Здравствуйте, Little A ! Был в отпуске, отсюда и задержка с ответом. В меру сил и возможностей постараюсь прояснить свою позицию по поводу соотношения творчества и Йоги сознания.
Прежде всего, хочу сказать, что сама постановка Вашего вопроса уже говорит о серьезном отношении к проблеме.
Чтобы правильно сформулировать вопрос, уже требуется определенная познавательная зрелость. Так что Вам не стоит комплексовать по поводу "корявости" изложения. Вы всё изложили достаточно хорошо и понятно. Прежде чем говорить о творчестве и восприятии художественных произведений в связи с медитативной практикой осознания, сначала о фундаментальных принципах, отталкиваясь от которых можно идти дальше.
Нужно ли избавляться от читта-вритти?
Пытаться изгнать из своего сознания мысли, образы и эмоции и установить таким образом умственную тишину также неправильно, как и выращивать, культивировать в своём сознании благие, духовные мыслеформы.
Хуэй-нэн говорил, что неподвижное сидение и искоренение из сознания различных мыслей не являются правильной духовной практикой. "Занятие такой практикой уподобляют человека бесчувственным вещам и создают препятствия для Дао-Пути. Но Дао-Путь должен течь свободно, как можно ему препятствовать?" (Сутра Помоста).
"Но что значит трансцендировать ум, трансценди-ровать дискурсивное мышление? Что такое состояние умственной тишины, внутреннее безмолвие, о котором так настойчиво говорят эзотерики всех времён и народов? Значит ли это полное отсутствие в поле сознания любых «модификаций ума» (мыслей, образов, эмоций)? Да, такое состояние возможно, но только как состояние конечного осуществления, как плод долгих многолетних усилий, как результат длительной медитативной практики. Но сам процесс медитации, ведущий к состоянию внутреннего безмолвия, вовсе не является своеобразным впадением в транс, при котором полностью блокируется восприятие реальности. Напротив, медитация-самонаблюдение означает спокойное и невовле-чённое созерцание всех объектов, всех читта-вритти, всего, что находится в поле сознания. Поскольку это созерцание является отрешённым, то есть имеет своей целью разотож-дествление с объектами, в результате резко возрастает пропускная способность канала сознания. При медитации мы не стремимся достичь отсутствия мыслей – это будет означать ошибочную технику вытеснения, а не растворения содержимого нашей психики. В самонаблюдении мы всего лишь спокойно созерцаем всё что есть. И этого оказывается вполне достаточно, для того, чтобы избавиться от застревания мыс-леформ в канале сознания.
Даже просветлённый Мастер, в состоянии медитативного погружения достигающий внутреннего безмолвия, даже он, в обычной жизни видит, слышит, чувствует, общается,то есть через его сознание постоянно проходят многочисленные мыслеформы. От обычного человека он отличается не отсутствием содержимого своей психики, иначе он постоянно был бы выключен из окружающего мира – глух, слеп и подобен бесчувственному бревну. Он отличается иным, а именно – уникальной пропускной способностью канала сознания и безинерционностью своей психики, принципиально невозможными для обычного человека. Другими словами, он представляет собой нормальное зеркало, в котором полностью отсутствует застревание воспринимаемых образов. Отсюда и потрясающая адекватность такого человека – следствие того, что между ним и реальностью нет искажающей стенки ума (грубоматериальной психики). Отсюда и удивительная свежесть, и незамутнённая ясность восприятия всего окружающего, присущие сознанию просветлённого Мастера.
Итак, там, где нет состояния спокойной и отрешённой осознанности – там всегда имеет место двойственность и её неизбежное следствие – неадекватность убеждений и жизненного поведения. Для лучшего изложения этой непростой темы очень продуктивным является сравнение сознания с зеркалом. Эта метафора вполне уместна, поскольку наша психика и есть не что иное, как своеобразное зеркало, посредством которого мы отражаем окружающий мир. Однако отсутствие внутреннего безмолвия делает рефлексирующее сознание человека похожим на такое странное зеркало, в котором по инерции сохраняются ранее воспринятые образы. В результате оно не может правильно отражать реальность. Когда кто-либо смотрит в это зеркало, он там видит не только себя, но и прежние образы – своеобразную мешанину из актуального отражения действительности и ранее воспринятого информационного материала. При этом объективная информация, поступающая извне и отражающая состояние окружающей среды, не приходит в пустое пространство нормального безинерционного зеркала, а накладывается на субъективную информацию, поступающую изнутри и совершенно не связанную с текущей ситуацией."
В.Каргополов. Путь без иллюзий Том I, (стр. 396-397).
Разве просветленный мастер ничего не слышит, не видит, не чувствует? Разве у него отсутствует способность вспоминать, мыслить, планировать и т.п.? Ничего подобного! Через его сознание, как и через сознание любого другого человека, постоянно проходят всевозможные читта-вритти. Здесь уместна аналогия с пищеварительным трактом, через который постоянно проходят различные питательные вещества.
Читта-вритти, как таковые, никоим образом не являются нашим врагом. Вся совокупность читта-вритти - это и есть питательная среда, которая обеспечивает развитие индивидуального духовного начала. Они обеспечивают необходимое питание нашей психики и нашему духу. "Глаза поили душу красотой, о мирозданья кубок золотой" (Ибн Фарид).
Со всевозможными читта-вритти дело обстоит точно так же, как и с пищей. Разве она является нашим врагом? Конечно нет. Но только в том случае, если вся физиологическая система (пищеварение-выделение) функционируют нормально. Если же нет, тогда возникают застойные явления (запор) и сопутствующее ему самоотравление. То же самое и с читта-вритти. Сами они, их поступление в наше сознание, их наличие в нашем сознании, полезно и необходимо. Но их застой в информационной системе нашей психики (информационный запор) - очень вреден и опасен.
Прошу извинить за обильное самоцитирование. Продолжение следует. В.М.