Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • При возникновении любых проблем с форумом напишите администратору на почту admin@kargopolov.ru

  • Уже в продаже третий том «Избранных материалов форумов». Подробнее...
  • С 9 по 30 июня Владимир Михалович в отпуске, на форуме его не будет.

Боевые исскуства как путь

LittleA

Форумчанин
#1
Восточные единоборства можно разделить на две больших группы - это собственно исскуство боя ("дзюцу") и путь ("до", кит. "дао"). Большинство направлений идут парами: айки-дзюцу и айкидо, джиу-джитсу (искаженное дзю-дзюцу) и дзю-до и т.д. Но если с первыми "дзюцу" все понятно, то с "до"-путем все сложнее, так как заявленная цель занятий <любое>-до - не превращение в идеального бойца, а именно духовное просветление. Нужно отметить, что многие мастера, начинавшие с "дзюцу" со временем пришли к своему Пути. Уэсиба Морихэй, создатель айкидо - одного из самых мягких боевых исскуств, основанного на идее мира и ненасилия, ло этого много лет занимался айки-дзюцу и тренировал военных, его додзе - место тренировок - называлось просто и емко - "ад", что ясно говорит о жесткости и агрессии проходивших занятий. То же самое мы видим, читая биографии многих мастеров восточных боевых исскуств: превращение единоборства, умения побеждать противника, в боевое исскуство как систему саморазвития.
Однако, механизм этого развития мне, например, непонятен.
Что такого есть в боевых исскуствах, что ведет к духовному развитию? Каков механизм их работы?
Высказывайтесь! Тема имхо очень интересная, буду рад диалогу.

PS Владимир Каргополов в своей книге упоминает о созданном им боевом исскустве, основанном на даосском круге. Было бы любопытно узнать подробнее о нем.
 

alkutin

Форумчанин
#2
Обратите внимание, стили боевых искусств делятся на внешние и внутренние.

Во внешних стилях (карате и пр.) наиболее активно оттачивается геометрически поставленная техника. Отточеная техника автомата и есть багаж этого бойца.

Во внутренних стилях (китайский стиль воришки и пр.) предполагается, что одно базовое движение имеет пространство возможностей. У бойца оттачивают не столько геометрическую техннику, сколько внутреннее интуитивное восприятие ситуации. Такой боец "садится" на встречающиеся энергопотоки и доставляет свой базовый удар или блок в нужную точку просто потому, что так велит композиция энергетических сил.
Учиться такому стилю - это активно развивать тонкость своего восприятия. А это уже путь.
 

LittleA

Форумчанин
#3
Отчасти да, но с другой стороны, достижение мастерства в любой деятельности требует развития тонкости восприятия. Может ли любое занятие быть Путем? Если да, то почему боевые исскуства выделяются в такую отдельную категорию? Возможно, есть еще какие-то компоненты?
Плюс, для такого развития не обязательно бить людей в лицо частями тела, есть ведь дисциплины, изначально заточенные на познание через тело, через движение, тот же цигун например, или хатха-йога. Однако что-то побуждало людей создавать свои школы на основе именно боевых исскуств. Что именно?
 

Хийси

Форумчанин
#4
Понимаю, что вызову волну возмущения, но всё-таки выскажу своё личное мнение. :)

Мне кажется, что когда говорят о спасении/освобождении/просветлении в боевых искусствах, то выдают желаемое за действительное. Ну, по крайней мере, в современном спортивном мире, в реальном мире, никуда не денешься от духа соперничества, агрессивности, от "спортивной злости"... Какое уж тут просветление... :)

Может быть, сказки о просветленных головорезах (буквально!) родились, как ответ церковной организации (буддийской) на запросы влиятельного самурайского сословия. Ведь как можно было открыто заявить, что самураям до просветления - как пешком до луны? Вообще, это печальная картина и отдельная история - как всякая без исключения религия, становясь иерархической человеческой организацией, неизменно предаёт свои первоначальные высокие (очень высокие! небесные!) идеалы. Примеры тому есть в любой стране, в любой религии...

Вы скажете, что есть другие боевые искусства - настоящие, преподаваемые бессмертными отшельниками, живущими в недоступных горах и питающимися исключительно утренней росой! Может и есть... Расскажите подробнее, интересно будет послушать! А я говорю о том, что наблюдал в этой жизни, которая рядом со мной.
 

alkutin

Форумчанин
#5
По-моему, просветленный отшельник вместо махания кулаками лучше покрутит тайцзи :) )
Чтобы проучить негодяя движений тайцзи больше чем достаточно, а польза для простветления в одном ряду с боевыми искусствами не стоит :) )
 

bon

Форумчанин
#6
[quote="LittleA":2njn0kpn] Нужно отметить, что многие мастера, начинавшие с "дзюцу" со временем пришли к своему Пути. [/quote]
"Боги" тоже устают. Они, эти мастера, просто устают быть непобедимыми. "Период полураспада" концепции агрессора велик, но он есть.

Я занимался тхэкван-до - означает "путь ноги". Может раньше это и было Путем... 10 лет назад сам мастер(3ий или 4 дан) еще учил нас, даже в тетрадку под диктовку этикет записывали. Но бизнесс забрал и его, свалил обучение на взрослых ребят, поэтому стали изучать уже путь(траекторию) ноги а не Путь. Так и сейчас, все ради победы, а победа ради превосходства.
 

LittleA

Форумчанин
#7
По-моему, просветленный отшельник вместо махания кулаками лучше покрутит тайцзи
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тайцзицюань
Тай-цзи - это именно боевое исскуство, которое вполне попадает под определение "до", но никак не "дзюцу" ))

Мне кажется, что когда говорят о спасении/освобождении/просветлении в боевых искусствах, то выдают желаемое за действительное. Ну, по крайней мере, в современном спортивном мире, в реальном мире, никуда не денешься от духа соперничества, агрессивности, от "спортивной злости"... Какое уж тут просветление...
Речь идет не о спорте.
Адепты шотокан-карате не проводят контактных поединков. В айкидо, многих стилях ушу поединков нет в принципе, ни контактных, ни безконтактных. В том же тайцзи их нет, как и в илицюань и т.д.

Что касается таэквондо - то это печальный пример ухода в чистый спорт и "опопсения" боевого исскуства. Т.о. слово "до" в названии - сегодня не более чем дань традиии, но так было не всегда.

Вообще, это печальная картина и отдельная история - как всякая без исключения религия, становясь иерархической человеческой организацией, неизменно предаёт свои первоначальные высокие (очень высокие! небесные!) идеалы
Мне кажется, это справедливо для "тоталитарных" религий типа христианства, но не для японского дзен, который собственно "религией" в классичеком понимании ИМХО не является...
По поводу самураев-головорезов, которым обидно без просветления - мне кажется, все не так просто, как вы пишете.

Вообще, от темы как-то отклонились...
Я исхожу из той посылки, что Путь боевых исскуств, Будо, существует, а не является плодом массового психоза и самообмана :) shock:
 

bon

Форумчанин
#8
из рекламы
паркур - осознанное движение тела сквозь пространство
пока паркур не осознает себя олимпийским видом спорта, хотя наверно достаточно осознать себя просто как спорт, вот тогда осознанность превратится в зрелищность и До превратится в Wow :lol:
 

Хийси

Форумчанин
#12
По поводу самураев-головорезов, которым обидно без просветления - мне кажется, все не так просто, как вы пишете.
:) ) Его цель - побудить уважаемых форумчан высказать собственное мнение по данному вопросу.

Учитель Кандзиро-сан сказал мне: "Если ты тщательно разжуёшь самое вкусное суси и вложишь другому в рот, он выплюнет с отвращением!"

Учитель всегда верен себе - он не стал разжёвывать... А я скромный начинающий, и пока ещё не всегда верен себе :) если хочешь сделать доброе, никогда не давай ни готовых решений, ни готовых ответов...

Прошу меня извинить за незаконченный оффтопик! :lol:
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Чем отличается боевое искусство, понимаемое как Путь, от простого спортивного единоборства, такого, например, как вольная борьба или бокс?
В боевом искусстве можно выделить:
а)подготовку физического тела (сила, скорость,выносливость, растяжка и т.п.)
б) обучение техническим приемам.
в) энергомедитативную практику (далее ЭМП). Это работа с энергией и работа с сознанием, т.е. цигун и медитация.

На мой взгляд, именно наличие или отсутствие последнего пункта (ЭМП) и является критерием различения между боевым искусством До (Дао-Путь) и спортивным единоборством.
Если мы уберем из боевого искусства ЭМП, оно перестает быть Путем и превращается в спортивное единоборство, даже если оно сохраняет свое звучное экзотическое название. Так, например, большая часть многочисленных секций Айкидо, как в России, так и во всем мире, на самом деле являются спортивными единоборствами, а не боевым искусством в высоком смысле этого слова.
Если же мы уберем из боевого искусства физическую подготовк и обучение техническим приемам, но оставим ЭМП, можно ли это называть Путем? Я полагаю, что ответ очевиден.
Т.о. До (Дао-Путь) - это,прежде всего, энергомедитативная практика, т.е. работа с жизненной энергией и сознанием (цигун и медитация). Если же кто-то утверждает. что энергия и сознание могут успешно развиваться и без ЭМП, в процессе обычных тренировок, то это всего лишь мнение невежественного человека, ввязываться в спор с которым не имеет никакого смысла.
Итак.ЭМП - это сама сердцевина подлинного Дао-Пути. А вот ресурсы развитого таким образом сознания могут использоваться самым различным образом - не только в боевых искусствах, но и в искусстве целительства, в искусстве живописи, музыки, стихосложения, управления, в научном познании, техническом творчестве - да в чем угодно! И это будет не в меньшей степени Дао-Путь, чем боевое искусство.
Всег доброго, ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
По поводу "созданного Каргополовым боевого искусства".
Сказано. пожалуй слишком сильно. Создание боевого искусства требует полноценной отдачи и серьезной работы, фокусируясь только на этом, причем на протяжении многих лет.Для меня же это направление всегда было всего лишь дополнительным к основному - к энергомедитативнй практике. Так что на создание нового боевого искусства я не претендую. ВСе, что мною сделано - это неплохой, на мой взгляд, комплекс Тай- цзи цигун для даосского круга. Я его назвал "Комплекс текучих изменений". Насколько я знаю, это единственный комплекс-тао, при выполнении которого запускается циркуляция энергии в режиме даосского круга. Все известные мне стили Тай-цзи выполняются на обратном круге, даже такой мягкий стиль как Ян, не говоря уже о стиле Чень.
Комплекс содержит много боевых техник, но всюду сохраняется энергетический (цигуновский) смысл движений (форм), который никогда не приносится в жертву боевой технической эффективности. Комплекс выполняется симметрично - сначала вся последовательность в одну сторону, затем в другую. Такой полный цикл занимает около 15 минут. Поскольку комплекс замкнут сам на себе, его можно выполнять, не прерываясь, сколько угодно - 2-3 цикла и более. Сказать, что мы располагаем полноценным боевым искусством, конечно нельзя, но этот комплекс можно рассматривать, как вполне жизнеспособный эмбрион боевого искусства, из которого со временем может получиться нечто достойное.
Кстати, великий Мастер Морихей Уесиба говорил, что в Айкидо нет технических приемов, а есть принципы использования энергии-ки. А "если нет ки - нет и Айкидо".
Действительно, если практикующий способен выйти на энергетический уровень (уровень сознания резко отличающийся от обыденного), тогда он уже не нуждается ни в каких технических приемах. Ему вполне достаточно арсенала обычных "бытовых" движений, чтобы успешно защитить себя от нескольких противников, каждый из которых может превосходить его по массе и физической силе.
Но и этот уровень не является наивысшим. Наивысший - это такой уровень владения энергией и сознанием, при котором мастер "урабатывает" агрессивную психику своего оппонента, так что необходиость в реальном боевом столкновении просто отпадает.
Всего доброго, ВМ.