К Сото-дзен я отношусь с большим уважением. Наше направление к нему очень близко. Базовая практика Сото-Дзен - безмолвное созерцание (сикан - тадза) идентична нашей медитации самонаблюдения. Однако, оказывается, можно и на этом Пути быть верующим человеком, чрезмерно и нездорово верующим в абсолютную непогрешимость учителя. Беспрекословное подчинение учителю, которое демонстрирует эта французская дама, нельзя считать приемлемым для человека, практикующего медитацию - самонаблюдение. При всём уважении и доверии к наставнику, это доверие не дожно быть абсоютным. Как бы мы его ни уважали, необходимо сохранять определённый уровень независимости (на которую подлинно компетентный учитель никогда не будет посягать).
У ученика должны сохраняться внутренние критерии, которые превыше любых авторитетов, должна сохраняться готовность при необходимости в принципиальных моментах оспорить мнение учителя и даже уйти от него.
Здесь же я вижу готовность к слепому послушанию, которая ошибочно возводится в добродетель. Например, на мой взгляд, очень глупо годами заниматься боевым искусством, не имея к тому никакой внутренней мотивации ("Путь должен быть с сердцем") только потому, что так велел учитель. Прямо таки "отсечение своей воли", как в православном монастыре.
Далее, эта дама, при всём своём опыте, плохо понимает некоторые вещи, просто повторяет как попугай, то, что услышала от своего наставника (магнитофонный ум). Например, она заявляет, что Дзен - это не практика саморазвития. Вот цитата: "Речь не идёт о развитии чего бы то ни было... Эта практика идёт в направлении, противоположном развитию." Боже мой! Как может человек, практикующий Дзен, вот так цепляться за слова, игнорируя смыслы! Конечно же, это всего лишь никчемная казуистика. Конечно же Дзен - это именно практика саморазвития. Это практика "опорожнения" и растворения ума, ведущая к расширению и развитию сознания, ведущая к пробуждению Мудрости-Праджни и к духовной трансмутации, к качественному скачку в развитии сознания.