Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта)

amigo

Модератор
#1
Елена Надоненко:

Всем здравствуйте! Я часто к Вам захожу, мне у вас тут нравится! Здесь тихо и спокойно, двигаются все неспеша, речь -вдумчивая, неторопливая..
Давно ищу, у кого бы спросить, с кем поделиться...Здесь увидела Трезвость, Реальное видение вещей, поэтому решила вам доверить свой вопрос.
Давно практикую Самонаблюдение и Самовоспоминание. В свое время на меня большое влияние оказали книги Гурджиева и Успенского. Многое узнала о своем внутреннем мире, стала лучше понимать себя и других людей. Несколько месяцев назад познакомилась со своим внутренним ребенком, своей Радостью. После этого я начала видеть какой-то Мир внутри меня (в области солнечного сплетения)с живущими там реальными существами. Каждый обладает своим знанием, своей эмоцией, функцией. Там есть закон-они живут как одна дружная семья. Это очень красивый мир. И работа с блоками стала иной. Пример: прошла один семинар, который поднял Обиду. Ну думаю, пришла пора и с тобой поработать..Несколько дней горло болело, потом почувствовала тяжесть в груди, затем посмотрела в этот Мир и увидела, как туда упал какой-то бесформенный, грязный с отвратительным зловонием пласт-прям монстр какой-то. Они увидели его и начали обсуждать, как ему помочь! В-общем после 3 дней, которые меня рвало и полоскало, есть я ничего не могла, чувствовала себя отвратительно -этот монстр превратился в чудесную Женщину, которая прекрасно поет и обожает купаться в чистой прозрачной реке...У меня лицо даже изменилось. Сотрудники сказали, что я очень похорошела, уж не влюбилась ли? И обида ушла! На многие вещи совсем по другому смотрю и чувствую. И это уже с несколькими "застарелыми" блоками, которые я начала видеть.
Я-ничего специально не придумывала (этот Мир), и вообще противник мудрствований и умственных фантазий. Опираюсь лишь на реальность. С головой вроде-как все нормально. Так что это? Как считаете? Может кто-нибудь сталкивался с чем-то подобным? И в каком направлении мне дальше двигаться?
И еще, раз уж начала, несколько лет время от времени я попадаю во время медитации в какое-то место невообразимой красоты: там столько оттенков цветов, что и не снилось..Любой предмет там видится со всех сторон одновременно и изнутри и снаружи..В общем дух захватывает. Причем настолько все ясно и отчетливо! Что же это за место? Кто там бывал?
Заранее всем спасибо!
 

amigo

Модератор
#2
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov:

Добро пожаловать на наш сайт, Елена!
Довольно трудно что-то советовать заочно. Однако из Вашего сообщения кое-что делается понятным.
То, что Вы для своей практики выбрали медитацию-самонаблюдение - просто замечательно. Однако, на самом деле, практика это не простая и в ней есть свои подводные камни. Прежде всего, относящиеся к технике самой медитации. Кроме того,следует знать, что эта практика работает, так сказать, неравномерно. Что я имею в виду?

Дело в том, что энергосистема и психика человека, так же, как и его физическое тело, развиты неодинаково. Какие-то каналы и центры, а также и соответствующие им зоны психики развиты хорошо, какие-то плохо, какие-то - совсем плохо. Когда мы выполняем медитацию-самонаблюдение, наше сознание очень хорошо высвечивает и хорошо прорабатывает наши сильные зоны, но при этом, мало затрагиват слабые. Его оттуда просто выталкивает. Другими словами, в общем психосоматическом пространстве осознания имеются слепые зоны.

А вот там, где у нас наиболее сильные энергетические каналы и центры, туда внимание легко и без всяких усилий соскальзывает само. В результате имеется вполне реальная опасность вырождения медитации-самонаблюдения в медитацию-сосредоточения на самом сильном центре (чакраме). Далее начинается его сверхразвитие, увы, с одновременным угнетением контрастно-сопряженных частей энергосистемы.

Судя по Вашему рассказу,у Вас самым сильным является Солнечное сплетение и во время медитации внимание притягивается именно к нему. Именно с этим центром связаны и столь яркие эмоциональные состояния (Ананда) и Ваши видения.

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

На определенной стадии медитации-сосредоточения чакрам начинает приоткрываться и образуется своеобразный портал в тонкий план, в результате чего открывается доступ к энергетическим и информационным ресурсам тонкоматериального плана.

Этим объясняются и невыразимо прекрасные эмоциональные состояния, и видение особого мира и существ, его населяющих. На первых порах, такое достижение даёт только полезные и приятные результаты. Но только на первых порах. В дальнейшем происходит переразвитие этого чакрама и возникает сильнейший разбаланс между энергетическими и информационными параметрами.

Имеет место все большее и большее наполнение энергией, которое прежде всего проявляется в сильных положительных эмоциональных состояниях. А ресурсы самоконтроля, ресурсы осознанности остались прежними и уже не справляются с таким энергетическим половодьем. В психиатрии такое состояние называется маниакальным. Беда в том, что человеку настолько хорошо, что он уже себя не контролирует, себя не видит. Его несет. Поведение становится поспешным, непродуманным, импульсивным. Планов громадьё. За все хватается. бурно начинает, но ничего не доводит до конца. В результате такой практики происходит своеобразная деформация личности: переоценка собственной личности, абсолютая уверенность в себе. Человек уже никого не слушает и не слышит. В таких случаях психиатры говорят: пациент "маньячит". И, конечно же, полностью отсутствует критичность к собственному состоянию.
Добавлю, что периодами у такого человка возникают сильные страхи, но потом снова наплыв энергии, эмоц. подъем , эйфория - и человек про них забывает.

Чтобы у Вас, не дай Бог, дела не пошли по такому нехорошему сценарию, на мой взгляд, нужно перейти к другому методу практики, подтягивающему отстающие каналы. "Чистое" самонаблюдение в Вашем случае не годится. Лучше всего - сочетание мантры ОММ и самонаблюдения в режиме свободного чередования (примерная пропорция - fifty-fifty).

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Mr. Hriublin

Не уверен, в ту тему пишу или нет, поэтому ежели уважаемые модераторы возжелают перенести сей пост в другую тему - милости прошу.

Хотел бы поделиться вчерашне-сегодняшним опытом по части медитации и связанными с ней состояниями.
В моей программе присутствует специализированная практика - сосредоточение на лобовом центре. Вообще я частенько ощущаю перегруженность и, наоборот, "утекание" из головы чего-то, что приводит к тому, что я либо проваливаюсь в какое-то странноватое место, где существует много много напряжения, но мало или вообще никаких мыслей, либо же, напротив, в состояние, когда мысли так и идут, как карательный отряд, творя бесчинства с моим эмоциональным состоянием, при этом я ощущаю упадок способности к обработке какой-либо информации.
Поначалу сосредотачивался на лобовом центре где-то по полчаса в день вечером. Эффект это дало - я стал гораздо менее раздражительным, расслабились руки, но вот основная вышеописанная проблема никуда, в общем-то, не делась, хотя в районе головы начали наблюдаться какие-от "движения".
По совету Владимира Михайловича, буквально дня 3 назад стал практиковать сосредоточение 2 раза в день по как минимум полчаса. Больше получаса было откровенно тяжело, да и в Сиддхасане через полчаса начинают затекать ноги, а затем сводить, когда выхожу из позы.
С такой увеличенной практикой движение в районе головы стало ещё более заметно.

Мысли, которые меня так бомбардировали, стали бомбардировать, пожалуй, даже сильнее, но другим образом. Я стал замечать, что какая бы мысль у меня не возникала - приятная или нет, я ей сопротивлялся, хотя раньше этого не замечал и, естественно, перестал это делать, просто принимал всё подряд. Эти мысли стали дублироваться в прямо-противоположные, что порождало, опять же, противоположные состояния. Не сопротивляться хоть чему-то из этого и принимать было, мягко говоря, тяжеловато. В итоге эти портивоположные мысли и состояния стали идти "бок о бок" - не успела придти одна, как сразу возникала противоположная, причём неважно было даже какими такими логическими методами они возникали, иногда очень хотелось понять логику всего этого дела, но я просто понял, что это ни к чему - важно то, что они просто возникают.
Итого я получил состояние, когда меня одолевает весь день (а я практикую повседневную осознанность, поэтому временем медитации этот поток сознания не ограничился) рой мыслей и состояний, взаимно друг друга исключающих и зачастую как будто раздирающих меня на части.

Вчера весь день был словно "не в мою пользу" - всё вокруг происходило словно назло, от меня постоянно кто-то чего-от хотел, когда всё, что хотел я - это чтобы меня оставили в покое, ибо с каждым часом чувствовал себя слабее и слабее. Я постоянно обо что-от вспотыкался, у меня было ощущение, что ничего не получается, собственной бесполезности, даже какие-от суицидальные мысли были, которые возникали у меня лет в 15-16, а также чувство дикого одиночества, которое, как мне казалось, я оставил в том же возрасте. После сосредоточения в этот день эот состояние усугубилось, напряжение возрастало, начала болеть голова, хотя болела она как-то странно, да и у меня вообще давно уже не болела голова. Я нашёл в себе силы ещё немного заняться дыханием, чтобы, возможно, снять это напряжение, но особого эффекта это не дало, и я всё же уже ощущая полную бессильность, перестал окончательно бороться с этим состоянием, хотя это скорее потому, что бороться было уже нечем.
Далее было самое, пожалуй, интересное. Я рано лёг спать, заснул. Проснулся, на часах - пять с чем-от утра. Я продолжаю лежать, и решил почувствовать, каково состояние тела, сконцентрировался на нём. В теле было что-то странноватое - с одной стороны, опустошённость, с другой - лёгкость и отсутствие напряжения.Я даже не мог понять, приятно это или нет. Какое-то время я так лежал, и вдруг почувствовал, что я уже где-то совершенно не в теле, или в том числе в теле, или вообще без тела - до сих пор не пойму, но я скорее как-то везде и нигде, я какая-то такая бесконечно большая или бесконечно малая точка, нигде не локализованная. Длилось это состояние как-то не то вечно, не то уместилось в долю секунды, но когда я успел перепугаться и вернуться в обычное состояние, на часах уже было около семи утра.
Что касается сегодняшних ощущений, то напряжение в голове значительно спало и как-то очень глубоко и свободно дышится. А после утренних практик и вовсе ощущение наполненности какое-то есть.
Мне почему-то кажется, что вчера я возвращал свои энергетические-кармические долги. Но это так, как говорят в Канаде, it\'s a longshot, т.е. этакое смелое, но всего лишь предположение, не подкреплённое какими-то доводами.
В любом случае, эти состояния потрясли меня до мозга костей. Возможно, кому-то было интересно или даже полезно эти "многа букаф" о моём опыте почитать.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

Спасибо. Это и в самом деле очень интересно. Особенно поучительно чередование противоположных мыслеформ, а позже их параллельное сосуществование. Всё это хорошо вписывается в концепцию познавательной двойственности и метода её преодоления, которые изложены в ПБИ. И ещё, теперь Вы на собственном опыте убедились в необходимости двух ежедневных занятий по 30-50 минут. Меньшие объёмы, конечно же полезны, но прорыв в новое качество сознания требует именно таких объёмов практики. Будем ждать Ваших дальнейших отчётов.

Желаю успехов в Вашей практике. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Mr. Hriublin

Собственно, решил продолжить и написать о последних ощущениях.

Последние дня два нахожусь в каком-то пограничном состоянии.

Ну вот например, сижу сегодня в парикмахерской, меня там, что понятно, стригут, а я...сижу и думаю "Елки палки, а где вообще Я?!?". Ибо в зеркале вижу не себя и парикмахершу с парикмахерской, а какое-то безграничное пространство с множеством сменяющих друг друга фигур и фонов и всё это в таком многообразии...при этом мне в этом состоянии вроде как хорошо, но как только приходит мысль "а всё ли в этом правильно?", всё возвращается, и становится как-то не по себе от того, насколько это привычное состояние узко, насколько оно тяжёлое и вязкое. И снова правильно-неправильно,и снова тело ноет, снова эта неоднородность. И, при этом, в том, "безгранчном" пока тоже не так, чтобы комфортно - вроде чувствуешь и тело и пространство, но такое ощущение, что на тело обрушивается вот просто ВСЁ, а оно к такому повороту событий ещё не готово.

Весь день вспоминал бывшую девушку. Видимо потому, что она собой представляет катализатор просто-таки всех двойственностей, всех границ, которые когда-либо были и которые есть. Что только не вспоминал, как только не вспоминал, что только не чувствовал в теле. Калейдоскоп сменяющихся фигур и фонов относительно её феномена, её как явления, как "аспекта". И так не хотелось во всё это влезать, всё это испытывать, но уже ничего не поделаешь - уже не так функционирует психика, как раньше, уже чувствуешь тонкость зарядов, расщепляющих целостные явления, меня же самого на части, напряжение при столкновении полей одноимённых зарядов. Уже чувствую их реальность и не могу с ними не считаться. И вот оно, состояние беспомощности перед стремлением к целостности - даже когда начинаешь сопротивляться, понимаешь, что лишь продляешь "удовольствие", и даже не притормаживаешь, а растягиваешь и только дольше мучаешься.

И вот я уже наблюдатель, или участник, не знаю уж, как точнее выразить. И вот уже ощущения, чувства, и это раздвоение я- она, она - он, я-он, я-они, я-мир, я-другие, я-остальное, правильно-неправильно, беспомощность-всесилие прошлое-будущее, любовь-ненависть...и вот фигура и фон начинают меняться, постоянно. И всё проходит, пропускается через тело, через неоднородное, местами процветающее, местами измученное тело. Всем многообразием, всей своей цельностью, это обрушивается на меня, или на моё тело. И когда обрушивается, такое ощущение, что извержение Эйофьятлайокюдля - детский лепет, щелбан по-сравнению с ударом бейсбольной битой по башке.
"Участник" то здесь, то там. И всё на своих местах, что бы ни было фигурой, и что бы ни было фоном в данный момент, который кажется бесконечным, но непонятно: бесконечно малым или бесконечно большим.

И вот я вытерпел это всё...сижу, пишу этот пост и думаю - а где вообще я, где вообще она, кто я, кто она, да что там я или она, где вообще всё? Там, где у меня обычно голова, просто проходит воздух, пространство, которое вмещает в себя монитор, руки, которые непонятно откуда умудряются знать, что печатать, потому что у меня нет ощущения, что это Я ИМИ РУКОВОЖУ, я вообще не очень догоняю, ЧТО или кто ими руководит и каким образом они складывают предложения. С чем отождествить себя? С какой из фигур? Где среди этого всего я и какое отношение у меня с не-я? Ни один из вариантов отождествления не даёт ощущения полноты и завершённости, сколько бы их не менялось.

Вот как-то так. Перечитал, звучит, конечно, как бредятина, да ещё и чуток истеричная)) Но что есть то есть.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

Добрый день mr. Hriublin!

То, что у Вас происходит - совершенно нормально и вполне закономерно. Это трудности переходного периода. Речь идёт о переходе от обычного, свойственного всем людям, способа функционирования познавательной способности, основанного на пребывании в познавательной двойственности, к качественно иному, недвойственному.

Ну а все сопутствующие такому переходу сложности - явление временное. Они объясняются тем, что от старого способа познавательно-информационного взаимодействия с миром ушёл, а к новому ещё полноценно не пришёл. Период этакой познавательной смуты. Старое уже перерос, а к новому ещё не приспособился, ещё не освоился. Захлёстывает и повергает в растерянность.

Вот мои рекомендации.

а) Чередовать сосредоточение на лобном центре (одно занятие) и медитацию-самонаблюдение (второе занятие). Самонаблюдение позволит уработать и растворить тот большой информационный материал, выброс которого произошёл (или точнее, доступ к которому стал возможен)благодаря успешной предшествующей практике.

б) В конце медитации (будь то сосредоточение либо самонаблюдение) скажите мысленно себе: "Я - друг всего мира" и отнаблюдайте последействие этого текста (это именно текст, особый метод моей школы, но не формула самовнушения, как это может показаться при поверхностном рассмотрении).

в) В том же самом занятии после медитации непременно нужно выполнить даосское парадоксальное дыхание, не менее 10-15 минут. Руки на коленях ладонями вниз, глаза открыты.

Буду с интересом ждать Вашего отчёта о дальнейшей практике.

Желаю успехов! ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

Вот отрывок из книги ПБИ - теоретическая иллюстрация к отчёту mr. Hriublin о своей практике.

Познавательная двойственность.

Познавательная двойственность - неотъемлемое свойство дискурсивного мышления и речи. Человеческий разум в своих основных проявлениях (речь и мышление) всегда может быть сведён к двоичному коду (0 - 1, плюс - минус, да - нет), а это и есть самое что ни на есть наглядное выражение двойственности. Практика медитации-самонаблюдения, в конечном счёте, приводит к прорыву сознания, преодолению двойственности и появлению сверхспособности познания - интуитивной Мудрости-Праджни. Таким образом, медитация-самонаблюдение является непревзойдённым и уникальным методом трансцендирования познавательной двойственности.

При самонаблюдении свет нашего осознания действует подобно той силе, которая возвращает маятник из крайней позиции. Независимо от того, в какую сторону отклонился маятник, эта сила всегда направлена к центру равновесия.

Любая наша мысль, любая эмоция, ощущение, образ - всё это "читта вритти" (умственные вихри, санскрит). Все они представляют собою различные конкретизации. Вообще всё, что существует на грубоматериальном плане, имеет свойство конкретности, определённости, оформленности, а значит и неизбежной односторонности. Любой тезис, самим фактом своего принятия в качестве истинного, означает исключение противоположного высказывания (антитезиса). Таково всё информационное содержимое нашей психики. Оно относится к информационным процессам грубоматериального плана (по крайней мере, до тех пор, пока мы находимся в пределах первого сознания). Когда в сознании присутствует в ярко выраженной форме Инь, тогда в бессознательной сфере в латентной (скрытой) форме непременно наличествует Ян, имеющий равноценный энергетический заряд. Например, если в сознании культивируется идея Любви и соответствующие этой идее требования к себе, тогда в бессознательной сфере непременно присутствует равноценный заряд вытесненной агрессивности (сжатая пружина, которая непременно выстрелит, когда ослабнет самоконтроль, или же когда создадутся условия для социально приемлемого канализирования агрессивной энергии).

Только тогда, когда мы посредством медитации-самонаблюдения растворим ярко представленный в сознании Ян (положительный комплекс), только тогда мы сможем увидеть скрытый за ним и вытесненный в бессознательную сферу отрицательный комплекс Инь. Когда Инь выйдет из тьмы и сделается доступным нашему осознанию, тогда мы сможем растворить и его, используя свет нашего осознания. Только когда мы растворим представленную в сознании мыслеформу, только тогда мы сможем осознать и её противоположность, скрытую в тени бессознательного. В конечном счёте, такая практика приводит к трансцендированию этих двух противоположностей и к очередному шагу вперёд.

Таким образом, медитация-самонаблюдение полностью соответствует принципу Тай-цзи и древнему методическому правилу "Один раз Инь, один раз Ян - таков Дао-путь".
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Mr. Hriublin

Здравствуйте, Владимир Михайлович!
Спасибо огромное за Ваши советы и что уделяете внимание!
Действительно, такое ощущение, что старый способ функционирования хоть и имеет определённое влияние, но со страшной силой теряет свою актуальность, а в новом ещё не то, что не освоился - как баран на новые ворота смотрю Сегодня вот интересное тоже было ошущение - такое же, как вчера, описанное в посте, но применительно к мыслям,чувствам, телесным ощущениям, образам и т.д. во время медитации - я их как бы испытывал, но не очень понятно, что именно их испытывало и они скорее были как тот монитор, руки и т.д. - я словно мог (хотя не очень понимаю как вообще я это делал) свободно раз-отождествиться с ними, испытывать их, но они как бы являлись частью пространства, вмещающего в себя множество процессов. Вспомнилось то, что Вы писали в ПБИ на тему медитации самонаблюдения - там было что-то про объект и субъект и их отсутствие-присутствие применительно к стадиям развития через медитацию-самонаблюдения. Там ещё было много много терминов из санскрита - мне тогда это показалось не очень интересным, потому что я совершенно ничего не понял из написанного и описанного. Вот тут состояние смахивает на "объект присутствует - субъект отсутствует", хотя это смотря с какой стороны посмотреть.

UPD: Перечитал эту часть. Больше всего похоже на "асампраджнята самадхи", ибо действительно, "я" как объект, можно сказать, "исчезает", хотя это, пожалуй, не лучшее слово, но другие объекты - тело, мысли и т.д., тем не менее, присутствуют, но непонятно, что именно их "познаёт". Честно говоря если это как-то и можно описать словами, то лучше подходит гештальтпсихология с его "фигурой" и "фоном".

А совет Ваш сделать дыхание после сосредоточения на лобовом центре интересный, ибо попробовал - есть какое-то тонкое и приятное ощущение разницы в более приятную сторону, нежели чем когда наоборот, перед сосредоточением.

С уважением и благодарностью, Кирилл.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Mr. Hriublin

Никогда не думал, что это может быть настолько радостно - ощущать обе руки, обе ноги, оба лёгких работающих вместе и синхронно.
Удивительно, при этом, что столько труда пришлось вложить ради такого на первый взгляд простого, но на деле - необычного ощущения.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

Интересно и многообещающе. Вы нас заинтриговали, mr. Hriublin! Хотелось бы подробнее, если можно.
Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Mr. Hriublin

Однако, уж никак не рассчитывал кого-либо этим постом заинтриговать, тем более Вас.

Тут вообще у меня много чего интересного в плане практики происходит, но если конкретно об этом.
Последний, где-то...месяц, наверное, я делаю упор на парадоксальное дыхание и на сосредоточение (лобовой центр) - самонаблюдение. В основном делаю два раза в день по полчаса и то и то, иногда больше даже, если чувствую повышенную мотивацию. Эффект даёт сильный - тело ощущает себя очень свободно и легко, дышится глубоко и словно установил собственную систему кондиционирования в себя
Правда, при этом, на уровне психики периодически приходят всяческие кризисные периоды - явно прорабатываются всяческие доминанты, двойственности и прочее. Одно только то, сколько всего, давно забытого, из прошлого вспомнил, будто снова оказался в "тогда", чего стоит. Недавно как раз был день, когда у меня этак в общих чертах, почти вся жизнь вспомнилась, а позже - уже как бы "в подробностях", с погружением в забытые и вымещенные ощущения. И в общем-то сразу становится ясно, что происходит сейчас, откуда берётся и даже, отчасти, как будет складываться в дальнейшем.

Как раз-таки после дыхания я и почувствовал это. У меня в теле явно есть смещение в насыщенности в правую сторону, а тут, сосредотачиваясь на процессе дыхания, последнее время стал "не забывать" левую ноздрю, левое лёгкое. И как раз-таки вчера вдруг почувствовал полную синхронность и одновременность даже в дыхании слева и справа, и стазу наступила какая-то необычайная радость, вместе с тем, левая рука - правая рука, левая нога - правая нога, были как бы связаны друг с другом, "перетекали" друг в друга, а не были отделены друг от друга. Со временем, правда, это ощущение полной синхронности и плавности (кстати ощущение "перетекаемости" и синхронизации напомнило тай-цзи и, соответственно, хождение где-то как-то), несколько уменьшилось, правая сторона стала снова несколько более наполненная, чем левая, но, тем не менее, даже сейчас есть ощутимая разница с тем, что было. Честно говоря даже не думал, что от дыхания может быть такой эффект в плане энергетической двойственности между левой стороной тела и правой. Думал, это скорее входит в сферу влияния попеременного дыхания с "затыканием" левой и правой ноздрей. Всё дело тут в левом лёгком явно было. Кто знает, может в какой-то момент это ощущение станет перманентным, во всяком случае относительно синхронности, насыщенности и лёгкости левой и правой половин тела.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

mr. Hriublin о своей практике медитации пишет:
"Одно только то, сколько всего, давно забытого, из прошлого вспомнил, будто снова оказался в "тогда", чего стоит. Недавно как раз был день, когда у меня этак в общих чертах, почти вся жизнь вспомнилась, а позже - уже как бы "в подробностях", с погружением в забытые и вымещенные ощущения. И в общем-то сразу становится ясно, что происходит сейчас, откуда берётся и даже, отчасти, как будет складываться в дальнейшем."
В своё время я писал на форуме о том, почему кастанедовский метод перепросмотра является ущербным и несостоятельным по сравнению с практикой медитации-самонаблюдения. Ваш опыт является тому прекрасной иллюстрацией и подтверждением.

mr.Hriublin, большое спасибо за интересный и поучительный пост. В развёрнутом виде читателям намного понятнее о чём идёт речь (энергетическая двойственность правое-левое). Опять же прекрасная иллюстрация к тому, какие чудесные вещи начинают происходить при устранении этого энергетического разбаланса.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Mr. Hriublin

"Это похоже на очищение капустного кочана. Самонаблюдение дает нам возможность спокойно и ненатужно сначала снять самый верхний лист. Когда он полностью снят, наступает очередь следующего."
Да, вот тут Вы практически прочитали мои мысли. Правда, о капусте я совсем не думал - видимо, был уже вполне себе сыт, но то, что блокировки, особенно "старые", как в моём случае, имеют многослойную структуру, испытал на своём опыте более чем конкретно.

И это применимо не только к вопросу "просмотра жизни", но и вообще ко всему. Даже чисто физически - голова действительно сильно разгружалась, причём "слоями", каждый раз, правда, приходилось много чего не самого приятного испытывать, этакий психоэмоциональный "пик", во время которого приходилось что-то этакое окончательно принять, перестать бороться (причём не установкой на прекращение борьбы - это вообще бесполезное рекурсивное действие типа "борюсь с борьбой", не приводящее ни к чему). Даже процесс снятия слоя имеет некоторую многослойность - зачастую сначала вхожу в контакт с сутью проблемы, даже обретаю некоторое понимание, но не чувствую её до конца. Потом - начинается "омрачнение ума", и это понимание уходит куда-то в фон, иногда совсем теряется, остаётся, разве что, смутное напоминание о том, что оно есть. Далее бывают состояния, которые у Славинского назывались "маятниками" - мысли вроде "всё бесполезно, медитация не помогает, я никуда не продвигаюсь". Уже после этого начинаю видеть собственно, сам процесс борьбы с чем-то, наблюдать его. И таким образом начинается уже конкретное "снятие слоя" - через наблюдение за процессом борьбы с чем-то (кстати, не всегда конкретным, иногда это что-то вполне определённое, иногда это какое-то смутное состояние напряжённости, которое позже обретает какие-то более конкретные черты, иногда - просто эмоциональное состояние и т.д.). Этому всему сопутствуют как раз-таки воспоминания, разного рода мысли, новые взгляды (но пока отделённые друг от друга) на привычные вещи. И уже в самом конце - процесс полного "снятия" слоя. Я это условно называл "двойственность схлопывается" - то, чего боишься или то, с чем борешься, ставит в эмоциональную и познавательную ситуацию, когда борьба уже во всех смыслах ощущается бесполезной, и, собственно, то, что не принималось - испытывается. Нарастание к этому моменту может длиться по-разному, сам момент, как и любой момент - бесконечно малый или бесконечно большой.

В любом случае, после этого результат - новое ощущение тела, себя. А также, как ни странно, то, что приходилось принимать, либо теряет свою актуальность для практикующего, либо же как-то так берёт и разрешается в нужную сторону, причём "вдруг откуда ни возьмись".

Особенно меня удивляют две вещи:

1) По всей видимости, логика и просто "мышление" - совершенно бестолковое занятие само по себе. Всё в этом мире определяет энергетика, и только она, а логические линии лишь следуют по заданному пути, а сами по себе могут приводить к любым результатом. Более того, растворяя блокировки, работая с энергией, могут возникнуть ситуации, меняться ситуации в стороны, противоречащие любой доступной практикующему логике. Именно поэтому я последнее время стал в большей степени доверять своим ощущениям, своей интуиции. Я не знаю, как это воспримет Владимир Михайлович, но мне кажется, что у меня всегда была, и сейчас оно просто становится более явным, некоторое чутьё на ощущение "целостности" и на людей в принципе - в плане того, кто мне близок, кто нет, а также зачастую и кто из себя что представляет, словно я на уровне ощущений это чувствую. Кстати сказать, это - основная причина, почему я выбрал именно эту школу по части ЭМП - прочтение книги оставило именно ощущение целостности и доверия.
Именно поэтому я сейчас делаю упор на то, что ощущаю - если по отношению к человеку и нашему с ним взаимодействию, я ощущаю такую целостность, вернее, целостное взаимодействие, то с этим человеком в пределах общего дела, или просто каких-то отношений мы, в конечном итоге, "кашу сварим", и это будет надолго и плодотворно. Зачастую мне просто нужно честно признаться в себе "что я ощущаю в конечном итоге", если отбросить логические построения, желания, ценные идеи и прочее.

2) Человек, судя по всему, ассоциирует, отождествляет себя со своими блокировками, с напряжёнными участками тела, сам того не осознавая. И для того, чтобы плодотворное взаимодействие получалось, ему, зачастую, приходится с этими блокировками сталкиваться, выправлять, растворять. И заметил интересную вещь - те, кто хотят что-то "понять", стремятся развиваться - в моём присутствии и при общении со мной, точно так же начинают "прозревать" по мере моей же практики, по мере общения со мной. Даже каких-либо философских бесед не нужно - одного присутствия зачастую достаточно. Они и сами мне об этом говорят, и те изменения, которые они претерпевают, также видно невооружённым глазом, да и в принципе замечено многими, не только мной.

И ещё мне кажется, что информационной составляющей, базовой информационной составляющей, определяющей судьбу, является не логические построения, не желания, привязанности, а намерения. Хотя бы потому, что чистое намерение лишено отрицания каких-либо сторон своего существа, оно само по себе целостно, задаёт информационный вектор.

После этого вообще как-то нелепо выглядят любые отрицания концепции кармы.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Mr. Hriublin

Удивительное дело. Сегодня вспомнил своё состояние, будучи ребёнком в Индии, а потом пришла одна мысль, касаемо точек бифуркации и 12-тилетнего цикла, о котором писал Владимир Михайлович в 1 томе ПБИ.

Несильно вдаваясь в подробности "увиденного", получается следующая картина:

Около 6 лет в Индии, около 6 лет в Канаде. В Индии особенно ярко выражена была моя склонность к некоторому пафосу (ещё у ребёнка совсем маленького!), самоутверждению, чувству превосходства над всеми вокруг. Я даже Индусов считал тогда второсортными людьми и чуть ли не своими рабами, был довольно нетерпелив в плане того, что хочу получить, манипулировал родителями всеми способами, которыми мог придумать, чувствуя при этом своё превосходство и самоутверждаясь. Т.е. первые 6 лет - "фигура", явное, "ян-состояние" - стремление самоутверждаться. Далее следующие 6 лет в Канаде - перетекание от фигуры - самоутверждения к ждущему своего часа фону. Под конец пребывания в Канаде (у родителей работа за рубежом) я стал явно более депрессивным, что-то периодически мешало быстро "соображать", стал сильнее "тормозить", а также начало нарастать чувство страха перед потерей чего-либо.

Далее - 1998 год. Приезжаю в Россию. И следующие 12 лет - однозначная "фигура" в виде страха перед потерей чего-либо, чувства собственничества, ревности ко всему, всем и вся с поводом и без повода. Опять же, первые 6 лет - по нарастанию. Следующие 6 лет - на убывание.

Начиная с того момента, как стал заниматься медитацией, потом посетил консультацию у Владимира Михайловича, произошло 2 важных этапа:

1) Определённое обретение чувства "себя". Это происходило вплоть до второй консультации, пока Владимир Михайлович не сказал мне "Сила-то у Вас, оказывается, есть, а вот распоряжаетесь ей неправильно", и было дано сосредоточение на лобовом центре.

2) Этап, когда эти "фигуры" и "фон" начинают постоянно меняться, сменять друг друга, причём всё быстрее и быстрее, с большей частотой. Сразу вспоминается монада Тай-Цзи. Этот этап продолжается до сих пор, но есть ощущение, что я где-то неподалёку от чего-то совсем совсем иного. И в данный момент мне явно хочется делать в основном только парадоксальное дыхание, сосредоточение и самонаблюдение - они дают однозначный эффект. Хотя на первом этапе я терпеть не мог делать парадоксальное дыхание - тяжелее всего было.

Вот как-то так. Не мог не поделиться этими мыслями, прям всё так складывается, с такой точностью, что аж немного шокирован.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

Чтобы читателям было более понятно, что Вы имеете в виду, когда говорите о смене фигуры и фона (термины гештальт -психологии), можно спокойно заменить их на Инь и Ян, и говорить о смене одного психоэмоционального состояния на другое, прямо противоположное. Взаимопревращение противоположностей в соответствии с изложенным в моей книге "принципом Тай - Цзи".

Интересно, что есть люди, которые у себя не замечают действие 12-летнего цикла. Думаю, что на самом деле цикл работает и у них, но его действие не замечается, чреда жизненных событий неправильно интерпретируется, что-то важное вообще может упускаться из виду, тогда как чему-то другому придаётся чрезмерное значение.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#17
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Mr. Hriublin

Здравствуйте, Владимир Михайлович!
"Интересно, что есть люди, которые у себя не замечают действие 12-летнего цикла. Думаю, что на самом деле цикл работает и у них, но его действие не замечается, чреда жизненных событий неправильно интерпретируется, что-то важное вообще может упускаться из виду, тогда как чему-то другому придаётся чрезмерное значение."
Думаю, это вполне объяснимо. Во-первых, я сам только сегодня, да что там сегодня, пару часов назад вообще это заметил в столь явном виде. Тут, мне кажется, дело в том, что находясь "внутри" процесса, совершенно нереально увидеть его со стороны. У меня же такое ощущение, что идёт какое-то раз-отождествление с этим сейчас, и поэтому я мог это заметить. Наверняка есть немало людей, которые, пройдя полные 24 года смены фигуры-фона, продолжают "в том же духе" и далее, по второму кругу, почему бы нет?

Да что уж там, я сам не знаю, что будет дальше. Я лишь испытываю некоторый оптимизм, что занимаюсь медитацией, умудряюсь замечать подобные вещи, т.е. есть некоторый мажорный такой аккорд на тему того, что "дубль два" по этому кругу таскаться не придётся.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#18
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

Ну, на этот счёт (дубль два) беспокоится не приходится. Этого быть не может. Даже у самого косного и неразвитого человека всё равно повторение будет идти немного по другому - "на другом витке диалектической спирали" (Гегель). Вся наша жизнь - это повторение без повторения.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#19
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Mr. Hriublin

Сегодня столкнулся с удивительным делом, касающимся ущербности собственного ума, а также того, как это влияет на распределение внимания и, соответственно, энергии, в повседневной жизни.

Началось всё ещё несколько дней назад, вчера проявилось в процессе сосредоточения, а сегодня - уже "заметил" это в повседневной жизни.

Есть у меня определённая сверхценная идея, связанная с ней фрустрация, тревога и т.д.
И вот однажды, во время сосредоточения, я, вместо того, чтобы чувствовать "барьер" из всяческих мыслей, образов, эмоций, телесных ощущений, по этому поводу, "проваливаюсь" в медитацию. Т.е. моё внимание полностью концентрируется на сосредоточении, голова опустошается, нет ни единой мысли. И вместо того, чтобы радоваться этому мне...стало страшно. Потому что в тот самый момент я ощутил, будто "потерял себя" и "забыл, кто я". После сосредоточения и дыхания было ощущение лёгкости, но при этом, эта лёгкость не давала мне покоя, и я постоянно задавал себе вопрос "кто я вообще?", и уже позже, как-то машинально стал искать снова эту сверхценную идею, задавать какие-то вопросы, направлять туда внимание, пока не почувствовал снова "себя".

Вспомнился случай, описанный Владимиром Михайловичем в ПБИ, когда женщина избавилась от головной боли, а потом утром считала, что "с ней что-то не так", ибо эта головная боль мучила её множество лет.
И вот и я попался на то же самое - получается, что "чувство своего я" у меня сводится во многом, к этой блокировке, к этой проблеме, к фрустрации и т.д. И как-то даже страшновато стало, тревожно, в первую очередь от того, что "а как без этого-то?".

А сегодня, уже в повседневной жизни, заметил взаимодействие между этим отождествлением "себя" с навязчивой идеей и тем, как это взаимодействует с тем, что я делаю. Наливаю воду в чайник - параллельно думаю о сверхценной идее, она всегда так или иначе присутствует. И как-то небрежно так наливал. Отнаблюдав это, полностью направил внимание на процесс наливания воды в чайник. "Делал и думал одно". Надо сказать, что "операция прошла успешно", спокойно, даже в какой-то степени грациозно. По-сравнению с тем, как я обычно делаю что-либо подобное, слово "грациозно" вполне применимо
Но вместе с тем - полное самозабывание. Вот это ощущение самозабывание пока вызывает страх, и повторяется оно уже во время каждой медитации.
Хотя понимаю, что это - благо, более того, что даже чисто-теоретически, направляя внимание постоянно туда, в эту сверхценную идею, я себе же хуже делаю во всех смыслах, которые только можно представить, причём касающихся как самой проблемы, так и всего остального. Но вот, тут пока расходится "думать и делать одно" - вроде самозабывание - благо, но, тем не менее, пока вызывает тревогу. И всё же "Отказавшись от себя, по-настоящему владеешь собой", - как сказал Сунь Лутан.

А вообще забавно даже, если так подумать, даже ирония какая-то в этом есть. Читаешь ПБИ, там множество всяческих ошибок учеников описано. Вроде прочитал всё это, даже не один раз, "знаешь", как может показаться, а, тем не менее, попадаешься на эту удочку. На ту удочку, на которую должен попасться, чтобы получить необходимые впечатления и необходимый опыт. А вот хоть какое-то понимание приходит только тогда, когда испытываешь на собственной шкуре. И то, сразу вспоминается:
"Если бы ты, по крайней мере, понял, что ты не имеешь ни малейшего понимания! Но даже об этом ты не имеешь ни малейшего понимания"
(с)Кодо Саваки
 

Kargopolov

Руководитель школы
#20
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

Медитация-самонаблюдение это и очень просто (конечно, когда она понята) и, одновременно, имеет множество тонкостей и нюансов. Один из них состоит в том, что в медитации у нас не должно быть никаких предпочтений, по отношению к содержанию своего сознания, прежде всего, эмоциональных. Иначе мы попадемся в ловушку эмоциональной двойственности (наслаждение - страдание).

Начинающие часто говорят, как о некоей проблеме, что у них "иногда медитация получается, а иногда не получается".При этом они полагают, что если в процессе медитации они испытывают плюс-эмоции, благодатное состояние возвышенной радости или глубокого покоя или внутреннего сияния и т.п., то медитация получилась. Если же всего этого нет, а есть прямо противоположное состояние - минус-эмоции, душевный дискомфорт и телесное неблагополучие, тогда, по их мнению, медитация "не получилась".

Конечно же это неверно. Медитация не может "получаться" или "не получаться". Медитация - как прогулка. Иногда мы гуляем при хорошей погоде, а иногда - при плохой, только и всего. Но "не получиться" прогулка никак не может. Более того, медитация "при плохой погоде" имеет наибольшую развивающую ценность. Даже 10 минут такой "трудной "медитации имеют большую ценность, нежели 30-50 минут "благодатной" медитации.