Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта)

Kargopolov

Руководитель школы
#41
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

Ваш вопрос Виктор, и в самом деле исключительно важен.

"Стол нашего сознания" - это, другими словами, освещенная сцена нашего актуального осознания. Наши мысли, эмоции, ощущения, образы восприятия - все, что мы чувствуем, ощущаем, вспоминаем, о чем мечтаем, о чем думаем в данный момент - все это - актеры на этой сцене. Они выходят на освещенную сцену, пребывают там в течение некоторого времени, а затем уходят с нее. Это и есть те самые "читта-вритти", о которых писал мудрец Патанджали ( в переводе с санскрита - "умственные вихри"). На санскрите также есть специальное слово "пратьяя" ( термин, отсутствующий в других языках), которое обозначает содержание нашего сознания в данный момент ( в Вашей терминологии - все то, что находится на столе нашего сознания). Кстати, вполне подходящее сравнение.

И что же нам делать со всем тем, что мы обнаруживаем "на столе своего сознания"? Это самый главный, можно сказать, ключевой вопрос йоги сознания.
Когда человек пытается практиковать некую работу с сознанием, но не имеет ясного и правильного понимания ее сути - тогда это действительно может быть для него опасным. Здесь Вы. Виктор. совершенно правы. Это намного хуже, чем быть невежественным простецом и вообще ничем таким не заниматься.

Какой тогда должна быть правильная установка по отношению к содержимому своего сознания? Прежде, чем заводить об этом разговор, сделаю одно, крайне важное предупреждение.
Речь идет о практике сидячей медитации, которая является абсолютно необходимой для реального продвижения по духовному Пути. То, что я называю "попутной осознанностью", т.е. сохранением осознанности в повседневной жизни, конечно хорошо, конечно правильно и даже необходимо, но совершенно не достаточно. Тот, кто говорит, что ему вполне достаточно осознавать в процессе обыденной жизни и что для него нет необходимости регулярно практиковать сидячую медитацию - жестоко ошибается и, что намного хуже, вводит в заблуждение других людей. Он так и не понял самого важного. Без регулярной практики сидячей медитации нет и быть не может успешного и полноценного развития сознания. Без этого нет Пути, а есть только разговоры о Пути.

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#42
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

Anonimous пишет:
... на столе моего сознания появляются время от времени некие "фрукты" и я то их ем, то пытаюсь отказаться, то думаю как бы прекратить все это появление, и не опасно ли это.
Итак. какой же должна быть правильная установка по отношению к содержанию своего сознания?
Здесь я прокомментирую Ваши высказывания (метафора "стола нашего сознания и лежащих на нем "плодов").

Конечно же "есть эти плоды" не надо. Точнее говоря, так их съесть не получится. Зачастую, мы полагаем. что едим эти плоды, а на самом деле это они нас едят. Это происходит в том случае, если мы к ним относимся "на полном серьезе", придаем им большое значение и рассматриваем, как великую ценность. Это и есть отождествление.

Есть такой современный философ-неоязычник - Владимир Авдеев. Не могу сказать, что я разделяю его взгляды, но некоторые его высказывания просто "не в бровь, а в глаз". Так, например , в своей книге " Преодоление христианства" он, обсуждая вопрос о религиозной "Истине", пишет: " Полагая. что вы сделались обладателем Истины, на самом деле вы становитесь ее рабом."

"То пытаюсь отказываться" (от этих плодов). Тоже неверно. Неприятие, отказ, отрицание неприемлемы. Они ведут не к растворению "читта-вритти", а к их вытеснению. Вытесненный психоэмоциональный материал, как известно. никуда не девается. Он загоняется в подвалы нашей психики и, будучи неосознавемым, отравляет нас изнутри.

" То думаю, как прекратить все это появление" - опять неверно. Нельзя насильственным образом, так сказать, по собственному желанию, прекращать или останавливать свои нежелательные мысли. На эту ошибку давным - давно указывал Хуэй-Нэн. Когда Вы пытаетесь "прекратить" нечто, появившееся в сфере вашего сознания, процесс растворения его содержимого прекращается, а эта нежелательная информация подвергается вытеснению. Это большая ошибка, исключающая правильную и успешную медитацию самонаблюдения.

Так что пытаться что-то прекращать во время медитации - нельзя. И бороться с чем-то неприятным - тоже нельзя, ибо борьба - это форма сотрудничества. Когда в процессе работы над своим сознанием Вы с чем-то боретесь. Вы вскармливаете энергией своего внимания и усиливаете как раз то, от чего хотели избавиться.

И ведь предупреждения относительно всех этих ошибок неоднократно даны в моей книге ПБИ!
Не прочитав (полноценно, неоднократно и в режиме медленночтения) второй том "Теория и практика медитации", Вы начали практиковать, руководствуясь своими совершенно незрелыми представлениями о медитации самонаблюдения. Такое отношение к методическим материалам говорит о потрясающем легкомыслии и самоуверенности, совершенно неприемлемыми для серьёзного ученика.

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#43
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

Да, Виктор, к сожалению у Вас нет правильной медитации. Я это могу сказать с полной уверенностью (что в наше время считается самонадеянностью и вообще дурным тоном). Ну и как тут быть?

Конечно я не настолько наивен, чтобы полагать, что мои советы будут тут же полноценно восприняты адресатом и немедленно взяты на вооружение. Однако, когда я о чём-либо пишу в форуме, то пишу не только для одного человека, а для большой аудитории посетителей форума. И я думаю, что эта информация может оказаться полезной для многих людей, интересующихся вопросами развития сознания через медитативную практику.

Что можно рекомендовать в подобных случаях? Попробую ответить.

Конечно, напрашивается рекомендация обратиться к моей книге, в которой все эти вопросы изложены весьма подробно и обстоятельно. Я имею в виду, прежде всего, 1-ю часть второго тома, посвященную теории и практике медитации. Конечно эти материалы следует внимательнейшим образом изучить (не просто прочесть, а именно изучить).
Практиковать Вам рекомендую на обратном круге. Главное - сидячая медитация при скрещённых ногах (Симпласана либо Сиддхасана). Глаза должны быть закрыты. Медитация заключается в свободном чередовании двух методов:

а) мантры ОММ;
б) самонаблюдения.

Примерное соотношение по времени - fifty-fifty. То есть, если общее время сидячей мелитации составляет, скажем 50 минут, то из них, примерно 20-30 минут приходится на мантру ОММ, а те же 20-30 минут на медитацию самонаблюдения.

Что такое "свободное чередование"?
Это значит, что сначала Вы пропеваете (вполголоса) мантру ОММ до тех пор, пока не устанете или пока Вам не надоест. Это будет занимать примерно 3-5 минут (можно и более). Затем переходим к медитации "чистого" самонаблюдения и выполняем её те же 3-5 минут, после чего снова мантра ОММ и так далее.
При этом нет никакой необходимости слишком строго отмерять время (рекомендованные 3-5 минут). Можно 3-5 минут, можно 5-10 минут - как пойдёт.
Я думаю, что для вас это самый лучший и самый надежный вариант практики.

Всего наилучшего. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#44
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Anonymous

Спасибо, Владимир Михайлович! У меня последнее время действительно нет настоящей медитации, так ерунда какая-то. Хождение по кругу, и попытка навести порядок в мыслях (где я и попал!). Думаю, больше не буду докучать вопросами, читаю второй раз ваши книги, прочитаю внимательно, и затем после года практики, рекомендуемой вами, буду спрашивать (если будет не вмоготу, то и раньше). Но напоследок, если ответите - хорошо, нет - буду двигаться, как вы говорили, отбросив нижеследующее.

Кое-что получилось отследить.
Откуда приходят право(лево) сторонняя информации?
Реакция на желания.
В свое время вы мне дали одно упражнение, позволяющее придти к середине, уйти от резких реакций суждений-желаний, по отношению к чему-либо. Берется одно из резких отношений. Допустим желании курить, если такое имеется, и имеется желание его устранить. В медитации самонаблюдении следишь за своей реакцией. Первое начинаешь, с противоположного утверждения, используя имеющуюся волю – желание: «Мне безразлично курение! Настолько безразлично, что даже противно, мерзко…». Затем следишь за своей реакцией, «Я наблюдаю за своим желанием курить». Затем даже даешь своему желанию волю воображения, представляешь, как куришь, но следишь за собой, «Я наблюдаю за своим желанием». Затем на фазе падения этого желания наносишь еще один удар – утверждение, противоположное своему желанию – ПРИВЫЧКЕ, «Мне противно курение …». Данную вещь я практиковал довольно долго, нанося по своим привычкам-желаниям, которые не устраивали, удары. Затем начал бить просто по желанию чего-либо (Убей желание). Но однажды возникло то, что и сейчас, по прошествии нескольких лет не имею ответа. В один прекрасный момент желание просто исчезло (по какому желанию бил в тот момент я назову если понадобиться). Просто исчезло желание чего-либо, и я испугался, показалось, что я просто умираю, потухаю как бы. И здесь дилемма, может это обманный страх, и, невзирая на страх, следовало бы продолжать. Может случилось по пословице «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет»?
В общем, на данный день я этим не занимаюсь, просто стараюсь следить за собой, да и только.

За рекомендации спасибо. Удачи вам!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#45
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

Виктор спрашивал о право и левосторонней информации. На мой взгляд, когда сознание человека целостно, тогда правое и левое работают не отдельно, а совместно. Раделенность (расщепленность) - нездорово и поощряться не должно.

Вопрос Виктора по поводу "работы с желаниями". Вот мое мнение.

Специальная работа над конкретной индивидуальной проблемой не должна проводиться самостоятельно. Если у человека есть какая-либо проблема, то, чем более она выражена, тем меньше у него шансов решить ее самостоятельно. Совершенно необходима помощь и руководство компетентного наставника. Я в таких случаях даю специализированные ( заточенные под конкретную проблему) методы практики, в том числе "текст" индивидуального назначения.

Однако, "работу над желаниями", как она у Вас, Виктор, описана, я не приветствую. Видите ли, есть фундаментальная медитативная установка, суть которой состоит в том, чтобы просто и бесхитростно созерцать всё, что есть, то есть. все, что наличествует в поле актуального осознания. Добавлять к этому что-либо еще - значит всё испортить. Нельзя вовлекаться в какие-либо манипуляции с информационным содержанием своего сознания. Надо просто созерцать и ничего более. Главное в медитации-самонаблюдения - это не делание, а созерцание, тогда как Вы всё время делаете свою медитацию.

Не делать привычную лихорадочную работу ума - трудно, а попасть в его ловушки - легко. Медитация легко вырождается в работу ума, скажем, в обсуждение внутри себя самого, вопросов правильной медитации, духовного развития, в активную борьбу со своими желаниями, во всевозможные действия-манипуляции в своем внутреннем пространстве. Но ведь медитация - это не думание, а Вы, Виктор - думаете. Это уже не медитация. Ваш ум никогда не станет помогать Вам избавиться от него, напротив, он будет себя защищать и усиливать.

Производимая нами работа над собственными желаниями, на самом деле легко превращается в кипучую деятельность озабоченного ума (это не важно, что его озабоченность имеет высокодуховный характер), ума, желающего быть в постоянном движении, желающего постоянно перемалывать информацию.

С тем, что мы видим внутри себя, ничего делать не надо (простое созерцание, само по себе, и есть наивысшее духовное делание, Opus Magnum), а Вы - делаете, развиваете интенсивную внутреннюю деятельность - с чем-то боретесь, что-то там преобразуете, от чего-то пытаетесь избавиться.
Тот текст, который я вам в своё время дал - всего лишь вспомогательное средство, предназначенное для того, чтобы вытащить вашу блокировку в сферу осознания, после чего сразу же перейти к медитации самонаблюдения. Однако у вас этот простой приём неоправданно и чрезмерно разросся в целую психотехническую систему, начинающую подменять собою собственно медитацию.
Наш ум активно сопротивляется медитации не - думания и использует любую возможность, чтобы заменить её различными умственными психотехниками под предлогом усовершенствования и оптимизации.

В таких случаях практика чередования мантры ОММ и "чистой" медитации самонаблюдения - очень помогает обретению базовой медитативной установки. Полноценное удерживание внимания на мантре ОММ в процессе её пропевания - мощное средство для прекращения умственной чесотки. Даже после 3-5 минут повторения этой мантры качество медитации-самонаблюдения значительно повышается.

Всего доброго и желаю успехов в этой практике. ВМ.
 

amigo

Модератор
#46
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

ded

Здравствуйте Владимир Михайлович!

Хочу выразить огромную благодарность за публикацию вашей книги! По вашей методике занимаюсь уже год...Мне46 лет. Зовут Ильюшеко Людмила . Занимаюсь систематически... не пропуская ни одного дня по вашей общей рекомендуемой методике . Время . проведенное в медитации доходит до 1 часа и больше по 2 раза в день. На собственном опыте убедилась ,что ваша книга описывает реально существующие процессы энергообмена человека и окружающего мира. На протяжении этого периода обострялись скрытые болячки- зажимы в суставах. Боль крутила в тазобедренных суставах где-то месяца три . Особенно обострялась после медитации самонаблюдения. Теперь прошла. Ходить стало намного легче, появилась легкость в ногах. Могу ходить целый день.Раньше это было проблемой .

На психологическом фронте обстановка такая : с первых занятий и по сегодняшний день периодически наплывают негативные, когда-то пережитые эмоции. Весной в медитации самонаблюдения открылся вид на бездну с " кипящей энергией"-так образно я могу описать это состояние. Оно появлялось после осознания и отреагирования тела на страхи и старые испуги. Такое повторялось несколько раз. На все возникающие вопросы я находила ответы в вашей книге-стоит только внимательно перечитать. Постепенно разогревалось тело и сейчас в медитации (как утром так и вечером) я ощущаю сильные энергетические волны , которые двигаются по телу и его наполняют. Теперь даже в повседневной жизни, не медитируя, а просто расслабившись я могу по собственной воле вызвать эту волну.

В жизни обычной тоже много изменилось- я по другому стала смотреть на мир. 30 лет назад я училась живописи, но пришлось это оставить. Теперь появилась огромная жажда все наверстать...Пишу 4-ую картину. В семье стало как-то спокойнее. С мужем и детьми (уже взрослыми) хорошие доверительные отношения. На денежные проблемы смотрю философски-стараюсь довольствоваться тем , что есть. В общем практика делает свое дело.

На сегодняшний день у меня один вопрос к Вам. Где-то месяц назад , после вечерней медитации,перед сном по телу пошли волны энергии и перед глазами появилось неоноголубое отверстие с вращающимися лучами. Пошло сильное энергонаполнение тела. Я увидела в нем неоновый череп и ступню .Тогда я сильно этого испугалась и это прошло. Теперь, иногда , в конце медитации я вижу это вращающееся голубое отверстие и стал разогреваться лоб. Что это и стоит ли что-то поменять в занятиях?

Заранее большое спасибо. С уважением Ильюшенко Л.М.
 

amigo

Модератор
#47
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

Здравствуйте Людмила!

Во время и после практики возможен широчайший спектр индивидуальных реакций. Вам беспокоиться нечего. Медитация самонаблюдение, правильным образом практикуемая, прежде всего, раскрывает лобный центр. Важно не пугаться необычных ощущений и переживаний и стараться сохранять позицию спокойного невовлечённого наблюдателя.

При раскрытии лобного центра (Вы ведь занимаетесь на даосском круге?) ожидаемое обострение будет по каналу перикарда. Симптомы: ангина, кашель, наплывы депрессии. Профилактика - один день в неделю сыроедение, уменьшение потребления животного белка. Также важно ежедневно практиковать даосское парадоксальное дыхание. Также важно первую половину времени медитации самонаблюдения держать руки на коленях, ладонями вниз.

Всего доброго. ВМ.

P.S. В дальнейшем лучше пишите в личку.