Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Планируемое старение вещей.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Материал из "Известий"
Почему вещи больше не служат всю жизнь
Павел Арабов


Все больше приборов ломается сразу после окончания гарантийного срока. И речь уже не только о мобильниках и соковыжималках - даже автомобили начинают "сыпаться" в строго определенное время. Производители держат в тайне причину такого быстрого "старения". Но, как выяснили "Известия", существует целая научная отрасль, задача которой - ломать вещи. Называется это "планируемым старением". Задача этой науки - выудить из наших карманов как можно больше денег.

В научном мире ходят слухи о том, что давно уже изобретены нестираемые шины и нервущиеся колготки. Но эти изобретения скупили на корню производители того и другого. И держатся они в тайне. А может, и вовсе уничтожены. Потому что любая "вечная" вещь вредна для экономики. Чтобы ВВП рос, а жизнь становилась все более благополучной, мы должны непрерывно покупать все новые и новые вещи. Для этого и придумана наука о старении.

Их задача - сделать так, чтобы вещь сломалась не рано и не поздно, а строго в отведенный для этого срок. Именно благодаря им мобильники не живут дольше двух-трех лет.

Если через пять лет у дивана продавился пенополиуретановый наполнитель и в спину вам вонзаются пружины, значит, срок службы дивана - именно пять лет. Отсюда главный вывод "планируемого старения": все остальные компоненты изделия "диван" тоже должны служить ровно пять лет. И главное следствие: пружины в диване не нужны (слишком долговечны), лучше набить его пенополиуретаном. Результаты легко найти в магазинах - это легкие и комфортные диваны по цене кресла. Служат пять лет, потом мы идем и покупаем новый.

То же самое можно сказать и о многих других товарах. Вот свежий пример из жизни. Сотрудница "Известий" купила сотовый телефон-раскладушку SonyEricsson W380i с гарантией на один год. Через 11 с половиной месяцев телефон "умер" - просто перестал включаться. Расстроенная девушка понесла его в гарантийный ремонт. Но там его не приняли, потому что на корпусе были трещины. Мол, вы его сами роняли, заявил сотрудник мастерской. Поэтому ремонт обойдется как раз в цену нового аппарата - в пять тысяч рублей. А когда девушка уже готова была разрыдаться, утешил, сказав, что они никому не ремонтируют эту модель, потому что пластиковый корпус в трещинах абсолютно у всех.

Конечно, ни в одной рекламе о "планируемом старении" вы не услышите ни слова. Все производители наперебой твердят только о нововведениях и инновациях. На практике эти "инновации" - уловка. Вот принципиально новый автомобиль - у него новая форма фар. Доходит до смешного - число лезвий в бритве уже вплотную подошло к полудюжине.

- Недаром автокомпании перевели фокус рекламы на сокращение расхода бензина. Хотя у новых двигателей срок службы уже опустился до 150 тыс. км, - говорит главный бизнес-консультант компании Parametric Technology (она поставляет системы для разработки товаров) Григорий Чернобыль.

"Одноразовыми" делают даже дома. В США срок службы многих строений составляет 30 лет. Столько в доме живет одна семья. После этого строение просто сносится и строится новое. Редкое исключение из практики "планируемого старения", еще оставшееся в современном мире, - это самолеты. Не секрет, что они могут находиться в воздухе почти круглосуточно на протяжении лет 20 - пока не истечет срок службы самого планера. При этом надежность снижаться не будет.

Зачем это компаниям?

Во всем мире производители давно поняли, что их главный враг - слишком долговечные вещи. Иначе говоря, чтобы люди покупали новую машину каждые пять лет, она ни в коем случае не должна служить десять. На практике достаточно, чтобы стоимость владения машиной (замена масла, текущий ремонт запчастей, страховка) резко выросла как раз лет через пять. В народе для этого явления придумали даже специальный термин - говорят, что машина "начала сыпаться".

На практике планируемое старение делят на четыре вида. Техническое старение является следствием технических усовершенствований. Яркий пример - компьютеры, которые в течении нескольких месяцев становятся заметно быстрее, легче и получают больше памяти. Физическое старение возникает в тех случаях, когда товары рассчитаны на ограниченный эксплуатации. Вспомните нейлоновые чулки и электрические лампочки. Не секрет, что срок службы той же лампы накаливания еще в 1970-е годы достигал 10 лет. Потому нить сделали тоньше (вроде бы решение принимал Совет Министров СССР) - и лампочки стали перегорать через три года. Зато сократился расход вольфрама. Модное старение имеет место, если внешний вид товара изменяется так, что существующие версии товара кажутся несовременными. Ее активно используют производители одежды и обуви, мебели и даже мобильных телефонов. И наконец самое коварное планируемое старение - отложенное. Это когда вывод на рынок новинок специально откладывается, пока не начнет снижаться спрос на имеющиеся в продаже товары. Возьмем известные лезвия для бритья - ничто ведь не мешало сделать бритву о пяти лезвиях 10 лет назад. Но тогда ещё в новинку были три.

Ищите гарантию

Сейчас "планируемое старение" применяется буквально во всех отраслях и для всех товаров. Но этой новинке всего лет пятнадцать. Многие помнят, что еще в начале 1990-х годов японские и немецкие машины могли пробежать без капитального ремонта даже миллион километров. На самом деле в таком поведении производителей виноваты сами покупатели, считает Григорий Чернобыль. Мы хотели получить дешевые товары - нам их обеспечили. К тому же на постоянном потреблении и приобретении все новых и новых вещей построено все современное общество потребления. Именно оно обеспечивало непрерывный экономический рост в последние 60 лет. Представьте на мгновение, где был бы современный автопром, если бы люди ездили на машине не пять, а 25 лет? Это значит, что объем производства автомобилей был бы меньше как раз в пять раз. А вместе с ним металла, электроэнергии и бензина.

Что тут можно сделать? Практически ничего. Разве что более тщательно выбирать себе важную покупку, обращая внимание на гарантийный срок. Чем он длиннее, тем дольше прослужит предмет. Но влетит в копеечку.
 

bon

Форумчанин
#2
В природе тоже существует планируемая смерть, апоптоз и феноптоз называются. Думаю цели сходны - дать жить другим формам.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
По-моему, здесь цель - повысить спрос и увеличить прибыли. И более ничего!
 

bon

Форумчанин
#4
Ну значит другим формам товаро-денежных отношений
 

Charles

Форумчанин
#5
Именно увеличить прибыль, любой ценой! В основном это ведет к деградации людей, через бездумную привязанность к потребностям и к деградации природы из-за хищнического использования ресурсов
 

chaOsyd

Форумчанин
#6
Вроде бы еще Сократ сказал на какой-то древнегреческой распродаже роскоши: "СКОЛЬКО НА СВЕТЕ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ МНЕ НЕ НУЖНЫ."