Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Анри Бергсон о духовном развитии и современной западной цивилизации.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Данный текст взят из работы И.И. Евлампиева "Актуальность Бергсона". Евлампиев является горячим сторонником философии Анри Бергсона (самого знаменитого философа интуитивиста новейшего времени).

Лично я весьма критически отношусь к взглядам Бергсона, особенно к его учению об "интуиции длительности". Однако вот этот пассаж, излагающий взгляды Бергсона на духовное развитие, мне понравился. Особенно метафора о том, что, если собираешься в путешествие, нужно оставить дома множество вещей, обеспечивающих там комфортное и удобное проживание, но которые в путешествии будут большой обузой.

Вот этот текст:
Западное общество, которое изображает себя демократическим и свободным, в реальности очень эффективно подавляет духовную свободу человека и в этом смысле является типичным закрытым обществом. Ведь по-настоящему открытое общество, — это общество, демонстрирующее существенное, т. е. качественное развитие, причем развитие это должно касаться самой главной, духовной сферы; в этом смысле оно ничего общего не имеет с тем, что понимается под словами «развитие» и «прогресс» в современном «цивилизованном» мире. Духовное развитие, утверждает Бергсон, возможно только через появление гениев-мистиков, которые своей жизнью и своими творческими деяниями демонстрируют новый уровень проникновения в духовную сущность человека и новые формы ее осуществления в мире, в то же время отвергая все то чрезмерное устремление к материальным ценностям и материальному благополучию, которое характерно для современного общества.
Продолжение следует.
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Продолжение.

Они говорят прежде всего, что то, что они испытывают, это чувство освобождения. Благополучие, удовольствия, богатство — все, что привлекает большинство людей, оставляет их равнодушными. Освободившись от этого, они испытывают облегчение, затем радость. Дело не в том, что природа была неправа, привязав нас крепкими узами к предназначенной ею для нас жизни. Но речь идет о том, чтобы идти дальше; и тогда удобства, обеспечивающие хорошее самочувствие дома, превращаются в стеснительные путы, становятся громоздким багажом, если требуется взять их с собой в путешествие. Можно было бы удивляться тому, что душа, ставшая таким образом более подвижной, более склонна к сопереживанию с другими душами и даже со всей природой, если бы относительная неподвижность души, вращающейся в кругу закрытого общества, как раз не была связана с тем, что природа раздробила человечество на различные индивидуальности самим актом создания человеческого рода».
Под «закрытым обществом» в конце приведенной цитаты, безусловно, имеется в виду современное западное общество, сделавшее своими «абсолютами» индивидуализм, материальное потребление и самоудовлетворенность. Могут ли люди этого общества признать себя «неполноценными» (в смысле своего духовного развития) по отношению к тем великим, о которых говорит Бергсон, могут ли они признать этих гениев своими духовными вождями и попытаться переделать свою жизнь в соответствии с теми примерами духовной жизни, которые они показывают? Ответ очевиден. Наиболее наглядно тоталитарная сущность западного общества сказывается в том, что оно создало очень эффективный механизм, подавляющий малейшие попытки неведомых духовных «гениев» хоть как-то проявить себя и повлиять на общество. Их просто уничтожают — если не физически, то духовно — обвиняя в стремлении к «власти» и в «авторитарных», даже «фашистских» наклонностях; почти навязчивое использование такого рода обвинений в западном либеральном дискурсе (чаще всего по совершенно смехотворным поводам) показывает, с каким вниманием западная цивилизация относится к этой «проблеме», ликвидируя малейшую возможность духовного развития, т. е. возможность открытого будущего, для отдельного человека и всего человечества. Тот, кто сумеет правильно понять философию Бергсона, с неизбежностью придёт к выводу об исторической обреченности этой цивилизации.
 
Последнее редактирование:
M

Maksim

Неактивен
#3
Авторы пишут про "современное западное общество", но наверное уже правильнее слово "западное" убрать и говорить просто " современное общество", так как абсолютное большинство стран либо полностью разделяют эти ценнности либо полным ходом идут к этому.
Так что наверное имеет смысл уже задуматься не о недостатках конкретно западной цивилизации, а цивилизации в целом.