В наше время для многих духовных искателей вполне очевидно, что духовное развитие - это, прежде всего, развитие сознания. Однако, относительно духовной практики в современном мире существуют два противоположных и плохо совместимых подхода. Согласно одному из них, для духовного развития совершенно необходима систематическая практика сидячей медитации. Она выполняется ежедневно, в предписанной медитативной позе и согласно определенному методу медитации. Сторонниками такого подхода являются последователи Дзен-буддизма (например, Ф.Капло), последователи традиционных индийских учений Йоги и Тантры (например, Сатьянанда), последователи таких мощных тибетских традиций, как Дзогчен и Махамудра Тилопы, наконец, последователи различных школ цигун (как буддийских, так и даосских).
Другой, диаметрально противоположный подход к духовному развитию проповедует необходимость тотальной осознанности в любой момент жизни, осознанности, не ограниченной никакими временными рамками, но при этом отвергает медитацию как метод и систематическую дисциплину. Некоторые сторонники второго подхода в принципе не отвергают сидячую медитацию, но считают её, по большому счету, не столь важной и не обязательной (это последователи современной Адвайта-Веданты, такие, как Рамеш Балсекар; это Ауробиндо Гхош и его последователи и др. ). Здесь уместно вспомнить знаменитое изречение "Тот, кто ставит Бога на второе место, на самом деле не ставит его вообще ни на какое место" . То же самое можно сказать и про сидячую медитацию.
Другие занимают более жёсткую позицию, категорически отвергая сидячую медитацию, как специально оформленный метод, как систематическую духовную дисциплину (Джидду Кришнамурти, Фриц Пирс, Алан Уотс с его презрительным: "Дзен отсиженных ног" и др.).
Так кто же из них прав и нужна ли вообще сидячая медитация? Вопрос адресован только тем, кто согласен с тезисом о том, что духовное развитие - это, прежде всего, развитие сознания.
Владимир Каргополов.
Другой, диаметрально противоположный подход к духовному развитию проповедует необходимость тотальной осознанности в любой момент жизни, осознанности, не ограниченной никакими временными рамками, но при этом отвергает медитацию как метод и систематическую дисциплину. Некоторые сторонники второго подхода в принципе не отвергают сидячую медитацию, но считают её, по большому счету, не столь важной и не обязательной (это последователи современной Адвайта-Веданты, такие, как Рамеш Балсекар; это Ауробиндо Гхош и его последователи и др. ). Здесь уместно вспомнить знаменитое изречение "Тот, кто ставит Бога на второе место, на самом деле не ставит его вообще ни на какое место" . То же самое можно сказать и про сидячую медитацию.
Другие занимают более жёсткую позицию, категорически отвергая сидячую медитацию, как специально оформленный метод, как систематическую духовную дисциплину (Джидду Кришнамурти, Фриц Пирс, Алан Уотс с его презрительным: "Дзен отсиженных ног" и др.).
Так кто же из них прав и нужна ли вообще сидячая медитация? Вопрос адресован только тем, кто согласен с тезисом о том, что духовное развитие - это, прежде всего, развитие сознания.
Владимир Каргополов.
Последнее редактирование: