Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

О том, как достигается полноценное понимание.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Kargopolov

Полноценное понимание.


Мне задают самые разные вопросы. Некоторые из них носят достаточно "отвечабельный" характер, ответить на другие я затрудняяюсь просто потому, что не страдаю всеведением. Но есть и такая категория вопросов, ответить на которые исчерпывающим и удовлетворяющим вопрошателя образом, принципиально невозможно. Это такие проблемы, полноценное понимание которых требует познавательного синтезирующего инсайта, т. е. ОДНОВРЕМЕННОГО охвата сознанием всей совокупности наличествующих данных. Это ОБЪЁМНЫЙ познавательный процесс, а мышление - думание линейно. Поэтому мышлением этого понимания не достичь, требуется медитация самонаблюдение, простое созерцание всего наличного фактического материала без каких либо попыток его как-то организовать или упорядочить.

Важно знать, что, если обсуждаемая тема относится к проблемной личностной зоне, то отождествление со свои умом - мышлением и попытки расколоть эту проблему с помощью интеллектуальных усилий имеют место даже у людей, которые уже давно в теме, у людей умных и способных. Редко кому удаётся избежать этой ловушки.
Вот мой ответ ( из личной переписки) одному из своих учеников, человеку умному, достойному и мною уважаемому:

"Полноценное понимание всех феноменов, связанных с человеком, тем более, относящихся к любви и личным отношениям невозможно, если пытаться это осмысливать и продумывать. А Праджня начинает функционировать только когда выключается ум. Эти два режима несовместимы, а мышление здесь не справляется и всегда порождает состояние неудовлетворённости, неуверенности и неопределённости. А вот Праджня даёт не только ясное понимание, но и отсутствие каких-либо сомнений и своего рода познавательную радость (знаю о чём говорю непосредственно из личного опыта).

Что нужно делать? Перестать думать, прекратить попытки усилием мысли достичь ясности. Вместо этого нужно сесть в медитацию самонаблюдение и ОТНАБЛЮДАТЬ фактический материал из Вашего жизненого опыта.

Итак, я вновь и вновь говорю одни и те же вещи, которые Вы уже давно и сами знаете. Понимаю, что это не может Вас не раздражать и что Вы захотели бы услышать нечто новенькое. (" У нас уже дважды два - четыре, а будет ещё лучше!"). Нет, лучше, чем 2х2=4 не будет. Кстати, не только я монотонно повторяюсь, Вы тоже упорно настаиваете на попытках понять, т. е. добиться ясности и понимания через работу ума и через усилия мысли."
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Re: Полноценное понимание.

Kargopolov

Вдогонку к теме полноценного понимания ( отрывок из книги ПБИ):
"Однако почему медитация-самонаблюдение приводит к развитию сверхспособности познания - интуитивной Мудрости-Праджни? Каким образом это происходит? Дело в том, что наше восприятие действительности вовсе не является "чистым" и непосредственным, а осуществляется через искажающую стенку продуцируемых нашим умом ментальных стереотипов. В силу своей ограниченности и ригидности, они с неизбежностью приводят к искажённому и неадекватному восприятию реальности. Это происходит потому, что мы постоянно отождествляемся с содержимым собственного сознания. Такого рода отождествление с собственной умственной продукцией замусоривает наше сознание и делает его подобным зеркалу, в котором сохраняются образы всех ранее в нём отражавшихся объектов.

Как правило, подобные субъективные познавательные гештальты в качестве своего центрального звена имеют некую предвзятую идею. Её предвзятость заключается в том, что она не столько отвечает реальному положению вещей, сколько определённой психологической потребности её носителя. Вообще говоря, предвзятой следует называть любую идею в том случае, если она абсолютизируется и рассматривается в отрыве от своей противоположности.

Центральный элемент такого познавательного гештальта (его смысловое ядро) имеет наибольшую энергетическую насыщенность и играет роль системообразующего фактора. Все остальные элементы организованы вокруг этого смыслового ядра и представляют собою его периферию.
Наш разум и представляет собою целую систему таких ментальных стереотипов. Эта система служит своеобразным информационным фильтром восприятия реальности, благодаря которому мы воспринимаем реальность предвзятым и обусловленным образом. Этот информационный фильтр реальности отличается ригидностью, прочностью и устойчивостью, причём с возрастом эти черты всё более усиливаются. Жёсткость и косность нарастают, а текучесть и гибкость - уменьшаются. Умственный стереотип отбрасывает любую новую информацию, если она противоречит базовой идее (смысловому ядру познавательного гештальта). Либо же новая информация "обезвреживается" в ходе её объяснения, т.е. она переистолковывается таким образом, чтобы ликвидировать это противоречие.

Уникальность медитации-самонаблюдения состоит в том, что она растворяет любые "читта вритти" (умственные вихри, санскрит), любые конструкции нашего ума, любое содержание нашей психики. Посредством этого величайшего и непревзойдённого метода духовной практики происходит постепенное растворение искусственных связей между элементами, составляющими умственный стереотип. В конце концов, процесс растворения добирается до самой сердцевины познавательного гештальта, до его смыслового ядра и высвобождает заключенную в нём энергию. Когда искусственные, субъективно привнесённые, связи полностью растворяются, появляется возможность актуализации объективных связей. Сознание, очищенное и преображённое посредством медитации-самонаблюдения, освобождается от обусловленности субъективным внутренним содержанием. Тогда наше восприятие реальности делается "чистым" и в высшей степени адекватным. При этом у практикующего появляется сверхспособность познания - интуитивная Мудрость-Праджня. Если человек, обладающий такой сверхспособностью, направляет своё внимание на некую проблему (явление, объект), он использует не думание-мышление, а спокойное созерцание этого объекта (проблемы, явления). При этом частные познавательные элементы (кусочки мозаики), которые находятся в широкой и объёмной сфере его осознания, самопроизвольно начинают организовываться в некое познавательное целое. Возникает новый познавательный гештальт, который уже не является порождением рассудочного ума, искусственной ментальной конструкцией, а представляет собою высокоадекватное отражение объективной реальности. Все его элементы соединяются между собою в полном соответствии с их естественными, т.е. соответствующими природе вещей, внутренними связями.
Когда искажающее влияние наших умственных стереотипов устраняется, все эти информационные элементы самопроизвольно выстраиваются в правильную и высокоадекватную объёмную структуру (новый познавательный гештальт), в которой каждый из них безошибочно занимает своё место. При этом они упорядочиваются в строгом соответствии с силовыми линиями реальности, подобно металлическим опилкам, попавшим в магнитное поле и отражающим с абсолютной точностью структуру его силовых линий.
Другими словами, если имеется развитая интуиция-праджня, то любая мозаика будет складываться из наличествующих кусочков самопроизвольным и безошибочным образом.

Вот почему отрешённое созерцание содержимого собственного сознания развивает крайне редкую и воистину бесценную сверхспособность познания, которую современная психология именует интуицией (способностью к синтезирующему инсайту), а древняя мудрость Востока - Мудростью-Праджней."
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Re: Полноценное понимание.

Kargopolov

Ещё хотел бы напомнить о том, что интуитивная Мудрость - Праджня непосредственно связана с восприятием неоднородности ощущений собственного тела. Не со слуховым восприятием и не со зрительным, а именно с осознанием собственного тела. Осознание и трансцендирование ума всегда идёт совместно с осознанием собственного тела.
Об этом неоднократно говорится в моей книге и это очень ценная и важная информация, насколько мне известно, в других источниках не встречающаяся.