляд, авторы книги - вполне достойные люди, серьёзно практикующие и, судя по фотографиям, имеющие хорошо проработанную энергетику. Люди сами делают то, что рекомендуют и, в принципе имеют неплохие результаты в собственном развитии. И не их вина, что о даосском и обратном круге не имеют необходимой информации. В наше время с той биоэнергетической теорией, которая дана в моей книге знакомы немногие.

Однако у них даётся не только комплекс Тай-цзи из 18 форм, но и такой важный базовый метод цигун как столбовое стояние. Так что будет неправильным думать, что в их книге нет ничего полезного. Конечно есть. Доступно излагаются базовые понятия китайского цигун. Много хороших высказываний о правильном отношении к практике и т.д.
Вот некоторые цитаты из этой книги:

" Практика стояния столбом сама по себе является достаточной для исцеления "ста недугов" и дальнейшего поддержания крепкого здоровья. Она не нуждается в дополнении в виде иных стилей цигун, тогда как все прочие разновидности оздоровительных и боевых искусств без данной практики теряют большую часть смысла!"

Это очень правильная оценка метода столбового стояния. Разве что я бы добавил, что всё-таки столбовое стояние - это не панацея. Как показал мой опыт работы с людьми, столбовое стояние, действительно, будучи невероятно эффективным методом оздоровления и развития энергетики человека, тем не менее имеет и свои противопоказания. К таковым относятся различные проблемы с ногами, чаще всего - варикозное расширение вен, а также избыточный вес. В моей терминологии, чётким противопоказанием является хронический нижний энергетический перегруз (о верхнем и нижнем перегрузе будет подробная информация в новой специальной главе, которая уже мною написана в первом , очень черновом варианте).
Таким людям ( с нижним перегрузом) в моей школе вместо столбового стояния даётся медитативное хождение, которое мною разработано как для даосского, так и для обратного круга.
Ещё одно, весьма распространённое противопоказание к столбовому стоянию - это боли в пояснице и проблемы с нижним отделом позвоночника. Причиной является неправильная постановка позвоночника во время стояния (ошибка "заваливания".

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Продолжение.

Но даже, если у конкретного человека для практики столбового стояния противопоказания отсутствуют, всё равно этот метод нельзя считать самодостаточным. По той простой причине, что длительное стояние сильно загружает ноги. Поэтому, в качестве обязательного дополнения требуется параллельная практика метода, снимающего перегруз по ногам и дающего возможность быстро восстановиться после столбового стояния. Для этого в моей Школе используются сидячая поза всадника, а также некоторые другие упражнения.
В обсуждаемой книге, к сожалению, не указываются противопоказания (столбовое стояние рассматривается как панацея), а также отсутствуют дополнительные профилактические упражнения.
Продолжу позже.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Продолжение.

Ещё один, на мой взгляд, очень существенный недостаток обсуждаемой книги - это отсутствие знаний о даосском и обратном круге, отсутствие крайне важного для практики цигун и медитации знания о том, какие позиции тела, рук, ног, какие позиции внимания запускают циркуляцию энергии по даосскому кругу, а какие по обратному. В настоящее время такую информацию можно найти только в моей книге ПБИ (см. http://kargopolov.spb.ru/book/volume2/part2/60-2203.html )

На рисунках, иллюстрирующих в обсуждаемой книге метод столбового стояния это хорошо видно.
В демонстрируемой стойке руки находятся в позициях, характерных для даосского режима энергетической циркуляции (сложены на животе, на Дань-Тяне, либо на весу, перед грудью, в позиции "разомкнутый круг"), в то время как постановка позвоночника характерна для обратного круга. Более того, даже занимаясь на обратном круге мы не должны допускать наклона позвоночника назад (ошибка заваливания), поскольку при этом возникает нездоровый мышечный зажим в поясничной зоне и блокируется циркуляция энергии через нижний отдел позвоночника.
Т.е. правильно на даосском круге держать позвоночник слегка наклонённым вперёд, а на обратном - в вертикальной позиции, но никак не в наклоне назад. К сожалению на фотографии стойки столбового стояния имеется серьёзная ошибка заваливания позвоночника назад.

В моей Школе даются два варианта (точнее две группы вариантов) столбового стояния - одна группа стоек для даосского круга, другая - для обратного. Это намного лучше и эффективнее.

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Продолжение.

В обсуждаемой книге можно встретить и полезную для практика информацию. Вот ещё несколько цитат с моими комментариями:

"Традиционные представления о продолжительности столбового стояния таковы:
30 минут - малое достижение
1 час - среднее достижение
2-3 часа - большое достижение."

"Клинические исследования, проведенные в КНР, показали, что стабильный оздоровительный эффект появляется уже при 15 минутах столбового стояния два раза в день, а 30 минут дважды в день оптимальным режимом для поддержания очень крепкого здоровья".

Мой комментарий (ВМ):
В моей Школе тоже рекомендуются два занятия в день (утром и вечером). При этом задаются три уровня практики:
малая практика 10-15 минут
средняя практика 25-30 минут
большая практика 50-60 минут.

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Конечно, столбовое стояние физически намного более трудная и нагрузочная практика по сравнению, к примеру, с сидячей медитацией. Устают и начинают болеть ноги, устают руки, когда мы их держим на весу, Но зато в столбовом стоянии намного мощнее включается осознание физического тела (его загруженных зон), намного сильнее активизируется циркуляция энергопотоков внутри тела. а также энергообмен с окружающей средой.
С точки зрения энергетического развития, а следовательно и с точки зрения лечебно-оздоровительной - столбовое стояние ( а также и медитативное хождение) являются уникальными и непревзойдёнными методами обретения Жизни.
В то же время с точки зрения формы и техники исполнения столбовое стояние - несравненно более простой метод, нежели сложные двигательные комплексы, такие, как тао Тай-Цзи-Цюань. Вот почему, на мой взгляд, начинающему не следует тратить своё время на разучивание этих сложных комплексов китайской гимнастики. Ну не дадут они вам и сотой доли того, что может дать столбовое стояние либо простая базовая форма однообразного медитативного хождения.
Все серьёзные мастера это знают и именно так практикуют, и именно так обучают. А обучение сложным комплексам, всё новым и новым. с прохождением первой ступени, затем второй и так далее, нужны только коммерсантам от цигун и ушу.
Однако возникает вопрос : если метод столбового стояния настолько замечателен и эффективен, то почему среди людей, занимающихся оздоровительными практиками и боевыми искусствами так мало тех, кто его практикует?
На мой взгляд, здесь можно назвать следующие причины:
Во- первых, для неискушённых людей само понятие "энергия Ци" и Цигун, как метод работы с этой энергией, глубоко чужды. Физкультурно-спортивное телесное развитие - понятное и близкое, а вот энергомедитативная практика - это нечто полуфантастическое и далёкое, прописанное где-то на другой планете, в Китае или в Тибете.
Во-вторых, Эта практика трудна не только в физическом смысле, но также и психологически, в силу своей однообразности и монотонности. Далеко не каждый может это выдержать и не бросить практику на полпути.
В-третьих, при занятиях без компетентного наставника как правило, в самой стойке имеется множество ошибок и неправильностей. Например, очень частой является ошибка "заваливания" позвоночника назад, что приводит к хроническому зажиму в области поясницы и болям в пояснице по радикулитному типу.
В четвёртых, при практике столбового стояния необходимо параллельно практиковать вспомогательные профилактические упражнения и для освобождения загруженных ног, и для проработки поясницы. Обычно же это не делается, и при появлении такого рода обострений люди прекращают свою практику.

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Завершение.

Ежедневное столбовое стояние требует регулярного самопреодоления и таким образом воспитывает сильный характер, развивает волевые качества и формирует незаурядную личность.
С эзотерической точки зрения такое ежедневное "претерпевание себя" во время столбового стояния запускает процесс "пережигания дурной кармы" ( в рецензируемой книге об этом упоминается вскользь и в полушутливой форме). Однако в любой духовной традиции, и в Йоге, и в христианстве, и в буддизме, и в даосизме - всюду та или иная форма аскезы считалась обязательной для духовного развития. Это и пищевое воздержание (посты и голодания), и сексуальное воздержание, и обеты молчания, и отшельничество. и многое другое. И всюду один и тот же общий знаменатель - самопреодоление в антитезу самопотаканию.
 

ft student

Форумчанин
#9
Еще вопрос по книге. Авторы там говорят о «работе анусом» или «активизации промежности» как об очень важном, просто обязательном элементе любых занятий цигун.

Хотелось бы знать, что В.М. думает по этому поводу. И как эта «работа» делается в столбовом стоянии?

(Я, конечно, понимаю, что вопрос звучит слегка двусмысленно:) , но авторы (которые совершенно не производят впечатление пустозвонов) однозначно заявляют, что без этой работы не будет цигуна, а будет просто физзарядка.)
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Не согласен со столь категорическим подходом. Для кого-то (для лиц с хроническим нижним перегрузом) зона ануса и промежности является проблемной. Для других, для лиц с верхним энергетическим перегрузом, проблемной будет верхняя часть головы, но никак не анус и промежность.
У авторов такого рода диагностический. избирательный подход отсутствует.
На самом деле техника принятия должной телесной формы сильно отличается для даосского круга и для обратного. Это два разных варианта столбового стояния. Конечно важно правильно поставить тазовую зону. Так для обратного круга в моей школе важно подобрать копчик (собака, поджимающая хвост) и втянуть живот. но это ещё не всё, есть также техника для правильной постановки ног и для позвоночника. В обсуждаемой книге , на фото стойки допущена весьма грубая ошибка "заваливания" позвоночника назад, о которой я уже говорил.
Кроме того, у авторов отсутствуют знания о постановке тела для даосского и для обратного кругов. Эта проблема для них просто не существует.
 

ft student

Форумчанин
#11
Мой вопрос был немного в другом. "Работа анусом" (по книге Хорева-Вильчинского) заключается в сокращении и расслаблении мышц сфинктера (т.е. как бы упражнение "Олень" (у В.М.), но в очень облегченном варианте, легко). Но это легкое втягивающее усилие является тем не менее "принципиально важным", причем, не для чего иного, как для "управления энергией"(с. 37). И авторы очень убедительно (на мой взгляд неспециалиста) поясняют:"Внизу ду-май и жень-май замыкаются между точками чанцян и хуэйинь, но неявно. Это происходит на уровне их внутренних ходов, благо точки совсем рядом, и именно в тот момент, когда происходит «поджимание» или «подтягивание» ануса и промежности"(с.30). И поэтому они предлагают эту работу делать постоянно, с каждым вдохом и выдохом при любых занятиях цигун. Насколько это звучит оправданно (для того, кто в энергетике разбирается более меня, скажем)? Вот в чем вопрос.

Я опять заостряю его потому, что это"аспект, без которого любые занятия, какими бы усердными они ни были, заранее обречены на провал. Вы можете годами практиковать испытанную и эффективную систему или комплекс, но не продвинетесь дальше более или менее отчетливой внешней формы ни на шаг. Очень многие наши соотечественники зря потратили силы и время только потому, что даже не подозревали о подобном моменте, сведения о котором стали появляться лишь теперь" (с. 38).
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Это вполне приемлемая рекомендация для тех, кто практикует на даосском круге. Но я бы не стал говорить о её значимости настолько категорично. На мой взгляд, когда выполняется даосское парадоксальное дыхание, там есть и втягивание ануса, но и многое другое, не менее значимое (втягивание нижней части живота, наклон позвоночника вперёд, принцип увеличения продолжительности дыхательного цикла ). Такое преувеличенное внимание, уделяемое именно анусу, я не считаю оправданным. Тогда уж следует рекомендовать во время выполнения комплекса Тай-Цзи или разных комплексов цигун выполнять такое же даосское парадоксальное дыхание , как и в сидячей позиции, не только с втягиванием ануса, но со всей присущей парадоксальному дыханию техникой.