Kargopolov:
Мога. на вопрос о Вашей практике Вы ответили так:
Сразу же должен сказать, что. хотя для нашей Школы практика осознанности является наиглавнейшей, всё же мы с Вами понимаем осознанность по-разному.
Дело в том, что развитие через практику медитации бывает двоякое:
а)развитие энергетических параметров личности, приводящее к развитию Силы (Шакти)
б) развитие информационное, в отличие от энергетического, приводящее к обретению Мудрости (Праджни).
Эти два наиважнейших аспекта развития должны быть сбалансированы и уравновешены. Если имеет место одностороннее информационное развитие, тогда в результате получаем бессильную и нежизнеспособную Мудрость.
Если же имеет место одностороннее энергетическое развитие, тогда получаем дурную и неадекватную Силу (Шакти).
В последнем случае у практикующего идёт огромное энергетическое наполнение. Он может часами сидеть в медитации, испытывая выраженные плюс эмоции (Ананда). При этом, как правило, человек эксплуатирует вход энергии через свой самый сильный энергетический канал и чакрам. Именно выраженное энергопоглощение во время практики и создаёт столь сильный приток положительных эмоций (экстатическое состояние блаженства или Ананда).
Однако вследствие этого возникает сильный разбаланс в энергосистеме. Усиление самого сильного с неизбежностью приводит к угнетению самого слабого (контрастно-сопряжённого) энергетического канала и чакрама.
Нарушения могут проявляться двояким, прямо противоположным образом - либо как неусидчивость, либо, наоборот, гиперусидчивость,когда происходит схлопывание внимания на внутрипсихической доминанте. Так что усидчивость, сама по себе, критерием правильности выбора метода медитативной практики, не является. Может быть высокая усидчивость при правильной медитации, а может быть высокая усидчивость при неправильной, неподходящей и даже опасной медитации.
Такая ситуация очень опасна для практикующего. Сильная энергетика при слабой осознанности (слабой пропускной способности сознания) приводит к тому, что любые мыслеформы, любые читта-вритти, получая сильнейшее энергетическое наполнение, легко превращаются в навязчивости. Доминирующие идеи легко превращаются в патологические доминанты. Другими словами, начинает происходить патологическое развитие личности по паранойяльному типу. Диагностическими признаками такого развития являются: стеничность (сила и напористость), высокая активность и повышенная работоспособность, большие способности к гипнотическому воздействию (психологическому индуцированию), повышенная агрессивность, гневливость, сочетающиеся с абсолютной убеждённостью в собственной правоте, эмоциональная и идеаторная ригидность. Из таких людей легко получается религиозные фанатики и всевозможные борцы за идею ("беззаветный красный конник" по Бабелю).
Если человек продолжает свою несбалансированную медитативную практику, он получает и эмоциональные сиддхи, и экстрасенсорные способности и, благодаря этому, всё более убеждается в правильности избранного Пути. Однако, на самом деле происходит деградация личности по паранойяльному типу, с нарастающей агрессивностью, зашкаливающей переоценкой своей личности и масштаба своей деятельности, выраженной неадекватностью. Такое патологическое развитие личности идёт по нарастающей (особенно с возрастом и сопутствующими возрастными изменениями сосудов головного мозга - то, что называется "инволюционный параноид"). Особенно сильно проявляется неадекватность как в мышлении, так и в поведении. Такая неадекватность хорошо видна сторонним людям, тогда как у самого человека критика к своему состоянию полностью отсутствует.
Паранойяльное развитие личности начинается с образования сверхценных идей, а затем приводит и к развитию бредовых построений (то и другое представляет собой психический аналог злокачественных опухолей в физическом теле). Критика к себе полностью отсутствует, переубеждению человек не поддаётся. В целом прогноз дальнейшего развития неблагоприятный. Очень часто дело заканчивается госпитализацией в психиатрическую боьницу, хотя конечно бывает, что человек находит свою нишу в социуме и его психоз протекает в рамках минимально необходимой социальной приемлемости ( мои неуёмные критики Игорь Мусловец и Игорь Дьяков - яркие тому примеры).
Всем моим ученикам хорошо известно, что основным методом практики, обеспечивающим информационное развитие, дающим высокую адекватность и являющимся противоядием от паранойяльного развития личности, является медитация-самонаблюдение, выполняемая, как известно, только при закрытых глазах.
Однако в том случае, когда неправильное развитие в паранойяльную сторону уже произошло, человек просто не сможет правильно практиковать медитацию-самонаблюдение. И здесь уже потребуется специальная медитативная практика, выполняемая под контролем наставника. Но это уже из области фантастики, поскольку такой человек уже ни к кому прислушиваться и ни у кого учиться не станет.
Вообще говоря, энергомедитативная практика - очень тонкое и сложное дело, а знающих учителей-наставников очень мало. Поэтому многие толковые и достойные люди, имеющие духовную устремлённость, мотивацию к работе над собой (я полагаю, что Мога как раз к таким и относится), очень рискуют, когда полноценно занимаются ЭМП без компетентного руководства. Но таких, на
самом деле немного. Огромное большинство практикующих спасает их неготовность к серьёзной практике. Спасительная лень -матушка.
Мога. на вопрос о Вашей практике Вы ответили так:
"Ну а что касается практики то щас это просто пребывание в Источнике в свете осознанности Бытия"
Дело в том, что развитие через практику медитации бывает двоякое:
а)развитие энергетических параметров личности, приводящее к развитию Силы (Шакти)
б) развитие информационное, в отличие от энергетического, приводящее к обретению Мудрости (Праджни).
Эти два наиважнейших аспекта развития должны быть сбалансированы и уравновешены. Если имеет место одностороннее информационное развитие, тогда в результате получаем бессильную и нежизнеспособную Мудрость.
Если же имеет место одностороннее энергетическое развитие, тогда получаем дурную и неадекватную Силу (Шакти).
В последнем случае у практикующего идёт огромное энергетическое наполнение. Он может часами сидеть в медитации, испытывая выраженные плюс эмоции (Ананда). При этом, как правило, человек эксплуатирует вход энергии через свой самый сильный энергетический канал и чакрам. Именно выраженное энергопоглощение во время практики и создаёт столь сильный приток положительных эмоций (экстатическое состояние блаженства или Ананда).
Однако вследствие этого возникает сильный разбаланс в энергосистеме. Усиление самого сильного с неизбежностью приводит к угнетению самого слабого (контрастно-сопряжённого) энергетического канала и чакрама.
Нарушения могут проявляться двояким, прямо противоположным образом - либо как неусидчивость, либо, наоборот, гиперусидчивость,когда происходит схлопывание внимания на внутрипсихической доминанте. Так что усидчивость, сама по себе, критерием правильности выбора метода медитативной практики, не является. Может быть высокая усидчивость при правильной медитации, а может быть высокая усидчивость при неправильной, неподходящей и даже опасной медитации.
Такая ситуация очень опасна для практикующего. Сильная энергетика при слабой осознанности (слабой пропускной способности сознания) приводит к тому, что любые мыслеформы, любые читта-вритти, получая сильнейшее энергетическое наполнение, легко превращаются в навязчивости. Доминирующие идеи легко превращаются в патологические доминанты. Другими словами, начинает происходить патологическое развитие личности по паранойяльному типу. Диагностическими признаками такого развития являются: стеничность (сила и напористость), высокая активность и повышенная работоспособность, большие способности к гипнотическому воздействию (психологическому индуцированию), повышенная агрессивность, гневливость, сочетающиеся с абсолютной убеждённостью в собственной правоте, эмоциональная и идеаторная ригидность. Из таких людей легко получается религиозные фанатики и всевозможные борцы за идею ("беззаветный красный конник" по Бабелю).
Если человек продолжает свою несбалансированную медитативную практику, он получает и эмоциональные сиддхи, и экстрасенсорные способности и, благодаря этому, всё более убеждается в правильности избранного Пути. Однако, на самом деле происходит деградация личности по паранойяльному типу, с нарастающей агрессивностью, зашкаливающей переоценкой своей личности и масштаба своей деятельности, выраженной неадекватностью. Такое патологическое развитие личности идёт по нарастающей (особенно с возрастом и сопутствующими возрастными изменениями сосудов головного мозга - то, что называется "инволюционный параноид"). Особенно сильно проявляется неадекватность как в мышлении, так и в поведении. Такая неадекватность хорошо видна сторонним людям, тогда как у самого человека критика к своему состоянию полностью отсутствует.
Паранойяльное развитие личности начинается с образования сверхценных идей, а затем приводит и к развитию бредовых построений (то и другое представляет собой психический аналог злокачественных опухолей в физическом теле). Критика к себе полностью отсутствует, переубеждению человек не поддаётся. В целом прогноз дальнейшего развития неблагоприятный. Очень часто дело заканчивается госпитализацией в психиатрическую боьницу, хотя конечно бывает, что человек находит свою нишу в социуме и его психоз протекает в рамках минимально необходимой социальной приемлемости ( мои неуёмные критики Игорь Мусловец и Игорь Дьяков - яркие тому примеры).
Всем моим ученикам хорошо известно, что основным методом практики, обеспечивающим информационное развитие, дающим высокую адекватность и являющимся противоядием от паранойяльного развития личности, является медитация-самонаблюдение, выполняемая, как известно, только при закрытых глазах.
Однако в том случае, когда неправильное развитие в паранойяльную сторону уже произошло, человек просто не сможет правильно практиковать медитацию-самонаблюдение. И здесь уже потребуется специальная медитативная практика, выполняемая под контролем наставника. Но это уже из области фантастики, поскольку такой человек уже ни к кому прислушиваться и ни у кого учиться не станет.
Вообще говоря, энергомедитативная практика - очень тонкое и сложное дело, а знающих учителей-наставников очень мало. Поэтому многие толковые и достойные люди, имеющие духовную устремлённость, мотивацию к работе над собой (я полагаю, что Мога как раз к таким и относится), очень рискуют, когда полноценно занимаются ЭМП без компетентного руководства. Но таких, на
самом деле немного. Огромное большинство практикующих спасает их неготовность к серьёзной практике. Спасительная лень -матушка.