Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Конкретный пример фантазийной медитации (эзотерического аутотреннинга).

Kargopolov

Руководитель школы
#1
В моей Школе "Путь без иллюзий" проводится чёткое различие между медитацией фантазийной и медитацией реалистической. Позиция нашей Школы состоит в том, что с точки зрения магистрального направления духовного развития фантазийная медитация является тупиковым подходом. В нашей школе имеет место принципиальный отказ от фантазийной медитации (медитации, использующей воображение). Мы практикуем только реалистическую медитацию. Это очень важная особенность нашей Школы.
О медитации фантазийной и медитации реалистической можно прочесть здесь:

https://kargopolov.spb.ru/book/volume2/part1/chapter4.html

А вот здесь можно ознакомиться с примером фантазийной медитации. Это будет полезно для понимания того, как не надо заниматься. Это отличная эзотерическая иллюстрация к поговорке "Не всё то золото, что блестит." Йога Нидра представляет собою не что иное, как "йогизированный" вариант аутогенной тренировки - та же самая фантазийная медитация.

https://www.youtube.com/results?search_query=полёт+в+духовный+дом.

С критикой Нидра Йоги можно ознакомиться здесь:

https://kargopolov.spb.ru/forum/index.php?threads/12717/
 
Последнее редактирование:

Сунь Укун

Форумчанин
#2
С интересом прочёл книгу "Путь без иллюзий". Многие взгляды оказались весьма близкими, и, в частности, принцип недвойственности, как развития через разрешение диалектических противоречий. Но ведь воображение и восприятие реальности - явный пример такого противоречия. И, следовательно, оно требует разрешения не через абсолютизацию одного, но через практический синтез обеих.
 

Kadykoff

Администратор
#3
И, следовательно, оно требует разрешения не через абсолютизацию одного, но через практический синтез обеих.
Не понял, откуда это следует и почему нельзя воспринимать реальность такой как она есть.

То, что мы имеем способность к воображению, не значит ведь, что надо его обязательно использовать для искажения реальности.
 
Последнее редактирование:

Сунь Укун

Форумчанин
#4
Восприятие и воображение - как противоположные функции сознания.
Например, процесс творчества - практический синтез реалистического восприятия и творческого воображения.
Вопрос в том, что, развивая реалистическое восприятие, не уделяя внимания развитию функции воображения - не будет ли такое развитие однобоким?
Вариантов ответа мне видится три:
1) Воображение не развивается в рамках практики йоги (и, фактически, является помехой в практике).
2) Существуют йогические методы развития воображения, позволяющие его контролировать и всегда отличать восприятие от воображения.
3) В таких методах нет необходимости, так как, развивая способность к сосредоточению, автоматически развиваются все качества сознания (в частности, и воображение).
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Но ведь воображение и восприятие реальности - явный пример такого противоречия. И, следовательно, оно требует разрешения не через абсолютизацию одного, но через практический синтез обеих.
В чём заключается Ваша ошибка - в том, что это, противоречие, на самом деле чисто логическое, в реальной жизни не существующее, Вы решаете посредством ума, "чистой", не замутнённой восприятием жизненной конкретики, формальной логики.

Согласно такой ущербной логике, не следует разводить по времени суток бодрствование и сон, Ваша формальная и нежизнеспособная диалектика требует, чтобы всегда одновременно присутствовали и сон, и бодрствование. И Вы это называете синтезом?!
На самом же деле, жизненная адекватная диалектическая позиция состоит в том, что нельзя всё время спать или всё время бодрствовать. Пребывание в состоянии сна и состоянии бодрствования одновременно ну никак не является диалектическим синтезом. Периоды Ян и периоды Инь закономерным образом чередуются во времени. Но в жизни, в суточном цикле присутствует как одно, так и другое.

Профессиональная деятельность художника, писателя, музыканта и есть постоянный тренинг творческого воображения, который, безусловно, должен быть уравновешен и скомпенсирован, во избежание однобокого развития, практикой медитации самонаблюдения. С другой стороны, сколь угодно большая (по объёму) практика самонаблюдения не приводит к нежелательному перекосу в развитии. Ровно наоборот, она усиливает все творческие способности. То есть здесь ситуация носит сугубо асимметричный характер.
Чрезмерное развитие воображения идёт в ущерб осознанности, тогда как развитие сознания посредством реалистической (не-фантазийной) медитации не требует уравновешивающего развития воображения. Однако, являясь методом информационного развития, требует, в качестве своего дополнения, параллельной практики энергетического развития (дыхание, столбовое стояние, медитация-присутствие и ли медитация сосредоточение). Но ни в коем случае не фантазийной медитации.

Истина контестуальна. Каждое высказывание является правильным только на своей территории, только для своего набора ситуаций (ситуативного контекста). Стоит только выйти за пределы этой территории, как оно немедленно становится ошибочным.Прямо противоположное высказывание также является истинным, но уже для другого ситуативного контекста.

Ну а теперь вернёмся к обсуждаемой Вами паре противоположностей. Фантазийность, работа воображения - с одной стороны и реалистическое восприятие действительности - с другой стороны. Ну и в чём здесь проблема? Конечно в жизни присутствует как одно, так и другое. Но я утверждаю, что подлинная Йога сознания, сутью которой является медитация самонаблюдение не имеет ничего общего с работой воображения, с фантазийной медитацией и подробно это аргументирую в своей книге. А вот для творческой деятельности художника, поэта, писателя, музыканта, скульптора и т.п. видов деятельности, воображение (фантазия) является абсолютно необходимым инструментом. И где здесь противоречие, где несостыковка? Она только в Вашей голове, а в реальной жизни она отсутствует. Ну не можем мы всё время лежать или всё время бежать. Не можем и одновременно лежать и бежать. :) А если Вы настаиваете на одновременном присутствии двух противоположностей, то не пить Вам ни горячего чаю, ни холодного лимонада.

Если бы Вы имели опыт практики медитации самонаблюдения, Вы бы не попались в такую незатейливую ловушку собственного ума. Рассуждать о диалектике без такого опыта очень неправильно. Так что, по моему скромному разумению, на данный момент Вы не готовы к такой дискуссии. Практикуйте медитацию самонаблюдение и такого рода вопросы отпадут. Вы даже не получите на них ответы, а скорее перерастёте эти вопросы, обнаружив всю неадекватность их постановки.
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Вопрос в том, что, развивая реалистическое восприятие, не уделяя внимания развитию функции воображения - не будет ли такое развитие однобоким?
Ваши вопросы идут "от ума". Вы обсуждаете то, в чём не имеете необходимого личного опыта. На самом деле, практика медитации самонаблюдения, приводящего к состоянию умственной тишины, очень сильно развивает творческий потенциал в любых сферах человеческой деятельности.

У меня к Вам вопрос: практикуете ли Вы медитацию самонаблюдение? Если да, то как давно и в каких объёмах? Судя по Вашим вопросам, Вы очень любите думать (дискурсивное мышление, формальная логика и цепочка умозаключений), но способность не-думания, не мышления, которая развивается исключительно через медитацию самонаблюдение, у вас горестным образом отсутствует. А без этого, без умения входить в состояние внутреннего безмолвия, вы, да, можете получить прекрасную, внутренне непротиворечивую концепцию, но не сможете добиться её адекватности, её согласованности с реальностью.

Понимаю, Вы считаете, что прежде чем приступить к практике медитации, сначала нужно всё понять, всё хорошенько продумать и во всём разобраться. Не получится. Сначала медитация, потом понимание, но не наоборот. Кстати, именно в этом заключается основная ошибка Джидду Кришнамурти.
 

Сунь Укун

Форумчанин
#7
Благодарю за ответ.
Думать, действительно, люблю - потому и озаботился "противоядием" от этой вредной привычки:)
В своё время прочитал работы Карлоса Кастанеды, весьма впечатлился. Практиковал длительно по книге БКС Айенгара асаны и пранаяму. Занимался боевыми искусствами. Но ожидаемого результата (внутреннего молчания, "У-Син", "безмолвного знания" по Кастанеде) так и не получил.
К практике медитации самонаблюдения по Вашей методике приступил со вчерашнего дня. То есть, опыт практики уже имеется:D
На самом деле, именно во время сессии медитации возник вопрос о том, каким образом сочетать развитие творческого воображения (я периодически пишу стихи и рассказы) с практикой медитации.
Пока, основной вопрос - с какого круга начать практику? с учётом явного превалирования "думания" над "деланием" по жизни, решил, что целесообразнее начать с Обратного Круга.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
На самом деле, именно во время сессии медитации возник вопрос о том, каким образом сочетать развитие творческого воображения (я периодически пишу стихи и рассказы) с практикой медитации.
Это означает,что правильной медитации у Вас нет. Правильная медитация растворяет любые вопросы, а Вы теряете правильную медитативную установку и начинаете думать на темы связанные с медитацией. Надо сказать, это очень распространённая, типовая ошибка начинающих.
Когда появился такой вопрос, следовало бы отказаться его решать (мысленно сказать: а вот не буду этим вопросом заморачиваться) и вместо этого начать осознавать само желание задавать этот вопрос. Если Вы этог не делаете, значит у Вас не будет успешной медитации, потому что вместо того, чтобы растворять свой ум (думание), Вы начинаете с ним сотрудничать (включаясь в процесс задавания вопросов и поиск ответов).
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Пока, основной вопрос - с какого круга начать практику? с учётом явного превалирования "думания" над "деланием" по жизни, решил, что целесообразнее начать с Обратного Круга.
Не думаю, что это хороший выбор. Начните с практики даосского парадоксального дыхания (на даосском круге), по полчаса утром и вечером. А самонаблюдением сейчас не занимайтесь. Вам рано. Самонаблюдение - это наивысший метод духовной практики и приступать к нему нужно только после освоения даосского дыхания. Я и сам так делал. Перешёл к практике самонаблюдения только после 8 месяцев парадоксального дыхания. При этом важно соблюдать принцип "делать и думать одно". Механически на автомате дышать не следует. Это важно.
Успехов! В.М.
 

Сунь Укун

Форумчанин
#10
- точно так. Вы ответили раньше, чем я успел спросить :)
За три занятия обратил внимание, что относительно стабильное осознавание сохраняю только во время дыхания. А практика самонаблюдения сводится к мечтаниям и борьбе со сном.
Последую Вашей рекомендации и ограничусь пока даосским дыханием.