Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Тонкости дыхательной практики.

amigo

Модератор
#1
Nesmotrja_na:

Владимир Михайлович, добрый день!

Полное дыхание обратного круга.
Не совсем понял для себя момент перехода от мула-бандхи после задержки дыхания к фазе вдоха.
По идее, расслабляем мула-бандху, затем расслабляем втянутый живот.
И вот тут-то возникает вопрос.
Если сразу дать ему волю расслабляться и выпячиваться, то
вдох получается быстрее, чем это можно было бы сделать, в начале вдоха происходит этакое "рваное" ускорение потока воздуха и нет "ровной и тонкой ниточки дыхания".
Если начать фазу вдоха не одновременно с расслаблением живота, а чуть позже, то получается будто бы там был вакуум, резко открыли крышку и воздух с шумом туда устремился. То же самое, только еще хуже.

Если же с самого начала вдоха стремиться к "тонкой ниточке дыхания", то живот некоторое время остается зажатым и с учетом требования "недовдохнуть" может и вообще не "выпятится" (да и нет его у меня, живота в смысле "пуза"). Ведешь нить дыхания снизу вверх до вилочковой железы и про контроль живота забываешь.

Как быть?
Сильно ли принципиален при вдохе контроль за животом или больше акцент надо делать на равномерности и тонкости нити дыхания и работы внимания при вдохе - поднятии точки вдоха снизу вверх?

С уважением, Юрий.
 

amigo

Модератор
#2
Re: Тонкости дыхантельной практики.

Kargopolov:

Здравствуйте Юрий!

Прежде всего, имеет место чрезмерность, а также отсутствие сотрудничества с собственным телом (а ведь тело - наш равноправный партнёр во время дых. практики). Слишком сильно втягиваете живот, слишком сильно фиксируете внимание на прохождении траектории вверх по переднесрединному. Последнее вообще можно не делать и для Вас это будет даже лучше. Не надо "погонять и понукать" потоки энергии. Вместо этого нужно просто отслеживать, осознавать, те ощущения, которые возникают сами по себе. Ваша проблема состоит в том, что Вы слишком увязли в технических деталях. Отпустите себя, сотрудничайте с телом, воспринимайте процесс дыхания целостно (у Вас внимание мечется между техническими частностями). А самое главное - сделайте своё дыхание комфортным, мягким и уберите зажимающее Вас излишнее старание. Не надо бояться чего-либо упустить из технических моментов. В конце-концов индивидуальные вариации в практике дыхания имеют право на существование.

Успехов! ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Tolli

Здравствуйте! Владимир Михайлович.
С удовольствием читаю Ваши советы и радуюсь, с каждым разом узнавая новые грани и нюансы ранее знакомых практик. Очень приятно понимать как смещение акцентов в одной и той же дыхательной практике приводит к выходу на другой уровень осознания и к новым достижениям в деле освоения своего тела, своего оплота в этом мире.
Очень хотелось бы прочитать о балансе, достигаемом обратным дыханием низом живота и раскрытием поясницы. Сам сейчас потихоньку осваиваю эту фазу работы с телом. Надеюсь, это даст ключ к управлению копчиковыми возможностями.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Kargopolov

Здравствуйте Tolli ! Спасибо за тёплые слова. Мнение серьёзного практика всегда было для меня значимым.
Что касается дыхания обратного круга, то здесь, полностью с Вами согласен, очень важно сохранить энергетический баланс между животом и поясницей, что совсем не просто.
Если очень кратко, то позиция рук "кулаки на коленях" активизирует зону живота и вход энергии по ножным иньским каналам. Позиция же " руки сбоку колен" активизирует янские каналы. Обе этих позиции - не классические, а являются моей находкой. Работают просто прекрасно. К сожалению. позиция "руки сбоку колен" в первом издании моей книге отсутствует. Для второго издания я это упущение исправлю. Вот описание этой позиции:
Руки открыты, постановка кистей вертикальная, таким образом, чтобы ладонная сторона прилегала к боковой (лампасной) стороне колена и бедра. В Симпласане эта позиция рук активизирует выход энергии по ручным янским каналам, а в позе фараона - по ножным янским каналам (особенно сильно это чувствуется на задержке после выдоха).
Вообще, на обратном круге вдох и задержка после вдоха активизирует иньские каналы, а выдох и задержка после выдоха - янские каналы. На даосском всё наоборот.

Желаю успехов в Вашей практике. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Amigo

Добрый день, Владимир Михайлович!
Скажите пожалуйста, в случае невозможности заниматься временно практикой дыхания (например, из-за забитого носа, кашля), как не потерять "форму" в практике дыхания? Возможно, существует практика-замена на время лечения?

С уважением, Амиго.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Kargopolov

Здравствуйте Амиго!

Полчаса столбового стояния на обратном круге и носовое дыхание начинает явным образом восстанавливаться. Ещё лучше - метод "перетекающего хождения", который я непременно дам во 2-м издании. Руки в положении "ладонь-кулак" на весу перед животом на уровне солнечного сплетения. При хождении важно пропотеть, т.е. потребуется не менее 15 минут. Ещё один метод - медитация-сосредоточение на точке (именно на точке, как на пространственной локализации, а не на каком-либо реальном объекте). Попробуйте сосредоточение на кончике носа во время столбового стояния.

Всего доброго. ВМ.
P.S. Напишите, пожалуйста, о результате.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Amigo

Вчера вечером испробовал медитацию-сосредоточения на обратном круге (до этого занимался на даосском) в Cимпласане, кулаки на коленях - поначалу был жар между лопатками и в кулаках, а потом в основании горла, что у ямочки. Минут через 15-20 от начала занятия заметил, что уже дышу двумя ноздрями, а не одной как до практики. Занимался 30 минут. Результат: ослаб кашель, легче стало дышать, а утром так вообще нос уже был чистым, остался лишь кашель) Теперь думаю провести дополнительно сеанс пространственной медитации.
Выражаю Вам благодарность, Владимир Михайлович за ценную информацию! Даже не знаю сколько бы я еще "не дышал", если бы не эта информация.

С уважением, Амиго.

PS Заметил у себя, что при простуде глаза устают куда быстрее, чем при здоровом состоянии организма. Особенно за работой перед компьютером, уже к концу дня резко падает зрение.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Amigo

Ну вот, кашель и заложенный нос исчезли) Даже не верится, что простуда лечится так легко и тем более быстро!!
Спасибо за ценные практики в излечении!
С уважением, Амиго.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Tolli

Как всегда, немного "альтернативы":
Давайте рассмотрим профиль Вашего позвоночника. Чем-то он напоминает английскую S. А в расслабленном состоянии - вертикаль. S, которая стремиться выпрямиться. Практически $ получается. А теперь рассмотрим нашу любимую грудную диафрагму.
Соответствует ей на символе $ как раз место перегиба в центре и оно же - место пересечения с вертикалью.И если соотнести верхнее и нижнее дыхание, то нижней части $ будет соответствовать брюшное дыхание, а верхней - межлопаточное.Во время дыхательной практики хорошо видно, как от положения позвоночника зависит область расширения при вдохе.

Второе - не такое явное, но не менее важное: принцип работы диафрагмы.
При брюшном дыхании она расширяется виз, а при легочном - наоборот - вверх. Это очень интересный момент. Я хотел бы заострить на нем Ваше внимание.
Наблюдая за спонтанным переходом на другой тип дыхания, мы замечаем автоматическое изменение направление усилия диафрагмы.
Соответственно изменяется положение позвоночника в месте перегиба. Он(перегиб) смещается то выше, то ниже уровня диафрагмы. Всё это позволяет "автоматически" выбирать наилучший режим дыхания и переваривания пищи.
С уважением Анатолий.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
bon

Tolli написал:
"профиль Вашего позвоночника... ... в расслабленном состоянии - вертикаль".

Изначально верно написали, буква S, а вертикаль - это уже комплекс зажатостей. при чем тут расслабленное состояние.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Kargopolov

Спасибо, Tolli, за интересные и полезные наблюдения. Добавлю кое-что с энергетической точки зрения. Дело в том, что наш позвоночник - не только S-образная рессора, но и месторасположение заднесрединного энергетического канала. Поэтому никак не могу согласиться с Bon-ом, что прямой позвоночник - это "комплекс зажатостей". Когда по позвоночнику идёт достаточно сильный энергопоток снизу вверх, позвоночник самопроизвольно выпрямляется.

Кстати, у меня всю жизнь уровень тревоги значительно ниже среднего, а зоны надплечий всегда хорошо расслаблены. Кроме того (тьфу-тьфу!), позвоночник не беспокоит, хотя мне уже 61 год. Приведенный в книге ПБИ комплекс на позвоночник - прекрасное средство от любых зажимов. Так вот, у меня позвоночник очень даже прямой и пресловутая S-образность выражена слабо. И при этом "комплекса зажимов" в позвоночнике и вообще в спине - не наблюдается.

Всего доброго ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Charles

Здравствуйте, Владимир Михайлович.
Перехожу на даосский круг. Возник вопрос по технике парадоксального дыхания, описанной во 2-м издании 2-го тома. Как нужно опускать подбородок во 2-й фазе вдоха? В 1-м издании упоминалась Джаландхара-бандха с частичным опусканием подбородка и с полным опусканием подбородка.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Kargopolov

Оба варианта годятся. Разница в следующем: полное опускание подбородка (Джаландхара бандха) сильнее прорабатывает Круг Жизни ( зону перехода от грудных позвонков к шейным), а также низ живота. Неполное отпускание подбородка позволяет намного лучше провести энергию через область затылка. Поэкспериментируйте и сравните.
Всего доброго. ВМ.

P.S. Даосское парадоксальное дыхание во всех технических подробностях дано на моём сайте (главная страница сайта, кликнуть раздел "Практика"). В основном тексте книги этот важный методический материал размещу позже.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Люба

Здравствуйте Владимир Михайлович! Хочется с Вами посоветоваться.
В середине октября я перешла с даосского круга на обратный. На фазе вдоха я веду свое внимание до горлового центра и только последние минут 5-10 до области копчика (все как у Вас написано). В последнее время, когда мое внимание находится на горловом центре, я ощущаю очень сильную пульсацию, как будто сильное сердцебиение. Хочется остановиться и успокоиться. На фазе выдоха сердце бьется ровно, спокойно, но, тем не менее, мне становится страшно, вдруг я делаю что-то неправильно и я свое внимание начинаю вести до области копчика (там пульсация не страшна).
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
Kargopolov

Здравствуйте Люба!
Работа внимания во время дыхания по определённым траекториям не обязательна. Лучше всего во время вдоха осознавать "ниточку вдоха", во время выдоха - "ниточку выдоха", а во время задержки после выдоха (удобной и посильной) - просто осознавать себя. Со временем практикующий начнёт осознавать реальные движения энергии на той или иной фазе дыхания и тогда ему нужно будет только сопровождать уже реально существующее и реально воспринимаемое движение энергии в собственном теле.

Такой подход много лучше. Для второго издания книги я внесу соответствующие изменения.

Всего доброго ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#17
Люба

Здравствуйте Владимир Михайлович!
Я часто дышу во время вечернего занятия с закрытыми глазами. В Вашей книге ПБИ об этом ничего не написано. Поясните пожалуйста в чем разница, а может это вообще не принципиально?
Спасибо.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#18
Kargopolov

Здравствуйте Люба! Можно выполнять дыхание и при закрытых глазах - ошибки в этом нет. Разница в том, что при закрытых глазах больше прорабатываются иньские каналы, а при открытых - янские. Также при закрытых более прорабатывается верхняя часть тела и голова, а при открытых - нижняя часть тела.
Важно не ограничиваться дыханием, а непременно после него выполнять медитацию-самонаблюдение.

Всего доброго. ВМ.
 

amigo

Модератор
#19
Third

Владимир Михайлович, как распределить внимание в режиме обратного круга (полное дыхание с полным запрокидыванием головы) по восходящим и нисходящим ветвям. Цикл одного дыхания таков:
Вдох - (10-15) сек. Остановка после вдоха- (35-40) сек. Выдох -(20-28) сек. Ост. после выдоха - 2 сек.
Диапазон фаз зависит от состояния на момент практики и может меняться в этих рамках в течении практики.
 

amigo

Модератор
#20
Kargopolov

Лучше всего не пытаться во время дыхания вести внимание по каким-либо траекториям (по ходу каналов). Самая оптимальная и самая эффективная работа внимания такая:
На фазе вдоха внимание следует держать на «ниточке вдоха», т.е. на медленном и непрерывном процессе вдоха.
На фазе выдоха внимание следует держать на «ниточке выдоха», т.е. на медленном и непрерывном процессе выдоха.
Во время задержки (точнее остановки) дыхания выполнять простое осознание (то же самое, что и самонаблюдение, только при открытых глазах).
И ещё - бога ради, не надо никаких счётов, никаких секунд, никаких нормативов для дыхания.

Вот выдержка из моей книги ПБИ, относящаяся к практике дыхания:
"Дело в том, что йогические пранаямы, как правило, относятся к техникам жёсткого воздействия и имеют специализированный характер, а следовательно, могут быть опасными при передозировке. Во всяком случае, их нельзя, не подвергая себя серьёзному риску, практиковать по 30-50 минут два раза в день, как это требуется для дыхательного цигун. Исключением является полное йоговское дыхание. Однако, современные йоги, как правило, его недооценивают, предпочитая практиковать такие Пранаямы как Чандра-Сурья Пранаяма (попеременное дыхание через ноздри), Бхастрика-Пранаяма, Капалабхати, Уджайи и прочие.

По какой же причине классические Пранаямы считается опасным практиковать в больших объёмах?

Дело в том, что дыхание является функцией двойного подчинения. С одной стороны, оно полностью автоматизировано (человек спит, а организм дышит), с другой, оно подвержено волевому контролю. Факт простой и общеизвестный, но, вместе с тем, очень важный. Двойная подчинённость дыхательной функции, при определенных условиях, чревата серьезными неприятностями.

Оказывается, йогическая Пранаяма, особенно если она практикуется со всем усердием и в больших объёмах, может привести к такой неприятной вещи, как деавтоматизация дыхания.
Что же это такое?
Применительно к дыханию, деавтоматизация – это утрата способности к автоматическому поддержанию дыхательной функции. В этом случае дыхательный автоматизм нарушается, деятельность, которая ранее успешно выполнялась на бессознательном уровне, теперь требует сознательного контроля. Другими словами, в результате неправильной дыхательной практики организм может разучиться дышать самостоятельно. Типичным проявлением деавтоматизации дыхания являются приступы удушья по астматическому типу. Крайне неприятно и очень обидно – человек усердно практиковал йогическую Пранаяму, а в результате начинает задыхаться.

Поэтому современные учителя Хатха-Йоги, опасаясь неприятных осложнений в виде деавтоматизации дыхания, задают весьма скромные объёмы дыхательной практики (обычно 10-15 минут, максимум – 20-25 минут). А рекомендуемые мною, достаточно большие объёмы дыхательного цигун (два раза в день по 30-50 минут) – вызывают у них бурю негодования. Конечно же, они по-своему правы. Те дыхательные упражнения, которые они имеют в виду, которые даются в многочисленных руководствах по Хатха-Йоге и которым они обучают своих учеников, действительно могут привести к расстройствам дыхательной функции. Однако я говорю не о йогической Пранаяме, а о дыхательном цигун, который, при всей его великой пользе, совершенно безопасен для занимающихся даже при больших объёмах практики.

Оказывается, между этими двумя подходами к дыхательной практике – индийским и китайским, имеются очень большие различия.
Для всех йогических Пранаям, как они даются в современных руководствах, характерно наличие определенной нормативной базы (столько-то счётов вдох, столько – выдох, столько – задержка после вдоха, столько – после выдоха). Конечно, эти нормативы варьируют – более лёгкий для начинающих, более трудный – для продвинутых учеников, но для нас важен сам факт наличия таких нормативов.
При обучении Пранаяме также задаётся и определённое соотношение продолжительности разных фаз дыхательного цикла. Через эту нормативную базу организму навязывается определенная эталонная модель дыхательного цикла. В ходе дыхательной практики ученик должен соблюдать указанные ему нормативы.

Таким образом, йогическая Пранаяма достаточно жёстко задаёт определенный эталон дыхания. При этом полностью игнорируется заложенный в нашем теле и автоматически осуществляемый естественный режим дыхания. Другими словами, йогическая Пранаяма задаёт конкурирующую модель дыхательного процесса. Это уже совсем другой дыхательный гештальт по сравнению с тем, который внутренне присущ нашему организму. Пока такая Пранаяма практикуется в сравнительно небольших объёмах (по 10-15 минут), конкурирующая модель дыхания остаётся значительно более слабой, чем естественная (внутренняя) модель дыхания. Польза от таких упражнений есть, а неприятностей – нет. Однако стоит только увеличить объёмы дыхательной практики до 40-60 минут, как тут же появляются расстройства дыхательной функции, вызванные её деавтоматизацией. Причина же заключается вовсе не в слишком больших объёмах практики, а в несовместимости двух способов (моделей, паттернов) дыхания – естественного, присущего нашему организму и искусственного, привнесённого практикой Пранаямы.

Совершенно иной подход к дыхательной практике, в основе которого лежат принципы китайского дыхательного цигун, исповедуется в моей школе. Он весьма сильно и, я бы сказал, драматически, отличается от йогической Пранаямы.
Прежде всего, и это очень важно, в моём подходе полностью отсутствует нормативная база дыхательного цикла. Напомню, что в йогической Пранаяме всегда задаётся, на сколько счётов надо делать вдох, на сколько – выдох, сколько счётов длится задержка дыхания. Также задается эталонное соотношение (пропорция) между продолжительностью различных фаз дыхательного цикла.

Современный учитель йоги Виктор Бойко пишет: «Как известно, основная дыхательная пропорция выглядит так: 1:4:2:4, где «1» – продолжительность вдоха, «4» – задержка после вдоха, «2» – продолжительность выдоха, «4» – задержка после выдоха. Существует так называемая облегченная пропорция - 1:2:2:2, и есть вообще начальная – 1:1:1:1» 3

Однако, никакая вариативность не в состоянии устранить сам факт наличия дыхательного эталона. Всё равно во время практики имеется ориентация на заданную пропорцию дыхания, а не на то, чтобы следовать естественному дыхательному Дао собственного организма.

По моему глубокому убеждению, нормативный подход является фундаментальной ошибкой, ошибкой стратегического уровня, даже если выбранная пропорция вполне соответствует возможностям и уровню физической подготовленности практикующего. Нет и быть не может правильного следования дыхательному эталону. Само по себе следование наперёд заданному образцу уже является неправильным. Следовать нужно не образцу, а принципам правильного дыхания, главнейшим из которых является уважительное сотрудничество с собственным телом, говоря в даосской терминологии – следование естественности. Руководствоваться нужно принципами, а не нормативами.
Таким образом, в практике моей школы дыхательных нормативов нет отнюдь не по причине методической недоразвитости, а для того, чтобы избежать привязки к жестким и искусственным моделям дыхательного цикла, чтобы избежать дурной и неадекватной конкретизации.
Продолжение следует.