Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Блюз. Настоящий изначальный блюз. 1979.

dual-berettas

Форумчанин
#2
Псевдоним скорее всего связан с дельтой Миссисипи - очень грязной реки. "Грязнуха Миссисипи" :) Ведь этот регион - родина блюза как народной музыки чёрных рабов. Чикагский блюз - это уже как следствие миграции на север с целью зарабатывать деньги музыкой. Сейчас посмотрел в википедии - и точно, догадка оказалась недалека от правды, прозвище "Muddy" ему дала бабушка в детстве, за то что тот любил играться в грязном ручье-притоке Миссисипи. В общем ассоциация думаю понятна :)

Вообще, это самый настоящий дедушка рок-н-ролла. Это фактически та же самая музыка, только чёрные исполнители называли её ритм-энд-блюз и по причине маргинальности негритянской культуры, а так же очевидной непристойности многих тем такой музыки :) не имели выхода на белую молодёжь и массовую аудиторию (ну и не стоит забывать про расовую сегрегацию в США в те годы - 1950-ые и ранее). А исполнители и продюсеры рок-н-ролла несколько переосмыслили звучание, заменили наиболее спорные места в текстах эвфемизмами, и понеслась :) Для примера можно сравнить хит того же Мадди Уотерса в его собственном исполнении и в скоростной рок-н-рольной перепевке The Rolling Stones (написал песню автор многих блюзовых хитов Вилли Диксон). Разогнали как следует, но музыкальная основа та же)



Правда ролинги это не оригинальный американский рок-н-ролл, а чуть более поздняя его британская разновидность, но это отдельная тема)

Кстати здесь, на этой записи (Чикаго 1979), нет главного хита и "визитной карточки" Мадди - Hoochie Coochie Man. Но тут есть трек сочинённый на его основе - Mannish Boy. В обоих песнях есть характерный повторяющийся ритмичный рисунок, но именно первая является более полной и оригинальной. Эта композиция (Hoochie Coochie Man) оказала огромное влияние на рок-н-ролл, является так называемым блюзовым стандартом (т.е. общепризнанной классикой жанра) и вообще крайне известна во всём что связанно с рок-музыкой. Автор композиции кстати тот же пресловутый Вилли Диксон.

Вообще, ключевое значение для жанра имеют его (Мадди) более ранние записи, чем эта (Чикаго 1979), если конкретно, сделанные для легендарного лейбла Chess Records в 50-ые годы. Вот здесь (ниже) вышеупомянутый трек именно в оригинальной записи этого периода. Несколько более грубое и неотёсанное звучание, но это именно то чем тогда привлекала такая музыка людей - первобытной энергией :)


А вот тут все записи этого ключевого периода Chess Records (1947-62) собранные в одной современной компиляции в хорошем кач-ве:
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4831836
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Уважаемый dual berettas!
Спасибо большое за интереснейшую информацию. Ваши познания в этой области меня восхищают (без иронии). Я и другие пользователи нашего сайта были бы рады, если бы Вы взяли на себя общественно-полезный труд вести музыкальный форум. Наш Админ легко оформит такой отдельный форум на музыкальные темы. Думаю, Паша Кадыков поддержит идею.
Что Вы на это скажете?
 

dual-berettas

Форумчанин
#4
Владимир Михайлович, благодарю за столь лестную оценку моих довольно скудных на самом деле познаний конкретно этого жанра (это всё крайне общие места). В последнее время в мыслях вертелся Мадди Уотерс, а тут увидел пост, и не удержался от простыни :) В основном я интересуюсь тяжёлой музыкой и смежными с ней не самыми спокойными жанрами, что не очень хорошо подходит для форума о медитации :D Но вторично интересуюсь и другими, более цивильными, так сказать, вещами) Я далеко не полиглот, но время от времени в поле зрения время попадает что-то самобытное и по своему интересное, хоть возможно и с субъективной точки зрения. Поэтому - я готов попытаться! Возможно это создаст активность которая привлечёт на сайт чуть больше людей, что в любом случае хорошо.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Можно писать в форум так, чтобы это было не обязаловкой, а в удовольствие.
 

dual-berettas

Форумчанин
#6
Можно писать в форум так, чтобы это было не обязаловкой, а в удовольствие.
При наличии интересного материала его будет думаю нетрудно сопровождать собственными собственным текстом в пару абзацев. Например, краткая заметка об интересном коллективе, или целой категории - направлении, форме, жанре, и т.д. В данный момент я немного теряюсь потому что до конца не представляю как это будет выглядеть. Но наверное главное приложить определённые усилия, а аппетит возникнет в процессе. Извините если мои рассуждения несколько наивны, просто я не имею большого опыта в таких вещах, в основном писал небольшие заметки (на эту же тематику) на странице в ВК, которые видели несколько людей. Но в любом случае думаю попытка - не пытка, и попробовать я готов. :)
 

siroga

Забанен
#8
я тоже свои пять копеек положу :))
сам я ударник с 30-летним стажем.
Сейчас меня интересует только джазз - но играть его уже поздновато
Прилагаю упрощенную схему. Более подробная висит на стене в Джаз Филармонии в СПб
Найдите там Блюз :))
 

Вложения

Kargopolov

Руководитель школы
#9
siroga с его опытом может вместе с нашим Админом и dual-berettas курировать музыкальный раздел. Я в этой области не очень компетентен, но тоже готов поучаствовать время от времени.
 

dual-berettas

Форумчанин
#11
Раздел сделал, перенес в него все музыкальные темы.
Благодарю! Не с пустого места начинать психологически более легко. :)


Пожалуй продолжу начатую тему про истоки блюза :) Если уж речь зашла про его корни в пределах записанной истории, то стоит коснуться ещё более раннего периода, так сказать "доэстрадного", но содержащего своеобразную точку отсчёта для роли этого жанра в современной музыке. Это 20-30 годы, эра начала видео и звукозаписи и связанных с нею маленьких и больших революций и откровений. Дело в том что блюз, в наиболее чистом, аутентичнном, в виде народной музыки чёрного населения Юга США был впервые записан в это время, причём людьми которые при жизни даже надеяться не могли на какие-то серьёзные деньги или славу на почве своей творческой деятельности. Так оно при их жизни и было - чёрная культура была максимум интересной экзотикой, которую только зарождающийся бизнес звукозаписи был не прочь представить в виде эдакой этнической диковинки, но не более того. Исполнители за свой труд получали некие жалкие копейки в виде разовой оплаты, и наверняка были рады даже этому. Ирония в том, что эти скудные записи позже стали непререкаемой классикой стиля, а их исполнители - первыми именами в жанре. Одним из самых известных и загадочных людей этого периода является пожалуй, Роберт Джонсон.

1476017996141687638.jpg
По словам соременников, он некоторое время "пытался постичь искусство блюза, но не достиг в этом деле больших успехов". Затем он исчезает на некоторое время, а потом (1931) появляется вновь, и уровень его
игры внезапно куда более высок чем прежде. По этому поводу есть распространённая легенда, мол Джонсон заключил сделку с дьяволом на перекрёстке, и тот дал ему талант. Эта легенда получает определённое
развитие в творчестве самого героя, возможно даже он её специально поддерживал для создания загадочного и привлекательного образа.




События эти происходили до периода когда блюз обрёл популярность и некую коммерческую успешность, и увы, мало кто из этих исполнителей что-то поимел с этой славы. Максимум на что мог рассчитывать чернокожий исполнитель блюза и схожих с ним жанров - это аудитория так называемого джук-джоинтов (juke-joint), дешёвых заведений в которых собирались рабочие с плантаций, для того чтобы пообщаться, выпить, потанцевать под свою музыку, или её поиграть для других.
Википедия сказал(а):
Негритянские джуки (…) — это примитивные сельские эквиваленты ночных клубов, в которых рабочие с лесопилок отдыхали вечером, глубоко в лесах.
1280px-FSA_JukeJoint.jpg


Blue_Front_Cafe.jpg

juke_joint-6.jpg
Роберт Джонсон и другие блюзовые исполнители этой эпохи были погружены в такой культурный бэкграунд очень глубоко, фактически были его частью. Для них блюз (что на самом деле изначально было сленговым словечком для состояния печали, безнадёжности) - музыка о непростой доле бедняка, без пяти минут раба без перспектив в жизни (рабство было давно отменено, но фактически эксплуатация и сегрегация на Юге США сохранялись до 60-х годов 20-го века). Для них вещи, о которых поётся в этих незамысловатых, но очень личных песнях - прежде всего способ примириться со своей нелёгкой жизнью через музыку. Это буквально - иллюстрация того что
происходит с человеком в данный конкретный момент. На это намекают кстати и стандартные названия блюзов, например (композиции Blind Lemon Jefferson) Sad News Blues - "блюз о печальных новостях",
Pneumonia Blues - "блюз о пневмонии", и так далее.

Буквально пару месяцев назад бегло знакомился с творчеством Роберта Джонсона, и приглянулся цифровой сборник 2021 года (ссылки чуть ниже). Далеко не аудиофил, но на дилетантский взгляд вытянули здесь из той неказистой записи 30-х годов довольно много, настолько насколько это вообще возможно в данном случае. Сборник не полный, к сожалению - представлены не все записи исполнителя, но зато звук довольно приличный (опять же, для подобной записи). Его и предлагаю интересующимся к прослушиванию :) Сами записи были сделаны в 1936 году, а ушёл из жизни Роберт двумя годами позже, в доме для чернокожих рабочих, принадлежащем плантатору, для которого он намеревался играть на банджо и (со слов третих лиц), собирать для него хлопок. Вот такая невесёлая история жизни музыкальной легенды.

Данный сборник на яндекс.музыке: https://music.yandex.ru/album/17130911
А так же Вконтакте: https://vk.com/music/album/-2000444172_12444172_894ecc03cd7d718a6d
Можно так же скачать его с рутрекера в lossless-формате: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=6088400
(выбрать можно любую ссылку, на каком ресурсе удобнее)

А для более полного знакомства есть вот такая, уже полная коллекция 2011 года выпуска всех двух существующих студийных сессий музыканта, тоже с приличным реставрированным звуком: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3583080

Некоторую информацию (об обстоятельствах смерти и датах) а так же изображения джуков взял с англ. и русской страниц в википедии.
 
Последнее редактирование:

dual-berettas

Форумчанин
#12
Слепой Вилли Джонсон (Blind Willie Johnson).

Грубый и одновременно мелодичный голос, имеющий даже какое-то гипнотическое воздействие, эффект подчёркивается ритмичностью действа и женским вокалом на заднем плане. Так же как Роберт Джонсон, является ключевой фигурой в истории стиля, но представляет своеобразный антитезис дьявольским страстям последнего, потому что многие его композиции основаны на библейской тематике. Это уже представитель другого значимого для раннего блюза региона - Техаса.

Ej1jDcDWkAA_EDy.jpg


В музыкальном же плане, из всех представителей этого периода что мне пока довелось услышать, он наверное наиболее эффектный и понятный сразу, даже человеку не интересующемуся этой темой. Как по мне, его музыка несколько выходит за жанровые рамки и впечатляет вне зависимости от них) Это объяснимо ещё и тем, что по всей видимости, он, будучи представителем стиля госпел-блюз, намеренно ставил целью сделать музыку средством религиозной проповеди, и это сильно чувствуется в экспрессии пения, есть что-то даже от всех этих протестантских священников, поющих экстатические проповеди. (Госпел - это жанр религиозной музыки американского Юга).

Вот эта песня мне когда-то запомнилась сразу и теперь прочно ассоциируется с данным стилем и культурным пластом.
Нетрудно услышать что и многие другие его песни прочно увязаны с религией и являются своеобразным блюзовым аналогом пассионарных проповедей:
Мощный форсированный рык этого исполнителя - это способ перекричать гомон улиц :) Вот здесь например хорошо слышен контраст между его естественным и форсированным голосом:
И отдельного упоминания стоит вот эта атмосферно-фоновая вещь без слов, так и просящаяся в кач-ве саундтрека к тёмной и душной южной ночи)

Ну и в целом манера пения и звук невероятно харизматичные, создающие ощущение чего-то целостного и законченного. То тут то там поверх басовитого вокала Вилли выскакивают повторяющиеся подпевки девушки на бэк-вокале, что в сочетании с общим упором на ритм и даже какого-то намёка на бит создаёт волшебный унисон.

Этот момент хорошо чувствуется в треке Trouble Soon Be Over например. Этот трек (и другие) был использован в постановочном псевдо-документальном фильме Вима Вендерса о некоторых исполнителях довоенного блюза. Разумеется настоящих видео тех времён не существует, но постановка стильная и качественная, позволяет прочувствовать атмосферу :) Вот фрагмент с "исполнением" этого трека (с наложенной оригинальной записью) из этого фильма. Вообще, я бы советовал его к просмотру полностью)

сам фрагмент:
https://www.youtube.com/watch?v=D3OFo8MFNkE (даю ссылкой из-за ограничения на кол-во медиа)

История жизни Слепого Вилли Джонсона так же вписывается в общую тенденцию злоключений, выпавших на долю его коллег по жанру и современников. В 1945 году его дом сгорел, и не имея места куда пойти, он просто продолжал жить в руинах, где и заразился малярией, а в последствии от неё и умер в течение года...

И вновь, даю ссылки на полноценные сборники для более последовательного ознакомления:

Краткий вариант:VK | Яндекс.Музыка | rutracker
Полная коллекция записей: VK | rutracker

Приятного знакомства и прослушивания!
 
Последнее редактирование:

dual-berettas

Форумчанин
#13
Lightnin' Hopkins

1.jpg


Один из последних представителей самой старой школы блюза - начинал выступать вместе с Blind Lemon Jefferson, который считается основателем техасской школы, или "кантри-блюза". Но если Блайнд Лемон, как и большинство представителей того периода, оставили после себя лишь раритетные архивные записи довольно низкого качества, и в основном не дожили до времени коммерческого расцвета чёрной музыки и культуры, Лайтнин Хопкинс (урождённый Сэм Джон Хопкинс) прожив долгую жизнь (родился в 1912 и ушёл из жизни 1982 году), оставил множество качественных записей и достиг известности при жизни. Он последний долгожитель из когорты блюзменов, проложивших дорожку от деревенского, народного блюза к городскому.

Как и многие другие блюзмены, он играл как в электрике, с аккомпанементом, так и чисто соло - в аккустическом варианте. Последний на мой взгляд, является наиболее интересным представлением дельта-блюза, или раннего блюза. Именно в этой форме выражение и динамика куда более ощутимы, особенно в игре Лайтнина - музыкант очень живо использует инструмент, берёт ноты правой рукой как на грифе, так и у деки. Играет комбинированным способом - на большом пальце кольцо с медиатором (своеобразный коготь - продолжение фаланги пальца сбоку), а остальные пальцы аккомпанируют классическим образом. У него часто мелодическая линия вокала сливается с пассажем на гитаре в унисоне, и голос является как бы репродуктором гитары, не только в мелодике но и динамике (то есть манипулировании громкостью пения\игры).

Хопкинс любил рассказывать короткие красочные истории из своего прошлого, обращаясь к самому себе в третьем лице - в форме персонажа по имени Po' Lightnin'. В его фигуре колоритные житейские истории усиливались и гиперболизировались, особенно ближе к старости самого исполнителя. В образе этого полувымышленного-полуреального Лайтнина угадывался стереотипный архитипичный блюзмен - неудачник, постоянно бросаемый женщинами и презираемый всеми остальными. Свой вклад в этот образ внесли и фанаты, которые его видели чем-то вроде воплощения блюзмена: парень в тёмных очках, с золотыми зубами, в которых болтается незажжённая сигарета, и вечным бутылём виски в кармане пиджака.

R-3034196-1415462797-6034.jpg


Хорошим началом знакомства с ним, на мой взгляд, может стать аккустическая живая запись 1962 года - Hootin' The Blues. В ней хорошо видна прелесть именно аккустической игры Лайтнина, со всеми её деталями и перепадами, которые теряются в электрике. Вот он на Яндекс музыке, в ремастере 21 года. А вот неремастированное издание 1994 года, в ВК.

Ещё хотелось бы отметить одну видеозапись, так же начала 60-х годов, в тот период когда Лайтнин был так сказать "переоткрыт" музыкальным бизнесом - в самом его начале или перед этим периодом. Здесь он так же, в аккустике, играет где-то в родном Хьюстоне (Техас). Сама видеозапись среднего качества, но интересна тем что захватывает музыканта в его естественной, аутентичной среде, ещё без глянца и блеска эстрады. Так же здесь хорошо видна та самая экспрессия - Лайтнин живо обращается с гитарой, и смотреть на его игру так же приятно, как и его слушать.


Но кроме ютуба, эта запись есть в более хорошем, реставрированном качестве на вот этом диске (его нужно скачать):

Masters Of The Country Blues - Mance Lipscomb & Lightnin' Hopkins [2000, Country Blues, Texas Blues, DVD5]

Там комбинированный материал - первая часть фильма это выступление Мэнса Липскомба, а во второй - герой этого поста.

Приятного прослушивания! :)
 
Последнее редактирование: