Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Лекционный цикл завершён, больше лекций проводить не планируется. Видеозаписи лекций опубликованы здесь.

О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта)

Kargopolov

Руководитель школы
#21
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Юра

Сегодня в медитации всплыла вдруг в сознании ситуация, произошедшая со мной в родном городе (сейчас живу не там), более 20 лет назад. Все это время она где-то "сидела" у меня, неотработанной. Когда увидел ее, то понял, что одна из причин, почему нас тянет в те или иные места, (помимо просто желания побывать в родных местах) это наличие вот таких "долгов". Причем даже приехав в эти места и не осознав, почему нас туда тянуло, мы этот "долг" не "оплачиваем" и нас продолжает тянуть.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#22
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

То же самое с повторяющемися (а следовательно, не расшифрованными) сновидениями. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#23
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Юра

Вчера во время медитации всплыла другая ситуация, тоже произошедшая со мной много лет назад. До того, как она всплыла, было определенное ощущение энергетики тела, определенная интенсивность этого. Когда увидел эту ситуацию и отнаблюдал, интенсивность заметно возросла. Пришло четкое понимание, что в таких "закапсулированных" ситуациях захвачена энергия. Отнаблюдав ситуацию, эту энергию мы себе возвращаем. В книге Владимира Михайловича об этом говорится.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#24
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Marina

Юра написал:
"...одна из причин, почему нас тянет в те или иные места, (помимо просто желания побывать в родных местах) это наличие вот таких "долгов". Причем даже приехав в эти места и не осознав, почему нас туда тянуло, мы этот "долг" не "оплачиваем" и нас продолжает тянуть."
Здравствуйте!
А возможен ли другой вариант? Не только у нас есть определённые долги, которые нам следует отдать, но и нам могут быть должны и мы должны вернуть своё назад. Т.е. мы можем быть не только должниками, но и кредиторами.
И как я предполагаю не только тяга в какое либо место, но и определенная небезразличная тяга(как магнитом) к тому или иному человеку (или, наоборот, его к нам), особенно если она личного характера, уже предполагает наличие связи.

Как вы считаете, Юра и Владимир Михайлович?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#25
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

Конечно, Марина, Вы правы. Об этом недвусмысленно и неоднократно говорится в книге ПБИ, да и Юра, несомненно именно это имел в виду, только не стал подробно расписывать по причине очевидности всех этих вещей.

Волшебное слово "баланс". Забери своё, отдай чужое. Причём при правильной практике медитации самонаблюдения это происходит автоматически, без каких-либо специальных техник, вроде кастанедовского дыхания, используемого при перепросмотре.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#26
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Юра

Когда мы медитируем, то постепенно начинаем во все большей степени видеть себя, ситуации, людей и отношения с ними "как есть", не избегая и не пытаясь приблизиться. И тогда мы в большей степени становимся причиной, то есть возвращаем себе свое и отдаем чужое вне зависимости от того, что хочет или не хочет отдать нам кто-то другой. А в отношениях между людьми "связи" - опасная штука. Если патологический забор энергии у одного человека соединяется с выбросом у другого, то это не принесет ничего хорошего ни одному, ни другому (в книге Владимира Михайловича об этом сказано) По жизни же это будет ситуация, когда "вместе невозможно и врозь никак". К сожалению, самому человеку, находящемуся в таких отношениях, без медитативной практики увидеть это очень трудно, если вообще возможно. И одна из большущих ценностей медитации как раз состоит в срывании таких масок.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#27
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

Полностью солидарен с Юрой. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#28
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

Вот выдержка из отчёта Светланы Дильман о своём опыте практики Випассаны. Надо сказать, что она большая умница, в отличие от многих говорит о том, что знает из личного опыта, причём говорит очень точно и очень толково. Для тех, кто не в теме, Випассана - это другое название медитации самосозерцания.
"Теперь самое интересное: что это дало?
Волей-неволей когда занимаешься вот так, задаешься вопросом: а когда будут плоды. Это есть в любой практике, хотя также в любой практике рекомендуется просто заниматься, не думая о результатах, но мы же живые люди )) Так вот я периодически смотрела на себя: а что меняется? Меняется ли что-то? На курсе говорили, что будем меньше спать. Говорили.., но спать нам хотелось как-то не меньше, а даже больше )) Первое время в 21 час мы просто валились от сна в буквальном смысле слова. Постепенно просыпаться стало легче (то есть вставать стало легче), но спать еще хотелось. При этом мы почувствовали, что энергии в организме все-таки прибавилось. В начале этого не было. А сейчас мы чувствуем бодрость после каждой медитации, да и этакую живость, энергичность. Ее хватает на целый день более-менее, хотя бывает по-разному.

Что еще? Спокойствие. Кто был на Випассане знает, что там развивается в немалую очередь уравновешенность ума или, другими словами, уменьшается его реактивность (а, следовательно, повышается творческость). То есть ты учишься ко всему относиться спокойно и сдержанно. Не так, что сдерживаешь силой воли какие-то реакции, а просто сохраняешь баланс и равновесие в самых разных ситуациях. Конечно, это особенно ценно в ситуациях, где тебя, что называется, "цепляет": либо присутствуют очень позитивные эмоции, либо очень негативные (в твоем субъективном понимании). Например, если раньше я могла начать переживать в какой-то ситуации, нервничать, то сейчас я в ней же остаюсь спокойной. Или от очень большого позитива у кого-то может снести крышу, а сейчас, твоя крыша остается с тобой ))

От того, что ты практикуешь осознанную медитацию, в принципе возрастает уровень осознанности действий и реакций.

Чтобы подвести некий итог: самые ценные приобретения от практики - это большая уравновешенность (чем раньше, до практики), в разы выросшая стрессоустойчивость, постоянное само-осознание, которое помогает выбираться из глупых или непродуктивных ситуаций (ссор, споров, например) гораздо быстрее и эффективнее, с меньшими "потерями": ты себя осознаешь, и происходит приблизительно такой монолог в голове: "Что это я делаю? Разве это помогает укрепить наши отношения? Разве я желаю этому человеку негатива?" И ты останавливаешься. Не знаю, для кого как, но для меня это ОЧЕНЬ ценно.

Еще один значимый плюс на сейчас - это возросшая терпеливость и терпимость. Ты готов ждать, и ты принимаешь других. Это супер. Даже если ты владеешь этими качествами, их всегда можно развивать в еще большей степени. А у меня с ними была беда.

И вот еще что: возрастает осознание единства. Например, говорю я колкие вещи другому человеку и тут же (кроме описанного выше монолога в голове) понимаю, что если я делаю плохо этому человеку, то будет плохо и мне. Я НЕ МОГУ сделать не очень хорошо другому без того, чтобы мне тоже не стало паршиво. НЕВАЖНО, хотела я сделать кому-то больно или так просто "случайно" получилось, если я кому-то сделала плохо, то и мне тоже будет плохо. Это не просто понимаешь на интеллектуальном уровне, но осознаешь на собственном опыте (как я писала в заметке про Три типа мудрости: это не чинта майа паньня, а \'бхавана майа паньня).

Вот такие вот дела, друзья."
 

Kargopolov

Руководитель школы
#29
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Слава

Еще хотел бы добавить, что возрастает эмпатия, когда воспринимаешь внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков и при этом не отождествляешься с ним, видя все, даже еле заметные движения его психики. Становится хорошо видно когда человек что-то скрывает, говорит неправду, "светится от счастья" и множество других нюансов. Не знаю, как у других, но у меня после ретрита значительно возросла энергонасыщенность и уверенность в себе, когда " пинком ноги" мог открыть любую дверь , что не характерно для меня, и войти. К сожалению, все эти вещи без соблюдения условий, при которых проводилась практика Випассаны (ежедневные многочасовые медитации, обет молчания, безубойное питание, дефицит сна) постепенно проходят и опять возвращаешься к привычным стереотипам восприятия и поведения. Вывод для меня:
Для любого, даже маленького изменения (расширения) восприятия и сознания необходима в
первую очередь медитация самосозерцания в достаточном объеме и по-возможности соблюдение
других условий практики (см. выше).
 

Kargopolov

Руководитель школы
#30
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

DB

Вот небольшое наблюдение из моей практики самонаблюдения.
Как только удаётся достичь относительного молчания, сразу появляется желание взглянуть на это "со стороны" чтобы оценить "правильность" - и это желание не успеваешь отнаблюдать, оно практически мгновенно выливается в оценочную деятельность. Когда это происходит, начинаешь урабатывать эти процессы, но как только достигнешь относительного успеха всё повторяется по второму кругу.
То есть опять - "ага? оно? получилось? хорошо!" Я на эту тему придумал занятную метафору - попытка подняться спиной вперёд на вершину бесконечной лесенки
Получается смешно - тишина порождает мысли, процессы, намерения, а всё это в свою очередь опять превращается практикующим в тишину, но потом снова...
Наверно это и есть тот самый дао-путь, где один раз Инь, а один раз Ян?..

PS. А бывает так, что сам не замечаешь как само твоё наблюдение превращается в намерение, в действие. Порой даже трудно разобраться что есть недеяние, а что всего лишь представление о нём, намерение его совершить. И есть ли вообще в этой неразберихе такое явление как чистое наблюдение, возможно ли оно в принципе, такое, которое в тихую от наблюдающего не порождает действия само по себе?..
 

Kargopolov

Руководитель школы
#31
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

DB пишет:
тишина порождает мысли, процессы, намерения...
В другом месте снова пишет:
Порой даже трудно разобраться что есть недеяние, а что всего лишь представление о нём, намерение его совершить. А бывает так, что сам не замечаешь как само твоё наблюдение превращается в намерение, в действие. И есть ли вообще в этой неразберихе такое явление как чистое наблюдение, возможно ли оно в принципе, такое, которое в тихую от наблюдающего не порождает действия само по себе?..
Это неверно. Тишина (точнее,медитация самонаблюдения) никак не может, как Вы пишете, "порождать мысли, процессы, намерения." Она всего лишь приводит к их осознанию.
Далее, вы неправильно понимаете суть "недеяния". Это действие, порождаемое состоянием внутреннего безмолвия, действие не предваряемое никаким намерением.

Ваша проблема состоит в недостаточной осознанности, из-за чего и происходят все эти отождествления с содержимым собственного ума.

Никакой неразберихи, на которую Вы жалуетесь, и в помине не будет, если следовать главному правилу - просто и бесхитростно созерцать всё что есть, т.е. всё, что наличествует в сфере сознания. Вы же этого не делаете и даже не замечаете свои бесконечные отождествления со своим умом.

Просто и бесхитростно. Но как трудно многим людям прийти к этой простоте. Ведь это непростая простота и непустая пустота.

Как только мы начинаем копаться в процедуре самонаблюдения, тут же попадаемся в ловушку своего ума. Вместо медитации, простой как репа, появляется сложная процедура, вместо простого и безыскусного самосозерцания - размышления на тему медитации и её эффективности.

Поверьте, это не просто придирки старого ворчуна, а истинная правда.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#32
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

DB

Первый раз просидел 40 минут в самонаблюдении, без перерыва. Доволен.
С тем что было вначале вообще не сравнить - 8 минут сидел как на электрическом стуле, всё тело - один большой нервный тик.
Какое-никакое, а достижение. :D
 

Kargopolov

Руководитель школы
#33
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

Рад за Вас, DB!

Хорошие объёмы практики - один из признаков правильного понимания того, как надо медитировать.

Успехов! ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#34
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Hriublin

Интересная штука получается. Вот, казалось бы, мне пришла в голову весьма универсальная абстракция, описывающая состояния человека и его взаимодействия с окружающим миром, абстракцию, которая хорошо поддаётся конкретизации, описывая происходящие процессы, причём именно так, как я себе это предстаалял когда-то: от элементарного, базового, неделимого, до всех возможных комбинаций этих неделимых частей.

Но, при этом, когда сам нахожусь во власти компульсий или обсессий, неопределённости, смуты и т.п., модель оказывается бесполезной для меня, как участника, ибо моё дело - испытывать, наблюдать, ощупывать эти состояния, а я пытаюсь использовать абстракцию для удовлетворения своих навязчивых "хочу", чем только усугубляю смуту. И уже модель кажется сложной, что там слишком много "но"...а когда выходишь на время из этого состояния, наступает временная ясность, или вовсе выходишь за пределы этих состояний и проблемы так каковой уже нет - всё оказывается просто, прозрачно, верно. Потому, что оно приходит само собой, а не моими, так называемыми усилиями, которые полностью поглощены борьбой с неотъемлимыми частями того, чего сам же хочу. Рука художника рисует всё сама, это не художник рисует картину. Это не он придумал образ того, что рисует - он мог надумать только мелкие отдельные частички картины, а вот целостный образ пришёл к нему сам, через наблюдение.

И в этом вся прелесть, вся суть - в наблюдении. Однажды взглянул на вот эту картиинку flogiston.ru/images/keler_02.gif
и прочитал слудующее:
"Насколько силен этот эффект, можно почувствовать, если попытаться сформировать другие группы так, чтобы две линии с большим расстоянием между ними образовали одну группу, а меньшее расстояние было бы между двумя группами. Вы почувствуете, что это требует специального усилия. Увидеть одну такую группу, может быть, достаточно легко, но сгруппировать весь ряд так, чтобы видеть все эти группы одновременно, мне, например, не по силам. Большинство людей никогда не смогут добиться, чтобы эти новые группы стали для них такими же ясными, устойчивыми и оптически реальными, как предыдущая группировка; и в первый же момент расслабления или при наступлении усталости они видят спонтанно возникающую первую группировку, как будто некоторые силы удерживают вместе пары близко расположенных линий. Является ли расстояние решающим фактором само по себе? Две точки или две параллельные линии можно рассматривать как границы, заключающие между собой часть пространства. В двух наших примерах это удается лучше тогда, когда они находятся ближе друг к другу и можно сформулировать следующее утверждение: члены ряда, которые «лучше» ограничивают часть пространства, лежащую между ними, при восприятии группируются вместе. Этот принцип объясняет тот факт, что параллельные линии образуют более устойчивые группы, чем точки. "
Я очень захотел доказать себе, что могу увидеть второй вариант группировки, и вообще обе группировки - тонкие линии - широкий фон, толстые линии - тонкий фон. Но сколько ни старался, не мог увидеть толстые линии - тонкий фон, а когда казалось, что вот вот что-то меняется, и я об этом думал, о том, что "вот сейчас я получу то, что хочу", сразу возникала мысль о том, что "вдруг не смогу увидеть" и всё возвращалось на свои места, к тонким линиям- широкому фону.

И тут я вспомнил о медитации-самонаблюдении. И решил применить эту технику к этой картинке.
Каково же было моё удивление, когда, наблюдая своё желание увидеть оба варианта, свой страх не увидеть оба варианта, а так же просто наблюдая изначальный вариант - тонкие линии - широкий фон, картинка стала меняться. Я даже перепугался и всё вернулось обратно. Но далее я это всё повторял, привык к этому состоянию и...о чудо! Картинка стала сменяться вариантами сама собой, я лишь наблюдал за этим многообразием и единством фигуры и фона во всех их вариациях. Может, то же самое должно быть сделано и с нашими "хочу это, борюсь с тем-то" по жизни? Возможно, это даже единственный вариант, при котором эти самые навязчивые "хочу" могут быть удовлетворены, а не отправлены в пучину фрустраций и комформных импульсов. И далеко не факт, что эти "хочу" будут удовлетворены так, как мы себе это напридумывали.

Где-то я читал лозунг "Заверши свой гештальт". Не знаю, насколько я это правильно понимаю, но по мне так это всё равно, что замкнуть какую-то из фигур, поставить ей две новые границы, прочно отделив фигуру от фона, после чего человеку уже будет очень сложно стереть эти границы и увидеть целостную картину и многообразие группировок.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#35
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

На поверхностный взгляд медитация-самонаблюдение является очень простой, слишком простой, маловдохновляющей и даже примитивной. На самом же деле это кажущаяся простота. За простыми инструкциями по выполнению этой практики стоит очень глубокая и многомерная теоретическая база. Если эта "простая" практика выполняется систематически и в объёмах по 50-60 минут, то результаты её будут в высшей степени необычны и удивительны. Трансцендирование нашего ума даёт такого рода результаты, которые до практики были и немыслимы и непредсказуемы. Любые априорные суждения о самонаблюдении, даже если их высказывает неглупый и образованный человек, впоследствии им же самим расцениваются как смешные и нелепые.

Было бы интересно, если бы кто-либо из практикующих сравнил свои взгляды до приобщения к ЭМП и после получения определённого опыта. Как мне кажется, разница будет драматическая.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#36
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Hriublin

Здравствуйте, Владимир Михайлович! Вы пишете:
"Было бы интересно, если бы кто-либо из практикующих сравнил свои взгляды до приобщения к ЭМП и после получения определённого опыта. Как мне кажется, разница будет драматическая."
Не знаю, как другие практикующие, но я за себя могу сказать, что субъективно так вот не могу взять и вспомнить, какие ощущения и мысли посещали "до", какие "после". Многие люди со стороны говорят, что изменения очень сильные, причём не только с точки зрения поведения, но и чисто внешне. С моей позиции есть только ощущение "сейчас", а попытка вспомнить заканчивается какими-то нелепыми рассуждениями, которые я ну никак не могу ощутить на собственной шкуре.

Тут было бы интересно, к примеру, читать то, что пишет человек до занятия ЭМП, и далее, напимер, после полугода, и сравнить. А потом сравнить с тем, что будет ещё через полгода-год. Практически уверен, что очень многое из того, что сам здесь сейчас пишу, через полгода регулярных занятий будет казаться "неполным", не до конца удовлетворяющим, а где-то и вовсе глуповатым.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#37
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

Тоже верно. Когда человек изменяется, меняется и его субъективная норма. То есть, по мере изменений происходит подтягивание начала системы координат, точки, от которой происходит отсчёт, к состоянию на текущий момент. Поэтому прошлое быстро забывается. Обычно люди плохо чувствуют происходящие с ними перемены, особенно, если скорость этих изменений невелика, если они происходят постепенно.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#38
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Anonymuos

В чем состоит мой вопрос?
Заметил, что приходит информация из вне, затем идет её переработка собственной энергоструктурой. Обратил также внимание, что идет информация (может я просто слышу собственную «работу» мозга?)то справа от головы, то слева. Трактуется по реакции собственной энергоструктуры по разному, если с права это «тихо и благоприятно», то слева вплоть до «не приятия». Колебался в оценке, пока не произошел конкретный случай, при уходе близкого человека (умер). В момент ухода, позднее проанализировал, прошило «холодным ветром, зашедшим» внутрь меня с лева, буквально парализовавшим мою волю. Обладающим собственной волей ветер зашел и вышел. Был уверен, что если я найду в себе сострадание, человеку будет лучше. Опять, не мое ли это воображение?
Хотелось бы знать ваше мнение, это возможно? Если да, то «с чем его есть»?
Если нет, то как с этим бороться? В общем хотелось бы услышать мнение практика, Владимир Михайлович.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#39
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Anonymous

Кстати, вы не обращали внимание на слово "правильно"? Для меня правостороннее понимание, и левостороннее - не пустой звук. Внутренне это разные "фрукты", оттого и задал свой первоначальный вопрос. Спросил, от того, что на столе моего сознания появляются время от времени некие "фрукты" и я то их ем, то пытаюсь отказаться, то думаю как бы прекратить все это появление, и не опасно ли это. Вот и весь мой вопрос.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#40
Re: О медитации самонаблюдения (обсуждение личного опыта).

Kargopolov

Anonymuos пишет:
В чем состоит мой вопрос? Заметил, что приходит информация из вне, затем идет её переработка собственной энергоструктурой. Обратил также внимание, что идет информация то справа от головы, то слева.
В чём ошибка? В неправильной интерпретации своих ощущений. На самом деле Вы смешиваете две разные вещи:
а) восприятие содержимого своего сознания (той самой информации, о которой Вы говорите);
б) восприятие процессов энергообмена с окружающей средой.

Но первое относится к медитации самонаблюдения, тогда как второе - к медитации присутствия. Это значит, что настоящей медитации самонаблюдения у Вас нет. При правильно выполняемой медитации самонаблюдения просто не бывает такого, чтобы информация воспринималась приходящей откуда-то со стороны. Воспринимается только сама информация (содержимое сознания). Напомню, что для полноценного осознания внутреннего мира медитация самонаблюдение выполняется непременно при закрытых глазах. Вероятно, Вы это правило легкомысленно нарушаете.

Можно сделать вывод, что у Вас сильная включённость в окружающее пространство, дающая энергетическое развитие, но при этом, совершенно недостаточная способность к созерцанию внутреннего мира и, прежде всего, к осознанию неоднородности ощущений собственного тела при закрытых глазах.
Медитация присутствие сразу же даёт Вам сильное энергетическое наполнение и сопряжённые с ним положительные эмоции, тогда как медитация самонаблюдение выводит Вас на блокировки и переживание неприятного психоэмоционального опыта. Поэтому Вы избегаете медитации самонаблюдения (хотя именно она для Вас представляет наибольшую развивающую ценность) и подменяете её медитацией присутствия.

Ещё один важный аспект. Практически у всех людей, занимающихся медитацией наблюдается множество самых разных эмоциональных состояний, необычных физических ощущений, образов. Появляются всевозможные удивительные идеи, озарения и т.п. Всё это информационное изобилие усиливается тем, что сопровождается появляющимися сверхспособностями-сиддхами, такими, как экстрасенсорика, чувствительность к энергопотокам, ясновидение и т.п. При регулярной медитативной практике появление такого рода способностей является неизбежным. Причём у разных людей по причине сильных различий в энергосистеме и психологических особенностях наблюдается свой, сугубо индивидуальный спектр способностей и свой спектр различных состояний, ощущений, восприятий.

Когда появляются такие особые состояния , ощущения, озарения и т.п., стандартным советом всех серьёзных мастеров является бесстрастное к ним отношение как к своего рода внутреннему кино, невовлечённость и спокойное созерцание всех этих "читта вритти" вплоть до полного их растворения.

У вас же имеет место сильнейшая вовлечённость и отождествление. Вы начинаете воспринимать многое из содержания своего сознания во время медитации как великую ценность и как материал для дальнейшего осмысления - понимания и даже использования. В результате на полную катушку включается работа ума, которая оказывается для вас более значимой, чем собственно медитация.
В таких случаях даосы советуют: "Оставь мудрость, отбрось знания - это окупится во сто крат".

Что же касается начинающих проявляться особых способностей, то на первых порах лучше вообще ими не заморачиваться, не придавать им большого значения и не пытаться немедленно и сразу всё понять. Намного лучше от этого воздержаться и сохранить здоровую неопределённость, что несравненно предпочтительнее недоношенных и неизбежно суррогатных ответов. Также не нужно преждевременно пытаться эксплуатировать эти зарождающиеся и пока незрелые способности в практическом житейском плане. Не надо с этим спешить. Дайте время им развиться и окрепнуть. В дальнейшем, со временем многие вопросы просто отпадут и можно уже будет вполне безопасно и успешно пользоваться этими способностями.

Всё это вы сейчас нарушаете, что приводит к неизбежной деградации базовой медитативной практики. В подобных случаях, незаметным для себя образом, человек, вместо того, чтобы просто и бесхитростно практиковать медитацию, начинает заниматься разного рода умственными самоисследованиями и самопознаниями, которые всё более подменяют базовую практику саморазвития.
Это означает. что развитие останавливается и человек по малой тропинке уходит в сторону от магистрального Пути.