Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Нужна ли сидячая медитация?

Kargopolov

Руководитель школы
#1
В наше время для многих духовных искателей вполне очевидно, что духовное развитие - это, прежде всего, развитие сознания. Однако, относительно духовной практики в современном мире существуют два противоположных и плохо совместимых подхода. Согласно одному из них, для духовного развития совершенно необходима систематическая практика сидячей медитации. Она выполняется ежедневно, в предписанной медитативной позе и согласно определенному методу медитации. Сторонниками такого подхода являются последователи Дзен-буддизма (например, Ф.Капло), последователи традиционных индийских учений Йоги и Тантры (например, Сатьянанда), последователи таких мощных тибетских традиций, как Дзогчен и Махамудра Тилопы, наконец, последователи различных школ цигун (как буддийских, так и даосских).

Другой, диаметрально противоположный подход к духовному развитию проповедует необходимость тотальной осознанности в любой момент жизни, осознанности, не ограниченной никакими временными рамками, но при этом отвергает медитацию как метод и систематическую дисциплину. Некоторые сторонники второго подхода в принципе не отвергают сидячую медитацию, но считают её, по большому счету, не столь важной и не обязательной (это последователи современной Адвайта-Веданты, такие, как Рамеш Балсекар; это Ауробиндо Гхош и его последователи и др. ). Здесь уместно вспомнить знаменитое изречение "Тот, кто ставит Бога на второе место, на самом деле не ставит его вообще ни на какое место" . То же самое можно сказать и про сидячую медитацию.

Другие занимают более жёсткую позицию, категорически отвергая сидячую медитацию, как специально оформленный метод, как систематическую духовную дисциплину (Джидду Кришнамурти, Фриц Пирс, Алан Уотс с его презрительным: "Дзен отсиженных ног" и др.).

Так кто же из них прав и нужна ли вообще сидячая медитация? Вопрос адресован только тем, кто согласен с тезисом о том, что духовное развитие - это, прежде всего, развитие сознания.

Владимир Каргополов.
 
Последнее редактирование:

Tolli

Форумчанин
#2
Всегда найдутся те, кому помогла просветлеть именно сидячая медитация. Почему же нет?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Да,конечно.Но дело в том,что ряд авторов считает,что вполне можно обойтись и без сидячей медитации (для духовного развития).ВМ.
 
Последнее редактирование:

bon

Форумчанин
#4
Вроде бы у Ошо написано, но я согласен, поэтому и от меня сказано: "главное чтобы медитация не была бегством от реальности", а уж сидячая или ходячая, считаю неважно. В добавок, в вашей книге, ВМ, расписана неоднозначность понимания термина медитация, может лучше подобрать более русское слово-аналог, ведь русский язык богат!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Действительно, а то все "галоши" да "галоши", когда есть прекрасное русское спово "мокроступы" :D
 

ladaravel

Форумчанин
#6
hahah!!!! MOKROSTUPI!! :D
net.mne kajetsja ,chto net luchshego slovo chem "meditazija" eto tochno. ves mir upotrebljaet ego.
ved idet ot latinskogo!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
https://idclips.com/video/qS3stCUUS...дитация-дзен-ведут-ли-они-к-просветлению.html
Артур Сита (Мамедов). Мать татарка, отец азербайджанец). Начинал у российского гуру Романа Снежко (мастер Нето). Ушёл от него в свободное плавание (сатсанги), чем вызвал нешуточный гнев своего бывшего учителя.
Типичный представитель неоадвайты. Обаятельный болтун. Большое число фанатов, особенно женского пола.
 
Последнее редактирование:

sit2602

Форумчанин
#8
https://idclips.com/video/qS3stCUUS...дитация-дзен-ведут-ли-они-к-просветлению.html
Типичный представитель неоадвайты. Обаятельный болтун. Большое число фанатов, особенно женского пола.
Точно, ни медитация- самонаблюдение, ни медитация - присутствие уже не нужны. Направь взор в небо, думай о возвышенном, настройся на позитив, и будет тебе счастье. А мы тут корячимся, пытаемся какие-то блокировки убирать, даже иногда, о ужас!, волевые усилия прикладываем. :eek::eek:
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Далее цитирую 2-й том ПБИ, главу "Психоэнергетика общения и сохранение осознанности в повседневной жизни" https://kargopolov.spb.ru/book/volume2/part1/chapter15.html

В наше время среди тех, кто интересуется восточной духовностью, широко распространено заблуждение, согласно которому нет никакой необходимости практиковать сидячую медитацию в специально отведенное для этого время и в специальной медитативной позе. С их точки зрения вполне достаточно сохранять постоянную осознанность (в терминологии Хуэй-нэна — «осуществлять прямоту сознания») в повседневной жизни.

По моему глубокому убеждению, такой подход к духовной практике является роковой методологической ошибкой. Прежде всего, по той простой причине, что практика «попутной осознанности», осуществляемая параллельно с делами повседневной жизни, никогда не сможет достичь той глубины и того качества, которые характерны для сидячей медитации, систематически выполняемой в специально для этого отведенное время и в специальной медитативной позе. При всей её несомненной важности, повседневная осознанность, сама по себе не в состоянии обеспечить столь же высокого уровня мобилизации личной силы и произвольного внимания. При «попутной» осознанности мы включены в дела повседневной жизни и наше внимание, а следовательно, и энергия нашего осознания, с неизбежностью рассеиваются. Вот почему так важна и абсолютно необходима систематическая практика сидячей медитации. Благодаря «неделанию» повседневной жизни она позволяет нам полноценно использовать весь ресурс своего внимания, весь ресурс своей способности осознавания.

Кроме того, отказ от сидячей медитации фактически исключает практику медитации-самонаблюдения, полноценное выполнение которой возможно только при закрытых глазах. Наконец, для успешной практики медитации очень большое значение имеет правильная медитативная поза. Она обеспечивает наиболее благоприятные условия для беспрепятственной циркуляции жизненной энергии в нашем теле и тем самым способствует высокой эффективности нашей медитативной практики. Далеко не случаен тот факт, что во всех духовных традициях Востока — в буддизме, даосизме и классической йоге, правильной медитативной позе всегда придавалось очень большое значение. Как правило, ни одно из тех положений тела, которые характерны для нашей повседневной жизни, не может рассматриваться как «правильное», поскольку все они, в большей или меньшей степени, создают препятствия для циркуляции жизненной энергии в нашем теле, а следовательно, ухудшают и функционирование нашего сознания.

Совершенно очевидно, что практика «попутной» медитации просто исключает принятие надлежащей медитативной позы. Это возможно только в сидячей медитации, является её уникальной особенностью и очень большим преимуществом.

Продолжение следует.
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Итак, отказ от систематической практики сидячей медитации — это фундаментальная ошибка, неизбежным следствием которой будет отсутствие сколько-либо значимых результатов.

Тем не менее, как это ни удивительно, в современном мире находится довольно большое число сторонников этой, с практической точки зрения совершенно несостоятельной методологической установки. К ним относятся последователи Алана Уотса, Фрица (Соломона) Пирса, Джидду Кришнамурти, Рамеша Балсекара и даже некоторые последователи Шри Ауробиндо Гхоша, ссылающиеся на его слова о том, что, в принципе, для духовного развития практика систематической медитации не является обязательной (!) и что, дескать, вполне достаточно практиковать осознанность в повседневной жизни.

Выяснить, кто же всё-таки прав в этом, слишком затянувшемся, споре, очень легко. Стоит только начать практику сидячей медитации и получить необходимый личный опыт, как ущербность и несостоятельность позиции противников сидячей медитации высвечивается самым что ни на есть убедительным образом. Вы очень скоро увидите, что даже тогда, когда вы вышли из круга повседневных дел и специально посвятили своё время медитации, — даже в этом, исключительно благоприятном режиме «неделания повседневной жизни», — очень непросто сохранить должный уровень осознанности и должное качество медитации. А что уж говорить про практику осознанности посреди мирских дел и забот! Тот, кто этого не понимает, кто, вопреки здравому смыслу отказывается от систематической практики сидячей медитации — обречен на духовный застой и отсутствие реального прогресса.

Конечно же, практикуя сидячую медитацию в специально отведенное время, не следует возводить стену, отделяющую вашу практику от повседневной жизни, не следует пренебрегать сохранением осознанности в обычной жизни. Необходимо как одно, так и другое. Необходима и систематическая практика сидячей медитации, и сохранение осознанности в повседневной жизни. То качество и та глубина спокойствия и осознанности, которые обретаются в сидячей медитации, должны постепенно пропитывать своим светом и наше повседневное существование. Практика сидячей медитации никоим образом не исключает культивирования осознанности в повседневной жизни. Наоборот, систематическая практика сидячей медитации весьма сильно развивает способность к сохранению медитативного состояния «прямоты сознания» в обычной жизни (особенно сильно в течение первых 30-60 минут после медитации).

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
"Конечно же, постоянное (т. е. непрерывное) сохранение должного состояния осознанности в повседневной жизни, для духовного искателя, живущего не в Гималайской пещере и не в буддийском монастыре, а в обычной «мирской» обстановке является недостижимым идеалом, но никак не реальностью. Поэтому не следует возлагать на себя бремя нереалистичных ожиданий. Мы можем претендовать только на «пунктирную» осознанность в повседневной жизни (пунктирный Будда). Надо сказать, что это уже немалое достижение, по сравнению с обычным неряшливым функционированием сознания. И это не должно быть причиной пессимистического настроя.

Систематическая духовная практика, включающая в себя как ежедневную сидячую медитацию, так и пунктирное осознание в повседневной жизни, приводит к постепенному созреванию нашего сознания. В конечном итоге, накапливающиеся количественные изменения в развитии сознания, рано или поздно приведут к качественному скачку, к духовному прорыву в новое качество, после которого становится возможным уже не пунктирное, а непрерывное пребывание в осознанности. Как сказал китайский мастер боевых искусств Сунь-Лутан «Неожиданно и прекрасно приходит духовная трансмутация Шэнь».

Надо сказать, что здесь я не сообщаю чего-то нового. Точно такого же мнения придерживались все великие мастера, как в Индии, так и в Китае, в частности, Шестой Патриарх Чань-буддизма Хуэй-нэн. Перед смертью он дал своим ученикам следующее наставление:

«Когда я покину этот мир, вы должны все вместе заниматься сидячей медитацией точно так же, как вы это делали в те дни, когда я был вместе с вами. Лишь только так вы обретёте умиротворённость и спокойствие, то состояние, в котором не будет ни движения, ни покоя — это и будет подлинный Великий Путь».

Подчеркивая важность постоянных занятий сидячей медитацией, Хуэй-нэн, в то же время всегда говорил о необходимости постоянно работать над сохранением осознанности в повседневной жизни."