Недавно прочёл весьма характерное для неоадвайты высказывание, принадлежащее "просветлённому мастеру " Пападжи:
"Я дам вам хороший совет - не слушать ничьих советов, в том числе и моих. Будьте самими собой, прислушайтесь к собственному голосу. Не слушайте ничьих советов, потому что любой совет принадлежит прошлому. Не существует советов для познания самих себя, поэтому никого не слушайте."
Конечно же, это никоим образом не духовная мудрость древней традиции. Это своего рода проекция постмодернистского и неолиберального подхода на тематику духовного развития человека. Никому из древних мудрецов и наставников и в голову бы не пришла такая очевидная глупость. И в Индии, и в Китае огромная значимость духовного обучения и наставничества всегда была неоспоримой и даже не обсуждаемой. Человек -это сложнейшая система. Очень сложное устроение имеет его энергетика, его психика. Методы диагностики, методы работы с энергией, методы работы с сознанием - всё это составляет огромный массив сложных и утончённых знаний.
Упрощённый и невероятно примитивный подход неоадвайты к развитию человека полностью игнорирует тот простой и самоочевидный факт, что развитие столь сложной системы требует полноценного и адекватного ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. А такое обеспечение может дать только компетентный наставник. Ей-богу, все эти неоадвайтисты похожи на детей в песочнице!
Поражает ужасающее легковерие последователей неоадвайты, их полная неспособность к критическому мышлению, а также их ужасающее невежество. Если бы, вместо суррогатного и извращённого учения неоадвайты они хоть чуть-чуть ознакомились с классической Адвайта-Ведантой, с учением классической Санкхьи - Йоги, они бы сразу увидели, что то, чему их учат "просветлённые мастера", на самом деле не имеет никакого отношения к подлинной духовной традиции древней Индии, что это всего лишь грубый и вульгарный новодел. Популярность неоадвайты объясняется тем, что это суррогатное учение идеально вписывается в менталитет современных западных людей. Оно не аристократично, но демократично - никто не лучше других, все равны, в учителе мы не нуждаемся, ибо сам человек -лучший самому себе учитель. Духовных автортитетов нет, нет последования, нет подчинения, нет иерархии. Более того, нет никакой необходимости прилагать систематические усилия и заниматься духовной практикой медитации. Очень удобно и в высшей степени приемлемо для современного общества потребления. Нет никакой необходимости в самопреодолении, в огромной работе над собой - оказывается, чтобы получить просветление достаточно читать книжки и участвовать в псевдодуховных посиделках - сатсангах!
Да уж, как говорится, "мудрость человека всегда ограничена, безгранична только его глупость".
"Я дам вам хороший совет - не слушать ничьих советов, в том числе и моих. Будьте самими собой, прислушайтесь к собственному голосу. Не слушайте ничьих советов, потому что любой совет принадлежит прошлому. Не существует советов для познания самих себя, поэтому никого не слушайте."
Конечно же, это никоим образом не духовная мудрость древней традиции. Это своего рода проекция постмодернистского и неолиберального подхода на тематику духовного развития человека. Никому из древних мудрецов и наставников и в голову бы не пришла такая очевидная глупость. И в Индии, и в Китае огромная значимость духовного обучения и наставничества всегда была неоспоримой и даже не обсуждаемой. Человек -это сложнейшая система. Очень сложное устроение имеет его энергетика, его психика. Методы диагностики, методы работы с энергией, методы работы с сознанием - всё это составляет огромный массив сложных и утончённых знаний.
Упрощённый и невероятно примитивный подход неоадвайты к развитию человека полностью игнорирует тот простой и самоочевидный факт, что развитие столь сложной системы требует полноценного и адекватного ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. А такое обеспечение может дать только компетентный наставник. Ей-богу, все эти неоадвайтисты похожи на детей в песочнице!
Поражает ужасающее легковерие последователей неоадвайты, их полная неспособность к критическому мышлению, а также их ужасающее невежество. Если бы, вместо суррогатного и извращённого учения неоадвайты они хоть чуть-чуть ознакомились с классической Адвайта-Ведантой, с учением классической Санкхьи - Йоги, они бы сразу увидели, что то, чему их учат "просветлённые мастера", на самом деле не имеет никакого отношения к подлинной духовной традиции древней Индии, что это всего лишь грубый и вульгарный новодел. Популярность неоадвайты объясняется тем, что это суррогатное учение идеально вписывается в менталитет современных западных людей. Оно не аристократично, но демократично - никто не лучше других, все равны, в учителе мы не нуждаемся, ибо сам человек -лучший самому себе учитель. Духовных автортитетов нет, нет последования, нет подчинения, нет иерархии. Более того, нет никакой необходимости прилагать систематические усилия и заниматься духовной практикой медитации. Очень удобно и в высшей степени приемлемо для современного общества потребления. Нет никакой необходимости в самопреодолении, в огромной работе над собой - оказывается, чтобы получить просветление достаточно читать книжки и участвовать в псевдодуховных посиделках - сатсангах!
Да уж, как говорится, "мудрость человека всегда ограничена, безгранична только его глупость".