Kargopolov
Слава предложил для обсуждения развивающие психотехнологии Олега Бахтиярова, в частности известный метод деконцентрации внимания ( Передача «Созвездие Лотоса №6,7,8. Олег Бахтияров»).
Будучи, как и Олег Бахтияров, психологом и имея, в качестве основного, высшее психологическое образование (факультет психологии Ленинградского Государственного Университета), позволю себе высказать своё мнение о психотехнологиях, предлагаемых Олегом Бахтияровым.
Прежде всего, деконцентрация бывает разная. Есть метод тотальной деконцентрации, охватывающий все модальности нашего восприятия. Такая тотальная деконцентрация известна в Индии и Китае с незапамятных времён. В моей школе этот метод называют самонаблюдением или самосозерцанием. Такая терминология, на мой взгляд, намного лучше, проще и понятней с точки зрения смысловой. В Индии этот метод носил название " нирбиджа самадхи" (дословно - "медитация без семени", т.е. безобъектная медитация), в Китае этот метод практики назывался " гуань", в японском Дзен-буддизме он известен как Сикан тадза.
Противоположный и дополняющий метод - метод медитации сосредоточения на одном объекте, в Индии назывался "сабиджа самадхи" (медитация с семенем, т.е. с объектом сосредоточения). В Китае этот метод практики назывался "чжи".
Эти два метода с давних времён считались основой Пути духовного развития и в Индии, и в Китае, и на Тибете (Маха Мудра Тилопы). Китайская буддийская Школа Тянь-Тай (яп. Тендай) вообще была основана на параллельной практике этих двух методов.
Так что бахтияровский метод тотальной деконцентрации - всего лишь изобретение велосипеда, замаскированное научно-психологической терминологией. Фактически, Бахтияров всего лишь придумал новое слово, в ключе современной научно-психологической терминологии, для метода медитативной практики, на Востоке известного с глубокой древности. Ну ещё вместо слова "медитация" использует слово "психотехника". Здесь он очень похож на российского эзотерика Аверьянова (гуру Вар-Аверра), который вместо санскритского термина "прана" придумал собственный - "санса" и тем самым внёс посильный вклад в науку.
Так что здесь нет ничего нового, кроме упаковки из современной научной терминологии. По этой причине творчество Олега Бахтиярова оставило меня равнодушным. Не заинтересовал меня Бахтияров.
Другой вариант - специализированная деконцентрация, в отличие от тотальной деконцентрации (которую правильнее было бы назвать безобъектной медитацией или же медитацией свободного осознания не привязанного к конкретному объекту, или ещё проще - медитацией самонаблюдения-самосозерцания). Примером такой специализированной деконцентрации является предложенный Олегом Бахтияровым и широко известный в России, метод деконцентрации в зрительной модальности.
Сразу же следует сказать, что этот метод, будучи специализированным, имеет свои показания и свои противопоказания, а посему он не должен даваться всем подряд на групповых занятиях и семинарах. Он может даваться строго избирательно и только после индивидуальной диагностики, строго по показаниям. Как и все сильные специализированные методы, при постоянной практике он может быть очень опасен для практикующего.
Слава предложил для обсуждения развивающие психотехнологии Олега Бахтиярова, в частности известный метод деконцентрации внимания ( Передача «Созвездие Лотоса №6,7,8. Олег Бахтияров»).
Будучи, как и Олег Бахтияров, психологом и имея, в качестве основного, высшее психологическое образование (факультет психологии Ленинградского Государственного Университета), позволю себе высказать своё мнение о психотехнологиях, предлагаемых Олегом Бахтияровым.
Прежде всего, деконцентрация бывает разная. Есть метод тотальной деконцентрации, охватывающий все модальности нашего восприятия. Такая тотальная деконцентрация известна в Индии и Китае с незапамятных времён. В моей школе этот метод называют самонаблюдением или самосозерцанием. Такая терминология, на мой взгляд, намного лучше, проще и понятней с точки зрения смысловой. В Индии этот метод носил название " нирбиджа самадхи" (дословно - "медитация без семени", т.е. безобъектная медитация), в Китае этот метод практики назывался " гуань", в японском Дзен-буддизме он известен как Сикан тадза.
Противоположный и дополняющий метод - метод медитации сосредоточения на одном объекте, в Индии назывался "сабиджа самадхи" (медитация с семенем, т.е. с объектом сосредоточения). В Китае этот метод практики назывался "чжи".
Эти два метода с давних времён считались основой Пути духовного развития и в Индии, и в Китае, и на Тибете (Маха Мудра Тилопы). Китайская буддийская Школа Тянь-Тай (яп. Тендай) вообще была основана на параллельной практике этих двух методов.
Так что бахтияровский метод тотальной деконцентрации - всего лишь изобретение велосипеда, замаскированное научно-психологической терминологией. Фактически, Бахтияров всего лишь придумал новое слово, в ключе современной научно-психологической терминологии, для метода медитативной практики, на Востоке известного с глубокой древности. Ну ещё вместо слова "медитация" использует слово "психотехника". Здесь он очень похож на российского эзотерика Аверьянова (гуру Вар-Аверра), который вместо санскритского термина "прана" придумал собственный - "санса" и тем самым внёс посильный вклад в науку.
Так что здесь нет ничего нового, кроме упаковки из современной научной терминологии. По этой причине творчество Олега Бахтиярова оставило меня равнодушным. Не заинтересовал меня Бахтияров.
Другой вариант - специализированная деконцентрация, в отличие от тотальной деконцентрации (которую правильнее было бы назвать безобъектной медитацией или же медитацией свободного осознания не привязанного к конкретному объекту, или ещё проще - медитацией самонаблюдения-самосозерцания). Примером такой специализированной деконцентрации является предложенный Олегом Бахтияровым и широко известный в России, метод деконцентрации в зрительной модальности.
Сразу же следует сказать, что этот метод, будучи специализированным, имеет свои показания и свои противопоказания, а посему он не должен даваться всем подряд на групповых занятиях и семинарах. Он может даваться строго избирательно и только после индивидуальной диагностики, строго по показаниям. Как и все сильные специализированные методы, при постоянной практике он может быть очень опасен для практикующего.