Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Svetel

Известно, что при медитации желательно, чтобы тело было неподвижно (т. е. отсутствуют малейшие движения). На этот счет приводят ссылки из сутр самого Будды. Если неподвижно тело, то и ум неподвижен, сведена к минимуму его аналитическая и т. п. деятельность.
Заметил, что медитация-самонаблюдение, выполняемая в доступной для всех позе героя (или Вирасана, Ваджрасана, Сейдза) становится, не вдаваясь особо в детали, более интенсивной, глубокой в отличие от предлагаемой в ПБИ позы Симпласана.
Может, есть смысл попробовать выполнять и медитацию-присутствие (разумеется, с открытыми глазами) также в позе героя. Когда стою столбом примерно первые 20-30 минут наблюдаю у себя легкие покачивания тела с явным блужданием ума.
В отличие от лотоса (полулотоса) у "героя" не столь сцеплены ноги и соответственно, надо полагать, более выражены энергопотоки в конечностях. Да и чисто внешне "герой" - это тот же столб, только слегка придавленный к земле.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

Kargopolov

Svetel пишет:
"Заметил, что медитация-самонаблюдение, выполняемая в доступной для всех позе героя (или Вирасана, Ваджрасана, Сейза) становится, не вдаваясь особо в детали, более интенсивной, глубокой в отличие от предлагаемой в ПБИ позы Симпласана."

На самом деле Сейдза никоим образом не является, как Вы это пишете "доступной для всех позой". Это Вы пишете по молодости, это для Вас она доступна и легка, но отнюдь не для всех.
Кроме того, в ПБИ Симпласана предлагается наряду с другими позами - даётся и Сиддхасана, и так восхваляемая Вами Сейдза (Ваджрасана), и сидячая поза всадника (поза фараона и Даос на вершине). Так что Ваше предложение несколько запоздало. Удивительно, но Вы пишете так, как будто в ПБИ даётся только Симпласана, а других поз там нет. Они там есть. Но особенностью Симпласаны является её общедоступность, только и всего.

В ПБИ именно Симпласана предлагается как доступная для всех, включая людей пожилых, с больными коленками и отсутствием необходимой для других поз растяжки. Конечно, поза Ваджрасана (Сейдза), вполне может использоваться для медитации самонаблюдения. Это давно известно в традиции Дзен-буддизма. Однако она имеет серьёзные ограничения. Чтобы практиковать медитацию в Сейдза, нужно иметь очень хорошую растяжку либо быть японцем, с детства привыкшим к этой позе. Для людей с больными коленками она вообще недоступна, но даже при здоровых коленях, у практически здорового в этом отношении человека, уже после 20 минут начанаются проблемы с ногами, а высидеть в ней 40-50-60 минут способны немногие. Т.о. при отсутствии экстраординарной растяжки, эта поза малопригодна для серьёзной медитативной практики.

К тому же, намного лучшей считается (и это общепризнано в индийской традиции) Сиддхасана. Сватмарама в своём знаменитом трактате Хатха Йога Прадипика утверждает, что именно Сиддхасана (полулотос) является наилучшей из всех медитативных поз, медитативной асаной номер 1. Мой личный опыт это полностью подтверждает. Сватмарама совершенно прав - наилучшей и непревзойдённой позой для сидячей медитации - самонаблюдения является Сиддхасана, но не Ваджрасана.

К сожалению, Сиддхасана не для всех доступна. Требуется время, чтобы разработать колени и освоить эту позу. По этой причине в ПБИ и даётся вполне посильная для всех Симпласана.
Ваш столь сильный энтузиазм по поводу Ваджрасаны объясняется просто - Ваджрасана идеально "попала " под Вашу энергетическую ситуацию (скорее всего - энергетическая избыточность и проблемы с крестцовой зоной). Опираться на свой личный опыт - дело хорошее, но не стоит делать скороспелые выводы. И не стоит думать, что эти выводы приемлемы для всех.
Ваджрасана (Сейдза) хороша для медитации присутствия, обеспечивающей энергетическое воздействие. Хороша при условии её выполнения в очень умеренных объёмах (10-15, но не более 20-25 минут).

Ну а неподвижность и непроизвольные движения взаимно порождают друг друга и полагать , что неподвижность хорошо, а движения плохо - безграмотно. Читайте ПБИ, там есть отдельная глава на эту тему.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

Александр Панов

Добрый вечер.

Абсолютно согласен с Владимиром Михайловичем. Ни разу в жизни не смог просидеть в Сейдза и минуту, даже имея в молодости замечательную растяжку. Такое вот сложение коленей, слишком толстые.
Для меня полулотос - самая идеальная позиция, даже комфортней Симпласаны. Каждому своё.

С уважением, Александр.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

Svetel

Вот ссылка на фото: www.free-writer.ru/files/2011/12/IMG_6303-2.jpg
с ретрита в международном буддистском центре "Дипабхаван". Нетренированные ото всюду люди (в том числе и из России) в приведенном варианте "героя" сидят где-то по 5 часов в день (с перерывами) в течении всей недели.
И ничего...
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

Kargopolov

Сидят по 5 часов в день в Сейдза и ничего? Думаю, что это "ничего" относится в лучшем случае к 10 - 15 процентам занимающихся - молодых или имеющих многолетний опыт йогических растяжек. Для всех остальных это может обернуться весьма неприятными последствиями. И рекламные материалы такого рода ретритов никак не могут быть доказательством.

Кто прав, а кто неправ, определить в нашем затянувшемся споре очень легко. Для этого не надо сидеть в Сейдза по 5 часов ежедневно в течение недели. Достаточно единожды посидеть в Сейдза (Ваджрасане) в течение 40-50 минут подряд и сделать на этот счёт собственные выводы.

Если говорить о себе, то в Сейдза я могу просидеть не более 30 минут, далее начинается синдром отсиженных ног. А в Сиддхасане могу просидеть в два раза больше. Мой опыт работы с другими людьми, тот самый опыт, который явно отсутствует у моего оппонента, однозначно свидетельствует о том, что для большинства практикующих, Сейдза в качестве основной медитативной позы никак не подходит. На протяжении 30 лет ведения групповых занятий у меня каждое занятие начинается и заканчивается небольшой ( 5-10-15 минут) медитацией присутствия в Сейдза. Так что, в отличие от своего оппонента, я знаю, о чём говорю. Нельзя свой личный опыт столь бездумно проецировать на других людей, ибо все мы разные .
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

Kargopolov

Почему я в подобных вопросах столь неуступчив и безкомпромиссен? Да потому. что я практик с многолетним опытом работы с людьми. Мой оппонент Svetel такого опыта не имеет, но, тем не менее, осмеливается давать опасные рекомендации. Я никогда себе не позволяю такую безответственность. Если я что-то рекомендую, то это основано не только на собственной практике, но и на 30-летнем опыте работы с людьми (обучение ЭМП и цигун-терапия различных заболеваний).
Так вот, я доподлинно знаю, что если народ "ломанётся" выполнять медитацию в Сейдза (Ваджрасане) по 30-50 минут (оптимальное время для медитации), то очень многие заполучат серьёзные проблемы с коленками и долго будут вспоминать такого наставника "добрым тихим словом". Для многих даже очень скромное время в 10-15 минут уже будет непосильным.

Это во-первых. А во-вторых, общепризнанной наилучшей медитативной позой (при условии её грамотного, т. е. осторожного и постепенного освоения) является Сиддхасана. А Симпласана является наиболее удобным. общедоступным и вполне безопасным приближением к Сиддхасане.

На нашем сайте, когда участники говорят о практических вещах и дают практические рекомендации, они должны отвечать за свои слова. Если человек чем-либо вдохновился и загорелся, он не должен принимать за истину всё, что вступило ему в голову, а должен хорошо продумать и проверить, а так ли это на самом деле.

Если такие требования, предъявляемые мною к тем, кто даёт на нашем форуме какие-либо практические рекомендации, для человека непосильны - тогда нужно идти на такие сайты, как например, Сайт Лотоса (ариом.ру). Цензура там практически отсутствует и можно говорить что угодно, не неся никакой ответственности за свои слова.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

Kadykoff

Для меня, как и для многих других практикующих, Сейдза не подходит. Просижу от силы пять минут и не больше.
Svetel, Вы задали вопрос и получили ответ. Что и кому Вы пытаетесь доказать?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

Svetel

"Svetel, Вы задали вопрос и получили ответ. Что и кому Вы пытаетесь доказать?"


Хорошо, хорошо, больше не буду смущать девственно-чистые умы.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

Kargopolov

Svetel пишет:
"Хорошо, хорошо, больше не буду смущать девственно-чистые умы."
В качестве ответа искушённому и зрелому уму:
"Самоуверенность дилетантов является предметом зависти профессионалов."
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

Kargopolov

Вдогонку.
В этой ветке даётся важная и полезная информация по медитативным позам. Доступна только для разумных людей, не страдающих воспаленным самолюбием.

Спору нет, позиция Сейдза вполне подходит для медитации присутствия ( медитации осознания при открытых глазах). Однако, далеко не для всех, а только для тех, кому это позволяет состояние коленных суставов. А для медитации самонаблюдения (осознание при закрытых глазах) идеальной является классическая индийская Сиддхасана. Людям, имеющим элементарную чувствительность к энергетическим процессам собственного тела, в этом убедиться очень легко.
Ну а Симпласана тоже имеет большую ценность, поскольку для людей пожилых, больных и ослабленных, а также имеющих проблемы с коленями, она является вполне приемлемой заменой Сиддхасаны и Ваджрасаны. Но, конечно, нашего оппонента, наделённого незаурядным и недевственным умом, проблемы других людей, тем более, проблемы людей пожилого возраста нимало не волнуют.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

Svetel

Заниматься словоблудием и навязыванием ярлыков в догонку (да еще на своем сайте - кайф-то какой!) - тут вы, конечно, профессионал, мастак!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

Kargopolov

Дискуссия плавно перешла в ругань. Думаю, что пора её закрывать. Все желающие имели возможность высказаться и по поводу медитативных асан, и по поводу друг друга. :D

Желаю всем участникам успешной практики. Всего доброго. ВМ.
 

amigo

Модератор
#13
Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

gavarun

Попытался делать утренний гимнастический комплекс и столкнулся с тем, что не могу сесть на свои ноги, то есть в Ваджрасане (Сейдза), руки в позиции «кулаки на бёдрах» (1-2 минуты); - очень больно в связках. что делать в таком случае? Каждый день через боль пытаться сидеть чтобы связки привыкли или не делать это упражнение?
 

amigo

Модератор
#14
Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

asleep

Первое с чем столкнулся в комплексе на позвоночник - это проблема сидения в Сейдза. Очень болят голеностопы. Первые упражнения комплекса в Cейдза еще удается делать, сосредоточившись собственно на упражнении. Но последние - мысли только о боли в ногах и желание поскорее закончить упражнение. При подъеме из Cейдза голеностопы разгибаются тоже с болью.
Что с этим делать? Терпеть и со временем пройдет само? Или есть вероятность, что я что-то делаю "не так"? Но вроде позиция очень простая, путать там нечего.
 

amigo

Модератор
#15
Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

amigo

Здравствуйте, asleep! По этому пункту была подобная проблема - начинал осваивать эту асану на голом полу. Было больно, потому положил одеяло на пол - стало удобнее, а боль в голеностопном суставе прошла в течении недели. Сейчас в силу привычки и на голом полу удобно.
Еще, как вариант, можно использовать подушку - положить между ног, или на ноги и на нее садиться.
 

amigo

Модератор
#16
Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

Kadykoff

Amigos прав. Дело привычки. Сначала тоже сильно напрягала Cейдза, а потом стало удобно так сидеть.
 

amigo

Модератор
#17
Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

Kargopolov

Если есть такие проблемы с Сейдза , то нужно взять одеяло, сложить вчетверо. Садиться на него так, чтобы колени и вся голень до голеностопа были на одеяле, а стопа вне одеяла. Получается значительное облегчение, поскольку вся стопа, будучи вне одеяла, опускается на его толщину. В результате голеностопу жить много легче. :D

Наконец, есть люди, для кого Сейдза просто мучительная и неприемлемая позиция. Получается не ЭМП, а пытка. В таких случаях и не нужно её делать. Вместо Сейдза можно сидеть в Симпласане (на банкетке или скамейке высотой 30-35 см, скрестивши ноги).

Успехов! ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#18
Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

Денис Лозован

Здравствуйте, Владимир Михайлович!

Снова с вопросами... oops:
Пару недель назад почувствовал что что очень хочется сидеть в Сейдза.
И начал выполнять медитацию-самонаблюдение в Сейдза (спина прямая, руки в кулаках, на бедрах, на обратном круге). Увы, конечно, в течении часа, ноги несколько раз затекают, я встаю на четвереньки на минутку и снова сажусь. МОжет я что-то не так делаю? :shock:

Собственно, вопрос, можно ли вообще выполнять медитацию-самонаблюдения в Сейдза, и если нет, то чем мне это "грозит"?

С уважением, Денис.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#19
Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

Kargopolov

Приветствую!

Конечно, практика самонаблюдения в Сейдза ничем Вам не грозит, при условии, что Ваши колени позволяют Вам сидеть достаточно долго. Однако для огромного большинства людей, как я уже говорил, Сейдза слишком трудна, даёт очень большую нагрузку на коленные суставы и при длительном сидении может сильно повредить практикующему.

Кроме того, для самонаблюдения Сейдза не очень подходит. В ней хорошо выполнять медитацию - присутствие (осознание при открытых глазах). А для самонаблюдения лучше всего Сиддхасана, также подходит и Симпласана. Не случайно, в индийской духовной традиции, несравненно более древней и более мощной, чем японский Дзен, все Мастера рекомендовали, как наилучшую медитативную позу именно Сиддхасану, но никогда - Ваджрасану (Сейдза). Последняя всегда имела чисто вспомогательный характер.

Тем не менее, в умеренных объёмах позу Сейдза вполне можно практиковать в режиме медитации-присутствия (при открытых глазах). Особенно она благоприятна при астенизации, а также при проблемах с крестцовым отделом позвоночника.
На первых порах, пока ноги не привыкнут, в Сейдза советую сидеть не более 10 -15 минут. Постепенно можно довести до 25 -30 минут. Если хотите сидеть больше - встаньте, сделайте разминку, потом можно садиться снова. Для тех, у кого проблемы с коленями - с Сейдза очень осторожно. Поза весьма энергетичная, но и коварная (колени). так что будьте осторожны.

Всего доброго, ВМ.