Данный текст взят из работы И.И. Евлампиева "Актуальность Бергсона". Евлампиев является горячим сторонником философии Анри Бергсона (самого знаменитого философа интуитивиста новейшего времени).
Лично я весьма критически отношусь к взглядам Бергсона, особенно к его учению об "интуиции длительности". Однако вот этот пассаж, излагающий взгляды Бергсона на духовное развитие, мне понравился. Особенно метафора о том, что, если собираешься в путешествие, нужно оставить дома множество вещей, обеспечивающих там комфортное и удобное проживание, но которые в путешествии будут большой обузой.
Вот этот текст:
Западное общество, которое изображает себя демократическим и свободным, в реальности очень эффективно подавляет духовную свободу человека и в этом смысле является типичным закрытым обществом. Ведь по-настоящему открытое общество, — это общество, демонстрирующее существенное, т. е. качественное развитие, причем развитие это должно касаться самой главной, духовной сферы; в этом смысле оно ничего общего не имеет с тем, что понимается под словами «развитие» и «прогресс» в современном «цивилизованном» мире. Духовное развитие, утверждает Бергсон, возможно только через появление гениев-мистиков, которые своей жизнью и своими творческими деяниями демонстрируют новый уровень проникновения в духовную сущность человека и новые формы ее осуществления в мире, в то же время отвергая все то чрезмерное устремление к материальным ценностям и материальному благополучию, которое характерно для современного общества.
Продолжение следует.
Лично я весьма критически отношусь к взглядам Бергсона, особенно к его учению об "интуиции длительности". Однако вот этот пассаж, излагающий взгляды Бергсона на духовное развитие, мне понравился. Особенно метафора о том, что, если собираешься в путешествие, нужно оставить дома множество вещей, обеспечивающих там комфортное и удобное проживание, но которые в путешествии будут большой обузой.
Вот этот текст:
Западное общество, которое изображает себя демократическим и свободным, в реальности очень эффективно подавляет духовную свободу человека и в этом смысле является типичным закрытым обществом. Ведь по-настоящему открытое общество, — это общество, демонстрирующее существенное, т. е. качественное развитие, причем развитие это должно касаться самой главной, духовной сферы; в этом смысле оно ничего общего не имеет с тем, что понимается под словами «развитие» и «прогресс» в современном «цивилизованном» мире. Духовное развитие, утверждает Бергсон, возможно только через появление гениев-мистиков, которые своей жизнью и своими творческими деяниями демонстрируют новый уровень проникновения в духовную сущность человека и новые формы ее осуществления в мире, в то же время отвергая все то чрезмерное устремление к материальным ценностям и материальному благополучию, которое характерно для современного общества.
Продолжение следует.
Последнее редактирование: