Здравствуйте Lesovik!
Посмотрел видео по Вашей ссылке. Дедушка в прекрасной форме для его 80 лет. Что касается исполнения комплекса, безусловно виден высокий уровень освоения движений благодаря многолетней практике. Однако я считаю серьёзным недостатком методического характера слишком быстрый темп выполнения движений. Давно, ещё в советские времена, когда я с энтузиазмом изучал Тай-цзи по книгам (преподавателя найти было невозможно, да и книги, которые попадались, все были на английском), в книге Ян Цзюн Мина, в которой давался комплекс 108 форм стиля Ян, я прочёл о том, что весь этот большой комплекс начинающий проделывает за 30 минут, а мастер - за 60 минут. Медленность выполнения намного важнее, чем кажется многим практикующим комплексы Тай-Цзи. Кстати, одному китайскому мастеру Тай-Цзи принадлежит важное и глубокое высказывание: "Медленное движение лучше, чем быстрое движение, а неподвижное пребывание лучше, чем медленное движение." Я бы добавил, что ещё лучше грамотное чередование медленного перетекающего движения и последующего пребывания в неподвижном стоянии. При этом одно питает другое - медленное движение питает неподвижное стояние, возобновляя и освежая внимание, а неподвижное стояние питает последующее движение. Кроме того, имеет место постоянное чередование правой и левой стойки, в результате чего правое питает левое, а левое питает правое. При этом постепенно устраняется билатеральная энергетическая асимметрия, что имеет очень большое значение для сбалансированного развития энергетики.
В моей Школе имеется разработанный мною именно на такой методической основе метод медленного перетекающего хождения с медитативными остановками (как для даосского круга, так и для обратного).
Был довольно длительный период времени (порядка 15-20 лет), когда я ежедневно (два раза в день) выполнял комплекс Тай-цзи (начинал с 37 форм профессора Чэн Ман Чина), а позже перешёл на комплекс Ба-Гуа. Кстати, в результате выполнения Ба -Гуа, через 2 года я был вынужден сменить свой гардероб. Ранее мой размер рубашек был 50, а через два года практики размер стал 54. И это в возрасте за 30 лет!
Я не только сам практиковал, но и обучал других людей. У меня есть удостоверение инструктора У-шу и я сам обучал Тай Цзи много лет (групповые занятия веду уже более 30 лет).
Однако с возрастом (мне сейчас 68 лет) я пришёл к убеждению, что практика таких больших и сложных комплексов с самого начала обучения, является серьёзной методической ошибкой. Безусловно, ежедневное выполнение больших и сложных комплексов - тао очень полезно для здоровья и даёт прекрасный фитнесс-эффект. К примеру, в тот период, на протяжении примерно 25 лет, я совсем не болел ни простудами, ни гриппом. Вообще не болел! Однако такого рода комплексы не могут быть фундаментом настоящего развития. Такого развития энергетики и сознания, при котором происходит качественный скачок и переход человека на другой уровень. Я имею в виду то, о чём замечательно сказал Сунь Лутан: "Неожиданно и прекрасно приходит духовная трансмутация Шэнь". Для этого требуется не многократное повторение больших и сложных комплексов (они могут быть только 2-м этажом, но никак не фундаментом в обучении), а ежедневная и серьёзная практика бао - очень простого метода базового развития, который и приводит к такому качественному скачку в развитии, после которого боевое искусство переходит на энергетический уровень (слова Уесибо: "Нет ки, нет и Айкидо). Вот это и есть главный секрет всех настоящих мастеров - бао, фундаментальный метод энергетического развития. Это секрет методический. Китайский мастер может давать европейцам сложные комплексы движений, но при отсутствии энергетической основы, в практическом плане все они работаю крайне слабо. Основополагающий метод - бао прост для обучения (хотя и требует наставника), но очень труден для того, чтобы практиковать. Он требует огромного терпения и самодисциплины - качеств, которые у современных учеников встречаются крайне редко.
Какие именно методы могут послужить в качестве бао?
Это столбовое стояние, дыхательная практика, сидячая медитация. Китайцы говорят, что тот, кто взыскует Силу и боевую мощь (энергетическое развитие) - практикует столбовое стояние (заниматься БИ и не практиковать столбовое стояние - всё равно, что шарить впотьмах). А тот, кто взыскует духовной мудрости (буддийские монахи) - практикует сидячую медитацию. Моё глубокое убеждение состоит в том, что большие и сложные комплексы Тай Цзи Цюань (и даже упрощённые не классические комплексы, такие как 37 форм или 24 формы) малопригодны в качестве базового метода бао. Конечно, возможны исключения, однако они, как говорится, погоды не делают.
В моей Школе даётся непременное сочетание медитативного хождения с остановками ("пунктирный столб") и сидячей медитации самонаблюдения. Такое перетекающее хождение будет дано во 2-м издании книги ПБИ, над чем я сейчас и работаю. Это предельно простая форма, однако несравненно более эффективная, чем классическое столбовое стояние, не говоря уже о сложных комплексах Тай Цзи Цюань. Такое хождение, безусловно относится к числу базовых методов - бао.
В качестве резюме.
Считаю большой методической ошибкой в своём развитии делать ставку на многократное выполнение больших и сложных комплексов Тай Цзи. По моему глубокому убеждению, в первые несколько лет практики намного лучше, вместо разучивания сложных комплексов, практиковать базовое медитативное хождение с остановками в сочетании с параллельной практикой сидячей медитации самонаблюдения. Что-то одно практиковать будет неэффективно и даже опасно.
Всего доброго. ВМ.