Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Боевые искусства

  • Автор темы Maksim
  • Дата начала
M

Maksim

Неактивен
#1
Хотелось бы отвлечь внимание уважаемых форумчан от политики и перейти все же к основной тематике сайта.
Предлагаю обсудить тему боевых искусств в разрезе занятий ЭМП.
Тема неоднократно затрагивалась, но подробно насколько я помню не обсуждалась. Преподаватели школы, насколько я знаю, также имеют в прошлом опыт занятий БИ.
Очень хотелось бы обсудить 2 вопроса:
1.
С чего начинать?
[ul]
[*]с обратного круга или даосского
[*]каковы объемы практики
[/ul]

2.
К чему стремиться?
Условно говоря, человек пришедший заниматься в обычную секцию рукопашного боя хочет получить физическую подготовку, сильный удар, быстроту.
Что может получить человек, практикующий внутренние стили?
 
#2
[quote="Maksim" post=10329]...человек хочет получить физическую подготовку, сильный удар, быстроту. Что может получить человек, практикующий внутренние стили?[/quote] все перечисленное в троекратном размере, думаю. Но главное - основу, на которой все это "растет". Владимир Михайлович тут недавно дал притчу о том, как парень стоял столбом...
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Для тех, кто живёт в СПБИ может ходить на групповые занятия и консультации, можно заниматься как на даосском, так и на обратном. Иногородним лучше заниматься на обратном.
К чему стремиться? К качественному скачку в развитии энергосистемы, на что потребуется от одного до 3-х лет очень серьёзной практики базового метода развития энергетики (только этот базовый метод и более никаких боевых техник защиты и нападения). Обычно в качестве такого метода заложения фундамента используют различные формы столбового стояния. Например в Синь И-Цюань используется стойка Саньтиши. Но стоять помногу достаточно тяжело, а также рискованно. Это явно не для всех, можно заполучить варикозное расширение вен ног и другие проблемы. Согласно моему опыту работы с людьми, столб противопоказан для людей с больными ногами, для женщин, для людей с избыточным весом. В моей школе столб используется только как вспомогательный метод, причём в разумных, не слишком больших объёмах. Намного лучше разработанное мною перетекающее хождение с медитативными остановками в главной позе. В нашей Школе имеется такое хождение и для даосского. и для обратного круга.
Рекомендуемые объёмы:
Один-два раза в день. Начинать с 5 минут, раз в 1-2 недели прибавлять по 5 минут, довести до 50 минут. Оптимальный вариант - утром 50 минут, вечером 30 минут, но до него ещё надо дойти, причём очень осторожно и постепенно. Никому не советую в этом деле спешить, особенно людям в возрасте.
Кроме того, нужно ещё делать специальное упражнение для снятия усталости ног. Кроме того необходимо практиковать самонаблюдение, хотя бы два раза в день по полчаса, иначе получим сильного и страшного бойца с убойной силой кулачного удара, но при этом, взрывчатого психопата, не способного контролировать своё поведение и эмоции.
Вот и посчитайте, сколько времени ежедневно уйдёт на такую подготовку. А иначе Мастера из вас не получится.
 

StanBad

Забанен
#4
Случайно натолкнулся - VIII чемпионат Европы по Тайцзи-цюань и китайским Внутренним искусствам, 29-30 октября 2016 в Санкт-Петербурге http://www.taiji-fest.ru/
 

Lesovik

Форумчанин
#6
Действительно, этот Чемпионат проводится в СПб с начала 2000-х годов, однако, нерегулярно, потому нынешний - лишь VIII. К сожалению, не удалось его посетить:( Однако, опыт предыдущих Чемпионатов показал их крайне низкую популярность, а иногда, увы, - и уровень участников. Все обычно сводилось к выступлению нескольких школ в двух видах программы - показательных выступлениях и поединках по правилам туй-шоу. В показательных выступлениях особенно модным в последние годы стал стиль Чень, как "самый прикладной" из стилей тайцзицюань (разумеется, в реальности степень боевой эффективности зависит более от особенностей преподавания, а не от собственно стиля). В поединках по правилам туй-шоу (толкающих рук) неплохо проявляли себя руководители школ (они же - одни из организаторов мероприятия) в особенности - Андрей Середняков. Сложность правил (запрет ударов и захватов (разрешены лишь толчки и "прихватывания") и недостаточная квалификация основной массы участников, к сожалению. лишило этот интересный вид состязаний изрядной доли зрелищности. Однако, подобные мероприятия, проводящиеся в Китае, порой выглядят весьма интересно, ибо там за движениями Мастеров чувствуется не только знание механики болевых заломов и опыт боевого, пусть и ограниченного правилами, взаимодействия с противником, но и собственно внутренняя работа (нэй-гун). Вот для примера https://www.youtube.com/watch?v=epDbJfQz3nA
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Здравствуйте Lesovik!

Спасибо за видеоматериалы. Вы правы, у китайцев совсем другой уровень. Но есть и у нас неплохие мастера, например упоминаемый Вами Андрей Середняков. Мы с ним знакомы с давних пор. Ещё в советские времена, когда он был школьником и вместе с отцом ходил на каратэ, я занимался в той же группе. Уже тогда было видно, что он способный человек и из него будет толк.
Но в СПБ Тай Цзи, действительно, особой популярностью не пользуется, а большинство занимающихся так и не выходят на уровень энергетической работы. Как говорил Уесибо, "Нет Ки, нет и Айкидо". То же самое можно сказать и про Тай-Цзи Цюань.
 

Lesovik

Форумчанин
#8
Здравствуйте, Владимир Михайлович.
Действительно, Андрей Середняков всегда отличался недюжинным трудолюбием и упорством в учении, был и остается одним из самых известных энтузиастов тайцзи в СПб. В какой то момент времени произошел интересный момент - некий раскол этих энтузиастов по существенному признаку. Одни превыше всего ставили традиционность обучения, то есть заботились о том, чтобы не только тренировочные методы, упражнения (а также преемственность их школы), но и, условно говоря, употребляемые ими сорта чая, были как можно более древними и непременно китайскими; другие же свободно варьировали условно восточные и условно западные методы самосовершенствования, к примеру, могли сочетать особо упорные тренировки со строгими христианскими постами. К числу последних относился и Середняков, что не было оценено коллегами по цеху. С тех пор утекло много времени. Андрей, кажется, даже участвовал (в соавторстве с Романом Романовым) в выпуске книги по тайцзи семьи Чень. Книга очень хорошая. Вышла по благословению китайского мастера, если не ошибаюсь - Ма Хуна. Особое внимание в книге уделено практическому применению каждой из форм. Давно не видел Середнякова и не могу, да и не взялся бы судить о степени роста его мастерства за последнее время. Однако, из мастеров, выполняющих тайцзи семьи Чень, мне импонирует вот этот китайский мастер. https://www.youtube.com/watch?v=xGKti_b-jZs
Интересно, что тайцзи, которое как боевое искусство пошло от Чень Вантина (1600-1680), будучи изначально методом подготовки боеспособной молодежи в рамках тех или иных населенных пунктов (как мы бы теперь сказали - народного территориального ополчения, или нерегулярных военизированных формирований) со временем приобрело свойство энергомедитативной практики, а потом произошли существенные разделения, как в форме выполнения, так и в боевом применении и (особенно) в содержании внутренней работы (ней-гун). Появились школы различных семей, но основная форма (комплекс упражнений) до сих пор остается у всех схожим. Этот комплекс (108 форм) и представлен на видео. Он довольно существенно отличается от комплекса Ма Хуна ритмом и рисунком движений, хотя конечные формы (в каждом из движений) похожи, что и неудивительно - ведь с древних времен остались картинки.
Каково Ваше мнение об этом исполнении?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Здравствуйте Lesovik!

Посмотрел видео по Вашей ссылке. Дедушка в прекрасной форме для его 80 лет. Что касается исполнения комплекса, безусловно виден высокий уровень освоения движений благодаря многолетней практике. Однако я считаю серьёзным недостатком методического характера слишком быстрый темп выполнения движений. Давно, ещё в советские времена, когда я с энтузиазмом изучал Тай-цзи по книгам (преподавателя найти было невозможно, да и книги, которые попадались, все были на английском), в книге Ян Цзюн Мина, в которой давался комплекс 108 форм стиля Ян, я прочёл о том, что весь этот большой комплекс начинающий проделывает за 30 минут, а мастер - за 60 минут. Медленность выполнения намного важнее, чем кажется многим практикующим комплексы Тай-Цзи. Кстати, одному китайскому мастеру Тай-Цзи принадлежит важное и глубокое высказывание: "Медленное движение лучше, чем быстрое движение, а неподвижное пребывание лучше, чем медленное движение." Я бы добавил, что ещё лучше грамотное чередование медленного перетекающего движения и последующего пребывания в неподвижном стоянии. При этом одно питает другое - медленное движение питает неподвижное стояние, возобновляя и освежая внимание, а неподвижное стояние питает последующее движение. Кроме того, имеет место постоянное чередование правой и левой стойки, в результате чего правое питает левое, а левое питает правое. При этом постепенно устраняется билатеральная энергетическая асимметрия, что имеет очень большое значение для сбалансированного развития энергетики.
В моей Школе имеется разработанный мною именно на такой методической основе метод медленного перетекающего хождения с медитативными остановками (как для даосского круга, так и для обратного).

Был довольно длительный период времени (порядка 15-20 лет), когда я ежедневно (два раза в день) выполнял комплекс Тай-цзи (начинал с 37 форм профессора Чэн Ман Чина), а позже перешёл на комплекс Ба-Гуа. Кстати, в результате выполнения Ба -Гуа, через 2 года я был вынужден сменить свой гардероб. Ранее мой размер рубашек был 50, а через два года практики размер стал 54. И это в возрасте за 30 лет!
Я не только сам практиковал, но и обучал других людей. У меня есть удостоверение инструктора У-шу и я сам обучал Тай Цзи много лет (групповые занятия веду уже более 30 лет).

Однако с возрастом (мне сейчас 68 лет) я пришёл к убеждению, что практика таких больших и сложных комплексов с самого начала обучения, является серьёзной методической ошибкой. Безусловно, ежедневное выполнение больших и сложных комплексов - тао очень полезно для здоровья и даёт прекрасный фитнесс-эффект. К примеру, в тот период, на протяжении примерно 25 лет, я совсем не болел ни простудами, ни гриппом. Вообще не болел! Однако такого рода комплексы не могут быть фундаментом настоящего развития. Такого развития энергетики и сознания, при котором происходит качественный скачок и переход человека на другой уровень. Я имею в виду то, о чём замечательно сказал Сунь Лутан: "Неожиданно и прекрасно приходит духовная трансмутация Шэнь". Для этого требуется не многократное повторение больших и сложных комплексов (они могут быть только 2-м этажом, но никак не фундаментом в обучении), а ежедневная и серьёзная практика бао - очень простого метода базового развития, который и приводит к такому качественному скачку в развитии, после которого боевое искусство переходит на энергетический уровень (слова Уесибо: "Нет ки, нет и Айкидо). Вот это и есть главный секрет всех настоящих мастеров - бао, фундаментальный метод энергетического развития. Это секрет методический. Китайский мастер может давать европейцам сложные комплексы движений, но при отсутствии энергетической основы, в практическом плане все они работаю крайне слабо. Основополагающий метод - бао прост для обучения (хотя и требует наставника), но очень труден для того, чтобы практиковать. Он требует огромного терпения и самодисциплины - качеств, которые у современных учеников встречаются крайне редко.

Какие именно методы могут послужить в качестве бао?
Это столбовое стояние, дыхательная практика, сидячая медитация. Китайцы говорят, что тот, кто взыскует Силу и боевую мощь (энергетическое развитие) - практикует столбовое стояние (заниматься БИ и не практиковать столбовое стояние - всё равно, что шарить впотьмах). А тот, кто взыскует духовной мудрости (буддийские монахи) - практикует сидячую медитацию. Моё глубокое убеждение состоит в том, что большие и сложные комплексы Тай Цзи Цюань (и даже упрощённые не классические комплексы, такие как 37 форм или 24 формы) малопригодны в качестве базового метода бао. Конечно, возможны исключения, однако они, как говорится, погоды не делают.

В моей Школе даётся непременное сочетание медитативного хождения с остановками ("пунктирный столб") и сидячей медитации самонаблюдения. Такое перетекающее хождение будет дано во 2-м издании книги ПБИ, над чем я сейчас и работаю. Это предельно простая форма, однако несравненно более эффективная, чем классическое столбовое стояние, не говоря уже о сложных комплексах Тай Цзи Цюань. Такое хождение, безусловно относится к числу базовых методов - бао.

В качестве резюме.
Считаю большой методической ошибкой в своём развитии делать ставку на многократное выполнение больших и сложных комплексов Тай Цзи. По моему глубокому убеждению, в первые несколько лет практики намного лучше, вместо разучивания сложных комплексов, практиковать базовое медитативное хождение с остановками в сочетании с параллельной практикой сидячей медитации самонаблюдения. Что-то одно практиковать будет неэффективно и даже опасно.

Всего доброго. ВМ.
 

Lesovik

Форумчанин
#10
Ваши замечания по поводу комплексов формальной техники (Тао) заставляют серьезно задуматься. От себя могу добавить, что действительно в современной системе преподавания китайских внутренних стилей ушу существуют две проблемы. Одна из них "традиционализм" - скрупулезное следование предписаниям по принципу "чем древнее - тем лучше". Другая же, напротив "новодельность", эта проблема возникла в результате проводимой в Китае с 50-х годов ХХ века в несколько этапов "стандартизации" ушу, результатом чего явились требования к соревновательному (!) исполнению тао внутренних стилей, причем с ограничением времени. Разумеется, большинство школ с целью своего официального признания стали выполнять эти требования. Таким образом, сейчас Тао того или иного стиля выполняются, во первых, в одну сторону, во вторых, не дольше чем 10 минут. При этом, если некоторые школы сохранили сложную схему движения и ориентацию по сторонам света, то некоторые изменили и упростили ее (чтобы все время находиться перед судьями).
Каково же было удивление одного моего хорошего знакомого - Сергея, когда он попал в Китае в традиционную школу тайцзицюань семьи Ян, где глава школы (к сожалению не помню его фамилии) говорил, что поскольку комплекс содержит 108 форм, то и должен выполняться 108 минут и не менее!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Спасибо за интересные рассуждения по Тай Цзи и китайским БИ вообще. Как мне представляется, китайский традиционализм скорее декларируется, чем имеет место на самом деле. Точнее говоря, он конечно, имеет место и многие общие понятия и принципы, действительно сохраняются из поколения в поколение. но что касается их конкретизации, то там уже начинаются всякие вольности и многовариантности. В Китае великое множество всяких школ и стилей БИ и цигун, больших и малых, общепризнанных и семейных, малоизвестных. Чуть ли не в каждой деревне своя модификация. Думаю, что это было и 200 лет назад, и 100 лет назад, и имеет место и сейчас. Каждый учитель, хотя и декларирует верность каноническому учению, полученному от своего наставника, тем не менее привносит в него нечто своё. Постоянное творческое развитие происходило всегда и происходит и сейчас, причём прочтение и понимание того, что было дано предшествующим учителем, далеко не всегда изменялось в лучшую сторону.

А по поводу неадекватностей в стиле "108 форм - 108 минут", то на мой взгляд, в этом ничего необычного нет - это вполне соответствует китайскому причудливому мышлению, не имеющему тех строгих критериев, которые имеются у европейцев. Яркий тому пример - ошибочная теория У-Син (Пяти первоэлементов) в китайской биоэнергетике, которая до сих пор даётся во всех учебниках по Чжень Цзю терапии. Если это интересно, можно поискать соответствующие материалы в Избранном форумов.
Всего доброго. ВМ.