Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Тонкости дыхательной практики.

amigo

Модератор
#21
Kargopolov

Продолжение:


В моей школе нормативы продолжительности вдоха и выдоха, тем более, задержки дыхания, намеренно не задаются, по тем же самым причинам, по которым мы носим одежду и обувь индивидуального размера, а не среднестатистического. Для нас оптимально то, что удобно и естественно для нашего организма. Дыхательный режим должен быть естественным для занимающегося, а стало быть, сугубо индивидуальным. Поэтому вместо нормативов мы руководствуемся принципами.

Принцип первый: стараться дышать медленно, стараться увеличивать общую продолжительность дыхательного цикла.

Принцип второй, противоположный первому и его уравновешивающий: в своём старании дышать медленно не следует переходить ту границу, за которой начинается одышливость и возникает напряжение в дыхательной системе. Дыхание должно оставаться комфортным для занимающегося.

Самый же главный и самый важный принцип правильной дыхательной практики – это сотрудничество с собственным телом. Вместо того, чтобы навязывать ему некий, наперёд заданный эталон дыхательного цикла, мы стараемся сотрудничать с ним в процессе дыхательной практики. Согласно древней традиции китайского цигун, нельзя понукать собственное тело, нельзя заставлять его делать то, чего оно не хочет. Вместо этого нужно присоединиться к уже существующему, аутентичному4 для нашего организма, способу дыхания. Мы ни в коем случае не должны конкурировать с заложенной в нашем организме и внутренне ему присущей моделью дыхания. Напротив, мы должны сотрудничать с нею и взращивать её. В полном согласии с даосским мировоззрением мы должны вписываться в реальность, а не проламываться сквозь неё.

С точки зрения практической, это означает, что мы не должны заставлять своё тело делать вдох или выдох. Нам следует терпеливо дожидаться, когда этого захочет само тело. Точно так же, мы не должны намеренно задерживать дыхание, когда нашему телу это уже не нравится. Другими словами, в процессе дыхательной практики мы должны относиться к собственному телу, как к равноправному партнёру. Это полностью исключается, если во время практики ориентироваться на нормативы и держать в голове заданный дыхательный эталон.

Таким образом, в нашей практике нет никакой насильственности и нет жёсткого следования заданному образцу.

Такая практика нацелена не на создание конкурирующей модели дыхания (что, собственно, и приводит к его деавтоматизации), а на развитие естественной модели дыхания, той самой, с помощью которой осуществляется автоматическая и бессознательная регуляция нашего дыхания.

Наиболее эффективная и, вместе с тем, вполне безопасная дыхательная практика должна в полной мере соответствовать принципу «вэй увэй» (действовать недеянием). Это означает гармоническое сочетание сознательного контроля и естественно протекающего процесса дыхания. Правильный метод дыхательной практики, основанный на этом великом принципе, на следовании естественности, к сожалению был утрачен в индийской Йоге.

Правильным я считаю такой метод дыхания, который можно практиковать в больших объёмах, не подвергая себя опасности возможной деавтоматизации дыхания. Большие объёмы практики совершенно необходимы для качественного скачка, для духовной и психоэнергетической трансформации. Те мизерные объёмы дыхательной практики, которые рекомендуются в современной Хатха-Йоге, не способны привести практикующего к такому духовному преображению. Для этого необходимы намного большие объёмы практики и такая методика, которая обеспечивает успешное накопление количественных изменений в энергосистеме человека, вплоть до достижения качественного скачка. Тот подход к дыхательной практике, который я отстаиваю, вовсе не является моим изобретением. С большим уважением и благодарностью он заимствован из древней китайской традиции, из проверенного многими веками знаменитого китайского цигун.

И, надо сказать, этот подход себя полностью оправдывает. За все 25 лет ведения групповых занятий и индивидуального консультирования я не наблюдал ни одного случая деавтоматизации дыхания при больших объёмах дыхательной практики (тьфу, тьфу, чтоб не сглазить!). Ничего подобного у своих учеников не отмечают и китайские мастера дыхательного цигун."
 

amigo

Модератор
#22
Third

Владимир Михайлович, большое спасибо за столь подробный ответ и предупреждение об деавтоматизации дыхания, возможной при неправильной практике.
Способ дыхания, который я указал с циклом 70 - 80 секунд и соотношением вдоха, выдоха и пауз сложился у меня постепенно и сейчас не требует посекундного контроля фаз и не вызывает никакого напряга, не считая разогрева тела.
В начале был очень мощный разогрев, даже струйки пота стекали из подмышек и я практиковал с голым торсом. Сейчас все устаканилось, тем более, что сейчас я использую дых. практику, как дополнительный метод. т е практикую 15-20 минут днем и вечером. Был момент, когда я неделю практиковал по 30 - 40 минут днем и вечером, сочетая с МП и МС. Видимо появился излишек энергии и тело ощущалось, как перекачанный воздухом шар, готовый взорваться. Амплитуда эмоций резко возросла, особенно негативных и я готов был взорваться по любому поводу. Был тихим - стал буйным. Пришлось сократить ДП до 15-20 минут.

С нетерпением жду лета, чтобы практиковать на природе. Рядом со мной под Питером есть местечко с высокими холмами, окруженными сосновым лесом с прекрасным видом на окраины Питера. На одном из них прошлым летом я в течении нескольких дней практиковал ДП и стояние столбом по 30 минут без всяких негативных последствий, наоборот чувствуя себя очень хорошо.
 

amigo

Модератор
#23
Kargopolov

Third пишет:
Был момент, когда я неделю практиковал по 30 - 40 минут днем и вечером, сочетая с МП и МС. Видимо появился излишек энергии и тело ощущалось, как перекачанный воздухом шар, готовый взорваться. Амплитуда эмоций резко возросла, особенно негативных и я готов был взорваться по любому поводу. Был тихим - стал буйным. Пришлось сократить ДП до 15-20 минут.
Спасибо, это хороший пример, подтверждающий тот тезис, что дыхательная практика не является самодостаточной. Я никогда не даю дыхание как единственный метод.
Крайне важно знать, что после дыхания всегда идёт медитация самонаблюдение. Дыхание активизирует, но приводит к перевозбуждению, повышенной гневливости и раздражительности. Самонаблюдение, если практикуется как единственный метод практики, убирает повышенную агрессивность, успокаивает, но приводит к астении и депрессии. "Хвост вытащил - нос увяз; нос вытащил - хвост увяз". Таким образом дыхание и последующее самонаблюдение являются очень гармоничной и сбалансированной методикой. Их следует практиковать совместно. Надо только соблюдать грамотные пропорции, в зависимости от текущей психоэнергетической ситуации.

Кстати, именно по этой причине я считаю Випассану, а также Чаньскую медитацию Сикан -Тадза методически ущербными и несбалансированными. Следует хорошо понимать различие между методами и методикой. Для практики это имеет огромное значение.
 

amigo

Модератор
#24
Сан Сарыч

Как вовремя, как раз пытаюсь осваивать. В ПБИ написано гораздо больше про работу внимания, чем в комментарии выше.

С умеренным подъёмом головы:
На фазе вдоха внимание следует держать на «ниточке вдоха», т.е. на медленном и непрерывном процессе вдоха. На фазе выдоха внимание следует держать на «ниточке выдоха», т.е. на медленном и непрерывном процессе выдоха. Кроме того, во время вдоха внимание плавно поднимается вверх по передней поверхности тела.

В конце вдоха и на задержке после выдоха требуется полноценное осознание сначала процесса Уддийана-бандхи, а затем Мула-бандхи и сжатия кулаков, согласно принципу «делать и думать одно». В самом конце дыхательного цикла (непосредственно перед началом следующего вдоха) важно направить внимание на сжатые кулаки.

После перехода к основному (без сжатия кулаков) режиму дыхания, на задержке после выдоха мы выполняем осознание при открытых глазах (медитация-присутствие).
С полным запрокидыванием головы:
Одновременно с первой фазой движения головы наше внимание поднимается вверх по передней поверхности тела. Маршрут прохождения внимания соответствует восходящей ветви обратного круга (от нижней части живота через солнечное сплетение, грудную клетку, через горло и до межбровья).
Во второй части вдоха голова продолжает движение назад вплоть до позиции максимального запрокидывания.
Одновременно со второй фазой движения головы назад, наше внимание проходит через верхнюю часть головы и затем опускается вниз по задней поверхности тела. Маршрут прохождения внимания соответствует уже нисходящей ветви обратного круга (от верхней части головы через затылок и заднюю поверхность шеи, далее вниз по позвоночнику через верхнюю часть спины, поясницу и заканчивая областью копчика).
Таким образом, благодаря движению головы, во время вдоха наше внимание прорабатывает всю микрокосмическую орбиту.
Работа внимания в этот период зависит от позиции тела, в которой выполняется дыхательная практика. Если дыхание выполняется в Симпласане (кулаки на коленях), тогда во время задержки дыхания после выдоха внимание движется по ходу ручных янских каналов (выход энергии через руки по наружной поверхности рук). Маршрут прохождения внимания таков: по янской (наружной) поверхности рук от плечевых суставов вниз по направлению к локтевым суставам и далее, от локтевых суставов к янской (тыльной) поверхности рук, по-прежнему сжатых в кулаки. Важно не ограничиваться пределами собственного тела и вывести своё внимание в пространство перед собой, продолжая силовые линии ручных янских энергетических каналов.
Если же дыхание выполняется в сидячей позе всадника (кулаки на коленях), тогда во время задержки дыхания после выдоха внимание движется по ходу ножных янских каналов (выход энергии по задней и боковой, а также и по передней поверхностям ног). Маршрут прохождения внимания таков: от поясницы и тазобедренных суставов вниз по янской (наружной) поверхности ног, по направлению к коленным, а затем и голеностопным суставам.
Владимир Михайлович, поясните, пожалуйста. Я немного запутался. К примеру, во время задержки после выдоха осознаем сжатые кулаки или движение по янским каналам? Или "присутствуем"?
 

amigo

Модератор
#25
Third

Сан Сарыч, по моим ощущениям, ВМ изменил свое отношение к методам ДП в сторону простоты и естественности. Наверное, появились случаи обращения к нему по поводу деактивации дыхания.
Но это чисто ИМХО.
 

amigo

Модератор
#26
Amigo

Скорее всего это для продвинутых, которую чувствуют энергетику . У них внимание само так движется. Пока нет такой чувствительности, стоит держать внимание на самом дыхании и в момент останова наблюдать за своими ощущениями в теле, за мыслями, эмоциями.
 

amigo

Модератор
#27
Kargopolov

Сан Сарыч, Ваш вопрос очень точен и абсолютно уместен. Действительно, то. как я ответил в этой ветке находится в противоречии с текстом в книге. Вы совершенно правильно это отметили. В первом издании книги я слишком увлёкся, чрезмерно детализировал и неоправданно усложнил технику дыхания. То, каким образом я, со своей годами наработанной чувствительностью, воспринимаю энергетические процессы внутри тела в процессе дыхательной практики, не следовало излагать в форме столь развёрнутых рекомендаций по работе внимания. Third совершенно прав, говоря о том, что методические инструкции изменились в сторону большей простоты и естественности.

Также совершенно правильную оценку дал Amigo:
Скорее всего это для продвинутых учеников, которые чувствуют энергетику . У них внимание само так движется. Пока нет такой чувствительности, стоит держать внимание на самом дыхании и в момент останова наблюдать за своими ощущениями в теле, за мыслями, эмоциями.
Совершенно верно. Именно так. На определённом уровне развития дыхательной практики человек начинает воспринимать, чувствовать движение энергии в теле на той или иной фазе дыхательного цикла. Не воображать, а реально чувствовать. Так что мною дана информация "на вырост". Поспешил, для второго издания исправлю.

Сан Сарыч, для второго издания я дам именно этот, вышеприведенный вариант, без каких либо излишних сложностей, которые я для второго издания уберу. Так что ориентируйтесь на этот пост:

Лучше всего не пытаться во время дыхания вести внимание по каким-либо траекториям (по ходу каналов). Самая оптимальная и самая эффективная работа внимания такая:
На фазе вдоха внимание следует держать на «ниточке вдоха», т.е. на медленном и непрерывном процессе вдоха.
На фазе выдоха внимание следует держать на «ниточке выдоха», т.е. на медленном и непрерывном процессе выдоха.
Во время задержки (точнее остановки) дыхания выполнять простое осознание (то же самое, что и самонаблюдение, только при открытых глазах).


И да, во время задержки просто осознаём, присутствуем.
 

amigo

Модератор
#28
Kargopolov

third пишет:
" по моим ощущениям, ВМ изменил свое отношение к методам ДП в сторону простоты и естественности. Наверное, появились случаи обращения к нему по поводу деактивации дыхания."
Предпочтение простоты и естественности у меня наблюдалось всегда. Но при объяснении дыхания я рассказал о том, как движется энергия на разных фазах. Однако сейчас я считаю эту информацию излишней и даже мешающей, поскольку работа внимания по каналам является неоправданным усложнением, отвлекающим от восприятия реальных процессов, происходящих как на телесном, так и на энергетическом уровне. Но привести к деавтоматизации дыхания или каким-либо иным проблемам поканальная работа внимания никак не может. Она всего лишь осложняет и затрудняет освоение дыхания и не более того. Таким образом речь не идёт о том, что эта техника является неправильной или не работающей. Это не так. Речь идёт только о том, что более простой вариант, без поканальной работы внимания, удобнее и методически предпочтительнее.

Никаких обращений ко мне и жалоб по поводу появления деавтоматизации дыхания (не называйте это деактивацией, это неправильно) за всё время моего преподавания медитативной и дыхательной практики не было. Представьте себе, не было ни разу. По причине кардинального отличия в моём подходе к дыхательной практике от индийской Пранаямы.

На самом деле причиной добавления разъяснений о деавтоматизации были критические замечания о предлагаемой мною методике дыхательной практики на сайте "Реал Йога" Виктора Бойко. Там говорили, что предлагать выполнять дыхание, как это делает Каргополов, по 30-50 минут два-три раза в день, неприемлемо, поскольку это приведёт к деавтоматизации дыхания ("Похоже, что Каргополов никогда не слышал о деавтоматизации дыхания").
Конечно, излагаемая в книге ПБИ техника и методика дыхания никоим образом не является моим "ноу хау". Это не моё изобретение, а классический китайский дыхательный цигун.

Я уже более 30 лет веду группы и с самого начала давал именно безнормативную, ориентированную на естественность дыхательную практику. Ну и откуда же возьмётся деавтоматизация, если имеется тесное сотрудничество с собственным телом? Внимательно прочитайте главу про дыхательную практику в ПБИ и Вы увидите, что всё дано методически вполне грамотно, но в своём стремлении всё разъяснить исчерпывающим образом я впал в грех избыточности. А как известно, не только информационная недостаточность, но и информационная избыточность может помешать полноценному пониманию.
 

amigo

Модератор
#29
Mr.Hriublin

Здравствуйте, Владимир Михайлович!

У меня снова возникли вопросы, на сей раз касательно даосского парадоксального дыхания.
1)На фазе вдоха насколько глубоко нужно вдыхать? Поверхностно или брюшным дыханием? Когда втягиваю нижнюю часть живота, при глубоком варианте, получается, что втягивание - частичное, видимо в связи с тем, что вдох глубокий. Если дышать более поверхностно, просто грудью, то втягивание живота получается глубже.

2)Опять же, на фазе вдоха, при выполнении мула-бадхи, у меня сначала напрягается шея (как-то так на автомате, и пока не получается расслабить её), а потом если не в каждый вдох, но процентов 80 раз, начинает трястись голова, причём дай ей волю, она будет трястись достаточно сильно, с очень заметной амплитудой. Можно ли с этим что-то сделать? Или же не нужно и просто продолжать делать так же и наблюдать это состояние?

С уважением, Кирилл.
 

amigo

Модератор
#30
Kargopolov

Здравствуйте Кирилл!

О даосском парадоксальном дыхании.
В первой половине вдоха грудная клетка и верхняя часть живота наполняются и расширяются (диафрагму не обманешь!). В это время подбородок не опускаем и низ живота не втягиваем.
Во второй половине (завершение вдоха) подбородок опускается, а низ живота и половая сфера втягиваются.
Важно: вдох не делается полностью. Надо слегка недовдохнуть. И ещё важно: втягивание тоже не делается "до конца", надо "недовтянуть". В результате дыхание получится одновременно и эффективным, и удобным, вполне комфортным. Чрезмерное старание, нарушающее состояние спокойствия, на самом деле снижает эффективность дыхательной практики.

О напряжении шеи и "трясучке головы".
Это симптомы избыточного мышечного напряжения и, соответственно, энергетического перегруза в этой зоне (задняя поверхность шеи, верхняя часть спины и верхний отдел позвоночника).

Рекомендации:

Дополнительные упражнения:
а)Медленные повороты головы вправо-влево.Без наклонов, а именно так, как поворачивается дверь на петлях. 1-3 минуты перед дыханием, а также во время "трясучки".
б) Освобождение плеч. Сидячая поза всадника, руки на весу, перед животом, сомкнуты (янская позиция рук, как на рис 92 во 2-м томе ПБИ). От 3-5 минут и более.

Когда идёт "трясучка", происходит своего рода разрядка избыточного напряжения, скопившегося в этой области. Препятствовать этому не надо. Сделайте несколько раз повороты головы и освобождение плеч, а потом просто наблюдайте эту трясучку.Бороться с ней не надо, пусть она "отзвучит".

Успехов! В.М.
 

amigo

Модератор
#31
Mr.Hriublin

Спасибо, Владимир Михайлович, Ваши советы в очередной раз оказались очень ценными на практике! Шее действительно стало легче, а также гораздо легче стало выполнять дыхание - раньше я слишком старался на фазе вдоха. Трясучка, кстати, когда я просто стал давать телу делать то, что оно делает, оказалась тем самым поворотом головы влево-вправо.
Но всё же, чую, это ещё будет некоторое время продолжаться - у меня в шейном отделе позвоночника есть "гуляющий" позвонок, видимо, напряжение в том числе с ним связано.
 

amigo

Модератор
#32
Oleg

Здравствуйте Владимир Михайлович! Несколько недель назад задавал вопрос по поводу практики даосского и обратного круга. Получил ответ, суть которого в том, что ответ на всё даёт практика. Возможно задал вопрос неправильно, попробую сформулировать иначе. Ещё до прочтения Вашей книги неоднократно пытался практиковать даосский круг (по различным источникам, но суть метода во многом схожа), но сейчас, как и ранее возникает проблема. Вначале при выполнении упражнения нить дыхания по траектории сопровождает “лента внимания”. В течение какого-то времени (несколько дней) дыхательный цикл увеличивается, внимание становиться более устойчивым. Далее, начинается обратный процесс: цикл дыхания не уменьшается (даже может расти), но постепенно всё сложнее становиться отследить траекторию, появляются разрывы. Потом замечаю, что начинаю напрягаться для того преодолеть вниманием эти разрывы, а дальше - хуже: вместо круга внимания получается периодическая концентрация на некоторых участках, и попытки за счёт приложения усилий прокачать то, что я назову потоком энергии.
Похоже то, что я сейчас пытаюсь делать к прогрессу не приведёт. Надо поменять схему – технику выполнения упражнения. Может быть на данном этапе без привязки к дыханию (пока внимание не успевает за дыханием) выполнять последовательное расслабление по траектории? Может быть что-то другое? Сегодня в завершение практики, когда понял, что прежняя форма выполнения себя исчерпала, попробовал – получилось, пошло тепло.
Владимир Михайлович! Если Вы посчитаете, что имеет смысл давать какие-то указания по данной теме - прошу ответить.
Буду признателен, если кто-то ещё сможет помочь.
С уважением, Олег.
 

amigo

Модератор
#33
Mr. Hriublin

Здравствуйте, Олег!

По поводу дыхания, в плане собственного опыта, действует та же схема, что и при самонаблюдении и медитации-присутствии и вообще любой другой нефантазийной практики - наблюдать то, что есть и не перечить природе. Вот буквально в начале этой недели понял, что слишком старался увеличивать продолжительность дыхательного цикла, от чего происходила рассинхронизация движения головы, самого дыхания, внимания и процесса выполнения мула-бадхи. Стоило мне просто угомониться и принять как есть - всё пошло очень легко, просто, и с пользой, вчера прям очень отчётливо ощутил благотворное движение по микрокосмической орбите, поясница-низ живота освободились, да и вообще ощущения весьма положительные от процесса дыхания, да и делаю его теперь в гораздо большем объёме, чем раньше. Слишком сильная нацеленность на результат к результату не приведёт, как бы парадоксально это ни звучало. Просто расслабьтесь и дышите как дышится, со всеми "получается"-"не получается", ровностями и неровностями дыхания, в пределах техники выполнения, описанного во 2 томе. Ежели в том, что прорабатывает эта практика, есть блокировки, зажатости и т.д., то вполне логично, что что-то будет идти не так, чтобы гладко, на то она и проблема.
 

amigo

Модератор
#34
Oleg

Добрый день, mr_Hriublin! Благодарю за ответ! Действительно, в таком виде практиковать я не пробовал!
С уважением, Олег.
 

amigo

Модератор
#35
Kargopolov

Здравствуйте Олег!

Mr. Hriublin совершенно прав. Ваша ошибка состоит в том, что Вы почему-то решили, что прохождение внимания по траекториям должно быть идеальным и там не должно быть никаких разрывов (фиксация на заведомо нереалистическом результате). Точно так же можно требовать от себя полного отсутствия отвлечений внимания во время медитации. Взвалить на себя такие нереалистические ожидания означает испортить и "загубить на корню" всю свою практику.

Ваши попытки нечто прокачать означают самый большой грех практикующего - отсутствие спокойного принятия всей своей психосоматической и даже более того, житейской ситуации. Во время практики нужно принимать ("согласен, принимаю") любые неприятные ощущения, болезненности и дискомфорты как в теле, так и в психике. Если же вместо принятия и последующего спокойного осознания Вы начинаете с этим бороться и пытаетесь от этого избавиться (Ваше "прокачать"), то Вы всего лишь зажимаетесь и усиливаете эти блокировки. "Борьба - форма сотрудничества" (цитата из ПБИ).

Чрезмерное старание вредит. Чем больше Вы стараетесЬ, тем больше напрягаетесь и зажимаетесь, тем хуже для практики. Обо всём этом подробно написано в книге ПБИ. Но с первого прочтения, как правило, не воспринимается. Читать надо неоднократно и в режиме медленночтения.

Мой совет такой: Полностью уберите любую работу внимания по траекториям и любую озабоченность по этому поводу. Уберите любые попытки протащить упирающуюся энергию, уберите всю эту насильственность по отношению к самому себе и озабоченность результатом. Во время дыхания главное - спокойствие, принятие, сотрудничество с собственным телом. Без этого ничего путёвого не получится. Просто дышите и рассматривайте свою дыхательную практику не как натужную работу с энергопотоками, а как разновидность медитации самонаблюдения, только при открытых глазах.

Повторюсь: Вместо работы с вниманием по траекториям - простое и бесхитростное спокойное осознание себя и своего тела во время дыхания.

Просто осознавайте то, что есть, не вымучивая того, чего нет.

Всего доброго. ВМ.
 

amigo

Модератор
#36
Oleg

Добрый день, Владимир Михайлович! Спасибо за ответ! По собственной глупости даже не рассматривал возможность такой работы. Довольно давно (несколько лет назад) пытался выполнять подобные упражнения, в которых упоминался поток энергии. Уже тогда у меня сложился неправильный шаблон, с которым я и продолжал работать. Надеюсь новое понимание позволит мне двигаться дальше.
С уважением, Олег!
 

amigo

Модератор
#37
Kargopolov

Здравствуйте Олег!
Глупым человеком я Вас никоим образом не считаю. Не наговаривайте на себя! Просто ошибки такого рода (в разных вариациях) очень распространены среди начинающих, тем более при заочном обучении. Не стоит ругать себя, нужно радоваться новому, более совершенному пониманию практики.

Успехов! ВМ.
 

amigo

Модератор
#38
Kadykoff

Здравствуйте, Владимир Михайлович!
При выполнении полного дыхания обратного круга заметил, что выдох получается намного длиннее вдоха. Стоит ли пытаться как-то выровнять длину вдоха и выдоха?
 

amigo

Модератор
#39
Kargopolov

Не стоит. Как правило именно так и происходит (выдох длиннее вдоха). Бывает и наоборот, когда вдох длиннее, чем выдох, но Ваш вариант встречается чаще.

Лучше всего практиковать Непрерывное Дыхание (НД). Это такой режим дыхания при котором вообще отсутствуют какие-либо задержки дыхания. Нет ни задержки после вдоха, ни задержки после выдоха. При Непрерывном Дыхании медленный и плавный вдох бесшовно переходит в выдох, а выдох - столь же бесшовно переходит во вдох. При длительной практике такого Непрерывного Дыхания соотношение между продолжительностью вдоха и выдоха будет самоестественно выравниваться и постепенно приближаться к оптимальной пропорции fifty-fifty.Так что, если вы практикуете НД, специально стараться уравновешивать продолжительность вдоха и выдоха не нужно - постепенно само выровняется. Всегда предпочтительнее сотрудничать с телом и не навязывать ему чуждый режим дыхания.

Проблема с использованием задержек дыхания состоит в том, что, во первых, нарушается равновесие меду продолжительностью вдоха и выдоха; а во-вторых, в том, что нередко возникают периоды, когда отсутствует "дыхательный аппетит". Непрерывное Дыхание предпочтительнее потому, что лишено этих двух недостатков.

Всего доброго. ВМ.
 

amigo

Модератор
#40
Кыпчак

Периодически возникает вопрос. В лекциях Владимир Михайлович неоднократно говорит, что для качественного скачка в практике необходимо практиковать ежедневно, в необходимых объёмах даосское парадоксальное дыхание 6-8-10 месяцев. В то же время ВМ неоднократно указывал, что даосский и обратный круги необходимо менять в среднем через 2-2,5 месяца. Иначе практика теряет свою эффективность и приостанавливается (мой личный опыт говорит, что так и есть). Как решить это противоречие? Использовать "зигзаги" раз в неделю?