Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Бред во время медитации

_Yury_

Форумчанин
#1
Здравствуйте!
Владимир Михайлович, несколько месяцев по 20-30 минут занимаюсь сидячей медитацией- самонаблюдением. во время занятий после расслабления, осознания собственного тела замечаю следующее: в голове всплывает множество несвязанных картинок - из прошлого, вымышленные сюжеты, какие то гротескные формы и связи между событиями, бред одним словом. Эмоционального наполнения в этих сюжетах нет, это не травмирующие эпизоды. При этом при должной концентрации ощущения собственного тела продолжаю наблюдать, бред идет в фоновом режиме, иногда затихает - чувствую полную тишину и дыхание, но это бывает редко и не надолго - как только снова начинаю наблюдение мыслей, картинки возвращаются.
Вопрос: что с этим можно\\нужно сделать? на чем акцентировать внимание? что скорректировать в практике если есть необходимость?
а также: вопрос новичка, не имеющий места в сознании гуру: какие ориентиры правильной энергомедитативной практики? какие изменения\\чувства\\осознание будут воодушевляющим сигналом того, что я двигаюсь в нужном направлении?

спасибо
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Здравствуйте Yuri!
Прежде всего, к бреду это никакого отношения не имеет и это слово здесь неуместно. Это всего лишь информационный мусор, который идёт через Ваше сознание в процессе медитации. Это процесс постепенного расчищения и ничего патологического я в нём не вижу. Все эти читта-вритти (мысли, картинки, образы) вовсе не должны маршировать стройными колоннами в Вашем сознании. Пусть идут как идут, просто надо продолжать спокойное созерцание ВСЕГО, ЧТО ЕСТЬ (т.е. всего, что наличествует в сфере Вашего сознания).
А до главной проблемы, которая имеется у каждого из нас, добраться не так-то просто - там больно и неприятно, и осознающее внимание вытесняется из этой зоны. Чтобы выйти на эту проблему и соответствующий трансформирующий кризис надо изрядно потрудиться. Для этого 20-30 минут мало. Нужно заниматься два раза в день, основное занятие 50-60 минут и дополнительное 25-30 минут.
Критерии правильной работы просты: это спокойствие и умиротворённость после медитации. Это своего рода ясность и "объёмность" восприятия себя, других людей и окружающего мира. Это постепенное развитие базовой способности ПОНИМАНИЯ. В моей книге об этом много говорится.
Вашей ошибкой (стандартная ошибка всех начинающих) является нетерпеливое ожидание результатов. Настоятельно рекомендую мысли и чувства, связанные с таким ожиданием успехов и результатов ОТНАБЛЮДАТЬ. Т.е. к ним нужно относиться как к объектам для медитации самонаблюдения.
Желаю успехов в Вашей практике. ВМ.
 

_Yury_

Форумчанин
#3
очень понятно пояснили, спасибо. Один вопрос оставляет сомнения: мысли, картинки, образы нужно пытаться смотреть не идентифицируя, не осмысляя содержание, верно?
так как если по привычке осмыслять это содержимое, то к образам, мыслям сразу же притягиваются ассоциации, чувства, оценки и т.п. которые уводят от отрешенного состояния.
если внимание ушло, то нужно просто осознавать что оно ушло не пытаясь "отвязаться" от мысли?
или, другими, словами, все же смысл образов не пытаться игнорировать, но наблюдать как на все что появляется реагирует сознание?
кажется уже почти "поймал" нужное состояние, не хватает ясности.
спасибо заранее
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Просто смотреть и ничего более. Ваша ошибка в том, что во время медитации Вы пытаетесь что-то такое делать (извлекать какие-то смыслы и т.п.). А ничего делать и не надо. Надо просто смотреть и ничего более.Любая работа над смыслами губит медитацию "на корню". Это уже не медитация, а размышление.
Всего доброго. ВМ.
 

amigo

Модератор
#5
Здравствуйте, Владимир Михайлович!
Практикуя медитацию-самонаблюдение, заметил у себя следующее:
когда появляются какие-то воспоминания дня, мысли, я начинаю вовлекаться в этот процесс эмоционально и мысленно - начинаю развивать ход событий в голове самостоятельно, тем самым, вроде и наблюдаю за этим вот "участием ума", но фоном, и при этом сам и принимаю в этой деятельности активное участие. Когда спохватываюсь, мысли резко пропадают, в голове пустота - как будто сам принудил себя остановить весь этот ход мыслей - получается и уже не принимаю активное участие, но при этом уже и наблюдатьв голове то нечего - спугнул. В этот момент тишина - я перехожу к наблюдени тела, фоном - эта тишина в уме. Потом появляется какая-то мысль, планирование, воспоминание и вновь, я начинаю в это дело эмоционально вовлекаться, как бы хватая спасательную веточку, чтобы избежать самонаблюдения. И так продолжатся минут 30, пока мыслей не становится уже немного и хоть что-то получается наблюдать - обычно это бессвязанные картинки, мелкие мысли - их наблюдать получается проще, а вот что-то жизенное - уже не могу. Обычно, если справляюсь с этими мыслями и их кол-во уменьшается, после 40-50 мин уже становится хорошо, спокойно. Правда иногда эти мысли меня так заводят, что проявляется после медитации только раздражение и усталость. Мне кажется, Владимир Михайлович, я что-то в своей практике упускаю. Как в этом случае мне быть, может настройка неверная?
С уважением, Саша.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Здравствуйте Саша!
Когда есть полноценная осознанность, мыслей нет и наблюдать нечего (имею в виду именно мысли, телесные ощущения всегда есть). И наоборот, когда есть мысли, осознанность утрачивается. Это вполне закономерно, я об этом писал в ПБИ. Метод состоит в том, чтобы мысли отнаблюдать задним числом. И ещё один вспомогательный приём, когда мысли слишком сильные и приставучие и с ними трудно разотождествиться, сделайте 2-3 раза освобождение плеч и переключите своё внимание на выполнение этого упражнения и осознание сопутствующих ему ощущений. Затем вновь возвращаетесь к самонаблюдению.
Всего доброго. ВМ.
 

amigo

Модератор
#7
Спасибо, Владимир Михайлович, за совет. Наблюдение задним числом выполняю, буду делать освобождение плеч.
С уважением, Саша.
 

mr_Hriublin

Форумчанин
#8
Здравствуйте, Саша!
Потом появляется какая-то мысль, планирование, воспоминание и вновь, я начинаю в это дело эмоционально вовлекаться
А Вы пробовали отнаблюдать свою реакцию на эти мысли/воспоминания? Обычно любые мысли или образы, которые эмоционально вовлекают, дают определённую реакцию, некое состояние. Вернее, обычно их два - определённое состояние и субъективно противоположное ему. Одно из них является чем-то приемлемым, другое - наоборот. Соответственно, далее три варианта - либо "беготня" от неприемлемого, либо отождествление с приемлемым, либо внимание заостряется на неприемлемом, но производятся попытки что-то сделать с этим неприятным состоянием не наблюдением, а тем, что привычно и приемлемо. В общем, попытки навести баланс и разрешить проблемы привычными способами, которые не очень-то и годятся.

Кстати, что касается понятия "состояние", то оно, как мне представляется - составное. В одно состояние могут входить множество связанных эмоций, мыслей, телесных ощущений, образов.

Обычно, если отнаблюдать реакции, то выпячивается какое-то одно из этих состояний, и "фоном" проходит второе. Но тут интересное дело - если даже Вы заостритесь вниманием на привычном и приемлемом, то наблюдение за этим через некоторое время позволит увидеть уже не в качестве фона, то, что порождает Ваше эмоциональное вовлечение.
Вы вот написали "увиливаю от наблюдения" - возможно, неслучайно такое впечатление проскользнуло в Вашем восприятии.

Если происходит "увиливание от наблюдения", т.е., фактически, увиливание от того, что приведёт к тому, что то другое состояние "выйдет из тени и ему придётся заплатить за то, что так долго скрывалось", то будет иметь место при медитации борьба с тем, что происходит отождествление с мыслями и образами. Эта борьба - вторична по отношению к той, что есть между основным двумя состояниями. Причём борьба эта происходит непроизвольно. Соответственно, если есть, с чем бороться, то есть и двойственность, противоположности. В данном случае как вторичная борьба, могут проходить "состояние наблюдения" и "состояние отождествления", с определённым эмоциональным зарядом между этими полюсами. Кстати уточню - это Ваши личные "понятия о наблюдении" и "понятия об отождествлении".

В таких случаях я придумал свой метод, правда, концепцию его нагло спёр у Славинского :D
Один вариант - наблюдать процесс борьбы, но это дольше.

Второй вариант - нужно создать намерение почувствовать одно состояние, отнаблюдать реакцию на это намерение (реакция может не прийти мгновенно), затем - намерение почувствовать противоположное состояние (тоже реакция может не прийти мгновенно). При этом упор делаем на телесные ощущения. Далее необходимо создать намерение почувствовать оба состояния одновременно, и наблюдать реакцию. Телесные ощущения в этом случае - своего рода якорь этих состояний. Причём, заметьте - делаем не так, что "представляем себе это состояние", или используем воображение. Именно ненавязчивое намерение, которое даст реакцию. Т.е. никакой фантазийной медитации тут нет. В случае с "наблюдение - отождествление": можно сказать себе (хотя вообще говоря говорить что-то необязательно, намерение вообще порой словно где-то вне оформленных мыслеформ) "наблюдение" - смотрим реакцию. Далее говорим "отождествление" - смотрим реакцию. Далее - "наблюдение и отождествление" - смотрим реакцию. Упор на телесные ощущения и тонкие перетекания в теле и пространстве вокруг него.

Та же история с любыми другими состояниями, с которыми боремся, как "первичными", так и "вторичными".

Звучит, возможно, сложно, и первые разы будет, возможно, непривычно, но потом это будет делаться практически на автомате. Действует довольно хорошо, если исходить из моего собственного опыта.
Ну и рекомендации Владимира Михайловича этот метод, мне кажется, хорошо дополнит.

Я это всё пишу исключительно из собственного опыта. Ежели возникнет какая-либо критика у кого-либо, буду ей рад :)
 

amigo

Модератор
#9
Спасибо, mr_Hriublin, за отклик!

Второй вариант - нужно создать намерение почувствовать одно состояние, отнаблюдать реакцию на это намерение (реакция может не прийти мгновенно), затем - намерение почувствовать противоположное состояние (тоже реакция может не прийти мгновенно). При этом упор делаем на телесные ощущения. Далее необходимо создать намерение почувствовать оба состояния одновременно, и наблюдать реакцию. Телесные ощущения в этом случае - своего рода якорь этих состояний. Причём, заметьте - делаем не так, что "представляем себе это состояние", или используем воображение. Именно ненавязчивое намерение, которое даст реакцию. Т.е. никакой фантазийной медитации тут нет. В случае с "наблюдение - отождествление": можно сказать себе (хотя вообще говоря говорить что-то необязательно, намерение вообще порой словно где-то вне оформленных мыслеформ) "наблюдение" - смотрим реакцию. Далее говорим "отождествление" - смотрим реакцию. Далее - "наблюдение и отождествление" - смотрим реакцию. Упор на телесные ощущения и тонкие перетекания в теле и пространстве вокруг него.
Метод интересен, но как я понимаю М-С, с ней он несовместим. Объясню почему - для меня М-С - это именно попытка удержаться посреди реки, не прибиваясь ни к одному из берегов, и при этом плыть по течению (метафора с ПБИ), тут же я вижу, что я искусственно вывожу себя на "наблюдение-отождествление" через намерение, возможно даже раньше времени, когда я сам еще до этого не созрел. В М-С же, как я считаю, должно происходить наблюдение без зацепления и активных действий с моей стороны, как у Вас "наблюдаю-отождествляюсь".

А Вы пробовали отнаблюдать свою реакцию на эти мысли/воспоминания?
Нет, только задним числом, т.к. когда я вовлечен в этот процесс, осознание процесса вовлечения отсутствует, а когда оно появляется мысли сбегают.:)
Остальной топик для меня содержателен. Спасибо.
 

mr_Hriublin

Форумчанин
#10
что я искусственно вывожу себя на "наблюдение-отождествление" через намерение
Как Вы можете искусственно выводить себя туда, где и так находитесь? Этот метод снимает борьбу и даёт возможность именно наблюдать, а не разрешает сами двойственности - заряд, разделяющий полюса, прорабатывается только тогда, когда идёт процесс наблюдения. А т.к., чаще всего, подобная борьба находится на уровне неосознанного рефлекса, то можно эту борьбу ещё долго наблюдать, прежде чем она уступит место непосредственному наблюдению. Важно ведь пребывать со всем континуумом, в т.ч. и с крайностями. Фактически, Вы же сами говорили, что вовлекаетесь в активный процесс построения планов и т.п., то есть Вы сами же неосознанно вовлекаетесь в процесс активной деятельности - раз, борьбы - два, и цепляетесь к "определённому берегу" - три. В этом методе даже действия нету как такового. Вы просто берёте то, что и так есть и то, что и так видно, и наблюдаете это. Просто вместо того, чтобы "берега" наблюдать, Вы создаёте условия для наблюдения всего, что происходит на всём континууме. Куда уж ближе к методу М-С?

Во-вторых. Как это несовместим? А когда Вы настраиваетесь на "спокойствие", когда иногда нужно говорить "принимаю", "доверяю жизни", и далее наблюдать реакцию? Это тогда откуда и что, тоже с М-С несовместимо? Это тоже активные действия?
Активные действия в моём понимании - это всё, что уводит от наблюдения как самих "берегов", так и всего, что между ними. Т.е. когда Вы пытаетесь наблюдать - Вы активно пытаетесь пришвартоваться к какому-то берегу, причём так, как сами этот берег понимаете. Уж скорее это - активное действие, чем то, что Вы и так видите, что хотите наблюдать, но отождествляетесь, и можете начать этому сопротивляться. Этот метод вообще говоря, на мой взгляд, тем и хорош, что исключает субъективного оценивания, а ведёт напрямую к непосредственному наблюдению.

Просто наблюдать надо то, что доступно, и далее поэтапно переходить глубже и глубже. Причём этот переход идёт сам собой. С тем, как Вы написали "спугнул", "хоть что-то ПОЛУЧАЕТСЯ наблюдать" и т.п. Фактически, Вы видите эту двойственность, она находится в доступности для Вашего сознания, но словно стремитесь перескочить с неё на что-то другое, более правильное с точки зрения Вашей оценки процесса М-С. А это уже - действительно активное участие, а не М-С. Просто наблюдение - не может "получаться" или "не получаться". Это может Ваша оценка понятия "наблюдения", а само наблюдение, как говорил Владимир Михайлович "медитация как будто есть, и как будто её нет".

Можно сказать, что само понятие М-С для Вас является той самой читта-вритти, которую нужно отнаблюдать. А Вы вовлекаетесь в эту двойственность, хотя оба её полюса Вам доступны. Вам лишь надо убрать наблюдением заряд между ними.
 

amigo

Модератор
#11
Хорошо, возможно я не правильно выразился. В методике, что предлагаете Вы, внимание направляется самим человеком (пусть и кратковременно), когда я считаю, что нужно лишь создать условия, чтобы следить за тем, куда движется внимание и не влезать в этот процесс.
Конечно, установки "Принимаю, доверяю Жизин", на спокойствие есть, но они создают условия расслабления, именно условия и ни чего более.
Либо я не смог понять Вашей методики, что взял как цитату в предыдущем своем посте.

PS Помню в ПБИ был момент, когда говорилось, что необходимо сделать усилие над собой в М-С в случае залипания на приятном, чтобы разотождествиться и также сделать усилие над собой, чтобы пребывать с неприятным. Вы об этом говорите?
"Как прямое следствие это означает отказ от внутренней цензуры. Во время медитации мы не должны удерживать приятное, не должны пытаться избавиться от неприятного. Это и означает культивирование высокой беспристрастности. "
 

mr_Hriublin

Форумчанин
#12
В методике, что предлагаете Вы, внимание направляется самим человеком
Разве? Ваше внимание и так находится именно в этом конкретном месте. Более того, Вы прекрасно знаете, т.е. Ваше внимание и без того, охватывает оба полюса (пусть в данном конкретном случае будет "понятие наблюдения" и "понятие отождествления", назовём их так). Оба полюса находятся в доступности Вашего внимания. Если Вы ощутите реакции на раздражитель в виде одного полюса, затем другого, затем их обоих одновременно, то внимание от этого никуда вкось не пойдёт. Зато это уберёт борьбу и предпочтения (временно) между этими полюсами, и создаст условия для наблюдения всего, что есть между ними и сами полярности. Вы же стремитесь наблюдать во время М-С? А стремление наблюдать - это уже не наблюдение, это "понятие о наблюдении". Соответственно, между наблюдением и отождествлением есть эмоциональный заряд, который и надо погасить наблюдением. Но если стремиться наблюдать, то ничего не выйдет - вместо наблюдения выходит "борьба", предпочтения, "как правильно" и т.п. Этот метод как раз убирает борьбу и создаёт условия для наблюдения что приводит, в дальнейшем, к устранению заряда между полюсами, который и держит их в непримиримой борьбе.

Что касается установок. Насколько я помню, Владимир Михайлович писал в первую очередь о том, что не надо внушать себе, что "принимаю" и "доверяю жизни" - нужно именно произнести это и отследить свою реакцию. Иначе это - самовнушение. Мы же не в "сам себе Кашпировский" играем :D
"Как прямое следствие это означает отказ от внутренней цензуры. Во время медитации мы не должны удерживать приятное, не должны пытаться избавиться от неприятного. Это и означает культивирование высокой беспристрастности. "
Дада, именно это я и имел в виду. Вот этот метод неплохо в этом помогает мне (кстати это поначалу он воспринимается как "метод", сейчас этот процесс даже в повседневной жизни происходит на автомате и, можно сказать, мгновенно, что даёт возможность зачастую с большей осознанностью выбирать действия и поведение). Просто дело в том, что далеко не всегда мы можем осознанно пребывать с неприемлемым и не залипать на том, что считаем правильным/приятным и т.п. - у ума тоже есть рефлексы, в т.ч. борьба. Ведь даже зачастую силой удерживая внимание на том, что неприятно или считаем неприятным, неправильным, неприемлемом, мы тем самым всего лишь находим ещё один метод борьбы с этим "неправильным", а борьба, опять же - форма сотрудничества. В итоге мы нашими "понятиями о наблюдении" можем в итоге начать питать это самое неприятное и эмоциональный заряд между полюсами. А понятие о наблюдении - это не наблюдение. Повторю слова Владимира Михайловича, "медитация как будто есть и как будто её нет", очень по-моему, хорошая и интуитивный такой путеводитель для практики, эта фраза.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Mr.Hriublin пишет:

В таких случаях я придумал свой метод, правда, концепцию его нагло спёр у Славинского
Один вариант - наблюдать процесс борьбы, но это дольше.
Второй вариант - нужно создать намерение почувствовать одно состояние, отнаблюдать реакцию на это намерение (реакция может не прийти мгновенно), затем - намерение почувствовать противоположное состояние (тоже реакция может не прийти мгновенно). При этом упор делаем на телесные ощущения. Далее необходимо создать намерение почувствовать оба состояния одновременно, и наблюдать реакцию. Телесные ощущения в этом случае - своего рода якорь этих состояний. Причём, заметьте - делаем не так, что "представляем себе это состояние", или используем воображение. Именно ненавязчивое намерение, которое даст реакцию.
Не могу согласиться с такой техникой медитации по причине неоправданного усложнения классического самонаблюдения и загромождения своего внутреннего пространства дополнительными психотехническими приёмами.
Вместо того, чтобы просто, бесхитростно и безыскусно созерцать "всё что есть", то есть всё, что на данный момент находится в поле осознания, Вы понуждаете себя выполнять некие дополнительные внутренние действия по определённому алгоритму. Ещё раз цитирую:

"... нужно создать намерение почувствовать одно состояние, отнаблюдать реакцию на это намерение, затем - намерение почувствовать противоположное состояние... При этом упор делаем на телесные ощущения. Далее необходимо создать намерение почувствовать оба состояния одновременно, и наблюдать реакцию."
На самом деле никаких таких намерений, да ещё идущих в предписанной алгоритмической последовательности, создавать не нужно.. Классический метод самосозерцания в этом не нуждается, будучи вполне завершённым методическим шедевром. Любые попытки улучшить то, что уже является совершенством, с неизбежностью только портят его. Для людей с выраженным интеллектуальным началом, к которым относитесь и Вы, уважаемый Mr. Hriublin, очень свойственно попадаться в эту ловушку - вместо того, чтобы бесхитростно практиковать самонаблюдение, вовлекаться в активную деятельность ума. Либо вводя в медитацию работу ума под предлогом усовершенствования медитации, либо вообще подменяя собственно медитацию размышлениями о медитации.

Mr. Hriublin также пишет:
"Один вариант - наблюдать процесс борьбы, но это дольше. "

Но в классической медитации самонаблюдения нет такого варианта, который мы выбираем. Мы вообще не выбираем что именно наблюдать - что есть в поле сознания, то и наблюдаем! И это принципиальная вещь! Самосозерцание не имеет намеренности, не имеет выбора, исключает активное внутреннее "делание медитации".

Недовольство качеством своей медитации, своего осознания и желание как можно быстрее его улучшить - психологически вполне понятны. Однако лучше всего не суетиться, а спокойно отнестись к вполне естественному несовершенству своей медитации. Нужно спокойно осознавать так, как осознаётся, так, как на данный момент посильно и естественно. Чрезмерное старание только ухудшает качество вашей медитации. Со временем самоестественно и самопроизвольно, незаметно для самого практикующего, качество и сила его осознания будут расти.

Есть такая знаменитая древнекитайская притча под названием " Помогать всходам расти." Впервые она встречается в «Мэнцзы» в диалоге между мудрецом Мэн-цзы и его учеником Гунсунь Чоу. Учитель рассказывает:

"Один человек из царства Сун был удручен тем,что всходы на его поле растут слишком медленно.Стал вытягивать всходы руками, решил помочь. Много так потрудившись, он вернулся домой и сказал домашним:"Как же я устал! Я целый день помогал всходам расти". Его сын побежал смотреть на всходы, а они уже засохли."

Далее Мэн-цзы говорит:
"В Поднебесной мало таких, которые не помогали бы всходам расти. Но пользы всходам не только не приносят, а губят их, как те, кто не пропалывает их, полагая, что в этом нет пользы, и оставляет их на произвол судьбы, так и те, кто подтягивает руками ростки из земли, якобы помогая этим их росту".


Славинский абсолютно прав на теоретическом уровне, но когда начинается методическая конкретизация он впадает в непродуктивное системотворчество. Его методики порождаются теорией, что чревато ошибками по типу:"рисовали на бумаге, да забыли про овраги". Теоретически красиво, вполне логично, но для практики медитации малопригодно. Амиго прав в своих сомнениях по этому поводу.
Здесь разворачивается сложная и на мой взгляд, слишком громоздкая и неуклюжая психотехнология, в которой намного больше думания, чем чистого (без какого-либо интеллектуального делания) самосозерцания. Вы, Hriublin попались в ловушку собственного ума, который бежит от простого, "слишком простого и скучного" "примитивного" самонаблюдения. Природа ума такова, что он постоянно жаждет новизны, разнообразия, сложности и усовершенствований. А Вы ему потакаете. Практикуя по Славинскому, Вы делаете медитацию, включая при этом активную работу ума. Но медитация это не то, что мы сами делаем, а то, что с нами происходит. Это не усилия гребца, ворочающего вёслами, а безусильные усилия рулевого.
Вы только посмотрите, что Вами написано в предыдущих постах! Попробуйте взглянуть на этот материал глазами начинающего. Это же просто мрак какой-то! Медитация - самонаблюдение в Вашем изложении превращается в нечто ужасающе сложное и вообще неподъёмное с точки зрения её освоения. На самом же деле эта медитация проста и бесхитростна. Вся её суть укладывается в следующую инструкцию, которой, в принципе вполне достаточно для успешной практики:
Спокойно созерцать всё, что есть, не вовлекаясь в процесс думания. Не думать, просто сидеть при закрытых глазах и созерцать всё, что наличествует в сфере сознания.
И это не простая простота . Даже стихотворная форма пришла в голову:
Нет, не простая простота
И не пустая пустота.
В этой простоте базовых методов великих восточных традиций глубины и смысла намного больше, чем во всевозможных новомодных системах развития человека, которых появилось очень много в последние десятилетия. Ведь в основе той системы, которую я предлагаю, лежат непревзойдённые фундаментальные методы великих восточных духовных традиций. Это Саматха и Випашьяна, они же- Чжи и Гуань, они же - сосредоточение и самонаблюдение.
Пытаясь их улучшить, мы на самом деле их портим, поскольку подключаем работу своего ума. Любая попытка усовершенствования классического метода медитации- самонаблюдения приводит к резкому ухудшению качества медитации.
(продолжение следует)
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Вот цитата из ПБИ. Здесь разъясняется, что работа по преодолению двойственности уже изначально заложена в обычную практику медитации - самонаблюдения и никаких специальных добавлений в технику этой медитации и не нужно. Всё здесь уже есть.

Познавательная двойственность.

"Познавательная двойственность - неотъемлемое свойство дискурсивного мышления и речи. Человеческий разум в своих основных проявлениях (речь и мышление) всегда может быть сведён к двоичному коду (0 - 1, плюс - минус, да - нет), а это и есть самое что ни на есть наглядное выражение двойственности. Практика медитации-самонаблюдения, в конечном счёте, приводит к прорыву сознания, преодолению двойственности и появлению сверхспособности познания - интуитивной Мудрости-Праджни. Таким образом, медитация-самонаблюдение является непревзойдённым и уникальным методом трансцендирования познавательной двойственности.

При самонаблюдении свет нашего осознания действует подобно той силе, которая возвращает маятник из крайней позиции. Независимо от того, в какую сторону отклонился маятник, эта сила всегда направлена к центру равновесия.

Любая наша мысль, любая эмоция, ощущение, образ - всё это "читта вритти" (умственные вихри, санскрит). Все они представляют собою различные конкретизации. Вообще всё, что существует на грубоматериальном плане, имеет свойство конкретности, определённости, оформленности, а значит и неизбежной односторонности. Любой тезис, самим фактом своего принятия в качестве истинного, означает исключение противоположного высказывания (антитезиса). Таково всё информационное содержимое нашей психики. Оно относится к информационным процессам грубоматериального плана (по крайней мере, до тех пор, пока мы находимся в пределах первого сознания). Когда в сознании присутствует в ярко выраженной форме Инь, тогда в бессознательной сфере в латентной (скрытой) форме непременно наличествует Ян, имеющий равноценный энергетический заряд. Например, если в сознании культивируется идея Любви и соответствующие этой идее требования к себе, тогда в бессознательной сфере непременно присутствует равноценный заряд вытесненной агрессивности (сжатая пружина, которая непременно выстрелит, когда ослабнет самоконтроль, или же когда создадутся условия для социально приемлемого канализирования агрессивной энергии).

Только тогда, когда мы посредством медитации-самонаблюдения растворим ярко представленный в сознании Ян (положительный комплекс), только тогда мы сможем увидеть скрытый за ним и вытесненный в бессознательную сферу отрицательный комплекс Инь. Когда Инь выйдет из тьмы и сделается доступным нашему осознанию, тогда мы сможем растворить и его, используя свет нашего осознания. Только когда мы растворим представленную в сознании мыслеформу, только тогда мы сможем осознать и её противоположность, скрытую в тени бессознательного. В конечном счёте, такая практика приводит к трансцендированию этих двух противоположностей и к очередному шагу вперёд.

Таким образом, медитация-самонаблюдение полностью соответствует принципу Тай-цзи и древнему методическому правилу "Один раз Инь, один раз Ян - таков Дао-путь"."


Как видите, классическая медитация самонаблюдения имеет свои скрытые глубины и не нуждается в специальной проработке полюсов противоположностей. Скрытым образом такая проработка изначально в ней уже заложена.

Всякие намеренные искусственные манипуляции с содержимым своего сознания, включая по Славинскому "тезис, антитезис, синтез" не нужны. Они идут "от ума", тогда как самонаблюдение обеспечивает естественное и самопроизвольное, а не искусственно-натужное трансцендирование познавательной двойственности.
 

mr_Hriublin

Форумчанин
#15
Владимир Михайлович, при всём моём глубочайшем уважении к Вам, я всё же попрошу не делать поспешных выводов о том, что побуждает меня в этом вопросе. Просто извините, но ""слишком простого и скучного" "примитивного" самонаблюдения" - это не про меня, и для меня это не предмет даже для спора или дискуссий. Этого просто нет. Меня побудили именно те процессы, что я наблюдал во время М-С. И говорить, что я "практикую по Славинскому"...ну уж никак нет. Было бы уместнее сказать, что я, в таком случае практикую по самому себе, что было бы чем-то более близким к действительности (хотя очень спорно) и в чём тоже может быть немало подводных камней и предмета для дискуссии, возникающих вопросов и вещей, в которых я могу быть неправ. Но "практикую по Славинскому"...ни в коем случае, мне его методы самому не шибко нравятся, особенно по части визуализаций.

Что касается метода...понимаю, вопрос спорный, потому критика вполне мне интересна.
 

mr_Hriublin

Форумчанин
#16
а не искусственно-натужное трансцендирование познавательной двойственности.
Так я и не говорю, что это должно трансцендировать познавательную двойственность. Я и пишу, что это - дело М-С, и этот метод должен всего лишь способствовать возвращению в русло М-С, когда человек из него выпадает и наборот способствовать наблюдению, а не работе ума, создавать условия для М-С вроде тех, что получаются установками на спокойствие и доверие к жизни. Я просто не фанат установок и самовнушений, я больше склонен к тому, что это можно заменить более естественным и исключающим работу ума процессом "стимул - реакция".
Точно так же я не призываю к работе ума по созданию антитезиса относительно тезиса с дальнейшим синтезом.

В общем, не метод так не метод. Да и честно говоря я понял, что пока не в состоянии толково объяснить, при каких условиях этот метод можно применять, от чего только больше сумбура наведу.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#17
Ещё раз по вопросу, заданному Амиго.
Когда во время медитации никак не удаётся отнаблюдать приставучую мыслеформу (любое содержание сознания , включая образные, эмоциональные компоненты), в любой модальности - зрительные (картинки), вербальные навязчивости, звуковые и т.п.), тогда нужно просто перейти на короткое время, к сосредоточению, чтобы прекратить подпитывать энергией своего внимания эти приставучие читта-вритти. Попросту говоря, выполняем переключение внимания. Это м. быть освобождение плеч, это м.быть массаж ушей, при звуковых навязчивостях (строфа, фраза, фрагмент из песни или музыкального произведения и т.п.) лучше всего использовать мантру (кратковременно, 2-3 повторения), на обратном круге - мантра Ом (лучше всего вполголоса), на даосском - матра Хум, выполняемая мысленно, не вслух, с одновременным сосредоточением на нижней части живота. Вообще говоря, годятся любые методы сосредоточения, соответствующие тому кругу (режиму энергоциркуляции) на котором вы занимаетесь.
Если с самонаблюдением всё равно плохо, значит вместо него нужно выполнять дыхание либо медитацию сосредоточение (грамотно подобранную).
Хау! Я всё сказал!
Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#18
Mr. Hriublin! Ей богу, не стоит спорить. Проблема, мною озвученная у Вас наличествует и я это вижу вполне ясно. Вместо дискутирования, нужно её осознать, принять эту информацию и в соответствии с ней выправлять свою практику.
У меня есть сильнейший метод выправления залипания на одном полюсе. Он называется метод текстов. Но для его применения необходима диагностика. И это должен делать высококвалифицированный видящий наставник. Самому это сделать невозможно. И это уже не базовый метод медитации, а то, что в буддизме называют "упайя" - искусная уловка. Здесь я говорю о том, что знаю, говорю, основываясь на большом опыте работы с людьми. Ещё раз повторяю, такого рода духовная, диагностически прицельная психотерапия самопально производиться по отношению к самому себе не может.
Удачи, ВМ.
 

amigo

Модератор
#19
Да и честно говоря я понял, что пока не в состоянии толково объяснить, при каких условиях этот метод можно применять, от чего только больше сумбура наведу.
Как раз думал задать этот вопрос - условия применения этого метода, приходило в голову только взамен "наблюдения задним числом", что для меня только усложняет практику М-С.

Спасибо, Владимир Михайлович, за разъяснения по поводу приставучих мыслей и как с ними быть!
Вчера во время М-С всплыл целый куплет песни в звуковом сопровождении, хотя я никогда и строчки (даже на день) не мог запомнить из песни, не говоря уже о целом куплете.
Учту Ваши дополнения к прошлому посту в мой адрес.
 

ga3ry

Забанен
#20
Владимир Михайлович, разрешите и мне влезть. :roll:
Я пытаюсь освоиться с даосским кругом, и столкнулся примерно с тем же, что amigos:
когда появляются какие-то воспоминания дня, мысли, я начинаю вовлекаться в этот процесс эмоционально и мысленно - начинаю развивать ход событий в голове самостоятельно, тем самым, вроде и наблюдаю за этим вот "участием ума", но фоном, и при этом сам и принимаю в этой деятельности активное участие. Когда спохватываюсь, мысли резко пропадают, в голове пустота - как будто сам принудил себя остановить весь этот ход мыслей - получается и уже не принимаю активное участие, но при этом уже и наблюдатьв голове то нечего - спугнул. В этот момент тишина - я перехожу к наблюдени тела, фоном - эта тишина в уме. Потом появляется какая-то мысль, планирование, воспоминание и вновь, я начинаю в это дело эмоционально вовлекаться, как бы хватая спасательную веточку, чтобы избежать самонаблюдения
Только у меня чуть по-другому (а, может, это просто личные особенности восприятия): мысли появляются-пропадают, я наблюдаю, наблюдаю, ... БАЦ! и понимаю, что "спал" какое-то время. Назад все отслеживается обычно довольно легко, и можно вычислить мысль, которая меня "уснула", но - только задним числом; сам момент "засыпания" - неуловим. И неизбежен. Это как выходить из моря, когда есть волнение: кажется, уже стоишь твердо, но накатывает сзади - и несет. Или в драке. На тебя кто-то лезет, машет конечностями, ты отмахиваешься, думаешь, что успешно. И вдруг - сзади удар по кумполу. Открываешь глаза уже на земле. :| И как бы ты не пытался вычислить, откуда появится второй, в нужную секунду он будет точно за спиной. И ты снова откроешь глаза и поймешь, что давно не медитируешь.:|
Я правильно понимаю, что нужно просто вставать и пытаться снова и снова?

Да, у меня тоже бывают просто навязчивые мысли, или повторяющиеся мелодии, но с ними обычно легко справиться простым осознанием "вот я и вот мысль, пристающая ко мне". После этого мысль как бы обесточивается, блекнет и исчезает. Но вот описанное выше - не знаю как бороться (или как не-бороться :) ).

И еще вопрос: сидячая поза. Как бы надо максимально расслабиться, но тогда сгибается спина и плечи идут вперед-вниз. Принимаешь правильную (как ее понимаешь) позу - ощутимое напряжение в пояснице, немного в бедрах и между лопаток. Как найти разумный компромисс?

И последнее. Какое-то время назад появился довольно громкий писк-свист-звон в ушах. Вернее, он как бы распределен по всей голове, но ощущается как идущий от ушей. Похоже на отдаленный звук, производимый цикадами в Крыму по вечерам, только повыше. Иногда сильнее (особенно перед засыпанием), иногда слабее (во время рабочего дня), но присутствует всегда. Слух, кажется, никак не нарушен (слышу хорошо, но все идет на фоне этого шума), головных болей, тяжести в голове - нет. Вот только что с довольно сильного "переключился" на еле уловимый. Не могли бы как-то прокомментировать?

Спасибо.