Всем добрый день!
Позволю себе чуть-чуть поднять тему.
Мне совсем недавно довелось участвовать в 10-дневном курсе випассаны по Гоенке, и теперь, после того, как я получил неискаженную информацию, так сказать, из первых рук, хочется поделиться этой информацией с вами.
Похоже, так получилось, что некоторые обсуждаемые здесь вопорсы методики Гоенки основаны на неверном представлении, недоразумении, недостаточной информированности. Я обратил внимание на два основных недоразумения.
1.
Созерцание дыхания сильно ограничивает сферу осознания. А зачем оно вообще нужно? Не лучше ли либо выполнять полноценную дыхательную практику, либо полноценную медитацию -осознание?
Здесь, видимо, необходимо пояснение. Випассана по Гоенке - это полноценная медитация-наблюдения без чего-либо лишнего. Но учтите, что на 10-дневный курс приходят люди, зачастую никогда не практиковавшие никаких форм медитации. Курс построен так, чтобы обучение происходило в максимально интенсивном режиме, чтобы наибольшее число студентов научилось практике медитации и унесли этот опыт и умение с собой. За 10 дней их предстоит научить тщательно и на глубоком уровне наблюдать тонкие ощущения тела. Но для начала нужно справиться с их болтливыми умами и языками. С языками проще - 10 дней студентам просто предписывается сохранять молчание. Это действует очень эффективно - сразу прекращается бесполезный расход энергии и рассеивание внимания. С умом сложнее - он же постоянно болтает!
Так вот. Практика медитации "анапама" - наблюдения за дыханием - как раз преследует
подготовительные цели к випассане: успокоить ум, научиться концентрировать внимание на небольших участках тела, увидеть хоть какие-то тонкие ощущения. Это только подготовительная и вспомогательная практика! После того, как наблюдение за ощущениями освоено, к анапаме рекомендуют прибегать только при необходимости, как к средству успокоения ума и концентрации внимания. В курсе на это действительно уходит три дня, но зато после этого восприятие студентов обостряется очень сильно! Этому также способствуют информационное голодание, вегетарианская пища в умеренных количествах, плотный график работы (как в монастыре).
Надеюсь, с наблюдением за дыханием разобрались - это не основная практика, а всего лишь костыль, который отбрасывается после того, как сделаны самостоятельные шаги. И, да, думаю, без этого действительно гораздо сложнее обучить 200 разношерстных студентов за три дня "наблюдать глубоко все как есть". И прежде чем приступить к практике плавания неплохо сделать разминку и научиться правильно дышать, а также перестать бояться воды (научиться сидеть терпеливо без особой боли в нетренированных ногах и спинах)
2.
А взять к примеру рекомендуемое Гоенкой сосредоточение на макушке.
Тут также налицо случившееся недопонимание. В курсе и в помине нет никакого сосредоточения на макушке! Медитации идут только с пассивным наблюдением - за дыханием, за ощущениями тела, за всплывающими эмоциями. Недоразумение, видимо, вызвано тем, что на четвертый день курса студенты переходят от наблюдения маленького участка под носом к наблюдению всего тела, и сначала учатся это делать по отдельным частям тела. Внимание последовательно переводится между: макушкой, верхней частью головы, лицом, его элементами, шеей, плечами, руками по частям, грудью и животом по частям, спиной по частям, поясницей, тазом, ногами по частям - то есть по всем областям тела,
от макушки до пальцев ног. А затем - в обратном направлении, от ног - к макушке! Ни о каком
сосредоточении на макушке или других местах, как части практики, нет и речи! "
Наблюдай это" - ключевой совет всем студентам на курсе. Недоразумение также налицо.
Вот. Что касается остальных претензий к курсу Гоенки - то тут без комментариев, я не считаю себя в достаточной мере компетентным в этой области. При всем уважении, мне просто хотелось разрешить явные, на мой взгляд, недоразумения, искажения, случившиеся при пересказе.
На мой (дилетантский) взгляд, техника Гоенки чрезвычайно похожа на технику медитации-самонаблюдения из ПБИ. Ключевым отличием от ПБИ является то, что Гоенка не работает с энергетическими техниками, а занимается только ментальными загрязнениями. Впрочем, на мой (дилетантский) взгляд - работает очень эффективно. У людей очень быстро всплывают глубокие комплексы, лекции помогают понять их природу и расставить все по своим местам, понять причины тех или иных событий в жизни, причинявших в прошлом столько страданий. Некоторые студенты в процессе наблюдения начинают замечать и энергетические потоки, видят структуру чакр. На это помощник учителя (человек с двадцатилетним медитативным опытом, помогающий медитации студентов энергетически и ответами на вопросы) мягко говорит: "Да, это энергия, но мы собрались не за этим, сейчас мы занимаемся ощущением. Наблюдайте ощущения." И это - за 10 (всего десять!) дней курса. Сказывается эффект интенсива, курса с полным погружением, отрыва от мирских забот и информационного шума. И это - для всех желающих и бесплатно (вся система существует исключительно на добровольных пожертвованиях) - зарегистрируйтесь и приезжайте, проверьте на себе! По-моему, это здорово.
Было бы, действительно, очень интересно послушать более полное мнение о технике, которую преподает Гоенка, от Владимира Михайловича, как компетентного специалиста. В критической статье Сингха даже на мой профанский взгляд есть явные неадекватности и искажения, старательно направленные против организации Гоенки. Беспристрастным анализом и не пахнет. Краткое описание расписания всех дней курса в целом дано верно, но, как мы видели, эта краткость ведет к досадным недопониманиям.
Вообще, в сети много более подробных отзывов о курсах, а доктрина, которая излагается в виде вечерних лекций, хорошо передана в тоненькой книжечке Уильяма Харта "Искусство Жизни: Медитация Випассана, как ее преподает С.Н. Гоенка". Ее легко найти на русском в сети.
Если кому-то из форумчан интересны какие-то конкретные вопросы о том, что происходило на курсах, я готов ответить тут. По крайней мере, это будет более прямая и неискаженная информация.
Очень надеюсь, что мое желание скорректировать представления о том, что преподает Гоенка, будут восприняты правильно.