Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Метод деконцентрации Олега Бахтиярова.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Kargopolov

Слава предложил для обсуждения развивающие психотехнологии Олега Бахтиярова, в частности известный метод деконцентрации внимания ( Передача «Созвездие Лотоса №6,7,8. Олег Бахтияров»).
Будучи, как и Олег Бахтияров, психологом и имея, в качестве основного, высшее психологическое образование (факультет психологии Ленинградского Государственного Университета), позволю себе высказать своё мнение о психотехнологиях, предлагаемых Олегом Бахтияровым.

Прежде всего, деконцентрация бывает разная. Есть метод тотальной деконцентрации, охватывающий все модальности нашего восприятия. Такая тотальная деконцентрация известна в Индии и Китае с незапамятных времён. В моей школе этот метод называют самонаблюдением или самосозерцанием. Такая терминология, на мой взгляд, намного лучше, проще и понятней с точки зрения смысловой. В Индии этот метод носил название " нирбиджа самадхи" (дословно - "медитация без семени", т.е. безобъектная медитация), в Китае этот метод практики назывался " гуань", в японском Дзен-буддизме он известен как Сикан тадза.

Противоположный и дополняющий метод - метод медитации сосредоточения на одном объекте, в Индии назывался "сабиджа самадхи" (медитация с семенем, т.е. с объектом сосредоточения). В Китае этот метод практики назывался "чжи".

Эти два метода с давних времён считались основой Пути духовного развития и в Индии, и в Китае, и на Тибете (Маха Мудра Тилопы). Китайская буддийская Школа Тянь-Тай (яп. Тендай) вообще была основана на параллельной практике этих двух методов.

Так что бахтияровский метод тотальной деконцентрации - всего лишь изобретение велосипеда, замаскированное научно-психологической терминологией. Фактически, Бахтияров всего лишь придумал новое слово, в ключе современной научно-психологической терминологии, для метода медитативной практики, на Востоке известного с глубокой древности. Ну ещё вместо слова "медитация" использует слово "психотехника". Здесь он очень похож на российского эзотерика Аверьянова (гуру Вар-Аверра), который вместо санскритского термина "прана" придумал собственный - "санса" и тем самым внёс посильный вклад в науку. :D

Так что здесь нет ничего нового, кроме упаковки из современной научной терминологии. По этой причине творчество Олега Бахтиярова оставило меня равнодушным. Не заинтересовал меня Бахтияров.

Другой вариант - специализированная деконцентрация, в отличие от тотальной деконцентрации (которую правильнее было бы назвать безобъектной медитацией или же медитацией свободного осознания не привязанного к конкретному объекту, или ещё проще - медитацией самонаблюдения-самосозерцания). Примером такой специализированной деконцентрации является предложенный Олегом Бахтияровым и широко известный в России, метод деконцентрации в зрительной модальности.

Сразу же следует сказать, что этот метод, будучи специализированным, имеет свои показания и свои противопоказания, а посему он не должен даваться всем подряд на групповых занятиях и семинарах. Он может даваться строго избирательно и только после индивидуальной диагностики, строго по показаниям. Как и все сильные специализированные методы, при постоянной практике он может быть очень опасен для практикующего.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Олег

А мне нравится использовать деконцентрацию по зрительной модальности на работе. Буквально
через пару минут после начала практики начинает меняться в лучшую сторону осознанность и
энергетика.
Мне нравится методика вхождения в деконцентрацию(ДКЦ) по Бахтиярову. Она у меня сразу пошла.
И сейчас я вхожу в ДКЦ по зрительной модальности почти сразу( не мигающий взгляд и т.д.),
опуская предварительные стадии. Просто для меня она работает и я ее(методику) использую.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Kargopolov

Зртиельную деконцентрацию всё-таки не стоит рассматривать как некую разновидность медитации присутствия (ранее я ошибался в этом отношении, но когда попрактиковал в соответствии с техникой Бахтиярова, сразу же увидел, что это совсем иное).

Дело в том, что медитация присутствие не должна вообще начинаться с работы над выходом осознающего внимания в пространство. Начинается она с осознания тела. Без отработки физического тела, оно будет представлять большую помеху, сильно препятствующую освоению сознанием окружающего пространства. Наше физическое тело с одной стороны, является частью внутреннего мира, с другой - частью внешнего мира. Поэтому освоение сознанием пространства должно начинаться с той, самой близкой и доступной для нас части пространства, которую и представляет наше физическое тело. Когда благодаря практике осознания при открытых глазах мы "растворяем " своё тело, создаются условия для естественного, а не натужного выхода сознания в окружающее пространство.

Кроме того ( и это очень важная информация), пресловутая зрительная деконцентрация, в отличие от той медитации происутствия, которая дана в моей книге, всё-таки является специализированным методом практики, имеющим свои показания и свои противопоказания, о которых и сам Бахтияров, и его последователи, конечно же не имеют никакого представления. Более того, даже в том случае, когда такие показания имеются, эта практика, сначала действует благоприятно, но при переразвитии даст тяжёлые и неприятные обострения.

Если "деконцентрацию" по Бахтиярову в самом обобщённом понимании этого термина, можно было бы расценивать как вариант индийской Нирбиджа самадхи (безобъектной медитации), то "зрительная деконцентрация" по Бахтиярову -это даже не медитация-сосредоточение, а своего рода вхождение в трансовое состояние посредством зрительной расфокусировки.

Во время такой "деконцентрации" происходит зрительная расфокусировка и сильнейшим образом активизируется вход энергии в зону межбровья. Медитация сильная, реально работающая, но, как и любой другой специализированный метод имеющая свои показания и противопоказания. Это уже не медитация- осознания "всего, что есть", а вхождение в своего рода трансовое состояние, сопровождающееся интенсивным поглощением энергии из окружающей среды через зону межбровья.

Такая деконцентрация, вне всякого сомнения, является достаточно жёстко специализированным метод практики. А как известно, специализированные методы, практикуемые без предварительной психоэнергетической диагностики, без учёта показаний и противопоказаний, крайне опасны.

В частности, обсуждаемый метод зрительной деконцентрации чреват паранойяльным развитием личности, нарастающей неадекватностью и даже попаданием в психиатрическую больницу. Причём патологическое развитие личности происходит на фоне выраженного эмоционального благополучия во время медитации, ощущения силы и уверенности в себе, высокой работоспособности и даже появления определённых паранормальных способностей.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Amigo

Послушал урывками передачу. Больше внимания обратил на практику - метод тотальной деконцетрации. Что рассмешило, так это фраза о равномерном распределении внимания! По себе знаю, что при М-С ну ни как нельзя равномерно распределить внимание. ( Амиго конечно, прав. В порядке уточнения замечу - не то чтобы нельзя в смысле запрета, а просто невозможно с практической точки зрения. Мой комментарий, ВМ) Может я придираюсь к словам, но это мне не понравилось, хотя и это больше практическая психология, чем эзотерика, духовная практика.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Слава

Добрый вечер, Амиго. Я не понял, почему Вас рассмешила фраза о равномерном распределении внимания. Если она звучала применительно к деконцентрации, то это вполне естественно, так как
здесь внимание равномерно распределяется по всему полю(фону), не выделяя каких-либо фигур.
А о равномерном распределении внимании при МС я в передаче не слышал. Может пропустил?
Подскажите, где это звучит.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Amigo

Там не было о МС ни слова. В МС внимание ну никак не распределяется равномерно - есть зоны зажатости, мысли, и внимание бежит туда. А тут говорится о равномерном распределении внимания - вот меня и рассмешило, что мой опыт этой фразе противоречит.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Слава

Саша, в передаче говорится о равномерном распределении внимания в контексте деконцентрации
то есть, как справедливо замечает Владимир Михайлович, разновидности медитации присутствия.
В частности, в ДКЦ по зрительной модальности акцент делается на внимание по всему зрительному
полю .Другие модальности, в отличие от полной деконцентрации или МП, игнорируются. Методика,
на мой взгляд, работает, позволяя от четырех полярных точек( верх-низ, право-лево) перейти к
созерцанию всего пространства перед собой и " сквозьсмотрению", что, как следует из личных
бесед с практикующими, не всегда получается, если просто осознавать пространство перед собой.
Ну, а что уж говорить об осознании пространства слева, справа, сзади и т.д. Как правило, на
начальном этапе МП осознание может подменяться воображением.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Слава

Саша, я сказал на начальном этапе, когда не развиты инструменты восприятия тонкоматериальной
сферы бытия ( "панорамное" зрение, видение в темноте и т. д.) .Допустим, сидим в МП и осознаем пространство сзади нас. Обычный человек опирает на обычные ощущения, если у меня не чешется
спина, не раздаются сзади звуки, глаз на затылке нет, что я буду воспринимать? И тут память, когда
нет опоры на обычное восприятие, "услужливо" может подсказать, что сзади находится стена, другая
квартира, улица и т. д. Вот, что я имел ввиду, когда говорил о возможности появления воображения
в МП. Неужели, Саша, Вы некогда не отслеживали у себя такие моменты?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Kargopolov

Слава пишет:
" Ну, а что уж говорить об осознании пространства слева, справа, сзади и т.д. Как правило, на начальном этапе МП осознание может подменяться воображением. "
Согласен с Амиго. Если практикующий не в состоянии хотя бы на минимальном приемлемом уровне управлять своим вниманием, не в состоянии различать работу воображения и работу внимания, то ему вообще не следует заниматься ЭМП.

Согласен с Амиго и в том, что "равномерное распределение внимания по всей сфере сознания" - не более, чем красивая картинка, не имеющая ничего общего с реальностью.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Mr. Hriublin

Здравствуйте, Слава!

Вы пишете:
"внимание равномерно распределяется по всему полю(фону), не выделяя каких-либо фигур."
Я, конечно, могу ошибаться, но что-то в этой фразе не так.
Дело просто в том, что фигура и фон - это, можно сказать, те самые Инь и Ян, составляющие некий гештальт. Собственно, сам гештальт может видоизменяться, но если восприятие не выделяет никаких фигур, то и фона не будет, одно порождает другое, а если одного нет, то и второго и всей системы нет в принципе. Как ни крути, но восприятие будет выделять, возможно, последовательно, некоторые узоры, формы, согласно основным законам гештальт-психологии. Соответственно, тут либо сразу проваливаешься куда-то ближе к тонкоматериальному плану, либо просто непонятно, что же, в таком случае, получается.

У меня во время медитации-присутствия нередко случается полная диссоциация по зрительной модальности (хотя это я понимаю только постфактум), и тогда у меня моментально просто-напросто всё превращается в разноцветные потоки света, вместо пресловутых фигуры и фона. К тому же, как только я это осознаю и понимаю, что что-то не так, как было раньше, сразу начинается дуальное восприятие и меня возвращает обратно к обычному восприятию пространства по зрительной модальности.
Мне нравится методика вхождения в деконцентрацию(ДКЦ) по Бахтиярову. Она у меня сразу пошла.
И сейчас я вхожу в ДКЦ по зрительной модальности почти сразу( не мигающий взгляд и т.д.),
опуская предварительные стадии. Просто для меня она работает и я ее(методику) использую.
Мне кажется, что Вы - чистой воды визуал. Потому рассуждаете с точки зрения и, можно сказать, только с точки зрения этой модальности. Соответственно, Вы и говорите, что она у Вас получается и Вы её используете. Я бы, к примеру, если так рассуждать, использовал бы обязательно медитацию на звуках окружающего мира или даже на внутренних звуках (хотя здесь не уверен), она бы у меня тоже пошла просто на ура и сразу, ибо две мои сильные модальности - это кинестетическая и как раз аудиальная. Визуальная же модальность...можно сказать, что я её использую пока лишь для того, чтобы не влететь в какой-нибудь столб ненароком Но, опять же, это - Ваша зона комфорта, которая к практике не имеет особо положительного отношения, просто будете, в таком случае, развивать ту систему каналов, которая отвечает за Вашу сильную зрительную модальность. А есть ли в этом смысл?

Допустим, сидим в МП и осознаем пространство сзади нас. Обычный человек опирается на обычные ощущения, если у меня не чешется спина, не раздаются сзади звуки, глаз на затылке нет, что я буду воспринимать?
И здесь-то как раз кроется самая большая ошибка. И дело не в "начальном этапе". Всегда есть, что ощущать в теле и в пространстве вокруг тела, и не нужны совершенно Вам тут ни глаза, ни уши, ни другие органы восприятия, кроме как ощущение собственного тела.

Правильно Владимир Михайлович сказал, что Вы забыли про тело, а это - вообще основа основ. Просто штука в том, что Вы не ощущаете и половины собственного тела в принципе. Есть, может, участки, которые Вы ощущаете хорошо произвольно (скорее всего, горло или область груди), а есть те, с которых внимание вообще постоянно соскальзывает. Так в том-то и дело, что раз оно соскальзывает и не ощущает, внимание не направляется должным образом, то, значит, нужно прорабатывать эти области своим вниманием. Т.е. не подменять этот процесс чем-то, "что получается" и чем-то, находящемся в области зоны комфорта, а непосредственной проработкой и направлением внимания. Это, получается, Вы пытаетесь решить своей сильной стороной проблемы, возникающие по ходу практики, которые этими сильными сторонами и решить-то не получится, ибо они - совсем из другой оперы!

И, что касается визуализаций и подсказок - если они возникают, то это чистой воды компенсаторные реакции. Так отнаблюдайте их во время практики и не отождествляйтесь с ними, и не боритесь с ними при этом. Вот и всё.
Если не ощущаете, например, спину, а при этом пытаетесь это сделать, значит, нужно принять ЭТИ ощущения (т.е., можно сказать, их отсутствие) и наблюдать их. Не так много сеансов практики пройдёт, прежде Вы хоть что-то там начнёте ощущать. Вы же, опять же, рассуждаете с точки зрения чистой воды визуала, вполне естественным образом считая, что у всех вот так, как Вы описали в цитате. Кинестетика, вроде меня, наоборот дико взбесит, что он какую-то часть своего тела не может ощутить, для него это просто нонсенс!

Мне кажется, во многом, кстати, Вы повторяете мою ошибку с полуметодом Славинского, который я как раз в начале практики периодически использовал для того, чтобы убрать процесс "борьбы" : хочется найти "обходные пути" к тому, чтобы "практика получалась", а на деле, этого особо не нужно. Т.е. в некоторых случаях, да, может сработать, но вообще говоря, бестолковое занятие, если уж по хорошему.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Слава

Добрый вечер,mr_Hriublin, хочу расставить точки над и. Я никоим образом не противопоставляю
Деконцентрацию(ДКЦ) и МП, более того, я использую ДКЦ по зрительной модальности в МП по
методике В. М. только в случае осознания пространства перед собой.
Я написал:
"внимание равномерно распределяется по всему полю(фону), не выделяя каких-либо фигур.
В этой фразе говорится о переходе на другой способ восприятия. Только и всего.
Это ощутить можно, только на практике. Никакие рассуждения не дадут ясного представления
о смысле вложенном в эту фразу. Не будем голословными. Если хотите, можете попробовать сами.
Скину информацию о методике."
mr_Hriublin пишет;
"У меня во время медитации-присутствия нередко случается полная диссоциация по зрительной модальности (хотя это я понимаю только постфактум), и тогда у меня моментально просто-напросто всё превращается в разноцветные потоки света, вместо пресловутых фигуры и фона.
Согласен с Вами, могут быть разные зрительные эффекты: и световые, и искажение размеров
предметов, часть пространства может плыть или исчезать и т.д.
mr_Hriublin пишет: Мне кажется, что Вы - чистой воды визуал."

Согласен с Вами. Вам кажется.
Я написал:
"Допустим, сидим в МП и осознаем пространство сзади нас. Обычный человек опирает на обычные ощущения, если у меня не чешется спина, не раздаются сзади звуки, глаз на затылке нет, что я буду воспринимать?"
Вы не внимательно прочитали эту часть моего сообщения, опустив ключевое слово допустим,
которое говорит о допущении такой ситуации или приведении ее в качестве примера ,тем не менее
только по этой фразе и небольшому сообщению, совершенно не зная меня , Вы умудрились дать
мне детальную характеристику: и то, что я визуал, и то ,что я забыл про тело, и то, не ощущаю
половины своего тела и то, что ощущаю хорошо произвольно(скорее всего, горло или область груди), а есть те, с которых внимание вообще постоянно соскальзывает.
Но особенно насмешило меня снисходительное " Не так много сеансов практики пройдёт, прежде Вы хоть что-то там начнёте ощущать." mr_Hriublin, ну нельзя же так, не зная человека.
К вашему сведению, у меня за плечами почти двадцатилетний опыт всевозможных, так сказать,
духовных практик и многодневных ретритов, таких как, например, Випассана по методу Гоенки,
где в течение 10 дней по 12-14 часов только тем (или почти тем)и занимаются, что отслеживают
ощущения своего тела, добиваясь его "прозрачности. Так что, спасибо за рекомендации, всегда
готов выслушать умного человека( каковым Вас считаю), но они мне не пригодятся.
Хочу поблагодарить Вас за ваше сообщение, адресованное мне, поскольку оно дало возможность
полнее выразить и пояснить мою точку зрения на ДКЦ и МП.
P.S. Ссылка на мой опыт занятий ЭМП приведена не для похвальбы, а для прояснения ситуации.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Kargopolov

Слава пишет:
"внимание равномерно распределяется по всему полю(фону), не выделяя каких-либо фигур. В этой фразе говорится о переходе на другой способ восприятия."
Дело в том, что при зрительной деконцентрации по Бахтиярову, как я уже говорил, происходит сильнейшее включение центра межбровья, который начинает работать на вход. При этом не происходит медитация-присутствия, ровно наоборот, осознание окружающего мира в зрительной модальности резко снижается (замыливается), а непроизвольное внимание с неизбежностью приходит на зону межбровья. Таким образом, с точки зрения результата, бахтияровская зрительная деконцентрация эквивалентна медитации сосредоточения на центре межбровья. Хотя, на самом деле, в ней больше трансового состояния, чем собственно сосредоточения.

С уважением отношусь к практическому опыту Славы, но считаю, что даже многолетний опыт, сам по себе, не даёт гарантий правильного понимания в этой, весьма тонкой и трудной для восприятия, области. Печальным тому примером является известный московский йогатичер Виктор Бойко, прозанимавшийся Хатха Йогой в течение 30 лет и, тем не менее, делающий ошибки фундаментального характера.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Mr. Hriublin

Слава пишет:
Но особенно насмешило меня снисходительное " Не так много сеансов практики пройдёт, прежде Вы хоть что-то там начнёте ощущать".
Слава, поверьте, я буду только рад, если ошибаюсь. Я лишь прокомментировал то, как Вы ставите вопрос и то, КАК вы пишете. Почему-то у меня подобных постановок вопроса не возникает (в первую очередь из-за того, что мы - разные по своей структуре люди). Мне казалось, что, возможно, мой взгляд на то, что Вы написали, мог бы быть Вам интересен и, возможно, полезен. Но раз уж Вы считаете, что написанное мной - нечто имеющее снисходительный оттенок и достойное насмешки, то уж извините, не хотел и вообще ничего подобного не подразумевал, чесслово. Как, собственно, и указывать Вам, что делать и как практиковать, давать рекомендации и характеристику. Или мне высказать мнение и ощущение от текста и постановки вопроса - это уже - дача рекомендаций и характеристики, которые не подлежат сомнению? Ни в коем случае, этого уж я точно не имел в виду. Моя святая обязанность - отреагировать, если есть реакция, при этом не теряя наблюдения за этим процессом. Видимо, я просто несу ахинею с оттенком снисходительности.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Kargopolov

Mr Hriublin, на мой взгляд очень хорошо и толково изложил своё видение ситуации. Присоединяюсь.
Также думаю, что та практика, в которой на самом деле нуждается наш оппонент Слава, это не практика зрительной деконцентрации и даже не практика медитации присутствия, а практика медитации самонаблюдения. Кстати, при такой практике (МС) развивается такое ценное качество, как продуктивное сомнение в правильности своих взглядов.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
Слава

Испытывая уважение к своим собеседникам, я в одностороннем порядке прекращаю обмен мнениями.
Владимир Михайлович, спасибо за честный ответ. Я умею читать между строк.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#17
Kargopolov

Несколько слов о Бахтиярове и о его мировоззрении. Вот этот отрывок из ПБИ имеет прямое отношение к Бахтиярову. Хотя там я его фамилию не указал, он и есть тот самый религиозный образованный человек.
"Я давно заметил, что религиозные люди очень любят слово "Истина", причём речь у них идёт не просто об истине, а об Истине с большой буквы. Процитирую характерные высказывания очень религиозного человека, причём не просто религиозного, но, к тому же, весьма образованного. Фамилию называть не буду. Важна не персональная критика, важно то, что его высказывания типичны.
"Что такое искатель Истины, Бога? Человек, который ищет Истину, должен придти в Церковь. Церковь и есть тот институт, который вводит нас в соприкосновение с Истиной. Человек, который занимается поисками Истины вне Церкви, сталкивается только со своими отражениями и не понимает этого только по смутности своего сознания."
"О церковной жизни нельзя говорить, находясь за её пределами… Когда вы говорите о Церкви извне, да ещё рассуждаете, туда или не туда ведут её служители - это просто дурной тон и свидетельство того, что внутри вас живёт паразит по имени "глупость".
В другом месте той же книги:
"Неинтересно мнение Гурджиева о Церкви, оно не имеет никакого значения и смысла, ибо он не церковный человек. Интересно другое - мнение Церкви о Гурджиеве".
Для этих высказываний характерна энергетическая насыщенность, сила, абсолютная уверенность в своей правоте и категоричность. Отсутствует и тень сомнения: "Так и только так!"

С психологической точки зрения, картина вполне понятная: перед нами яркий пример сверхценных построений, то есть внутрипсихической доминанты. Эта сверхценная идея яростно отстаивается, однако аргументация носит, в основном, эмоциональный характер, порой опускаясь до явно агрессивных выпадов в адрес инакомыслящих. По мнению автора процитированных высказываний, если вы не принадлежите Церкви, то есть если вы не православный христианин, то вы не имеете никакого права о ней судить. Любые оценочные суждения с вашей стороны классифицируются как грубая самонадеянность, "дурной тон" и "глупость". А вот Церковь (церковные люди) –дело другое. Поскольку именно Церковь обладает Высшей Истиной (что принимается как не подлежащая сомнению аксиома) - она с полным правом может судить представителей других взглядов. По-моему это как-то нечестно. Получается игра в одни ворота. Представьте себе потасовку между двумя людьми, когда один из них заявляет:
– Правда на моей стороне, поэтому я имею полное право тебя лупить, а ты не смей меня трогать - это нечестно и неправильно, это дурной тон и глупость.
Если следовать такому принципу, то нельзя судить о гомосексуалистах, не будучи самому "голубым", нельзя высказывать своё мнение о сатанистах, если сам находишься вне сатанистской секты и вообще, оказывается, нельзя высказывать оценочные суждения о чём-либо, если только вы не православный христианин. Вот тогда дело другое. Тогда - зелёный свет.
Боюсь, что претензии религии, любой религии, на эксклюзивное обладание Высшей Истиной, мягко выражаясь, чрезмерны. Для проникновения в суть вещей необходима не вера и не приобщённость к той или иной Церкви. Требуется иное - способность видения, прозрения в суть вещей, иначе - интуитивная Мудрость-Праджня, о которой в этой книге уже много говорилось. Попросту говоря, чтобы видеть, нужно быть зрячим. Это условие является как необходимым, так и вполне достаточным."