Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Катастрофа, которую не замечают (о кризисе современной науки).

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Kargopolov

Сейчас во всех СМИ бурно обсуждается мировой финансовый кризис, но при этом, никто не говорит ( а если кто и говорит, то его голос остается неуслышанным) о другом, значительно более опасном и, я бы даже сказал. зловещем, кризисе, который так и остается незамеченным. Я имею в виду кризис науки, кризис научного познания.

Хочу сразу заметить, что здесь я рассматриваю кризис науки не с точки зрения иной познавательной парадигмы (об этом - в 1-м томе моей книги), а с точки зрения самой науки, с точки зрения того типа научного познания и научного мышления, который является вершиной ее развития и образцом для всех последующих поколений. Речь идет не о содержательном (результативном) наполнении сокровищницы знаний, а о, так сказать," технологии" самого научного мышления. Я имею в виду классическую науку былых времен с ее строгими критериями, высочайшей культурой мышления и жёсткими стандартами качества научной продукции. Мое мнение заключается в том, что золотое время научного познания осталось позади и в течение последних нескольких десятилетий произошла явная деградация, незаметным образом произошла замена науки классического образца на постмодерн-сайенс.

Это информация, так сказать, для затравки. Конечно же я ею ограничиваться не буду и, как мне кажется, мне есть что сказать по этой теме. Так что продолжение следует. Возможно кто-то захочет высказаться уже на этом этапе. Само собой, конструктивное участие в дискуссии только приветствуется. Слово за вами, друзья!

Всего доброго, ВМ.

P.S. На эту тему есть интересный материал - статья доктора физ.-мат. наук В. Доценко "Пятое правило арифметики". Настоятельно рекомендую прочесть.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

В продолжение темы.

Горестная примета нашего времени - явная и несомненная деградация системы среднего и высшего образования, произошедшая буквально на наших глазах в течение последних 15 лет. Все большее количество людей утрачивает способность к более-менее длительному умственному усилию. Налицо интеллектуальное "ожирение", при котором одышка появляется уже при подъеме на второй этаж.

Огромное, но до сих пор недооцененное в нашем обществе, значение имеет тот факт, что в познавательном развитии современного человека центр тяжести смещён с понимания на запоминание, на простое усвоение атомарных фактологических сведений и запоминание алгоритмов. Современный человек все более делается похожим на ребенка, научившегося пользоваться пультиком переключения ТV-программ, но при этом не имеющего никакого представления об устройстве телевизора.

Все это в большой степени обусловлено распространением информационных технологий (персональный компьютер, Интернет, многофункциональные калькуляторы и т.п.) При всех несомненных достоинствах компьютера, у него есть чудовищный недостаток. Заключается он в том, что пользователь " с младых ногтей" приучается к запоминанию алгоритмов (цепочек последовательных действий) и к механическому поиску нужной информации, в ущерб наиболее важному аспекту познавательного развития, в ущерб способности понимания.

Понимание же есть не что иное, как способность к синтезирующему инсайту, к целостному, интегральному восприятию. Увы, этому сейчас уже не учат. Современный человек становится все менее способным к познавательному усилию и самостоятельному мышлению и все более привыкает к бездумному и пассивному потреблению информации. Жан Кокто, в свое время, очень метко высказался по поводу творческой личности: "Лев состоит из съеденных и переваренных им баранов." Увы, стандартного человека современности скорее можно уподобить своего рода информационному гельминту, пассивному потребителю хорошо разжеванной информации.

Всего доброго, ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Kargopolov

Материал в тему: отрывок из интервью ученого и писателя Кирилла Еськова журналу "Полдень. 22-й век".
Вопрос:
"Какова, на Ваш взгляд, главная опасность для человечества сейчас? "

Ответ:
"Тут я, пожалуй, соглашусь с мнением Переслегина: главная грядущая опасность - это крупные техногенные катастрофы, связанные с "человеческим фактором": техника всё время "умнеет", а человек - "глупеет" (ан масс). А главной причиной этого поглупения является прогрессирующее ухудшение качества школьного образования - в глобальном масштабе.

Помнится, меня весьма неприятно укололо то обстоятельство, что советские школьники "золотой" для нашего образования поры 70-80-х годов оказались категорически неспособны решать стандартные для дореволюционной гимназии контрольные по алгебре. С этим справлялись только ученики физмат-школ (которых в стране на порядок меньше, чем когда-то было гимназий), а все прочие - нет. То есть речь идет уже не об относительном, а об абсолютном регрессе, причем в преподавании математики, чем советская школа вполне, вроде бы, заслуженно гордилась; это при том, что спрашивать с учеников тех физмат-школ гимназический курс по языкам, логике-риторике, истории, etc - вообще сплошное расстройство...

Надо ли говорить, что с той поры ситуация в российских школах ухудшилась многократно, а уж на просвещенном Западе по этой части творится вообще полный караул. И что на самом-то деле человечество последние лет двадцать лишь бездарно и бездумно проедает тот образовательный капитал, что был аккумулирован в эпоху "славных шестидесятых"... Ладно, давайте не будем больше про образование, а то я перейду на совсем уж ненормативную лексику"
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Amigo

Нда...

Владимир Михайлович, как вы думаете - сам процесс деградации нашего образования - это неизбежность?
Может есть выход из создавшегося положения!?
С уважением, Amigo.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Kargopolov

Скажем так: процесс деградации науки и образования в современном мире - это реальность. Что делать, чтобы исправить эту ситуацию - для всех специалистов совершенно очевидно. Неясно только, как сделать, чтобы это делалось. То есть решение этой проблемы находится за пределами самой системы (науки и образования), в надсистеме. В частности в неолиберальной системе верований, господствующих в современном западном мире.

Всего доброго, ВМ.