Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Легкие покачивания тела при медитации

Svetel

Форумчанин
#1
Известно, что при медитации желательно, чтобы тело было неподвижно (т. е. отсутствуют малейшие движения). На этот счет приводят ссылки из сутр самого Будды. Если неподвижно тело, то и ум неподвижен, сведена к миниуму его аналитическая и т. п. деятельность.
Заметил, что медитация-самонаблюдение, выполняемая в доступной для всех позе героя (или Вирасана, Ваджрасана, Сейза) становится, не вдаваясь особо в детали, более интенсивной, глубокой в отличие от предлагаемой в ПБИ позы Симплассана.
Может, есть смысл попробовать выполнять и медитацию-присутствие (разумеется, с открытыми глазами) также в позе героя. Когда стою столбом примерно первые 20-30 минут наблюдаю у себя легкие покачивания тела с явным блужданием ума.
В отличие от лотоса (полулотоса) у "героя" не столь сцеплены ноги и соответственно, надо полагать, более выражены энергопотоки в конечностях. Да и чисто внешне "герой" - это тот же столб, только слегка придавленный к земле.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Svetel пишет:
"Заметил, что медитация-самонаблюдение, выполняемая в доступной для всех позе героя (или Вирасана, Ваджрасана, Сейза) становится, не вдаваясь особо в детали, более интенсивной, глубокой в отличие от предлагаемой в ПБИ позы Симплассана."

Сейдза никоим образом не является, как Вы это пишете "доступной для всех позой". Это Вы пишете по молодости, это для Вас она доступна и легка, но отнюдь не для всех.
Кроме того, в ПБИ Симпласана предлагается наряду с другими позами - даётся и Сиддхасана, и так восхваляемая Вами Сейдза (Ваджрасана), и сидячая поза всадника (поза фараона и Даос на вершине). Так что Ваше предложение несколько запоздало.:) Удивительно, но Вы пишете так, как будто в ПБИ даётся только Симпласана, а других поз там нет. Они там есть.:) Но особенностью Симпласаны является её общедоступность, только и всего.

В ПБИ именно Симпласана предлагается как доступная для всех, включая людей пожилых, с больными коленками и отсутствием необходимой для других поз растяжки. Конечно, поза Ваджрасана (Сейдза), вполне может использоваться для медитации самонаблюдения. Это давно известно в традиции Дзен буддизма. Однако она имеет серьёзные ограничения. Чтобы практиковать медитацию в Сейдза, нужно иметь очень хорошую растяжку либо быть японцем, с детства привыкшим к этой позе. Для людей с больными коленками она вообще недоступна, но даже при здоровых коленях, у практически здорового в этом отношении человека, уже после 20 минут начанаются проблемы с ногами, а высидеть в ней 40-50-60 минут способны немногие. Т.о. при отсутствии экстраординарной растяжки, эта поза малопригодна для серьёзной медитативной практики. К тому же намного лучшей считается (и это общепризнано в индийской традиции) Сиддхасана. Сватмарама в своём знаменитом трактате Хатха Йога Прадипика утверждает, что именно Сиддхасана (полулотос) является наилучшей из всех медитативных поз, медитативной асаной номер 1. Мой личный опыт это полностью подтверждает. Сватмарама совершенно прав - наилучшей и непревзойдённой позой для сидячей медитации - самонаблюдения является Сиддхасана, но не Ваджрасана. К сожалению, Сиддхасана не для всех доступна. Требуется время, чтобы разработать колени и освоить эту позу. По этой причине в ПБИ и даётся вполне посильная для всех Симпласана.
Ваш столь сильный энтузиазм по поводу Ваджрасаны объясняется просто - Ваджрасана идеально "попала " под Вашу энергетическую ситуацию (скорее всего - энергетическая избыточность и проблемы с крестцовой зоной). Опираться на свой личный опыт - дело хорошее, но не стоит делать скороспелые выводы. И не стоит думать, что эти выводы приемлемы для всех.
Ваджрасана (Сейдза) хороша для медитации присутствия, обеспечивающей энергетическое воздействие. Хороша при условии её выполнения в очень умеренных объёмах (10-15, но не более 20-25 минут).
Ну а неподвижность и непроизвольные движения взаимно порождают друг друга и полагать , что неподвижность хорошо, а движения плохо - безграмотно. Читайте ПБИ, там есть отдельная глава на эту тему.
Всего доброго. ВМ.
 
#3
Добрый вечер.

Абсолютно согласен с Владимиром Михайловичем. Ни разу в жизни не смог просидеть в Сейдза и минуту, даже имея в молодости замечательную растяжку. Такое вот сложение коленей, слишком толстые.
Для меня полулотос - самая идеальная позиция, даже комфортней Симпласаны. Каждому свое:)
С уважением, Александр.
 

Svetel

Форумчанин
#4
По-моему, толково разные варианты медитативных поз рассмотрены в кн. Ньянапоника "Внимательность как средство духовного воспитания". Привожу ниже соответствующую цитату.
Сам я "героя" в чистом виде не выполняю и подкладывыю под яголицы многократно сложенное одеяло. Вполне выдерживаю 40-50 минут, при этом не чувствую особой нагрузки на колени, которые достаточно плотно прижаты к полу, придавая всему телу необходимую устойчивость.

"Способ сиденья с полностью скрещенными ногами, или падмасана, поза «лотос», какой мы видим ее на статуях Будды, конечно, для большинства европейцев будет тяже¬лым и болезненным упражнением; без специальной трени¬ровки эту позу можно удержать только на короткое время. Хотя такая сидячая поза «лотос» удобна для достижения высоких степеней сосредоточения в глубокой медитации, джхана, она менее важна для випассана, медитации прозре¬ния, как и для практики сатипаттхана. Поэтому для них рекомендуются две более легкие позы для сиденья: или вирасана, поза «герой», при которой лишь правая нога кладется на левую, а ноги не скрещиваются; или сукхасана, «удобная посадка», при которое обе ноги лежат плашмя на полу; пятка левой ступни лежит между бедром и голенью в углублении правого колена, а правая нога занимает точно такое же положение в пространстве, образуемом левыми ступней и голенью. Эту «удобную посадку» можно сохра¬нять значительно более долгое время, чем позу со скрещен¬ными ногами, потому что конечности не давят одна на другую. Правда, для обоих способов сиденья важно, чтобы колени плотно прилегали к полу или к подушке для сиденья. Пока мы не в состоянии этого сделать, можно подложить под колени сложенное одеяло или какое-нибудь другое приспособление; оно предотвратит преждевременное утом¬ление или уменьшит его. Подушка для сиденья должна быть достаточно широкой и не слишком мягкой. При сиденьи в позе «лотос» или «герой» можно также подложить под ягодицы одеяло или иное приспособление, так чтобы его высота была равна толщине ног".
 

Svetel

Форумчанин
#5
Теперь коснусь важности (эффективности) неподвижности тела, которую не собирался как-то противопоставлять мелким телесным движениям. На этот раз цитата из ПБИ, где этот вопрос четко расписан.

Культивирование телесной неподвижности приводит к тому, что привычная картина себя (схема тела или телесный Я-образ), а также окружающего мира перестают подпитываться привычными движениями. Как только останавливается весь этот огромный и слабоосознаваемый объём микродвижений тела и глаз, немедленно начинают обнаруживаться прорехи в стене, отделяющей нас от тонкоматериальной сферы бытия. В конце концов эта стена рушится и происходит качественный скачок в развитии сознания. Через практику телесной неподвижности делается возможным прорыв в сферу тонкоматериального, прорыв к неиссякаемому источнику силы и энергии. Вот почему такая медитация представляет собою непревзойдённый путь к овладению пространством и обретению Жизни.

Итак, главным содержанием данной медитации является контроль над собственным физическим телом, с тем, чтобы сохранять состояние телесной неподвижности. Достижение этого состояния влечёт за собой целый ряд крайне важных последствий. Прежде всего, «остановка» тела приводит к остановке движений глаз, т.е. к немигающему взгляду. Далее, совершенно естественным и закономерным образом происходит остановка ума, который в этом состоянии не может поддерживать обычный режим своего функционирования. Наступает состояние умственного безмолвия.[/quote
 

Svetel

Форумчанин
#6
Вспомнил, героя часто выполняют, сидя на складной скамейке. Но она иная нежели та, что используется в Симплассане: ниже (высотой не больше 20 см. и под небольшим углом).
Вот ссылка, где приводятся все необходимые размеры и пояснения: http://dhamma.ru/practice/stool.htm
А это уже видео, где за готовую скамеечку предлагают заплатить 1 тыс. рублей:
www.youtube.com/watch?v=iex17yWUX7w
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Уважаемый Svetel !
Беда в том, что Вы вместо обсуждения, начинаете спорить. Причём ни серьёзными знаниями, ни необходимым опытом Вы не обладаете.
Что касается Ньянапоники. Он перечисляет стандартный набор медитативных асан. В ПБИ этот вопрос освещён значительно глубже. У нас есть то, что там отсутствует. А отсутствует многое, прежде всего рассмотрение позиций тела с точки зрения биоэнергетической теории даосского и обратного круга. В ПБИ даны все позы, что и у Ньянапоники, но есть и те, которых у него нет. Это такие важные позиции тела, как Симпласана и сидячая поза всадника. И тогда, спрашивается, зачем Вы здесь столь обильно цитируете этого буддийского автора. Зачем повторять то, что нам и без того давно известно? Зачем предлагать самокат, когда у нас уже есть велосипед?
И ещё - это дурной тон, использовать цитаты из книги автора в качестве аргументов для спора с этим же автором. Вам кажется, что я противоречу самому себе? Вы ошибаетесь. На самом деле никакого противоречия нет, а есть простое непонимание с Вашей стороны. Вам не спорить со мною, а учиться, учиться и ещё раз учиться, как завещал великий Ленин.:D
Вот прочитайте во 2-м томе, в 1-й его части главу13 " Медитация статическая и динамическая. Взаимопорождение покоя и движения в процессе энергомедитативной практики", а также позанимайтесь лет 12 медитацией самонаблюдения, а потом и поговорим.:D

Вот уместная цитата из Ортега-и-Гассета, про торжество гипердемократии ( торжество посредственности) во всех сферах жизни, в том числе и интеллектуальной:

"То же самое творится и в других сферах, особенно в интеллектуальной. Возможно я заблуждаюсь, но всё же те, кто берётся за перо, не могут не осознавать, что рядовой читатель, далёкий от проблем, над которыми они бились годами, если и прочтёт их, то не для того, чтобы чему-то научиться, а только для того, чтобы осудить прочитанное, как несообразное с его куцыми мыслями."
 

Svetel

Форумчанин
#8
Уважаемый, ВМ!
Спасибо, конечно, за обильную порцию несомненных "откровений" (причем в адрес того, кого Вы совершенно не знаете):
-
Причём ни серьёзными знаниями, ни необходимым опытом Вы не обладаете.
-
И ещё - это дурной тон, использовать цитаты из книги автора в качестве аргументов для спора с этим же автором.
-
Вам не спорить со мною, а учиться, учиться и ещё раз учиться, как завещал великий Ленин.
-
позанимайтесь лет 12 медитацией самонаблюдения, а потом и поговорим.
-
торжество гипердемократии ( торжество посредственности) во всех сферах жизни, в том числе и интеллектуальной:
Я бы мог, конечно (особенно учитывая, что не один год проработал в журналистике и владею пером в достаточной мере), в ответ, в Ваш адрес, выдать кучу не менее язвительных замечаний, но что толку, если все это, как уже неоднократно делалось, будет тут же уничтожено. Но главное, совсем не тянет ввязываться в бессмысленную перепалку, ибо, действительно, есть чем другим заниматься.
P.S. А цитаты приводил потому, что неохото писать о том, что уже кем-то хорошо сделано.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Почему я в подобных вопросах столь неуступчив и безкомпромиссен? Да потому. что я практик с многолетним опытом работы с людьми. Svetel же такого опыта не имеет, но, тем не менее, осмеливается давать опасные рекомендации. Я никогда себе не позволяю такую безответственность. Если я что-то рекомендую, то это основано не только на собственной практике, но и на 30-летнем опыте работы с людьми (обучение ЭМП и цигун-терапия различных заболеваний).
Так вот, я доподлинно знаю, что если народ "ломанётся" выполнять медитацию в Сейдза (Ваджрасане) по 30-50 минут (оптимальное время для медитации), то очень многие заполучат серьёзные проблемы с коленками и долго будут вспоминать такого наставника "добрым тихим словом".:) Для многих даже очень скромное время в 10-15 минут уже будет непосильным.
Это во-первых. А во-вторых общепризнанной наилучшей медитативной позой (при условии её грамотного, т. е. осторожного и постепенного освоения) является Сиддхасана. А Симпласана является наиболее удобным. общедоступным и вполне безопасным приближением к Сиддхасане.
На нашем сайте, когда участники говорят о практических вещах и дают практические рекомендации, они должны отвечать за свои слова. Если человек чем-либо вдохновился и загорелся, он не должен принимать за истину всё, что вступило ему в голову, а должен хорошо продумать и проверить, а так ли это на самом деле.
Если такие требования, предъявляемые мною к тем, кто даёт на нашем форуме какие-либо практические рекомендации, для человека непосильны - тогда нужно идти на такие сайты, как например, Сайт Лотоса (ариом.ру). Там можно говорить что угодно, как угодно и кому угодно, не неся никакой ответственности за свои слова. Цензура там практически отсутствует. Т. е. можно говорить что угодно, любую ахинею и любой бред, не стесняясь в выражениях.
 

Svetel

Форумчанин
#10
Вот ссылка на фото: http://www.free-writer.ru/files/2011/12/IMG_6303-2.jpg
с ретрита в международном буддистском центре "Дипабхаван". Нетренированные ото всюду люди (в том числе и из России) в приведенном варианте "героя" сидят где-то по 5 часов в день (с перерывами) в течении всей недели.
И ничего...
 

Kadykoff

Администратор
#11
Svetel, Вы задали вопрос и получили ответ. Что и кому Вы пытаетесь доказать?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Сидят по 5 часов в день в Сейдза и ничего? Думаю, что это "ничего" относится в лучшем случае к 30-40 процентам занимающихся - молодых или имеющих многолетний опыт йогических растяжек. Для всех остальных это может обернуться весьма неприятными последствиями. И рекламные материалы такого рода ретритов никак не могут быть доказательством.
Кто прав, а кто неправ, определить в нашем затянувшемся споре очень легко. Для этого не надо сидеть в Сейдза по 5 часов ежедневно в течение недели. Достаточно единожды посидеть в Сейдза (Ваджрасане) в течение 40-50 минут подряд и сделать на этот счёт собственные выводы.
Если говорить о себе, то в Сейдза я могу просидеть не более 30 минут, далее начинается синдром отсиженных ног. А в Сиддхасане могу просидеть в два раза больше. Мой опыт работы с другими людьми, тот самый опыт, который явно отсутствует у моего оппонента, однозначно свидетельствует о том, что для большинства практикующих Сейдза в качестве основной медитативной позы никак не подходит. На протяжении 30 лет ведения групповых занятий у меня каждое занятие начинается и заканчивается небольшой ( 5-10-15 минут) медитацией присутствия в Сейдза. Так что, в отличие от своего оппонента, я знаю, о чём говорю. Нельзя свой личный опыт столь бездумно проецировать на других людей, ибо все мы разные .:)
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Svetel пишет:
"Хорошо, хорошо, больше не буду смущать девственно-чистые умы."

В качестве ответа искушённому, зрелому и многоопытному журналистскому уму:
"Самоуверенность дилетантов является предметом зависти профессионалов":)
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Вдогонку. Это полезная информация по медитативным позам. Доступна только для разумных людей, не страдающих воспаленным самолюбием.:)
С энергетической точки зрения позиция Сейдза наиболее подходит для медитации присутствия
( медитации осознания при открытых глазах). А для медитации самонаблюдения (осознание при закрытых глазах) идеальной является классическая индийская Сиддхасана. Людям, имеющим элементарную чувствительность к энергетическим процессам собственного тела, в этом убедиться очень легко. Ну а Симпласана тоже имеет большую ценность, поскольку для людей пожилых, больных и ослабленных, а также имеющих проблемы с коленями, она является вполне приемлемой заменой Сиддхасаны и Ваджрасаны. Но, конечно, нашего оппонента, наделённого незаурядным и недевственным умом, проблемы людей пожилого возраста нимало не волнуют.
 

Svetel

Форумчанин
#16
В качестве ответа искушённому, зрелому и многоопытному журналистскому уму:
"Самоуверенность дилетантов является предметом зависти профессионалов"
Заниматься словоблудием и навязыванием ярлыков в догонку (да еще на своем сайте - кайф-то какой!) - тут вы, конечно, профессионал, мастак!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#17
Дискуссия плавно перешла в ругань. Думаю, что пора её закрывать. Все желающие имели возможность высказаться и по поводу асан, и по поводу друг друга.:D
Желаю всем участникам успешной практики.