Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Читая Кодо Саваки

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Сейчас читаю записи высказываний японского мастера Сото-дзен Кодо Саваки (1880-1965).Вот некоторые из них,с моими комментариями.

"Жить в Дзен - значит проживать свою жизнь голым и без игрушек."

"Самое лучшее-это просто сидеть в дзадзен (сидячей медитации). Что бы ты ни делал другое, чаще всего тебя просто к этому соблазняет черт."

Мой комментарий: И даже это не всегда спасает от "черта".
Есть люди, для которых даже сидение в медитации - всего лишь еще один способ восхищаться собою.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
"Если бы ты, по крайней мере, понял, что ты не имеешь ни малейшего понимания! Но даже об этом ты не имеешь ни малейшего понимания."

Мой комментарий:
Существует множество людей, которым кажется, что они следуют духовному пути и даже "продвигают духовность" в этом мире. На самом же деле,они "не имеют ни малейшего понимания". Проблема в том,что эти люди никогда не отнесут слова старого Мастера на свой счет.
Тот, кто пытается рассуждать о высоких материях, но при этом не работает над своим сознанием, не практикует сидячую медитацию (самонаблюдение) - всего лишь скользит по поверхности, не будучи в состоянии проникнуть в глубину. Более того, он даже не подозревает о существовании этой глубины! Причиной тому является пребывание в познавательной двойственности, сильнейшая замусоренность сознания, а самое главное - сильнейшая обусловленность некоей системой верований (религиозных или научных).
Такой человек предлагает дискуссию в русле его собственного, весьма искажённого, ограниченного и обусловленного понимания. Уровень такой дискуссии с неизбежностью будет на два порядка ниже заявленной темы. На отказ вступать в эту, заведомо бесплодную дискуссию,он сильно обижается, воспринимая это как духовный снобизм и интеллектуальное высокомерие.



"Нет ничего более жалкого,чем питаться деньгами и властью."

Мой комментарий, написанный в том же стиле:
Если ты считаешь,что деньги спасут тебя от жизни, которую ты проживаешь, - ты непроходимо глуп."
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
"Дзадзен начинается там, где заканчивается работа локтями."

"Нет ничего,что было бы так тихо и благородно, как дзадзен."

"Когда ты практикуешь дзадзен, ты абсолютно обновляешь себя."
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Старый мастер сказал:

Все высказывают свое мнение,но кого оно интересует? Заткнись!


Мой комментарий:

Две молодые девушки увлеченно общаются. Одна говорит: "Сережка - клевый!" Другая: "Да ты что! Сережка - отстой!" Но в жизни существует только один Сережка.
Без практики самоосознания (сикан-тадза в Сото-Дзен) душевный мир человека превращается в королевство кривых зеркал.

Наш ум - территория, оккупированная врагом, скопище эгозащитных механизмов. И как только человек открывает свой рот - он тут же предоставляет трибуну этому врагу. Так что это высказывание - вовсе не эпатирующая грубость старого мастера, а прямое указание на то, что не надо отождествляться со своими мнениями и взглядами, порождениями нашего дикорастущего ума, а следует их осознавать. Следует понять, что это всего лишь "читта-вритти", внутренние объекты, подлежащие растворению в процессе правильной медитации.

Грубый окрик мастера - это волшебный пендаль, назначение которого - остановить ум, прекратить отождествление со своими мыслями, которые разрослись настолько, что уже выпирают наружу.

Человек ума тут же "поймает меня за руку", дескать, а разве вы сейчас не высказываете свои мысли и не озвучиваете свои взгляды? Совершенно логично, даже безупречно с точки зрения чистой, не омраченной никакой там мифической интуицией-Праджней логики. Но, увы, совершенно неверно. А почему неверно? Объясните, докажите. А вот не буду. Какие бы слова я не говорил, без личной (и приличной) практики медитации-самонаблюдения это не может быть понято. И никакое образование и самый могучий интеллект здесь не помогут. :D
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Красивая женщина и тыква - чем они отличаются, когда ей стукнет 80?

Комментарий:
Ты все еще собираешься жить вечно? А если нет, то почему ты не пратикуешь сидячую медитацию?

Мы носимся в машине, но куда мы, собственно,едем?

Мой комментарий:
Хорошая дорога, отличная машина. Но с какой скоростью ты бы не гнал по дороге жизни - все равно, от себя не убежишь, к себе не прибежишь! Отличный компьютер, открытый доступ в информационное пространство Интернета... Какие огромные возможности открываются перед современным человеком, чтобы избежать встречи с самим собою!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Чтобы не видеть вещи криво, просто расслабься.

Не запихивай Путь Будды в какие-либо рамки.

Монах Дзэн - это тот, кто ведет свободную жизнь, в центре которой стоит Путь Будды.


Комментарий: Это высказывание старого Мастера как-то особенно меня трогает. Возможно потому, что сам я веду жизнь, весьма далекую от этого идеала. Ученики, пациенты, работа над книгой (имеется огромный материал по терапии посредством энергомедитативной практики, который непременно нужно записать, чтобы он не пропал) - все это сильно напоминает ситуацию, описанную Л. Кэрролом в "Алисе в Зазеркалье", когда надо бежать изо всех сил, только для того, чтобы остаться на том же самом месте. :D
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Учение Будды - не для туристов!

Оставь даже хорошее, а плохое и подавно.

Ты ошибаешься, потому что думаешь обо всем как человек из мяса.

Учение Будды безгранично и абсолютно непонятно для заурядного человека.


Мой комментарий:

В словах старого Мастера - полное пренебрежение политкорректностью, полное отрицание психологического "коммунизма", личностной, в отличие от имущественной, уравниловки, свойственной современному западному обществу.

Вопреки общераспространенному мнению,подлинное духовное учение, ярчайшим и непревзойденным образцом которого является Сутра Помоста Шестого Патриарха, - всегда элитарно, всегда плохо воспринимается посредственностью. Вспоминаются слова из Дао-Дэ-Цзина (по памяти):

"Если человек высшего уровня услышит о Дао-Пути, его следование этому пути будет безупречным (he will do his best to practise it).
Если человек среднего уровня услышит о Дао-Пути, то временами он будет следовать ему, а временами утрачивать его.
Если же человек низшего уровня услышит о Дао-Пути, он будет громко смеяться над услышанным. Если же он не смеется, - значит это не Дао-Путь."
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Нет Будды кроме практики, нет учения кроме не-думания. Это основные принципы Сото-дзэн.

Для Догэна Дзэндзи процветание Буддадхармы означает практику дзадзэн (сидячей медитации), а не строительство храмов и пагод.


Мой комментарий:

В современной России за "возрождение христианства" совершенно ошибочно принимают все большее строительство храмов. Но это всего лишь возведение еще одной внешней формы. А где же внутреннее содержание? Тщетные усилия! Даже если говорить об этом с христианских позиций, то храм нужно строить, прежде всего, в собственной душе. У меня есть по этому поводу афоризм: Церковь - это резервация для Господа Бога. :D

Лучше бы эти деньги употребили для помощи нуждающимся людям.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Когда ты так сильно сосредоточился на своем коане, что тебе уже не мешает ни одна посторонняя мысль, это всего лишь означает, что ты на какое-то время забил все эти мысли в дальний угол. В простом сидении Догэна (в Сикан-тадза) речь идет о гораздо большем, ты должен обозревать всю местность самого себя.

Мой комментарий:

Сикан-тадза, она же - Нирбиджа-самадхи классической Йоги, она же - медитация-самонаблюдение, по праву расценивается как высшая форма духовной практики. Об этом говорят и мастера Дзэн, об этом же прямо сказано и в Йога-Сутре Патанджали. Интересно, что этот метод медитации сам Патанджали вообще выносит за пределы описанной им восьмичастной (не восьмиступенной, как ошибочно переводят) Йоги,называя его наивысшим.

Однако отвергать метод сосредоточения (Сабиджа-самадхи или медитация с семенем) тоже не стоит. Он очень эффективен по своему воздействию, но требует предварительной энергетической диагностики, без которой он просто опасен. Есть очень сильная в методическом отношении буддийская школа Тянь-Тай, в которой непременно практикуются оба метода (самонаблюдение и сосредоточение) параллельно - и в этом, безусловно, есть свой резон.

Кроме того, работа с коанами в Буддизме школы Риндзай все-таки очень сильно отличается от классической медитации-сосредоточения, как она дана в Йоге и Даосизме. Лично я - не сторонник Дзена коанов, этого методического новодела и полностью присоединяюсь к его критике с позиций значительно более зрелого и мудрого Буддизма школы Сото, ярким представителем которого и является Кодо Саваки.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
В нашем учении суть еды - не просто в поглощении пищи. Еда - это абсолютная еда.

Комментарий:
Разумеется, речь идет о полноценном сохранении осознанности в повседневной жизни.

Радиус действия наших рук и ног - не более одного квадратного метра, но мы все равно действуем во всей Вселенной.

Комментарий:
Кто практикует медитацию-присутствие (медитацию пространственного осознания) - прекрасно понимает, о чем речь.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Когда летит воробей, он всегда летит во всем небе. Это означает жить здесь и сейчас, в бесконечном пространстве и в бесконечном времени.

Мой комментарий:
Когда ты идешь по улице - ты идешь по всей Земле.

Буддадхарма состоит из практики вечности в это самое мгновение.

Комментарий:
Ключом к овладению временем является осознание настоящего момента. Тот, кто сумел выйти на полноценное осознание настоящего - немедленно обретает как прошлое, так и будущее.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Если ты отсутствуешь хотя бы одно мгновенье, то в это мгновенье ты - как мертвый. Постарайся стать человеком без дыр.

Комментарий:
Дхиана - дхарана, пунктирный Будда - сплошной Будда.

Недостаточно один раз попасть в яблочко. Точный выстрел прошлого года ничего не стоит в нынешнем.

Комментарий:
Да, когда-то ты добился успеха и во время медитации попал в потрясающее состояние. Ну а где оно теперь? Может быть лучше практиковать, а не тешиться воспоминаниями?

Просто есть эту рисовую кашу... В этом "просто делать" нет ни высших, ни низших, ни умных, ни глупых. Это "просто делать" - суть пути Будды и именно это "просто делать" весь мир не хочет понимать.

Комментарий:
Жить бесхитростно, жить безыскусно - в этом Дзен и Дао едины.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Все буддистские сутры - не что иное, как вранье, если то, о чем в них говорится, не воплощено на практике. Без Дзадзен ( сидячей медитации) буддизм - вранье чистой воды!

Комментарий:
Так и вспоминается Нео-Адвайта. Всплывает образ из детской книжки "Приключения Буратино": Буратино идет в школу с новеньким букварем под мышкой (папе Карло пришлось продать куртку). Идет мимо цирка. Там развеваются яркие флаги, звучит громкая бравурная музыка и кричат зазывалы. Буратино соблазняется, продает букварь и вместо школы попадает в цирк.

Когда мы сидим в Дзадзен, практикуя учение Будды, мы и являемся Буддами.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Между противоположностями должно быть оживленное движение.

Комментарий:
Гениально! В одной фразе - все учение о двойственности.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Мастер Кодо сказал:

Что такое истинное Я?
Оно сияет как бриллиант, прозрачно как голубое небо, и нет никакого разрыва между истинным Я и всеми живыми существами.

Сатори просто означает обосноваться здесь и сейчас.

Практиковать дза-дзен
(сидячую медитацию, ВМ) означает прекратить быть заурядным человеком.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
Навеяно речами Мастера Кодо

У гроба (савана) карманов нет, а у души есть. На самом деле, единственная наша собственность - это наше сознание. Посмотрите вокруг себя и подумайте о том, как лет эдак через 50, когда Вас уже не будет в живых, в вашей квартире будет все совершенно иначе. Будет стоять другая мебель,другие обои и картины, будут жить другие люди, а еще через пару десятилетий о вас никто и помнить не будет.
Пойми. что на самом деле в этом мире ты голый и бездомный. Твое сознание - это все, что у тебя есть.
Приумножая богатство своего сознания, мы никогда не останемся в дураках.
Дзен - это ясный взгляд на нашу жизнь и на то, как мы ее проживаем