Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Учение Георгия Гурджиева..

Kargopolov

Руководитель школы
#21
Re: Учение Георгия Гурджиева.

Kargopolov

Ганик, Амиго, Lisunoff - присоединяюсь к Вашему мнению. Действительно, практика "раздельного внимания" (ПРВ) - плохая идея. Слишком сложно, чтобы быть эффективным.

Амиго совершенно справедливо пишет:
...коробит этот метод своей искусственностью, ломание себя, волевое какое-то принуждение. В итоге, и мысли не отследить как следует, и тело не проработать. Это не Дао-путь естественного взращивания сознания.
Так оно и есть. ПРВ (практика раздельного внимания) трудна, энергозатратна и утомительна. И она не является той практикой медитации самонаблюдения, которая дана в книге ПБИ. Для любого человека, имеющего личный опыт медитации самонаблюдения, попытка практиковать "раздельное внимание" крайне дискомфортна и, метафорически выражаясь, воспринимается, наподобие замены велосипеда самокатом.

Слова Ганика это подтверждают:
Я кстати попробовал рассредоточить внимание на дыхании и мыслях одновременно, буквально только что. Скажу так - мне показалось это невозможным, а второе - очень неприятный дискомфорт от этих попыток разделения внимания.
Таким образом, мощным аргументом против ПРВ является практический опыт.

Наилучшая медитация состоит в простом и безыскусном следовании за своим непроизвольным вниманием без натужных и противоестественных попыток насильственно расширять своё сознание. И в этом нетрудно убедиться на собственной практике.

Выполняя медитацию самонаблюдение, мы не разделяем внимание (это чисто Гурджиевская и увы, ошибочная интерпретация древнего метода развития сознания), а просто наблюдаем "всё, что есть", то есть созерцаем всё, что наличествует в сфере нашего сознания. При этом мы не пытаемся натужным образом охватить абсолютно весь информационный материал, а всего лишь спокойно осознаём то, что осознаётся. Осознаётся легко и естественно. В самонаблюдении мы просто следуем за своим непроизвольным вниманием, заботясь только о том, чтобы сохранить позицию спокойного и отрешённого наблюдателя и совсем не занимаясь ни намеренным расширением сознания, ни разделением своего внимания.

Если практиковать медитацию именно таким образом, то созревание и расширение сознания будет происходить естественно и самопроизвольно, в полном соответствии со своими внутренними законами развития. Это подобно естественному росту всходов растений. Не надо помогать всходам расти и тащить их вверх.

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#22
Re: Учение Георгия Гурджиева.

Kargopolov

Мой корреспондент В. пишет:
В свое время меня пригласили на занятия в группу Четвертого Пути. Там ОСНОВНОЕ внимание уделяется САМОВОСПОМИНАНИЮ. Под этим в этой школе подразумевается РАЗДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ: например, я отслеживаю свое дыхание и В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, не упуская из виду дыхания, отслеживаю мысли, ко мне приходящие. Как говорится в этой школе, ТОЛЬКО ПРИ РАЗДЕЛЕННОМ ВНИМАНИИ МОЖЕТ ПРОЯВИТСЯ НАБЛЮДАТЕЛЬ. В противном случае, если я наблюдаю мысли без разделения внимания, я и есть эти мысли. То есть при разделенном внимании я стараюсь уловить, так сказать, чувство Я ЕСТЬ и в дальнейшем не упускать его. Ну это так вкратце про метод Четвертого Пути.
Довольно нелепое утверждение. В медитации обычного классического самонаблюдения ( без какого-либо "разделения внимания") нет отождествления со своими мыслями, нет потери осознанности, а стало быть, нет и отождествления с содержимым своего сознания (с различными "читта-вритти).

Если я сохраняю позицию наблюдателя по отношению к содержимому своего сознания, то это и есть подлинное самонаблюдение, а если я потерял эту позицию, тогда я отождествляюсь с этим содержимым. В случаях такого соскальзывания, такой потери позиции наблюдателя, в принципе нет ничего необычного. Это вполне нормально для начинающего. Надо просто всякий раз, при таких отвлечениях вновь и вновь возвращаться к правильной медитативной установке.

Таким образом, между классическим методом Нирбиджа Самадхи (безобъектной медитации свободного осознания) и предлагаемым в Школе Гурджиева-Успенского методом "разделённого внимания" имеется драматическое отличие. Кстати, сам термин "разделённое внимание" довольно расплывчат и без расшифровки может пониматься по разному. На мой взгляд, его правильнее и точнее было бы называть "параллельным вниманием".

Насколько я понимаю, авторы этого метода (разделённого внимания) предполагают, что вот такое натужное и противоестественное выделение из всего тёмного объёма потенциального восприятия двух светлых островков осознанности одновременно, в конечном итоге приведёт к расширению зоны осознания и её распространению на весь объём потенциального (возможного) восприятия. Для любого серьёзного практика классической медитации самосозерцания, ошибочность и ущербность таких представлений совершенно очевидна.

Классический подход к развитию осознанности, представленный и в классической Йоге (Нирбижда Самадхи), и в Южном буддизме (Сатипаттхана - Випассана), и в Дзен-буддизме (Сикан-Тадза), и в тибетской Маха-Мудре, - совершенно иной. В классическом методе развития сознания нет никакой натужной параллельности внимания. В конце концов, для нас примером являются не Цезарь и Наполеон, одарённость которых проявлялась в способности делать одновременно несколько дел, а восточные Мастера, сумевшие достичь преображения своего сознания и реализовать великую духовную трансмутацию.

В классическом методе развития сознания мы просто созерцаем "всё, что есть", другими словами, созерцаем всё что находится в сфере нашего актуального сознания в данный момент времени. При этом мы не имеем никакого алгоритма и никакого выбора. Мы не пытаемся насильственно переводить своё внимание на некие объекты или действия, но не пытаемся и задержать своё внимание, когда оно уходит на нечто другое. Мы всего лишь пассивно следуем за своим непроизвольным вниманием, но при этом сохраняем состояние спокойной осознанности.

При систематической практике медитации самонаблюдения (не следует её путать с практикой параллельного или "разделённого" внимания) мощь светильника нашего сознания постепенно возрастает, объём освещённой сферы осознанности тоже возрастает. Сначала происходит накопление количественных изменений, а при достижении определённого количественного порога количество переходит в качество и происходит качественный скачок в развитии сознания ( согласно закону диалектики Георга Гегеля).

Надо сказать, для меня ни Гурджиев, ни его ученик Успенский авторитетами не являются. Гурджиев мною воспринимается не как серьёзный Учитель, а как своего рода авантюрист от эзотерики и даже как персонаж из плутовского романа.

Тот метод практики осознания, который он даёт, - это совершенно ошибочная интерпретация наивысшего метода духовного развития, восходящего к древней индийской традиции. Там он называется "Нирбиджа Самадхи" (дословно в переводе с санскрита это значит "медитация без семени", а на русский язык более точным смысловым переводом будет "безобъектная медитация"). В моей книге ПБИ этот же самый метод называется "медитация самонаблюдение". Позже (две с половиной тысячи лет назад!) этот метод был заимствован ранним буддизмом (Сатипаттхана Сутта), затем был перенесен странствующими монахами в Тибет (Махамудра Тилопы), затем попал в Китай (метод "гуань"). Далее он распространился во все страны дальневосточного региона - в Корею, Вьетнам, Японию (в японском Дзен-буддизме он называется "Сикан-Тадза).

Беда в том, что современные малообразованные ученики знакомятся с этим великим методом духовной практики не по высокопочитаемым на Востоке первоисточникам, а по таким искажённым и не заслуживающим доверия работам, как книги Гурджиева и Успенского. В результате, на выходе, вместо великого метода духовного развития получаем жалкую на него карикатуру, получаем нечто, совершенно непригодное для практики.

А Ваш преподаватель каратэ, дающий некую "дзенскую" медитацию - это даже не смешно. Крайне сомнительно, чтобы тренер по карате одновременно был компетентным наставником по медитации. По крайней мере, тот тренер, о котором Вы писали, явно таковым не является.

Всего доброго. ВМ.

P.S.
Было бы очень правильным, прежде, чем задавать такие вопросы, для начала ознакомиться с содержимым книги ПБИ и хоть немного попрактиковать в соответствии с приведенными там инструкциями по медитации самонаблюдения. Для этого даже нет необходимости читать все два объёмных тома. Достаточно прочесть следующие четыре главы:
Том 2-й, часть !-я, главы: 4,5,6,7.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#23
Re: Учение Георгия Гурджиева.

Kargopolov

Привнесение в простую и естественную практику самонаблюдения психотехники под названием "разделение внимания" носит искусственный и вычурный характер и не столько помогает процессу развития сознания, сколько его затрудняет.

И, что крайне удивительно - как вообще можно спорить, когда первый же опыт личной практики медитации самонаблюдения сразу же всё ставит на свои места?

Концепция "разделения внимания" это мертворождённый Гурджиевский новодел, совершенно отсутствующий в классических восточных учениях о медитации. В классических трактатах даже такое словосочетание отсутствует.

Savosya пишет:
Попробуйте при разговоре с собеседником одновременно ощущать свои стопы. Если удастся - будет меньше отождествления, вовлеченности в разговор, то есть вашей автоматической оценки и ожиданий от него. Может появится возможность увидеть реального человека.
Ошибка. Вместо осознания - простое отвлечение внимания. Вместо безобъектной медитации - медитация сосредоточение (объект - ступни). Если полноценно сосредоточиться, то вообще ничего, кроме объекта сосредоточения, восприниматься и не будет.
... только достаточно продвинутые в медитации люди(мастера) могут достичь позиции наблюдателя (действительной, а не воображаемой) и сохранять ее.
Совершенно неверно. Любой новичок может практиковать самонаблюдение, т.е. быть в позиции наблюдателя, периодически утрачивать её (что совершенно естественно) и вновь к ней возвращаться. Это настолько очевидно для любого практика, что просто непонятно , как вообще можно это обсуждать и даже оспаривать. Как-то нелепо обсуждать очевидное, ни в каких доказательствах не нуждающееся.

Обсуждение закрыто.
Всем спасибо. ВМ.