Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Семичастная поза Будды.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
http://kasatka.me/semichastnaya-poza-buddy-vajrochany/
Здесь текст, а изображение (фотография скульптуры Будды) можно посмотреть здесь: http://kasatka.me/ Жирным шрифтом выделено мною (В,М,)
Семичастная поза Будды Вайрочаны.
Эта позиция универсальная практически для всех ветвей буддизма и не только его. Применяется в дзэн и в тибетском буддизме. В дзэн эта поза не носит такого названия, но считается, что само понятие «дзадзэн» уже подразумевает именно эту позицию. Наверняка именно так сидел Будда Шакьямуни под деревом Бодхи. Часто Будда изображается именно в этой позиции, которую он скорее всего унаследовал из традиции йоги, в которой падмасана также считается самой лучшей позой для медитации.

И тибетский буддизм и дзэн учат, что состояния ума и тела взаимосвязаны. То же самое утверждается и в современной психологии. Семичастная поза Будды Вайрочаны — стабильная, удобная позиция, пригодная для длительных практик медитации в неподвижности. Действительно, удобнее только в лежачем положении, но лёжа порой теряется ясность и можно легко провалиться в сон. Тем не менее, положение лёжа — тоже рекомендуется для практики медитации, и не стоит этим пренебрегать. Вообще, Будда учил, что есть четыре положения для медитации: лежа, сидя, стоя и при ходьбе. Но это другой разговор.

Итак, Семичастная (Семичленная) поза Будды Вайрочаны:
1.Ноги. Фундамент. Если у вас не исключительная растяжка, то рекомендуется сидеть на специальной подушке для медитации. Лучшая — поза лотоса, она же Ваджрасана в тибетском буддизме, она же Падмасана в индийской йоге. Ноги перекрещены, ступня каждой ноги лежит на противоположном бедре. Критически важно выполнять эту позицию за счет тазобедренных суставов, но ни в коем случае не за счет вывернутых коленей. Подробней в статье «Как сесть в позу лотоса». Большинству западных людей такое положение ног не доступно. Ничего страшного, ведь позиция полу-лотоса такая же удобная и стабильная: одна ступня закинута на противоположное бедро, другая спрятана под другим бедром. Если не хватает гибкости, то ступню с бедра можно опустить на голень противоположной ноги (четверть-лотос).
Не получается? Ничего страшного, можно опустить обе ступни на пол, сохраняя перекрещенное положение ног и колени, прижатые к полу. И так не получается? Ничего страшного, сядьте по-турецки, скрестив ноги самым простым образом, главное держать спину ровно. Если и так не удобно, то можно сесть на стул, в позиции самое важное это удобство (и прямая спина). Ещё один вариант, применяемый в дзэн: на коленях, подушка между ног. В традициях Тхеравады и дзэн иногда используют специальные скамейки для медитаций.

2.Руки. Ладони рук направлены вверх, левая лежит на правой, большие пальцы соприкасаются, образуя овал[/b]. Вся эта композиция покоится на бедрах или на перевернутых стопах, если вы сидите в полном лотосе. В дзэн такое положение рук зовется «космической мудрой». Это стандарт, но есть также и другие мудры, пригодные для медитации. Или можно удобно расположить руки на коленях.
3.Спина. Прямая. Поясница чуть прогнута, таз выдвинут вперед. Важно, чтобы позвоночник покоился на своем основании. Найдя правильное положение, спина будет держаться без усилий. Иначе, вас замучают напряжение и боли в спине. Если не получается установить спину прямо, можно попробовать сесть на более высокую подушку или поставить свою подушку на ребро. Если всё равно не получается держать спину ровно без усилий, то желательно заняться растяжкой. Подробнее об этом всё в том же посте о позе лотоса. Есть ещё один хороший вариант: сесть, оперевшись о стену, а между поясницей и спиной положить маленькую подушку. При медитации стоя или лёжа, спина будет прямой гарантированно.
4.Плечи. Расправлены как крылья грифа, понятно? Просто сохраняйте плечи на одном уровне, грудная клетка раскрыта, дышится свободно. Между руками и туловищем остается небольшой просвет, как-будто бы вы держите по куриному яйцу подмышками. Но никакого напряжения.
5.Голова и подбородок. Голову держите прямо, как-будто бы вас подвесили веревкой за темя. Подбородок чуть поджат. В цигун считается, что прижатый подбородок помогает циркуляции энергии ци по малому небесному кругу, основному каналу движения энергии в теле. Кроме того, при поджатом подбородке вытягивается спина и легче держать язык прижатым к нёбу, о чем ниже.
6.Рот и язык. Челюсть, зубы в естественном положении без напряжения. Язык прижат к нёбу. В цигун также считается, что язык к небу прижимается для замыкания этого самого малого небесного круга. Это стандарт, но можно оставить язык в покое, как ему лежится. Можно и рот приоткрыть.
7.Глаза. Приоткрыты и смотрят в метре перед собой, параллельно линии носа. Глаза рекомендуется держать открытыми, чтобы оставаться бодрым. Закрытые глаза порой провоцируют большое количество мыслей и образов на экране ума. Но в некоторых случаях можно держать глаза закрытыми. Например, у меня они иногда почему-то болят и слезятся.

Ну вот и всё. Не смотря на то, что Семичастная поза Будды Вайрочаны является наиболее удобной и рекомендуемой, нам, западным людям, не так-то просто она дается. Поэтому, для некоторых лучшим вариантом будет медитировать, сидя на стуле, нежели на полу со скрещенными ногами. Все остальные пункты остаются в силе. Кстати, грядущий Будда Майтрея часто изображается именно сидящим на стуле! Не является ли это знаком того, что буддизм расцветет именно на западе?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Что здесь не так и почему эта поза не может быть универсальной?
Вот три пункта, из вышеприведенной статьи, с которыми я никак не могу согласиться:

а) Положение рук (мудра):
"Ладони рук направлены вверх, левая лежит на правой, кончики больших пальцев соприкасаются, образуя овал. Вся эта композиция покоится на бедрах или на перевернутых стопах, если вы сидите в полном лотосе. В дзэн такое положение рук зовется «космической мудрой». Это стандарт..."

б) Положение языка (языковое замыкание, известное в Йоге как Набхи Мудра):
"Язык прижат к нёбу. В цигун также считается, что язык к небу прижимается для замыкания этого самого малого небесного круга. Это стандарт. "

в) Положение глаз. В дзен-буддизме стандартным образом рекомендуется "держать глаза открытыми, чтобы оставаться бодрым. Закрытые глаза порой провоцируют большое количество мыслей и образов на экране ума."

Прежде всего, первые две техники (мудра замыкания больших пальцев и языковое замыкание) являются очень специализированными по своему воздействию. И та, и другая техника активизируют зону межбровья (Аджна Чакрам). Как и любые другие специализированные техники, они имеют свои показания и свои противопоказания. Поэтому рекомендовать их всем подряд, без предварительной энергетической диагностики, не следует. К сожалению, понимание этих вещей в Дзен-Буддизме отсутствует, Причиной тому является полное игнорирование знаний по биоэнергетике человека (в китайском цигун и в Чжень-Цзю терапии) и рассмотрение духовного развития в полном отрыве от развития энергосистемы человека.

Более подробно об этом можно прочесть здесь:
http://kargopolov.spb.ru/book/volume2/part2/58-2201.html
(книга "Путь без иллюзий", 2-й том, часть 2, глава 1 "Энергосистема, сознание и духовное развитие".)

Далее, главной целью буддистской практики является достижение Просветления - Боддхи и обретение интуитивной Мудрости-Праджни. Однако для этого необходима медитация самонаблюдение, выполняемая непременно при закрытых глазах. Практика медитации с открытыми глазами даёт энергетическое развитие, но не информационное, обретение Силы (Шакти), но не обретение Мудрости (Праджни). Понимание этой, для меня несомненной, закономерности, в Дзен-буддизме, а также и в тибетском учении Дзогчен, к сожалению, отсутствует.
 

Lisunoff

Форумчанин
#3
Владимир Михайлович, действительно, когда я читал 3 столпа дзен - меня очень удивило, что они практикуют с открытыми глазами и это для них очень важно, т.к. при закрытых глазах, как они считают, теряется бодрствование. При этом в книге множество примеров достижения просветления. Все хотелось как-то узнать ваше мнение по-этому поводу - но вот и тема появилась. Спасибо!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Дело в том, что возможны две разновидности качественного скачка в развитии сознания (духовного преображения).

Первая - обретение святости. Она относится к энергетическому развитию, к обретению состояния Ананды (Блаженства), к стяжанию "Духа Святого", состояния Благодати. Отмечу, что без Ананды не может быть и безупречности по причине отсутствия необходимого эмоционального ресурса.

Вторая - обретение Мудрости-Праджни. Она относится уже к информационному развитию. Для обретения Мудрости (способности к пониманию) необходима практика медитации самонаблюдения.

Вот цитата из Книги ПБИ (2-й том, часть 1-я):
Практика медитации присутствия ведёт к накоплению количественных изменений с постепенным расширением пространственной сферы осознания. По достижении определённого порогового значения количество переходит в качество. Происходит качественный скачок, сопровождающийся духовной трансмутацией, преображением сознания и его выходом в сферу тонкоматериального. Достижение успеха в практике такой медитации предоставляет в распоряжение человека как энергетический, так и информационный ресурс окружающего пространства. При этом функциональные возможности сознания расширяются далеко за пределы обычного. Появляется широкий спектр паранормальных способностей (сиддх). Это, прежде всего, эмоциональные сиддхи - различные формы экстатического состояния высокой радости и блаженства, то, что у христиан называется Благодатью Божией, а в индийской духовной традиции - Анандой.

Обретение Благодати-Ананды, как уже ранее говорилось, является необходимым условием для достижения Безупречности-Святости, способности полностью владеть собою, своим поведением и эмоциями. Далее, резкое увеличение энергонаполненности и личной силы проявляется в разнообразных силовых сиддхах. В частности, именно на этом типе развития сознания основаны многократно описанные подвиги и чудесные демонстрации знаменитых мастеров восточных боевых искусств. Как говорил великий китайский мастер Сунь Лутан, «Вложение души непременно воздастся силой».

Наконец, медитация-присутствие приводит к появлению весьма широкого спектра информационных сиддх, таких, как ясновидение и различные формы экстрасенсорного восприятия. Однако не следует забывать, что все они относятся только к категории сиддх получения сведений, но не к сиддхам понимания. Для обретения сверхспособности понимания (интуитивной мудрости-Праджни) необходима практика медитации-самонаблюдения. Никакими другими способами Мудрость-Праджня достигнута быть не может.
 

Ксюша

Форумчанин
#5
"Именно этим отличается наша школа от других. Последователи йоги изучают йогу и пытаются понять, что она представляет собою на самом деле, последователи даосизма изучают даосизм, последователи буддизма изучают буддизм (естественно в версиях своих школ йоги, буддизма, даосизма).
В наше время последователи йоги изучают биоэнергетическую теорию йоги-тантры и при этом не интересуются биоэнергетикой и методами практики даосизма, последователи даосизма тоже варятся в собственном котле и всем прочим пренебрегают"
Владимир Михайлович, может немного не по теме, почему Вы думаете, что традиция дзен-буддизма не полноценна и не самодостаточна, как и йоги, это же древнейшие методы?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
А почему Вы решили, что древность, сама по себе, является безотказным критерием истинности. То, что сейчас мы относим к древности, когда-то было новоделом, а то, что создаётся в наше время, через пару тысячелетий может оказаться высокопочитаемым учением древности. На самом же деле, это ловушка познавательной двойственности. Неправильно говорить, что древнее лучше, чем новое, ибо оно выдержало проверку временем. Нередко из века в век человечество повторяет зазубренные глупости и неадекватности - и примеров, при желании можно найти сколько угодно. Неправильно говорить и противоположное - что новое всегда лучше, чем старое.
При оценке адекватности, полезности и эффективности знания следует использовать совершенно иные критерии, нежели древность. Разве это не очевидно?

http://kargopolov.spb.ru/forum.html?func=view&catid=39&id=11611
http://kargopolov.spb.ru/forum.html?func=view&catid=38&id=9986
http://kargopolov.spb.ru/book/volume2/part1/56-book2-1-14.html

почему Вы думаете, что традиция дзен-буддизма не полноценна и не самодостаточна, как и йоги, это же древнейшие методы?
Да потому, что на самом деле нет и быть не может учения о человеке и его развитии абсолютно завершённого. Живое дерево ежегодно растёт и обновляется, а неизменна только пластмассовая ёлка. :D
Полезно немного включить критическое мышление. Где в этих традициях полноценная и завершённая биоэнергетическая теория? Почитайте у меня про даосский и обратный круг. Где развёрнутое учение о двойственности и пути её преодоления? Опять же сравните с материалами книги ПБИ. Где развёрнутое, ясное и понятное учение о медитации и её разновидностях?
Читайте, практикуйте и получите ответ на свой вопрос. Вообще-то ответ на Ваш вопрос и весьма развёрнутый, уже есть в моём двухтомнике.
Наконец, если уж Вы так сильно уверовали в полноту и непогрешимость древних учений, то какой смысл тратить своё время на эти дискуссии? Не лучше ли практиковать согласно этим древним учениям, а вопросы задавать на сайтах по буддизму и йоге?
 

Ксюша

Форумчанин
#7
[quote="Kargopolov" post=17642] Да потому, что на самом деле нет и быть не может учения о человеке и его развитии абсолютно завершённого. Живое дерево ежегодно растёт и обновляется, а неизменна только пластмассовая ёлка. :D
Полезно немного включить критическое мышление. Где в этих традициях полноценная и завершённая биоэнергетическая теория?[/quote]
Для меня, наоборот, это как знак качества- «Проверено временем», если прошло тысячу лет, а учение не умерло, значит оно действующее, методики работают.
По-моему, везде описано и как душа попадает в тело и куда уходит после смерти, описаны и нарисованы энергетические каналы, точки человека, его поле. Мастера ТКМ их могу видеть. Это всё давно известно, в этом нет тайны. Я так думаю.
 
M

Maksim

Неактивен
#8
Лично я наблюдаю огромное количество глупостей, в науке, религии и прочем, которые со временем не только не уходят, но еще и усугубляются.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Ксюша пишет:
Для меня, наоборот, это как знак качества- «Проверено временем», если прошло тысячу лет, а учение не умерло, значит оно действующее, методики работают.
По-моему, везде описано и как душа попадает в тело и куда уходит после смерти, описаны и нарисованы энергетические каналы, точки человека, его поле. Мастера ТКМ их могу видеть. Это всё давно известно, в этом нет тайны. Я так думаю.
Для меня вполне понятно как вы думаете. К сожалению, вы чрезмерно упрощаете весьма сложную картину реальности. Хуже того, вы даже не пытаетесь понять, что вам говорят. У вас уже всё предельно ясно. Однако это дурная ясность, донельзя примитивная.
Могу только выразить вам свои соболезнования. Когда человек многого не знает и многого не понимает - это полбеды, при условии, что он готов учиться. Но когда, вместо того, чтобы учиться, человек самоуверенно и безапелляционно настаивает на своей, донельзя примитивной точке зрения - это уже непростительно и неприемлемо.
Я - старый человек и не могу себе позволить роскоши тратить своё время на бесплодные разговоры и разъяснение элементарных вещей. Извините, но вы мне неинтересны. Уровень обсуждения, который вами предлагается, намного ниже проходного балла.

Пользователь Ксюша забанена.