Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Моя практика

Kargopolov

Руководитель школы
#21
Вот отрывок из книги ПБИ - теоретическая иллюстрация к отчёту mr. Hriublin о своей практике.



Познавательная двойственность.

Познавательная двойственность - неотъемлемое свойство дискурсивного мышления и речи. Человеческий разум в своих основных проявлениях (речь и мышление) всегда может быть сведён к двоичному коду (0 - 1, плюс - минус, да - нет), а это и есть самое что ни на есть наглядное выражение двойственности. Практика медитации-самонаблюдения, в конечном счёте, приводит к прорыву сознания, преодолению двойственности и появлению сверхспособности познания - интуитивной Мудрости-Праджни. Таким образом, медитация-самонаблюдение является непревзойдённым и уникальным методом трансцендирования познавательной двойственности.

При самонаблюдении свет нашего осознания действует подобно той силе, которая возвращает маятник из крайней позиции. Независимо от того, в какую сторону отклонился маятник, эта сила всегда направлена к центру равновесия.

Любая наша мысль, любая эмоция, ощущение, образ - всё это "читта вритти" (умственные вихри, санскрит). Все они представляют собою различные конкретизации. Вообще всё, что существует на грубоматериальном плане, имеет свойство конкретности, определённости, оформленности, а значит и неизбежной односторонности. Любой тезис, самим фактом своего принятия в качестве истинного, означает исключение противоположного высказывания (антитезиса). Таково всё информационное содержимое нашей психики. Оно относится к информационным процессам грубоматериального плана (по крайней мере, до тех пор, пока мы находимся в пределах первого сознания). Когда в сознании присутствует в ярко выраженной форме Инь, тогда в бессознательной сфере в латентной (скрытой) форме непременно наличествует Ян, имеющий равноценный энергетический заряд. Например, если в сознании культивируется идея Любви и соответствующие этой идее требования к себе, тогда в бессознательной сфере непременно присутствует равноценный заряд вытесненной агрессивности (сжатая пружина, которая непременно выстрелит, когда ослабнет самоконтроль, или же когда создадутся условия для социально приемлемого канализирования агрессивной энергии).

Только тогда, когда мы посредством медитации-самонаблюдения растворим ярко представленный в сознании Ян (положительный комплекс), только тогда мы сможем увидеть скрытый за ним и вытесненный в бессознательную сферу отрицательный комплекс Инь. Когда Инь выйдет из тьмы и сделается доступным нашему осознанию, тогда мы сможем растворить и его, используя свет нашего осознания. Только когда мы растворим представленную в сознании мыслеформу, только тогда мы сможем осознать и её противоположность, скрытую в тени бессознательного. В конечном счёте, такая практика приводит к трансцендированию этих двух противоположностей и к очередному шагу вперёд.

Таким образом, медитация-самонаблюдение полностью соответствует принципу Тай-цзи и древнему методическому правилу "Один раз Инь, один раз Ян - таков Дао-путь".
 

bon

Форумчанин
#22
mr_Hriublin пишет:
Весь день вспоминал бывшую девушку. Видимо потому, что она собой представляет катализатор просто-таки всех двойственностей, всех границ, которые когда-либо были и которые есть. Что только не вспоминал, как только не вспоминал, что только не чувствовал в теле. Калейдоскоп сменяющихся фигур и фонов относительно её феномена, её как явления, как "аспекта". И так не хотелось во всё это влезать, всё это испытывать, но уже ничего не поделаешь - уже не так функционирует психика, как раньше, уже чувствуешь тонкость зарядов, расщепляющих целостные явления, меня же самого на части, напряжение при столкновении полей одноимённых зарядов. Уже чувствую их реальность и не могу с ними не считаться. И вот оно, состояние беспомощности перед стремлением к целостности - даже когда начинаешь сопротивляться, понимаешь, что лишь продляешь "удовольствие", и даже не притормаживаешь, а растягиваешь и только дольше мучаешься.

И вот я уже наблюдатель, или участник, не знаю уж, как точнее выразить. И вот уже ощущения, чувства, и это раздвоение я- она, она - он, я-он, я-они, я-мир, я-другие, я-остальное, правильно-неправильно, беспомощность-всесилие прошлое-будущее, любовь-ненависть...и вот фигура и фон начинают меняться, постоянно. И всё проходит, пропускается через тело, через неоднородное, местами процветающее, местами измученное тело. Всем многообразием, всей своей цельностью, это обрушивается на меня, или на моё тело. И когда обрушивается, такое ощущение, что извержение Эйофьятлайокюдля - детский лепет, щелбан по-сравнению с ударом бейсбольной битой по башке.
Возможно о том же: у меня был период, когда снились все «бывшие» вплоть до младших классов :) Мне необходимо было переоценить прошлые события, считаю что поступки были где-то малодушными, а где-то просто детскими. Ведь «бывших» не бывает. Размышлял о том, кто чего хотел и какими способами выражал это. Что-то Лазарев говорил про отвержение Любви, это что-то с неприятными последствиями и в том числе в физическом плане. Сейчас тоже наблюдаю лоб, вчера ощущения утянулись в грудь и в итоге снятся душевные переживания с участием неизвестной женской личности. Но события не укладывались в реальность, поразмышлял, пришел к выводу, что это образ который взращивается в себе, некий идеал чувственности. Все сводится к заветному слову «принять» - принять этот образ в себя.
 

mr_Hriublin

Форумчанин
#23
Kargopolov пишет:
Добрый день mr. Hriublin!
То, что у Вас происходит - совершенно нормально и вполне закономерно. Это трудности переходного периода. Речь идёт о переходе от обычного, свойственного всем людям, способа функционирования познавательной способности, основанного на пребывании в познавательной двойственности, к качественно иному, недвойственному.
Ну а все сопутствующие такому переходу сложности - явление временное. Они объясняются тем, что от старого способа познавательно-информационного взаимодействия с миром ушёл, а к новому ещё полноценно не пришёл. Период этакой познавательной смуты. Старое уже перерос, а к новому ещё не приспособился, ещё не освоился. Захлёстывает и повергает в растерянность.
Вот мои рекомендации.
а) чередовать сосредоточение на лобном центре (одно занятие) и медитацию-самонаблюдение (второе занятие). Самонаблюдение позволит уработать и растворить тот большой информационный материал, выброс которого произошёл (или точнее, доступ к которому стал возможен)благодаря успешной предшествующей практике.
б)В конце медитации (будь то сосредоточение либо самонаблюдение) скажите мысленно себе: "Я - друг всего мира" и отнаблюдайте последействие этого текста (это именно текст, особый метод моей школы, но не формула самовнушения, как это может показаться при поверхностном рассмотрении).
в)В том же самом занятии после медитации непременно нужно выполнить даосское парадоксальное дыхание, не менее 10-15 минут. Руки на коленях ладонями вниз, глаза открыты.

Буду с интересом ждать Вашего отчёта о дальнейшей практике.
Желаю успехов! ВМ.
Здравствуйте, Владимир Михайлович!
Спасибо огромное за Ваши советы и что уделяете внимание!
Действительно, такое ощущение, что старый способ функционирования хоть и имеет определённое влияние, но со страшной силой теряет свою актуальность, а в новом ещё не то, что не освоился - как баран на новые ворота смотрю :D Сегодня вот интересное тоже было ошущение - такое же, как вчера, описанное в посте, но применительно к мыслям,чувствам, телесным ощущениям, образам и т.д. во время медитации - я их как бы испытывал, но не очень понятно, что именно их испытывало и они скорее были как тот монитор, руки и т.д. - я словно мог (хотя не очень понимаю как вообще я это делал) свободно раз-отождествиться с ними, испытывать их, но они как бы являлись частью пространства, вмещающего в себя множество процессов. Вспомнилось то, что Вы писали в ПБИ на тему медитации самонаблюдения - там было что-то про объект и субъект и их отсутствие-присутствие применительно к стадиям развития через медитацию-самонаблюдения. Там ещё было много много терминов из санскрита - мне тогда это показалось не очень интересным, потому что я совершенно ничего не понял из написанного и описанного. Вот тут состояние смахивает на "объект присутствует - субъект отсутствует", хотя это смотря с какой стороны посмотреть.

UPD: Перечитал эту часть. Больше всего похоже на "асампраджнята самадхи", ибо действительно, "я" как объект, можно сказать, "исчезает", хотя это, пожалуй, не лучшее слово, но другие объекты - тело, мысли и т.д., тем не менее, присутствуют, но непонятно, что именно их "познаёт". Честно говоря если это как-то и можно описать словами, то лучше подходит гештальтпсихология с его "фигурой" и "фоном".

А совет Ваш сделать дыхание после сосредоточения на лобовом центре интересный, ибо попробовал - есть какое-то тонкое и приятное ощущение разницы в более приятную сторону, нежели чем когда наоборот, перед сосредоточением.

С уважением и благодарностью, Кирилл.
 

Слава

Форумчанин
#24
МОЯ ПРАКТИКА

Последнее время на форуме мало сообщений о практической работе. В связи с этим, хочу поделиться своим опытом занятий ЭМП и надеюсь получить адекватную оценку и конструктивную критику со стороны практикующих и, особенно, Владимира Михайловича.

На последней консультации у Владимира Михайловича мне были даны гимнастический комплекс на позвоночник (ГК), полное дыхание даосского круга (ПДДК), метод "хождение-стояние"(исходная позиция-поза лучника(Гун-Бу)- Нянь-Бу и т.д. и медитация самонаблюдения,то есть полный сбалансированный комплекс ЭМП. Я связал эти практики следующим образом. Утром ГК на позвончник - 30мин.,если прорабатываю все тело - 50мин, затем идет 1-ая связка: ПДДК в Симплассане - 30мин., затем
ГК для ног для восстановления в них кровоснабжения - 5 мин., "хождение-стояние (ХС) - 15мин. с 30сек. стоянием в позиции Гун-Бу и, наконец, медитация присутствия в позиции "Даос на вершине" для улучшения циркуляции Ци - 10мин. Причем все элементы связки выполняются на даосском круге, то есть с учетом позиций, положением рук и ног характерных для данного вида циркуляции энергии(Ци,праны). Итого связка по времени занимает 60мин.

Вторая связка аналогична первой, только вместо ПДДК в Симплассане-медитация самонаблюдения (МСН) в Сиддхассане. Итого тоже 60мин. Всего утром ЭМП по времени занимает 2,5 часа. Вечером делаю такие же две связки, но из второй связки только МСН и всего в день получается 4 часа ЭМП. Из них МСН - 1час, ПДДК - 1час, ХС - 45минут, МП - 30минут. 1-2 раза в неделю стараюсь устраивать "забеги на средние дистанции",доводя количество связок до 8, а время ЭМП до 8 часов. Таковы организационные моменты моей практики.

А теперь подробнее расскажу о выполнении каждого элемента связки и об своих ощущениях во время их выполнения. Полное дыхание даосского круга (ПДДК) делаю, сидя в Симплассане 30мин. По настроению могу 40 или 50мин. Цикл дыхания таков: вдох - (8-12)сек., выдох - 20сек., задержка на вдохе в начале 6сек., в конце ПДДК 10 сек., задержка на выдохе, соответственно в 2раза больше, то есть - (12-20)сек. И время одного цикла получается от 45сек. в начале, до 60сек. в конце. Таким образом, длительность цикла дыхания увеличивается за счет задержек.Если ощущаю дискомфорт, то уменьшаю время задержек на(3-5)сек.,а потом вновь возвращаюсь к прежним значениям. При выполнении Уддияна и Мула бандх слежу за качеством их исполнения и за тем, чтобы одновременно не напрягались руки и плечи. ПДДк круга стараюсь выполнять в соответствии с его описанием, данным в ПБИ. Поскольку дышу с открытыми глазами, то еще выполняю деконцентрацию по зрительной модальности, которая частично позволяет зафиксировать зрачки и изменить гештальт зрительного восприятия с фигуры на фон. Что в свою очередь позволяет расслабиться, не паниковать из-за не хватки дыхания в конце цикла и удлинить задержку. Иногда за 30сек., но я стараюсь события не форсировать. Проявляю осторожность, постоянно отслеживая ЧСС и давление. Уж, если дано случится эндогенному дыханию, то оно случится. Главное регулярная дыхательная практика. Да, если кого заинтересовала деконцентация, то я могу рассказать о ней подробнее.

Далее пяти-минутный комплекс упражнений для ног (стоп, колений, бедер,таза). Это упражнения из предварительной разминки ног, применяемые перед занятиями Йогой(ассаны) и цигун. После "хождение-стояние". Фазу перемещения стараюсь выполнять очень медленно, плавно и осознанно, прорабатывая каждое движение ног(стоп,колений,бедер,таза), держа центр тяжести на одном уровне от поверхности при каждой смене положения тела. Фаза стояния продолжается 30 сек. Во время стояния слежу за тактильными ощущениями, устраняю ненужное напряжение частей тела не участвующих в стоянии, выполняю деконцентрацию и стараюсь осознавать объем окружающего пространства.

Медитацию самонаблюденя выполняю в Сиддхассане, держа сначала руки перед грудь, потом перед животом, затем, сложив на животе. Краткое описание одной из МС. Хаотическое отвлечение внимания(лай собаки, голоса людей,звук проезжающей машины и т.д.).Когда держал руки перед грудью ощущал напряжение в предплечьях, переросшее в тепло. Руки на животе - ощутил стягивание и пульсацию субьективно в центре лба. Затем на внутреннем экране на месте, где ощущалось стягивание появилось, появилось фиолетвое с красноватым оттенком пятно ввиде круга, которое как диафрагма фотоаппарата закрывалось и снова открывалось, пока не свернулось в точку и на его месте не образовалося белый круг. Такая пульсация повторилась несколько раз. Затем началось плавное раскачивание головы влево-право с увеличением амплитуды, переходящее в раскачивание всего тела очень легкое и очень приятное, потом ощущение падения с высоты. Наконец, все ощущения прекратились. Осталось только чувство легкой и приятной истомы. Были МС, когда раскачивались только руки или тело в разных плоскостях, или когда было очень яркое ощущение переднесрединного канала (давление в центре лба, распирание в ноздрях и одновременно, как будто кожа носа натягивается на переносицу,тепло от подпородка по шее до яремной ямки, а на центре груди до пупка, как будто лежит полоса мокрой ткани. Но такие контрастные ощущения бывают редко. Обычно в МС отслеживаю хаотические отвлечения внимания ХО составляющие внутреннего диалога(монолога) ВД: воспроизведение, когда память, как заезженная пластинка, повторяет какую-нибудь мелодию или значимую для меня ситуцию. Фантазирование, ну с этим все понятно и т.д. Словом, стараюсь, если погрузился в ВД с головою, отследить насколько можно цепочку ассоциаций и вернуться к той, от которой началось отвлечение внимания. Заметил, что последнее время основной темой ВД стала ЭМП. Ну, а где-то с 22-25 мин. акцент внимания смещается на боль в лодыжках
и коленных связках. Но тут, как говорится - Согласен, принимаю...

Кстати, могу порекомендовать одну из самых лучших, на мой взгляд, книг по МС. Это книга Бодхи "Путь к ясному сознанию". Именно печатный вариант, потому что на его сайте дан другой вариант. (Автор текуч и адекватен ситуации и меняет постоянно форму изложения и отличается, как Владимир Михайлович, глубиной понимания вопросов самосовершенствования и ясностью их изложения. Правда, тираж у книги небольшой, всего 5000. Засим, разрешите откланяться. Жду обсуждения, советов и вопросов.

13:43 17.07.2010
 

Kargopolov

Руководитель школы
#25
Спасибо за интересный отчёт о практике. Хотелось бы узнать, какие изменения произошли со времени начала Ваших занятий (самочувствие, активность, настроение, другие изменения).
Также напишите, какие у Вас конкретно вопросы по Вашей практике?
Я с уважением отношусь к Вашим усилиям. Подход к практике серьёзный. Но не слишком ли много всего получается и сможете ли Вы и в дальнейшем выдерживать такой насыщенный режим нагрузок?
Хватает ли сил и времени?
Дело в том, что слишком большие объёмы практики могут истощать и впоследствии приводить к срыву, когда человек вообще бросает практику. С другой стороны, когда занимаемся слишком мало, тогда и результаты посредственные и малозаметные. Здесь исключительно важно быть гибким и адекватным.
Всего доброго. ВМ.
 

Слава

Форумчанин
#26
Спасибо, Владимир Михайлович, за поддержку и вопросы, дающие возможность оценить мое теперешнее состояние, с целью возможных корректировок првктики. С активностью выполнения ЭМП и, вообще, в жизни все обстоит нормально. Особых спадов не наблюдается. Пропуск практики где-то 2 дня в месяц. Выбранный режим ущерба здоровью не наносит. Когда выполеняю 7-8 часовую ЭМП, делаю между циклами перерывы на небольшой сон. Ночью сплю 5-6 часов. Достаточно. Сейчас, когда очень жарко, перешел только на утренние с 5 до 8 часов и вечерние с 20 до 23 занятия. Самочуствие, в смысле телесных ощущений, хорошее. Давление выше 130 не поднимается, по утрам даже опускается до неслыханных для меня ранее значений 110/70. В бытийном плане такое ощущение, что кем-то исскуственно, специально создаются условия для ЭМП. На работе я практически остался один, нет света, не работает телефон, т.е нет помех и отвлечений от практики. Обидевшись по пустякам, ушла любимая женщина, с которой вместе больше 25 лет. И, что интересно, даже в груди не щемит. Пока для выбранного режима нагрузок хватает и сил, и времени, и запала. Тем более, что есть опыт 10-ти дневного ретрита практики Випассаны, где медитация занимала 12-14 часов в день. А как вспомнишь, что есть монастыри, где монахи медитируют по 16-19 часов, то понимаешь, что есть куда расти, в смысле безупречности. Единственное, что настораживает - это иногда очень амплитудное проявление негативных эмоций. Не раздрахение и недовольство, а гнев и ярость. Не опасение и беспокойство, а какая-то вселенская тоска и безисходность. Видимо, наружу выходят глубинные пласты моей психики. Владимир Михайлович, вопросы по практике я задам Вам позже. Завтра заступаю на двое суток на работу. Будет возможность обдумать.
 

amigo

Модератор
#27
Да, если кого заинтересовала деконцентация, то я могу рассказать о ней подробнее.
Слава, мне интересен Ваш метод деконцентрации. Спрашиваю потому, что деконцетрация необходима при медитации-присутствии, а она у меня получается плохо - никак не могу понять, как это смотреть сквозь пространство, как это ощутить пространсво вокруг себя. От того концентрируюсь на теле, надеясь со временем, что удасться выйти вне. В самом начале, когда я только начинал осваивать медитацию-присутствие, было занятие, когда из меня буквально со всего тела тек пот и я почувстовал, что я больше чем тело, появилась какая-то эмоциональная благодать. После такого занятия ходил весь день довольным). Думаю, что это и было то состояние, когда начинаешь ощущать пространство.
С уважением, Амиго.
 

Слава

Форумчанин
#28
Амиго, посмотри, пожалуйста, отзыв о 4-х дневной практике по деконцентрации с А. Вороновым в Москве в 2005 году и многое прояснится. Вот ссылка;Тренинг по деконцентрации На всякий случай даю ссылку для ручного перехода, скопировав. http://doctor-glebster.livejournal.com/2873.html
 

Kargopolov

Руководитель школы
#29
Здравствуйте Слава!
Прежде всего, хочу заметить, что, на мой взгляд, дыхательная практика вполне самодостаточна. Нет никакой необходимости дополнять её зрительной деконцентрацией по Воронову. Кстати, жуткий эклектик. У него всё свалено в одну кучу - и Бахтияровская деконцентрация, и Арканы Таро, и древо Сефирот, и соционика, и даже работа со стихиями. Такая всеядность никакой симпатии не вызывает (как говаривали древние греки: "Противна эта каша Геркулесу" :) ).

Ну, а теперь главное.
Ваше серьёзное отношение к ЭМП, безусловно вызывает уважение. Однако здесь есть свои подводные камни. Как говорят мудрые люди, экстремум не есть оптимум.
У людей цельных, волевых, имеющих сильную мотивацию сама практика может стать своего рода сверхценной идеей. И тогда Жизнь уходит на второй план. Дело может доходить до разрушения семейных и дружеских отношений и вообще до выпадения человека из социума.

Вы пишете, что от Вас ушла любимая женщина "обидевшись по пустякам". Мне кажется, что после "более чем 25 лет совместной жизни" по пустякам не уходят. Вполне очевидно, что то, что Вы посчитали пустяками, для неё таковым не являлось. Если ушла, значит для неё это было очень и очень важным, а Вы это важное не увидели и не почувствовали. Прошу извинить, если обидел Вас этими словами. Возможно я и не прав. Однако такие события всегда должны нас настораживать.

Настоятельно рекомендую вместо медитации-самонаблюдения выполнять сосредоточение на лобном центре (тоже при закрытых глазах). Лобный центр расположен посередине лба, на полпути между линией бровей и волосистой линией лба. Важно! Это не центр межбровья, а именно лобный центр. Очень важно в течение первого месяца медитации держать средний палец у лба, прижимая его к этому центру. При усталости менять руки.
Как мне представляется, сейчас именно эта медитация представляет для Вас наибольшую ценность.
Всего доброго. ВМ.
 

Слава

Форумчанин
#30
Владимир Михайлович, большое спасибо за ценные советы. А по поводу ухода
любимой женщины, как говорит молодежь, я не парюсь. С ней такое происходит,
как минимум, раз в квартал. Сделаю первым шаг навстречу и отношения наши
возобновятся. Еще раз спасибо за внимание и ценные советы.
С уважением, Слава.
 

mr_Hriublin

Форумчанин
#31
Никогда не думал, что это может быть настолько радостно - ощущать обе руки, обе ноги, оба лёгких работающих вместе и синхронно.
Удивительно, при этом, что столько труда пришлось вложить ради такого на первый взгляд простого, но на деле - необычного ощущения.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#32
Интересно и многообещающе. Вы нас заинтриговали,mr. Hriublin! Хотелось бы подробнее, если можно.
Всего доброго.ВМ.
 

mr_Hriublin

Форумчанин
#33
Здравствуйте, Владимир Михайлович!
Интересно и многообещающе. Вы нас заинтриговали,mr. Hriublin! Хотелось бы подробнее, если можно.
Всего доброго.ВМ.
Однако, уж никак не рассчитывал кого-либо этим постом заинтриговать, тем более Вас :D

Тут вообще у меня много чего интересного в плане практики происходит, но если конкретно об этом.
Последний, где-то...месяц, наверное, я делаю упор на парадоксальное дыхание и на сосредоточение (лобовой центр) - самонаблюдение. В основном делаю два раза в день по полчаса и то и то, иногда больше даже, если чувствую повышенную мотивацию. Эффект даёт сильный - тело ощущает себя очень свободно и легко, дышится глубоко и словно установил собственную систему кондиционирования в себя :)
Правда, при этом, на уровне психики периодически приходят всяческие кризисные периоды - явно прорабатываются всяческие доминанты, двойственности и прочее. Одно только то, сколько всего, давно забытого, из прошлого вспомнил, будто снова оказался в "тогда", чего стоит. Недавно как раз был день, когда у меня этак в общих чертах, почти вся жизнь вспомнилась, а позже - уже как бы "в подробностях", с погружением в забытые и вымещенные ощущения. И в общем-то сразу становится ясно, что происходит сейчас, откуда берётся и даже, отчасти, как будет складываться в дальнейшем.

Как раз-таки после дыхания я и почувствовал это. У меня в теле явно есть смещение в насыщенности в правую сторону, а тут, сосредотачиваясь на процессе дыхания, последнее время стал "не забывать" левую ноздрю, левое лёгкое. И как раз-таки вчера вдруг почувствовал полную синхронность и одновременность даже в дыхании слева и справа, и стазу наступила какая-то необычайная радость, вместе с тем, левая рука - правая рука, левая нога - правая нога, были как бы связаны друг с другом, "перетекали" друг в друга, а не были отделены друг от друга. Со временем, правда, это ощущение полной синхронности и плавности (кстати ощущение "перетекаемости" и синхронизации напомнило тай-цзи и, соответственно, хождение где-то как-то), несколько уменьшилось, правая сторона стала снова несколько более наполненная, чем левая, но, тем не менее, даже сейчас есть ощутимая разница с тем, что было. Честно говоря даже не думал, что от дыхания может быть такой эффект в плане энергетической двойственности между левой стороной тела и правой. Думал, это скорее входит в сферу влияния попеременного дыхания с "затыканием" левой и правой ноздрей. Всё дело тут в левом лёгком явно было. Кто знает, может в какой-то момент это ощущение станет перманентным, во всяком случае относительно синхронности, насыщенности и лёгкости левой и правой половин тела.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#34
mr. Hriublin о своей практике медитации пишет:
"Одно только то, сколько всего, давно забытого, из прошлого вспомнил, будто снова оказался в "тогда", чего стоит. Недавно как раз был день, когда у меня этак в общих чертах, почти вся жизнь вспомнилась, а позже - уже как бы "в подробностях", с погружением в забытые и вымещенные ощущения. И в общем-то сразу становится ясно, что происходит сейчас, откуда берётся и даже, отчасти, как будет складываться в дальнейшем."

В своё время я писал на форуме о том, почему кастанедовский метод перепросмотра является ущербным и несостоятельным по сравнению с практикой медитации-самонаблюдения.Ваш опыт является тому прекрасной иллюстрацией и подтверждением. Для удобства читателя напомню те доводы, которые я приводил в теме посвящённой Кастанеде(цитата довольно большая, но оно того стоит):

"Итак, о втором базовом методе практики, согласно учению дона Хуана - о просмотре своей жизни.
Логика выполнения просмотра такова: сначала в поле актуального осознания вытаскивается информация, связанная с определнными людьми и определенными событиями из прошлого. Как правило, эта информация эмоционально сильно заряжена. Таким образом, мы последовательно, одно за другим, вспоминаем события своей жизни. Для отработки каждого из этих событий (воспоминаний) используется своеобразная магическая процедура: во время вдоха голова плавно разворачивается слева направо. Одновременно практикующий представляет, что во время вдоха он забирает назад из своего прошлого жизненную энергию, которую он когда-то там оставил. На фазе выдоха голова плавно разворачивается в обратном направлении, то есть справа налево. Во время выдоха нужно мысленно отдавать чужую энергию, которая была нами впитана во время вспоминаемых событий. Таким образом, на вдохе голова идет слева направо, на выдохе, наоборот, справа налево. На вдохе забирем назад свою энергию, на выдохе - отдаем чужую. Как видим, в просмотре жизни, как он дается у Кастанеды, медитация-самонаблюдение отсутствует. Между тем, именно самонаблюдение является самым сильным, самым эффективным и просто незаменимым методом растворения содержимого нашего сознания. Лучшего метода для очищения нашего сознания, для ликвидации многолетней информационной зашлакованности нашей психики, чем медитация-самонаблюдение просто не существует. Дыхание сталкеров, используемое при просмотре жизни, по сравнению с самонаблюдением - все равно, что самокат по сравнению с хорошим автомобилем. Таким образом, если человек, не зная и не владея медитацией-самонаблюдения, начинает выполнять просмотр своей жизни, ничего хорошего из этого не получается. Просмотр вываливает в сферу актуального сознания огромное количество неотработанной, эмоционально заряженной информации. А метода, который позволяет успешно всю эту информацию растворять и отрабатывать, у них нет. Подметающее дыхание сталкеров не способно полноценно справляться с этой задачей. Сразу же отмечу, что это, по большому счету, не способен сделать и любой другой метод дыхания. Полное дыхание даосов или йогов - вытаскивает вытесненную неотработанную информацию, выводит её в сферу актуального сознания, но для того, чтобы её растворить, необходим иной метод, несравненно более сильный в этом отношении - медитация-самонаблюдение.
Кроме того, на мой взгляд, просмотр жизни - очень тяжелая и вымученная процедура. Поскольку у последователей Кастанеды метод самонаблюдения отсутствует, у них не очищена и не освобождена даже зона актуального осознания. Я имею в виду своеобразную "прихожую" нашей психики. Есть такое санскритское слово "пратьяя", оно означает актуальное содержимое нашего сознания - то, что мы думаем, чувствуем, ощущаем, воспринимаем в данный момент. Так вот, когда новоявленный сталкер начинает вспоминать свою жизнь, прихожая его сознания уже, еще до начала просмотра, загромождена огромным количеством информационного мусора. Представим себе прошедшие годы как анфиладу (последовательность) комнат, соединенных дверьми. И вот, когда человек вспоминает события прошлого, он должен тащить всю эту груду информации через не расчищенные, захламленные комнаты в прихожую, которая тоже является заваленной неотработанной информацией. В результате имеем очень неблагополучную психоинформационную ситуацию, чреватую "несварением головы" со всеми вытекающими отсюда последствиями. Совсем другое дело, если мы практикуем медитацию-самонаблюдения. В этом случае мы не достаем искусственным образом информацию из прошлого, а спокойно и безмятежно созерцаем все, что есть. При этом, первым делом, растворяется актуальное содержание сознания (освобождается от хлама прихожая). Затем совершенно естественным образом, без каких-либо специальных и нарочитых действий, (таких, как намеренное воспоминание событий прошлого) в расчищенное, пустое пространство актуального осознания (нашей прихожей) начинает самопроизвольно выплывать неотработанная информация из прошлого. Причем, это уже не сам человек выбирает, что ему вспоминать, а воспоминание приходит само собой. Это очень важно, поскольку процесс постепенной расчистки сознания идет не насильственно, не волюнтаристски, а естественно, гармонично, наиболее безопасным и здоровым образом.
Это похоже на очищение капустного кочана. Самонаблюдение дает нам возможность спокойно и ненатужно сначала снять самый верхний лист. Когда он полностью снят, наступает очередь следующего. И так до тех пор, пока мы не дойдем до самой сердцевины, до сияющей пустоты полностью очищенного сознания."

mr.Hriublin, большое спасибо за интересный и поучительный пост. В развёрнутом виде читателям намного понятнее о чём идёт речь (энергетическая двойственность правое-левое). Опять же прекрасная иллюстрация к тому, какие чудесные вещи начинают происходить при устранении этого энергетического разбаланса.
Всего доброго. ВМ.
 

mr_Hriublin

Форумчанин
#35
"Это похоже на очищение капустного кочана. Самонаблюдение дает нам возможность спокойно и ненатужно сначала снять самый верхний лист. Когда он полностью снят, наступает очередь следующего."

Да, вот тут Вы практически прочитали мои мысли. Правда, о капусте я совсем не думал - видимо, был уже вполне себе сыт, но то, что блокировки, особенно "старые", как в моём случае, имеют многослойную структуру, испытал на своём опыте более чем конкретно.
И это применимо не только к вопросу "просмотра жизни", но и вообще ко всему. Даже чисто физически - голова действительно сильно разгружалась, причём "слоями", каждый раз, правда, приходилось много чего не самого приятного испытывать, этакий психоэмоциональный "пик", во время которого приходилось что-то этакое окончательно принять, перестать бороться (причём не установкой на прекращение борьбы - это вообще бесполезное рекурсивное действие типа "борюсь с борьбой", не приводящее ни к чему). Даже процесс снятия слоя имеет некоторую многослойность - зачастую сначала вхожу в контакт с сутью проблемы, даже обретаю некоторое понимание, но не чувствую её до конца. Потом - начинается "омрачнение ума", и это понимание уходит куда-то в фон, иногда совсем теряется, остаётся, разве что, смутное напоминание о том, что оно есть. Далее бывают состояния, которые у Славинского назывались "маятниками" - мысли вроде "всё бесполезно, медитация не помогает, я никуда не продвигаюсь". Уже после этого начинаю видеть собственно, сам процесс борьбы с чем-то, наблюдать его. И таким образом начинается уже конкретное "снятие слоя" - через наблюдение за процессом борьбы с чем-то (кстати, не всегда конкретным, иногда это что-то вполне определённое, иногда это какое-то смутное состояние напряжённости, которое позже обретает какие-то более конкретные черты, иногда - просто эмоциональное состояние и т.д.). Этому всему сопутствуют как раз-таки воспоминания, разного рода мысли, новые взгляды (но пока отделённые друг от друга) на привычные вещи. И уже в самом конце - процесс полного "снятия" слоя. Я это условно называл "двойственность схлопывается" - то, чего боишься или то, с чем борешься, ставит в эмоциональную и познавательную ситуацию, когда борьба уже во всех смыслах ощущается бесполезной, и, собственно, то, что не принималось - испытывается. Нарастание к этому моменту может длиться по-разному, сам момент, как и любой момент - бесконечно малый или бесконечно большой.
В любом случае, после этого результат - новое ощущение тела, себя. А также, как ни странно, то, что приходилось принимать, либо теряет свою актуальность для практикующего, либо же как-то так берёт и разрешается в нужную сторону, причём "вдруг откуда ни возьмись".
Особенно меня удивляют две вещи:
1)По всей видимости, логика и просто "мышление" - совершенно бестолковое занятие само по себе. Всё в этом мире определяет энергетика, и только она, а логические линии лишь следуют по заданному пути, а сами по себе могут приводить к любым результатом. Более того, растворяя блокировки, работая с энергией, могут возникнуть ситуации, меняться ситуации в стороны, противоречащие любой доступной практикующему логике. Именно поэтому я последнее время стал в большей степени доверять своим ощущениям, своей интуиции. Я не знаю, как это воспримет Владимир Михайлович, но мне кажется, что у меня всегда была, и сейчас оно просто становится более явным, некоторое чутьё на ощущение "целостности" и на людей в принципе - в плане того, кто мне близок, кто нет, а также зачастую и кто из себя что представляет, словно я на уровне ощущений это чувствую. Кстати сказать, это - основная причина, почему я выбрал именно эту школу по части ЭМП - прочтение книги оставило именно ощущение целостности и доверия.
Именно поэтому я сейчас делаю упор на то, что ощущаю - если по отношению к человеку и нашему с ним взаимодействию, я ощущаю такую целостность, вернее, целостное взаимодействие, то с этим человеком в пределах общего дела, или просто каких-то отношений мы, в конечном итоге, "кашу сварим", и это будет надолго и плодотворно. Зачастую мне просто нужно честно признаться в себе "что я ощущаю в конечном итоге", если отбросить логические построения, желания, ценные идеи и прочее.
2)Человек, судя по всему, ассоциирует, отождествляет себя со своими блокировками, с напряжёнными участками тела, сам того не осознавая. И для того, чтобы плодотворное взаимодействие получалось, ему, зачастую, приходится с этими блокировками сталкиваться, выправлять, растворять. И заметил интересную вещь - те, кто хотят что-то "понять", стремятся развиваться - в моём присутствии и при общении со мной, точно так же начинают "прозревать" по мере моей же практики, по мере общения со мной. Даже каких-либо философских бесед не нужно - одного присутствия зачастую достаточно. Они и сами мне об этом говорят, и те изменения, которые они претерпевают, также видно невооружённым глазом, да и в принципе замечено многими, не только мной.

И ещё мне кажется, что информационной составляющей, базовой информационной составляющей, определяющей судьбу, является не логические построения, не желания, привязанности, а намерения. Хотя бы потому, что чистое намерение лишено отрицания каких-либо сторон своего существа, оно само по себе целостно, задаёт информационный вектор.
После этого вообще как-то нелепо выглядят любые отрицания концепции кармы.
 

mr_Hriublin

Форумчанин
#36
Удивительное дело. Сегодня вспомнил своё состояние, будучи ребёнком в Индии, а потом пришла одна мысль, касаемо точек бифуркации и 12-тилетнего цикла, о котором писал Владимир Михайлович в 1 томе ПБИ.

Несильно вдаваясь в подробности "увиденного", получается следующая картина:

Около 6 лет в Индии, около 6 лет в Канаде. В Индии особенно ярко выражена была моя склонность к некоторому пафосу (ещё у ребёнка совсем маленького!), самоутверждению, чувству превосходства над всеми вокруг. Я даже Индусов считал тогда второсортными людьми и чуть ли не своими рабами, был довольно нетерпелив в плане того, что хочу получить, манипулировал родителями всеми способами, которыми мог придумать, чувствуя при этом своё превосходство и самоутверждаясь. Т.е. первые 6 лет - "фигура", явное, "ян-состояние" - стремление самоутверждаться. Далее следующие 6 лет в Канаде - перетекание от фигуры - самоутверждения к ждущему своего часа фону. Под конец командировки я стал явно более депрессивным, что-то периодически мешало быстро "соображать", стал сильнее "тормозить", а также начало нарастать чувство страха перед потерей чего-либо.

Далее - 1998 год. Приезжаю в Россию. И следующие 12 лет - однозначная "фигура" в виде страха перед потерей чего-либо, чувства собственничества, ревности ко всему, всем и вся с поводом и без повода. Опять же, первые 6 лет - по нарастанию. Следующие 6 лет - на убывание.

Начиная с того момента, как стал заниматься медитацией, потом посетил консультацию у Владимира Михайловича, произошло 2 важных этапа:
1) Определённое обретение чувства "себя". Это происходило вплоть до второй консультации, пока Владимир Михайлович не сказал мне "Сила-то у Вас, оказывается, есть, а вот распоряжаетесь ей неправильно", и было дано сосредоточение на лобовом центре.
2) Этап, когда эти "фигуры" и "фон" начинают постоянно меняться, сменять друг друга, причём всё быстрее и быстрее, с большей частотой. Сразу вспоминается монада Тай-Цзи. Этот этап продолжается до сих пор, но есть ощущение, что я где-то неподалёку от чего-то совсем совсем иного. И в данный момент мне явно хочется делать в основном только парадоксальное дыхание, сосредоточение и самонаблюдение - они дают однозначный эффект. Хотя на первом этапе я терпеть не мог делать парадоксальное дыхание - тяжелее всего было.

Вот как-то так. Не мог не поделиться этими мыслями, прям всё так складывается, с такой точностью, что аж немного шокирован.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#37
Интересно, что есть люди, которые у себя не замечают действие 12-летнего цикла. Думаю, что на самом деле цикл работает и у них, но его действие не замечается, чреда жизненных событий неправильно интерпретируется, что-то важное вообще может упускаться из виду, тогда как чему-то другому придаётся чрезмерное значение.
 

mr_Hriublin

Форумчанин
#38
Здравствуйте, Владимир Михайлович!

"Интересно, что есть люди, которые у себя не замечают действие 12-летнего цикла. Думаю, что на самом деле цикл работает и у них, но его действие не замечается, чреда жизненных событий неправильно интерпретируется, что-то важное вообще может упускаться из виду, тогда как чему-то другому придаётся чрезмерное значение."

Думаю, это вполне объяснимо. Во-первых, я сам только сегодня, да что там сегодня, пару часов назад вообще это заметил в столь явном виде. Тут, мне кажется, дело в том, что находясь "внутри" процесса, совершенно нереально увидеть его со стороны. У меня же такое ощущение, что идёт какое-то раз-отождествление с этим сейчас, и поэтому я мог это заметить. Наверняка есть немало людей, которые, пройдя полные 24 года смены фигуры-фона, продолжают "в том же духе" и далее, по второму кругу, почему бы нет?
Да что уж там, я сам не знаю, что будет дальше. Я лишь испытываю некоторый оптимизм, что занимаюсь медитацией, умудряюсь замечать подобные вещи, т.е. есть некоторый мажорный такой аккорд на тему того, что "дубль два" по этому кругу таскаться не придётся.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#39
Ну, на этот счёт (дубль два) беспокоится не приходится. Этого быть не может. Даже у самого косного и неразвитого человека всё равно повторение будет идти немного по другому "на другом витке диалектической спирали" (Гегель). Вся наша жизнь - это повторение без повторения.
Всего доброго. ВМ.
 

mr_Hriublin

Форумчанин
#40
Сегодня столкнулся с удивительным делом, касающимся ущербности собственного ума, а также того, как это влияет на распределение внимания и, соответственно, энергии, в повседневной жизни.

Началось всё ещё несколько дней назад, вчера проявилось в процессе сосредоточения, а сегодня - уже "заметил" это в повседневной жизни.

Есть у меня определённая сверхценная идея, связанная с ней фрустрация, тревога и т.д.
И вот однажды, во время сосредоточения, я, вместо того, чтобы чувствовать "барьер" из всяческих мыслей, образов, эмоций, телесных ощущений, по этому поводу, "проваливаюсь" в медитацию. Т.е. моё внимание полностью концентрируется на сосредоточении, голова опустошается, нет ни единой мысли. И вместо того, чтобы радоваться этому мне...стало страшно. Потому что в тот самый момент я ощутил, будто "потерял себя" и "забыл, кто я". После сосредоточения и дыхания было ощущение лёгкости, но при этом, эта лёгкость не давала мне покоя, и я постоянно задавал себе вопрос "кто я вообще?", и уже позже, как-то машинально стал искать снова эту сверхценную идею, задавать какие-то вопросы, направлять туда внимание, пока не почувствовал снова "себя".
Вспомнился случай, описанный Владимиром Михайловичем в ПБИ, когда женщина избавилась от головной боли, а потом утром считала, что "с ней что-то не так", ибо эта головная боль мучила её множество лет.
И вот и я попался на то же самое - получается, что "чувство своего я" у меня сводится во многом, к этой блокировке, к этой проблеме, к фрустрации и т.д. И как-то даже страшновато стало, тревожно, в первую очередь от того, что "а как без этого-то?".

А сегодня, уже в повседневной жизни, заметил взаимодействие между этим отождествлением "себя" с навязчивой идеей и тем, как это взаимодействует с тем, что я делаю. Наливаю воду в чайник - параллельно думаю о сверхценной идее, она всегда так или иначе присутствует. И как-то небрежно так наливал. Отнаблюдав это, полностью направил внимание на процесс наливания воды в чайник. "Делал и думал одно". Надо сказать, что "операция прошла успешно", спокойно, даже в какой-то степени грациозно. По-сравнению с тем, как я обычно делаю что-либо подобное, слово "грациозно" вполне применимо :D
Но вместе с тем - полное самозабывание. Вот это ощущение самозабывание пока вызывает страх, и повторяется оно уже во время каждой медитации.
Хотя понимаю, что это - благо, более того, что даже чисто-теоретически, направляя внимание постоянно туда, в эту сверхценную идею, я себе же хуже делаю во всех смыслах, которые только можно представить, причём касающихся как самой проблемы, так и всего остального. Но вот, тут пока расходится "думать и делать одно" - вроде самозабывание - благо, но, тем не менее, пока вызывает тревогу. И всё же "Отказавшись от себя, по-настоящему владеешь собой", - как сказал Сунь Лутан.

А вообще забавно даже, если так подумать, даже ирония какая-то в этом есть. Читаешь ПБИ, там множество всяческих ошибок учеников описано. Вроде прочитал всё это, даже не один раз, "знаешь", как может показаться, а, тем не менее, попадаешься на эту удочку. На ту удочку, на которую должен попасться, чтобы получить необходимые впечатления и необходимый опыт. А вот хоть какое-то понимание приходит только тогда, когда испытываешь на собственной шкуре. И то, сразу вспоминается: "Если бы ты, по крайней мере, понял, что ты не имеешь ни малейшего понимания! Но даже об этом ты не имеешь ни малейшего понимания" (с)Кодо Саваки