Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Критика медитации Випассана в интерпретации С.Н. Гоенки.

chaOsyd

Форумчанин
#2
Интересный материал.Особенно порадовала взвешенность критики.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Да, в этой критической работе много справедливого. С другой стороны и сама критика содержит многое, что в свою очередь, тоже заслуживает критики. Есть очень важные вещи, которые автор напрочь не понимает. Так что впору писать критическую статью и об Гоенке, и о авторе данной критики.
Всего доброго. ВМ.
 

chaOsyd

Форумчанин
#4
Согласен.Но для материалиста он все-таки весьма спокойно высказывает свое мнение.
 

mr_Hriublin

Форумчанин
#5
Что сразу бросается в глаза при прочтении этого варианта выполнения практики:

впервые читаю о таком варианте выполнения Випассана-медитации. До прочтения ПБИ, я её практиковал (хотя не так, чтоб регулярно на тот момент). И это был вариант, при котором я просто сидел в сиддхасане и наблюдал нить дыхания таким, какое оно есть. Сложность на тот момент заключалась в том, чтобы не отождествить себя с процессом дыхания, т.е. не "рулить" дыханием, а дать телу самому выбрать, какое оно должно быть - глубоким или же поверхностным, частым или медленным и т.п. По-моему, такой вариант выполнения может быть очень полезен с точки зрения процесса принятия того, что есть на данный момент, причём используя главный инструмент - тело, а не какие-то собственные соображения относительно устройства мира и т.п. Причём, хоть и опирается она на дыхание, но дыхательной практикой при этом не является.
В этом же варианте как-то так получается, что сама идея Випассаны (хотя может я что не так понимаю), нарушается - практикующему нужно "бродить" вниманием по телу определённым образом, совершать усилия и т.п., от чего смысл такого метода выполнения становится непонятным.

По поводу самой критики, изложенной в статье...думаю, Владимир Михайлович исчерпывающе обрисовал, при том довольно коротко, реальное положение дел.
Меня, правда, особенно коробит вот эта фраза "Здесь я делаю непроверенное утверждение, что креативные люди и изобретатели значительно бы пострадали от отсутствия этой болтовни в мозгу. Их изобретательность и свежие идеи могут появляться только из нейронных путей, создаваемых случайными активностями нейронов, и, вызванная гипоксией".
Это идёт полностью вразрез не просто с какой-то моей моделью мира, но и со всем моим опытом. Именно в те моменты, когда я был "пуст и чудесен", могли появиться какие-то новые идеи, рождаться музыка, стихи и прочее. Ни разу в жизни я не был доволен результатом "внутренней болтовни", и по мне так именно состояние опустошённости ума позволяет мыслям, идеям, новой информации, выстроиться в адекватную и целостную картину, в том порядке, в каком она должна выстроиться. Чаще всего вопрос управления информацией тесно связан с вопросом адекватной категоризации. А этих категорий можно придумать огромное множество разных вариантов, и все в тот или иной момент при той или иной поставленной задаче, будут иметь место быть. Вопрос лишь в том, какая категоризация на данный момент адекватна, какой гештальт является адекватным. Внутренняя болтовня будет работать только с известными категориями и идеями, к которым она привязана, и никак иначе.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Именно так! Созерцание дыхания сильно ограничивает сферу осознания. А зачем оно вообще нужно? Не лучше ли либо выполнять полноценную дыхательную практику, либо полноценную медитацию -осознание? Разве не лучше научить человека практике тотального осознания, без каких либо ограничений? Разве это как-то сложнее, научить базовой технике медитации самонаблюдения, которая состоит в том, чтобы созерцать "всё, что есть", всё, что наличествует в сфере сознания на данный момент? Разве это какая-то сверхсложная идея, к которой надо специально готовиться с помощью предварительных практик? Кроме того, созерцание дыхания на самом деле представляет собою разновидность медитации-сосредоточения (на кончике носа либо на зоне под носом, либо на ощущении воздуха, входящего через ноздри). А сосредоточение (сабиджа-самадхи) коренным образом отличается от самонаблюдения (нирбиджа-самадхи). Получается примерно так: прежде чем начать обучаться плаванию, сначала непременно надо хорошо потренироваться в беге. :D

И, конечно же, Вы совершенно правы, подлинная Сатипаттхана, она же медитация самонаблюдение, не имеет никакого отношения к той последовательности сосредоточений, к тем алгоритмам прохождения тела по разным траекториям, которые Гоенка ошибочно считает Сатипаттханой (Випассаной). Даже свободный выбор траекторий просмотра тела, который Гоенка рекомендует продвинутым ученикам, подлинной Випассаной не является. На самом деле мы вообще не должны намеренно куда-либо направлять своё внимание (по каким-либо заранее назначенным схемам). Вместо этого нам нужно сопровождать своё непроизвольное внимание, осознавая и созерцая всё что есть. Как говорят в славном городе Одессе, это две большие разницы.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Опять же mr.Hriublin очень точно указал на полное непонимание автором критической статьи подлинного смысла медитации-самосозерцания, непонимание таких вещей как умственное безмолвие, непонимание различия между мышлением и Праджней, вообще полное непонимание природы креативности. А его опасения по поводу психической диссоциации и возможной шизофренизации личности в результате практики самосозерцания - умозрительны, спекулятивны и не имеют никакого отношения к реальному положению вещей (кстати, то же самое непонимание и ту же самую ошибку повторяет в своей книге московский йогатичер Виктор Бойко). Я знаю о чём говорю, поскольку имею многолетний опыт занятий медитацией, а кроме того, знаю что такое синдром дереализации и деперсонализации не понаслышке (в течение ряда лет работал медицинским психологом в психиатрической больнице).
Всего доброго. ВМ.
 

mr_Hriublin

Форумчанин
#8
Здравствуйте, Владимир Михайлович!

По поводу необходимости самой Випассаны. Я с Вами, отчасти, соглашусь, но, тем не менее, выскажу слелующее мнение.
Я знаю множество людей, которые не понимают:
-Как это, НАБЛЮДАТЬ свои мысли, эмоции, ощущения? (про "всё, что есть и наличиствует в сфере сознания", я уж и не говорю, обычно не понимают именно эти три аспекта, считая, что "это ж я думаю, как я могу наблюдать это?")
-Как это "тело само" что-то может делать и как наблюдать это?
-Что значит, принимать? (грубо говоря, что это за процесс принятия такой - непонятно)

В этом контексте тот вариант Випассаны, который я выполнял, позволил сразу начать с больших объемов медитации-самонаблюдения, в то время как я не очень мог представить, как выполнять медитацию-присутствие, а именно ту часть, где нужно "ощутить пространство". Вместе с тем, какой-либо подготовительной практики для медитации-присутствия не было, и, тем не менее, я её выполняю каждое утро, и ничего - разобрался (хотя тут, опять же, вспоминаю Кодо Саваки и его фразу о понимании).

Кстати, выполнял я эту практику не совсем так, как Вы описали. Я вообще на ноздрях не сосредотачивался и меня они специально вообще не волновали. Я скорее просто следил за нитью и процессом дыхания, как при пранаяме, т.е. ощущал нить дыхания, ощущая собственное тело при вдохе и выдохе, а не конкретно на каком-то участке. Это как Милтон Эриксон говорил во время наведения транса: "Рука поднимааааеися...опускается...". Грубо говоря, в процессе дыхания задействовано всё тело, оно тоже двигается вместе с процессом дыхания, оно всё получает какие-то ощущения, а не какие-то его части, во время дыхания. Потому концентрация скорее шла на всём теле, а принятие шло посредством дыхания - опять же, сложность заключалась в том, чтобы "дать телу делать то, что ему нужно без моего участия", и наблюдать этот процесс.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Вообще-то я говорю не о том, как это Вы делали, а о том, как это рекомендует делать Гоенка.
Вот доказательная цитата:
"...продолжается наблюдение за дыханием с дальнейшим сужением области, на которой следует фокусироваться и испытывать ощущения. К этому моменту область эта состоит из небольшой части лица под ноздрями над верхней губой."
Всего доброго ВМ.
 

mr_Hriublin

Форумчанин
#10
Я просто, честно говоря, это написал из удивления от того, что название - одно, техники - разные. Сам уж не пойму, что я выполнял, что выполняет Гоенка и каков же всё-таки изначальный вариант выполнения Випассана-медитации без авторских "альтераций". Все как-то её и вообще многие практики дают по-разному, при этом под одним и тем же названием. Где я вычитал то, что выполнял до занятий по Вашей методике, я, увы, и не помню, просто мне тогда это показалось более-менее стоящим того, чтобы попробовать практиковать.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
А взять к примеру рекомендуемое Гоенкой сосредоточение на макушке. Это говорит о том, что наиболее известный и имеющий огромное количество последователей учитель Випассаны напрочь не понимает различия между медитацией сосредоточения (сабиджа-самадхи и медитацией осознания (нирбиджа-самадхи)! То, что он даёт - это сильно испорченная и извращённая Випассана.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Существует и другая версия Сатипаттханы, тоже очень популярная - учителя Махаси Саядо.
"Метод Махаси Саядо совершенно другой, сначала наблюдение за брюшной стенкой, потом использование ментальных отметок для невовлечения в ощущения."
На мой взгляд, это тоже искажение подлинной Випассаны, не нуждающейся ни в каких отметках. Об этом я уже писал в ПБИ.
 

asleep

Форумчанин
#13
Всем добрый день!
Позволю себе чуть-чуть поднять тему.
Мне совсем недавно довелось участвовать в 10-дневном курсе випассаны по Гоенке, и теперь, после того, как я получил неискаженную информацию, так сказать, из первых рук, хочется поделиться этой информацией с вами.

Похоже, так получилось, что некоторые обсуждаемые здесь вопорсы методики Гоенки основаны на неверном представлении, недоразумении, недостаточной информированности. Я обратил внимание на два основных недоразумения.

1.
Созерцание дыхания сильно ограничивает сферу осознания. А зачем оно вообще нужно? Не лучше ли либо выполнять полноценную дыхательную практику, либо полноценную медитацию -осознание?
Здесь, видимо, необходимо пояснение. Випассана по Гоенке - это полноценная медитация-наблюдения без чего-либо лишнего. Но учтите, что на 10-дневный курс приходят люди, зачастую никогда не практиковавшие никаких форм медитации. Курс построен так, чтобы обучение происходило в максимально интенсивном режиме, чтобы наибольшее число студентов научилось практике медитации и унесли этот опыт и умение с собой. За 10 дней их предстоит научить тщательно и на глубоком уровне наблюдать тонкие ощущения тела. Но для начала нужно справиться с их болтливыми умами и языками. С языками проще - 10 дней студентам просто предписывается сохранять молчание. Это действует очень эффективно - сразу прекращается бесполезный расход энергии и рассеивание внимания. С умом сложнее - он же постоянно болтает!
Так вот. Практика медитации "анапама" - наблюдения за дыханием - как раз преследует подготовительные цели к випассане: успокоить ум, научиться концентрировать внимание на небольших участках тела, увидеть хоть какие-то тонкие ощущения. Это только подготовительная и вспомогательная практика! После того, как наблюдение за ощущениями освоено, к анапаме рекомендуют прибегать только при необходимости, как к средству успокоения ума и концентрации внимания. В курсе на это действительно уходит три дня, но зато после этого восприятие студентов обостряется очень сильно! Этому также способствуют информационное голодание, вегетарианская пища в умеренных количествах, плотный график работы (как в монастыре).
Надеюсь, с наблюдением за дыханием разобрались - это не основная практика, а всего лишь костыль, который отбрасывается после того, как сделаны самостоятельные шаги. И, да, думаю, без этого действительно гораздо сложнее обучить 200 разношерстных студентов за три дня "наблюдать глубоко все как есть". И прежде чем приступить к практике плавания неплохо сделать разминку и научиться правильно дышать, а также перестать бояться воды (научиться сидеть терпеливо без особой боли в нетренированных ногах и спинах) ;)

2.
А взять к примеру рекомендуемое Гоенкой сосредоточение на макушке.
Тут также налицо случившееся недопонимание. В курсе и в помине нет никакого сосредоточения на макушке! Медитации идут только с пассивным наблюдением - за дыханием, за ощущениями тела, за всплывающими эмоциями. Недоразумение, видимо, вызвано тем, что на четвертый день курса студенты переходят от наблюдения маленького участка под носом к наблюдению всего тела, и сначала учатся это делать по отдельным частям тела. Внимание последовательно переводится между: макушкой, верхней частью головы, лицом, его элементами, шеей, плечами, руками по частям, грудью и животом по частям, спиной по частям, поясницей, тазом, ногами по частям - то есть по всем областям тела, от макушки до пальцев ног. А затем - в обратном направлении, от ног - к макушке! Ни о каком сосредоточении на макушке или других местах, как части практики, нет и речи! "Наблюдай это" - ключевой совет всем студентам на курсе. Недоразумение также налицо.

Вот. Что касается остальных претензий к курсу Гоенки - то тут без комментариев, я не считаю себя в достаточной мере компетентным в этой области. При всем уважении, мне просто хотелось разрешить явные, на мой взгляд, недоразумения, искажения, случившиеся при пересказе.

На мой (дилетантский) взгляд, техника Гоенки чрезвычайно похожа на технику медитации-самонаблюдения из ПБИ. Ключевым отличием от ПБИ является то, что Гоенка не работает с энергетическими техниками, а занимается только ментальными загрязнениями. Впрочем, на мой (дилетантский) взгляд - работает очень эффективно. У людей очень быстро всплывают глубокие комплексы, лекции помогают понять их природу и расставить все по своим местам, понять причины тех или иных событий в жизни, причинявших в прошлом столько страданий. Некоторые студенты в процессе наблюдения начинают замечать и энергетические потоки, видят структуру чакр. На это помощник учителя (человек с двадцатилетним медитативным опытом, помогающий медитации студентов энергетически и ответами на вопросы) мягко говорит: "Да, это энергия, но мы собрались не за этим, сейчас мы занимаемся ощущением. Наблюдайте ощущения." И это - за 10 (всего десять!) дней курса. Сказывается эффект интенсива, курса с полным погружением, отрыва от мирских забот и информационного шума. И это - для всех желающих и бесплатно (вся система существует исключительно на добровольных пожертвованиях) - зарегистрируйтесь и приезжайте, проверьте на себе! По-моему, это здорово.

Было бы, действительно, очень интересно послушать более полное мнение о технике, которую преподает Гоенка, от Владимира Михайловича, как компетентного специалиста. В критической статье Сингха даже на мой профанский взгляд есть явные неадекватности и искажения, старательно направленные против организации Гоенки. Беспристрастным анализом и не пахнет. Краткое описание расписания всех дней курса в целом дано верно, но, как мы видели, эта краткость ведет к досадным недопониманиям.

Вообще, в сети много более подробных отзывов о курсах, а доктрина, которая излагается в виде вечерних лекций, хорошо передана в тоненькой книжечке Уильяма Харта "Искусство Жизни: Медитация Випассана, как ее преподает С.Н. Гоенка". Ее легко найти на русском в сети.

Если кому-то из форумчан интересны какие-то конкретные вопросы о том, что происходило на курсах, я готов ответить тут. По крайней мере, это будет более прямая и неискаженная информация.

Очень надеюсь, что мое желание скорректировать представления о том, что преподает Гоенка, будут восприняты правильно.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Прежде всего, хочу заметить, что к медитации Випассана я отношусь с большим уважением. Любые модификации Випассаны, безусловно дают развивающий эффект. В то же время, по моему глубокому убеждению, любые усложнения, любое программирование (введение каких-либо алгоритмов), накладывание любых ограничений на процесс осознания снижают эффективность этой наивысшей духовной практики. Самосозерцание в чистом и незамутнённом никакими усовершенствованиями виде вполне самодостаточно и в высшей степени эффективно. Это тот самый случай, когда любые дополнения и усовершенствования идут только во вред.
В таком, наивысшем и непревзойдённом методе самосозерцания (оно же - Нирбиджа Самадхи) нет и быть не должно никаких алгоритмов прохождения внимания по телу в определённых последовательностях, а есть простое созерцание всего , что есть, иначе говоря, всего, что наличествует в сфере актуального сознания и что самоестественно привлекает наше непроизвольное внимание.
Вот вы говорите, что "никакого сосредоточения на макушке или других местах, как части практики нет. Однако, от того, что слово "сосредоточение" заменяется на слово "наблюдение" суть медитации не меняется. "Наблюдение" зоны под носом это и есть сосредоточение на зоне под носом. Объект сосредоточения наличествует. Наставники Випассаны по Гоенке просто не понимают различия между двумя, совершенно несхожими методами - сосредоточением и осознанием, Сабиджа Самадхи и Нирбиджа Самадхи.
Вот несколько цитат из отчётов о практие Випассаны по Гоенке:

" День третий - переходим к наблюдению за ощущениями на коже в районе нос+"область над верхней губой". Пока внимание держится - все хорошо, но дикий ум выбивает из наблюдения. Секунд 20-30 наблюдаю, пару минут витаю в мыслях. Снова возвращаюсь, снова уплываю и т.д. Просят концентрироваться на меньшем участке под носом. Говорят "надо заострить свой ум". Что ж - заостряем . "
Разве это не медитация сосредоточение?

Другая цитата:

"Випассана как техника была тоже очень проста. Следовало, сидя неподвижно с прямой спиной, начать осознавать собственную макушку. Хотя, судя по топологическому описанию макушки как конкретного места на голове, где находился в детстве «родничок», мне кажется, речь все-таки правильнее вести не о «макушке», а о темени. Впрочем, я всегда путал макушку и темя. Сейчас мне кажется, что темя – это где родничок, а макушка – это там, где волосы закручиваются, т.е. ближе к затылку. Недаром бытовала примета, что тот родился счастливым, у кого две макушки. Ну, короче говоря, начинать осознавание следовало с Сахасрары (для тех, кто не знает – это название седьмой чакры, которая находится на темени. Или на макушке).

А дальше требовалось осознавать последовательно всю волосистую часть головы, проходя ее лучом внимания площадью приблизительно 3х3 см. Затем вниманием поочередно ощупывались – лицо – шея – правое плечо - левое плечо – правая рука – левая рука – грудь – живот – спина – ягодицы – правая нога – левая нога. Если какой-то участок тела не осознается, точнее, если на нем не удается осознать ощущения, то следовало задержать на нем внимание, но не больше чем на пару минут. Затем, независимо от того, появились ощущения или нет, точнее, появилось ли осознавание ощущений, ощущения всегда есть, если этот участок тела живой, следовало двигаться дальше согласно схеме. Предполагалось, что за час медитации удастся пройти все тело три или четыре раза. У меня так быстро не получалось, я старался очень скрупулезно обшарить всю поверхность тела, залезая себе в подмышки, ушные раковины и прочие интимные места. Поэтому у меня выходило за час полтора-два раза. "

Как видим, всё это сильно отличается от того метода медитации самонаблюдения, который даётся в моей школе и который подробно изложен во 2-м томе ПБИ.
(продолжение следует).
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Продолжение.
Нет никакой необходимости ставить перед собою цель "научиться наблюдать тонкие ощущения тела".На самом деле нужно наблюдать то, что наличествует в сфере сознания, не озабочиваясь тем, грубые это ощущения или тонкие. Это просто не имеет никакого значения, это совсем неважно. Надо просто наблюдать всё, что представлено в нашем сознании. В каждый момент времени наше непроизвольное внимание самоестественно приходит на определённые зоны тела или на определённые эмоциональные состояния, или на определённые мыслеформы, или на звуки окружающего мира.
Заметьте: не мы назначаем где быть нашему вниманию, а оно само приходит на те или иные объекты восприятия. Это очень важно! Только в этом случае очищение и развитие сознания происходят с наибольшей эффективностью. Созерцать нужно именно то, что находится в сфере сознания, а не назначать себе те или иные зоны и объекты для созерцания. Здесь мы не руководствуемся никакими планами или схемами, но следуем естественности. Не мы выбираем , что именно созерцать, выбирает наше непроизвольное внимание, а мы всего лишь за ним следуем. Как говорится, почувствуйте разницу.Это подобно снятию одного листа за другим с капустного кочана. Мы не лезем искусственным образом вглубь этого кочана, мы снимаем самый наружный лист, затем следующий, затем ещё следующий и так до тех пор, пока не дойдём до самой сердцевины, сияющей пустоты внутреннего безмолвия.
Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
Продолжение.
Что касается метода Анапанасати (слежения за дыханием), изложенного в широко известной Анапанасутре, то здесь я остаюсь при своём мнении. Да, это классический метод медитативной практики, в разных вариациях использующийся как в буддизме Тхеравады, так и в Чань-буддизме.
Да, конечно, как и любой другой метод медитации он даёт свои результаты и я далёк от того, чтобы считать его бесполезным. Однако насколько целесообразно практиковать слежение за дыханием, если имеются на порядок более сильные и эффективные методы?
Дыхательная практика полного диафрагмального дыхания в любом из вариантов , будь то естественное дыхание (для обратного круга) или даосское парадоксальное дыхание (для даосского круга) имеют огромные преимущества по сравнению с простым созерцанием дыхания. Это мощные энергетические практики, позволяющие открыть микрокосмическую орбиту и, в то же время, они являются медитацией самоосознания, выполняемой во время дыхания.
В буддизме метод Анапанасати считается необходимой подготовительной ступенью, после освоения которой можно переходить непосредственно к Випассане. Таково общее, освящённое древней традицией мнение буддийских наставников. Однако, при всём своём уважении к буддийской традиции, я это мнение не разделяю и считаю, что практику медитации-самонаблюдения можно и нужно начинать сразу, без какой-либо специальной подготовки. На мой взгляд, она совершенно излишня. Более подробно об этом можно прочесть во 2-м томе ПБИ, в начале главы 11 "Дыхание как энергомедитативная практика". В дополнение к тому, что сказано по этому поводу в моей книге, добавлю, так сказать эмпирический аргумент. Таким, достаточно сильным, на мой взгляд, аргументом является мой многолетний опыт обучения медитации-самонаблюдения. За всё это время не было никакой необходимости использовать как предварительный этап, практику Анапанасати. Никаких существенных проблем в прямом , без какой-либо предварительной подготовки, обучении самонаблюдению, у меня за всё это время (более25 лет) не было.
Большая просьба к тем, кто у меня обучался и обучается, поделиться своим опытом и своими соображениями по этому поводу.
Всего доброго. ВМ.
 

asleep

Форумчанин
#17
Большое спасибо за подробный, развернутый ответ! Отличия прояснились, все понятно.
 

Jonas

Форумчанин
#18
[quote="Kargopolov" post=4639] За всё это время не было никакой необходимости использовать как предварительный этап, практику Анапанасати. Никаких существенных проблем в прямом , без какой-либо предварительной подготовки, обучении самонаблюдению, у меня за всё это время (более25 лет) не было.
Большая просьба к тем, кто у меня обучался и обучается, поделиться своим опытом и своими соображениями по этому поводу.
[/quote]

Добрый день. Решил откликнуться на просьбу поделиться опытом освоения медитации-самонаблюдения. Начиная заниматься медитацией по методике ВМ я не имел никакого практического опыта ни в каких практиках подобного рода. Просто иногда поглядывал в эту сторону, время от времени читал книги по этой теме.
Занятия начинал самостоятельно осваивая базовую программу занятий изложенную в ПБИ. Как и вся книга так и практическая её часть изложена очень ясно и предельно детально (там где эта детальность уместна), так что никаких особых проблем с пониманием сути медитации-самонаблюдения не было. Конечно как сама медитация, так и внутренняя установка во время её - навык который оттачивается путём упорных занятий, т.е. бывают и ошибки и сомнения и так далее... Однако думаю что начиная заниматься любым видом медитации проблемы по сути были бы аналогичные. Если и возникали сомнения, очень помогало перечитывание соответствующих мест из книги. Более того, с возможностью обратиться через форум за советом к ВМ нерешаемых проблем практически не остаётся (за исключением сугубо индивидуальных особенностей ученика). Сам я конечно не могу оценивать качество своей медитации, однако то, что через полгода после самостоятельных занятий начались самопроизвольные движения указывает на то, что внутренняя установка во время занятий всё таки была достаточно адекватной. Короче говоря, если имеется ещё и возможность регулярно посещать мастера то говорить о медитации-самонаблюдения как о чём то сверх естественным вообще не приходится. Всего доброго. Jonas
 

mr_Hriublin

Форумчанин
#19
Необходимости в каком-то предварительном этапе, пожалуй, действительно нет - суть медитации-самонаблюдения предельно проста. Медитацию-присутствие, например, сложнее "уложить в голове", и даже сосредоточения, когда, например, в одной книге прочитал фразу "поместите Ваше сознание" туда-то. Но к той же медитации-присутствие есть подготовительный этап в виде ощущения пространства с разных сторон.

Вообще випассана, мне кажется, понравится таким..осторожным людям, которые не привыкли прыгать с головой во что-то сразу. Всё-таки там есть "за что зацепиться" в виде дыхания, а то так вот впервые встретившись с медитацией человек, чьё внимание преимущественно находится во вне, может несколько перепугаться при постановке вопроса вроде "садись в сиддхасану, закрой глаза и наблюдай то, что есть"...он-то убеждён, что мысли свои он думает, что тело его полностью ему подчинено, и не может в принципе самопроизвольно совершать какие-то движения без его воли...более того, внушительный процент людей привыкли к тому, что их сопровождает какой-то шум - от плеера, музыка, играющая дома-на работе даже, очень и очень многие любят засыпать под музыку или включённый телевизир, и часто даже не могут без этого, потому что наедине с собой тупо страшно. В таком случае человеку, который осторожен и полон страхов, хорошо для самоуспокоения иметь дыхание, котым он дышит (хотя в процессе выполнения випассаны он однажды обнаружит, что может дышать автономно без усилия воли и это будет получаться даже лучше, чем когда его внимание находится на дыхании и пытается его контролировать машинально). Дыхание в данном случае - этакая мамка, держащая ребёнка за руку в момент, когда делается что-то непривычное, непонятное и страшноватое.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#20
Mr. Hriublin пишет:
" Кстати, выполнял я эту практику не совсем так, как Вы описали. Я вообще на ноздрях не сосредотачивался и меня они специально вообще не волновали. Я скорее просто следил за нитью и процессом дыхания, как при пранаяме, т.е. ощущал нить дыхания, ощущая собственное тело при вдохе и выдохе, а не конкретно на каком-то участке. Это как Милтон Эриксон говорил во время наведения транса: "Рука поднимааааеися...опускается...". Грубо говоря, в процессе дыхания задействовано всё тело, оно тоже двигается вместе с процессом дыхания, оно всё получает какие-то ощущения, а не какие-то его части, во время дыхания. Потому концентрация скорее шла на всём теле, а принятие шло посредством дыхания - опять же, сложность заключалась в том, чтобы "дать телу делать то, что ему нужно без моего участия", и наблюдать этот процесс."

При всём уважении к Вашему опыту Анапанасати не могу с Вами согласиться. Практика слежения за дыханием, особенно если она выполняется при закрытых глазах (так много легче войти в своё тело)
ощутимо и значительно ограничивает самоосознание. И действительно, создаёт наиболее благоприятные условия для выделения в поле восприятия именно ноздрей и зоны под носом. Также, но в меньшей степени, движений стенки живота. Вы эту практику делали давно. Попробуйте сейчас и Вы убедитесь. Однако, если задаётся в качестве объекта для осознания, обыденное дыхание, то тем самым создаются условия для большего привлечения внимания именно на те зоны нашего тела, которые с ним связаны, а отнюдь не для осознания всего тела. Нетрудно увидеть, что, если нечто выделяется в качестве объекта созерцания, то именно это объект ставится в наиболее выгодные условия, так сказать, высвечивается в наибольшей степени, тогда как всё остальное уходит в тень, становится периферией осознания. Вспомним любимую Вами (да и мною тоже) концепцию гештальта.

Если же практиковать полное дыхание обратного круга или же даосское парадоксальное дыхание, то создаются намного более благоприятные условия для осознания всего тела, нежели в буддийской практике слежения за обыденным дыханием. Я уже не говорю о сильнейшем воздействии этих дыхательных практик на энергосистему человека. Согласно моему опыту, сочетание в рамках одного занятия полного дыхания (даосского или обратного круга) с последующей практикой медитации-самонаблюдения даёт замечательные результаты. Это очень хороший и высокоэффективный методический вариант, намного более сильный, чем Випассана по Гоенке. Всего доброго. ВМ.