Без Праджни и медитации, в конечном итоге, конечно же не обойтись, но путь к ориентации на недвойственность (не только в информационном, но и в эмоциональном и энергетическом плане), мне кажется, должен начаться с того, что человечество, скажем так, базисом и направлением своего развития изберёт не ценности, какие бы они ни были (там, любовь, например, которую воспевают в каждой песне и всех стилях музыки, бедно и богато. Доброту, щедрость, даже сострадание, как в буддизме, чувство долга и проч.), а то, что дано нам изначально от природы: наше тело и наше внимание. Как только появится хоть какая-то направленность и КУЛЬТУРА внимания, работы с вниманием, медитация ворвётся в жизнь людей совершенно естественным путём и без какого-либо чувства и состояния экзотики по отношению к ней. Если этот процесс будет происходить иначе, то сама по себе медитация будет ущербной, будет неким культом, способом самоутвердиться или получить приятные состояния, не более. К чему это приведёт, думаю, понятно. Уж точно не к результату, а то и покалечить может. Даже в Индии ведь духовные практики превратились давным давно в какой-то балаган и цирк с конферансье в виде очередного гуру. В этом плане Кен Уилбер хорошо заметил, что состояние Нирваны и "состоние" Сансары - это этакий инь и ян в буддизме, Нирвана, фактически, как очередная ценность, что, в общем-то, никакого ровным счётом отношения к работе с вниманием и собственным телом, не имеет.
В принципе, предпосылки к тому, чтобы на западе появилось нечто подобное есть. Взять, хотя бы, того же Райха и Лоуэна, Милтона Эриксона (который, как мне кажется, сам того не понимая, работал именно с вниманием и позновательной двойственностью, за счёт чего и достигался его гипноз). Райх и Лоуэн работали в большей степени с телом, но так же, сами того, возможно, не понимая, или же отодвигая этот факт в область "фона", работали и с вниманием. Например, читал, как Райх лечил от депрессии, кажется, человека, заметив, что у того горло постоянно в движении - подошёл и взял того за горло, и тот как начал ему рассказывать всякое, чего сам не знал, что знал! А что он, фактически, сделал? Направил в эту область внимание - раз, поставил пациента в состоянии беспомощности - два. Что такое состояние беспомощности? На самом базовом уровне это - состояние, при котором человек не имеет роскоши выбирать, куда направлять в теле и соответствующих областях, пространства, внимание. Так делает с людьми жизнь, кстати сказать - сначала делает намёки, мол, посмотри-ка туда. А если соротивляешься, то это дело накапливается, пока либо не попадёшь в относительной молодости в ситуацию безпомощности, т.е. когда нет уже возможности выбирать, куда направлять внимание. Либо же в старости, когда куча болячек уже проявилась, и точно так же - нет уже свободы выбора в направлении внимания, и нужно всё это прорабатывать. Кстати неоднократно слышал о том, что у людей при смерти и которые немало страдают, болеют, ближе к концу начинаются точно такие же самопроизвольные движения, как и при занятиях медитацией.
Я это всё к чему: уже сейчас в западном мире есть некоторые разделы психологии и некоторые авторы, работающие именно с вниманием и телом, и добиваются при этом результата. Конечно, и когнитивные, информационные, мыслительные процессы нельзя упускать из виду, они тоже на многое могут указать. Но, тем не менее, от природы нам даются изначально две вещи: наше внимание и наше тело. Так в чём проблема? Давайте возьмём это за базис, а не какие-то аморфные ценности, которые даже в психологии постоянно проскальзывают. Я, порой, читая того же Фрейда, Адлера, Эрика Эриксона и далее по списку, не могу понять, а, собственно, где фундаментальная основа того, что они пишут? Да, есть, например, комплекс неполноценности, безусловно. Но это - частность. Но прежде чем рассматривать частности, надо знать, что составляет фундаментальную основу этой частности. Нужно осознать, во-первых, статическую составляющую, во-вторых, динамическую составляющую. Посмотрев на любой график функции, можно увидеть, что форма определяется, во-первых, статической составляющей (координаты точки на графике по оси ординат и абсцисс) и динамической (вогнутость или выпуклостью определяется отношением между приращениями на этих осях, т.е. насколько в пределах отрезка приращение х соотносится с приращением у). И, пожалуйста - вот вам окончательная форма и частность - конкретный график функции, график зависимости, там, спроса от предложения, к примеру.
Это ведь вполне конкретные вещи: внимание и тело. Далее необходимо выявить динамические составляющие. Здесь классно даосы придумали со своей у-син. 5 элементов с наросшим перикардом и тремя обогревателями сверху, это, конечно, ахинея, но зато динамтческие отношения между ними: взаимопорождение и взаимосдерживание. Блеск ведь! Ну и если не забывать монаду тай цзи и закон сохранения энергии, из этого можно слепить более чем конкретное и фундаментальное, вполне себе недвойственное учение и КУЛЬТУРУ работы внимания и тела, а, значит, и возвращение к тому, какими нас вообще говоря природа изначально делала. Не делающих слона из ценностей, той же любви (мне вообще кажется, что в той форме, которой это есть сейчас, это ведёт к хроническому поглощению из какого-нибудь канала, наверняка левого канала сердца, но тут уже так, a longshot, это, во-всяком случае, на данный момент, не мне виднее).
Будет подобна культура достоянием людей, и это естественным образом перельётся в медитацию и, далее, в праджню. Практически уверен, что при таком процессе, та же проблема фашизма и тому подобных явлений, сама собой сведётся к минимуму, как и проблема места денег в жизни людей и прочее и прочее. Некоторые могут подумать, правда, мол "а чего тогда делать, если не этими проблемамии заниматься", на что я бы ответил, что вообще говоря там внутри - целый микрокосм, найдётся чем заняться новым.