Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Интервью с Далай Ламой. Отрицание существования Атмана (индивидуального духовного начала).

Kargopolov

Руководитель школы
#1
https://rgdn.info/prepodobnyy_dalay-lama

Цитата из интервью:

Вопрос:
- Тибетское сочинение «Восемь строф для тренировки ума» начинается со слова «даг», или «я». Что именно мы имеем в виду под этим “даг”, или “я”?


Ответ Далай Ламы:
"- Первое, что отличает свод буддийских учений от всех прочих классических философских традиций Индии, ‒ это то, что в учении Будды отвергается любое представление о вечной «душе», независимой от нашего ума и тела.

Буддийские школы в целом отрицают понятие вечной души, «я», или «атмана». «Атман», по определению, существует независимо от психофизических совокупностей личности, является единым, постоянным и неизменным. Буддисты же утверждают, что природу «я», или личности, следует рассматривать именно в контексте ее психофизических составляющих ‒ ума и тела. Личность, или «я», можно определить только в зависимости от психофизических составляющих, которые вкупе и составляют наше бытие. Если мы исследуем природу наших психофизических совокупностей, ума и тела, то обнаружим, что они постоянно меняются, и, следовательно, «я» не может быть неизменным. Они преходящи, и поэтому «я» не может быть постоянным. Они различны и многочисленны, и, следовательно, «я» не может быть единым и вечным. Тем самым в учениях Будды отвергается понятие вечной, неизменной души."
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Однако, утверждение Далай Ламы о неизменности Атмана (Адвайта Веданта), Пуруши (в системе Санкхья-Йога) является ошибочным. Согласно древней индийской духовной традиции, по отношению к которой буддизм, при всей его древности, является новоделом, не прижившимся на индийской почве, Пуруша (он же Атман) , сохраняя свою индивидуальность (то, что Далай Лама ошибочно принимает за абсолютную неизменность) постоянно эволюционирует и развивается, проходя множество воплощений, отрабатывая свою карму и проходя многотрудное обучение. Таким образом, Далай Лама делает серьёзную ошибку, абсолютизируя неизменность Атмана. На самом же деле, Атман (Пуруша) представляет собою диалектическое единство постоянства и изменчивости.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Ещё одна цитата из интервью:

"- Медитацию какого рода вы рекомендуете обычно своим новичкам?

- Размышляйте о непостоянстве, а если у вас есть более глубокие познания, тогда размышляйте о природе страдания. Можно также размышлять о природе прекращения [страданий]. На самом деле, фундаментом буддийской Дхармы является размышление о Четырех Благородных Истинах, поэтому начинайте с медитации об этом, вместо того чтобы визуализировать себя божеством! Мантры приводят в движение одни только губы. Думаю, новичкам нужно в определенной степени ограничивать практику начитывания мантр. Один учитель из Амдо, восточного Тибета, как-то сказал, что, когда слишком усердствуешь в чтении мантр, перебирая бусины, то может случиться так, что вместо отрицательных эмоций сведешь на нет свои ногти."

Мой комментарий:
Однако подлинная медитация никак не является размышлением на заданную тему. Так что у Далай Ламы явно отсутствует подлинное понимание. Он отнюдь не Учитель, а всего лишь религиозный лидер, не более того.
Представляю, как сейчас на меня обрушатся "воцерковленные" буддисты!
 

Pablo

Забанен
#4
Странная конечно позиция у буддизма... почему они считают не очевидным то, о чем вы говорите Владимир Михайлович? К моему искреннему сожалению, я мало знаю о мировых религиях и полагаюсь в этом на здравый смысл, который подсказывает мне что ваша концепция полней и правильней. Но ведь буддизм практикует бесчисленное число людей, многие из которых очень умны и эрудированы... и они осознанно придерживаются своей точки зрения. Сейчас сам буду погружаться в тему буддизма, нужно самому вычитать насколько возможно эту обширную тему.
 

Ranger

Забанен
#5
Странная конечно позиция у буддизма... почему они считают не очевидным то, о чем вы говорите Владимир Михайлович? К моему искреннему сожалению, я мало знаю о мировых религиях и полагаюсь в этом на здравый смысл, который подсказывает мне что ваша концепция полней и правильней. Но ведь буддизм практикует бесчисленное число людей, многие из которых очень умны и эрудированы... и они осознанно придерживаются своей точки зрения. Сейчас сам буду погружаться в тему буддизма, нужно самому вычитать насколько возможно эту обширную тему.
Тоже очень интересно, хоть и несколько раз прочитал "Путь без иллюзии" все ещё не могу выбрать какую концепцию выбрать. Но почему то кажется в какой то степени буддисты правы, если сбросить все оболочки то думаю останется один атман, ну или брахман, а душа как раз таки совукопность личностей или оболочек в разных жизнях через которые атман( я лично использую термин глобальное сознание, мне он больше нравится) сам себя познает. Конечно, это очень сложный вопрос, в обычной жизни не парюсь об этом, но вот иногда просыпается такой интерес. Начал читать книгу одного современного буддиста, но так и не дочитал пока.
 
M

Maksim

Неактивен
#6
Нормальная позиция у буддизма...
Религия существует для управления, для выстраивания социальной идентичности, для зарабатывания денег, но уж никак не для духовного роста.
Так что какая разница что там Далай Лама скажет.
 

Lisunoff

Форумчанин
#7
Тоже очень интересно, хоть и несколько раз прочитал "Путь без иллюзии" все ещё не могу выбрать какую концепцию выбрать. Но почему то кажется в какой то степени буддисты правы, если сбросить все оболочки то думаю останется один атман, ну или брахман, а душа как раз таки совукопность личностей или оболочек в разных жизнях через которые атман( я лично использую термин глобальное сознание, мне он больше нравится) сам себя познает. Конечно, это очень сложный вопрос, в обычной жизни не парюсь об этом, но вот иногда просыпается такой интерес. Начал читать книгу одного современного буддиста, но так и не дочитал пока.
Зачем выбирать? Практикуйте!
Клетка в организме является частью этого организма, но это не значит, что её не существует как отдельной единицы.
 

Pablo

Забанен
#8
Вчера начал читать работу Торчинова по буддизму ("Введение в буддологию") и всё встало на свои места - предмета для обсуждения, как оказывается, изначально нет, так как Будда этот вопрос своих учеников в принципе не комментировал, а непредметные метафизические и космологические вопросы так и откровенно игнорировал. Да и сам буддизм - это очень широкое поле трактовок и мнений различных течений в самом буддизме, что не умаляет его достоинств в принципе.

Вот собственно и сама выдержка из работ Торчинова:
"Какое же именно «я» отрицается буддизмом? Сразу отметим, что буддизм вообще ничего не говорит об Атмане, описанном в Упанишадах, то есть об абсолютном Субъекте, некоем высшем надличностном Я, едином для всех существ и в конечном итоге тождественном Абсолюту (Брахману). Этот Атман не признается и не отрицается буддизмом. О нем (по крайней мере, в ранних текстах) вообще ничего не говорится. Отрицается именно индивидуальное «я», буддизм рассматривает его как иллюзорный продукт ментального конструирования".

Т.е речь идёт о совершенно конкретной проблеме и совершенно конкретном методе её решения, которому учил Будда, не более того. Видимо, в какой-то момент времени, после смерти Будды его ученики и дальнейшие последователи стали трактовать Дхарму (учение Будды), настолько, насколько они сами её поняли... а понимание зачастую не отличается целостностью и глубиной.
Об этой грустной и естественной тенденции "замыливания" и подмене понятий в первоисточниках Владимир Михайлович писал в ПБИ, мы это прекрасно помним.
 
Последнее редактирование:

sit2602

Форумчанин
#9
Также нужно помнить, что индивидуальность и неизменность - это разные понятия. Ведь развиваясь, человек меняется, в то же время сохраняя индивидуальность. А эти высказывания Далай-ламы, говорят о погружении в двойственность и механистическом подходе. Ведь ему нужно "удерживать клиентуру", а для этого нет ничего лучше, чем провоцировать противоречия в умах и позиционировать себя в качестве мудрого арбитра и наставника, могущего эти самые противоречия разрешить. В общем, схема старая, но от того не менее действенная.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Тоже очень интересно, хоть и несколько раз прочитал "Путь без иллюзии" все ещё не могу выбрать какую концепцию выбрать
Такие вещи не выбирают. Выбирает ум, а понимание приходит только через правильную медитацию. Вы так и не поняли, что понимание духовного Пути и появление адекватного мировоззрения не имеют ничего общего с научным исследованием. Извините, но это очень наивный и в корне ошибочный подход. На самом деле, когда ум занят выбором, никакой речи о подлинном понимании быть не может.
Чтение любых книг без серьёзной собственной практики медитации самонаблюдения не поможет. Будь то буддийские трактаты или "Путь без иллюзий".
 

Ranger

Забанен
#11
Зачем выбирать? Практикуйте!
Клетка в организме является частью этого организма, но это не значит, что её не существует как отдельной единицы.
Потому что для ума нужны какие-то ориентиры, понимание ведь не приходит одномоментно для усреднённого человека. Если бы у меня был такой инсайт мне не нужно было бы познавать мир и себя через различные жизненные ситуации и книги, я бы просто за секунду стал бы просветленным :) А пока нужна карта, тропа по которой ступать, по натуре я идеалист практик. Различных теорий и методов море, но я лично выбираю те которые работают на практике, медитация самонаблюдения одна из них, поэтому я и нахожусь на этом форуме. С другой стороны я скептически отношусь к эзотерике, потому что лишнего тут навалом, поэтому я и пытаюсь зайти со стороны научных дисциплин. Наука не стоит на месте, те же квантовая физика, математика или квантовая психология очень близко подбираются к духовности. С другой стороны путь этот опасен, поэтому всегда нужно быть адекватным, доступная и полная информация о вреде фантазийной медитации, это вторая причина которая привлекла меня в учении Владимира Михайловича. В целом, лично я не стремлюсь стать высокодуховным, достичь нирваны и т.п., я всего лишь хочу улучшить качество жизни, но и конечно параллельно складывается своё мировоззрение о жизни и духовном пути в частности. Ведь сколько направлении духовного пути и каждый считает свой самым правильным потому что нет объективных критериев оценки пути и результата, потому что все полученные знания проходят через призму личности и поэтому все индивидуально. Книжку буддиста начал читать просто потому что там я впервые увидел стадии випассаны и в тот момент мне как раз это было и нужно.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
С другой стороны я скептически отношусь к эзотерике, потому что лишнего тут навалом, поэтому я и пытаюсь зайти со стороны научных дисциплин. Наука не стоит на месте, те же квантовая физика, математика или квантовая психология очень близко подбираются к духовности.
Ну, вот, познавательная парадигма, заданная в ПБИ (не ум, не мышление, но интуиция Праджня) Вами не принимается. Вы остаётесь в пределах научного позитивизма и стараетесь реализовать научный подход к оценке (принятию-неприятию) разных теорий и методов. При этом наивно считаете, что это гарантирует Вам высокую степень объективности. При этом не замечаете, что такие познавательные выборы и оценки осуществляет именно ваш ум. А он, как это вполне аргументированно показано в гносеологической концепции ПБИ, никак не может гарантировать адекватности.

В ПБИ речь не идёт не просто о преимуществах той или иной теории, речь идёт, прежде всего, о новой познавательной парадигме, о новом способе познания, опирающемся на медитацию и интуитивную Мудрость-Праджню. Эта парадигма опирается на не-ум, не-мышление и коренным образом отличается от господствующей в настоящее время научной познавательной парадигме, главным в которой является разум и мышление.

Вы так и не поняли, что для нашего "Пути без иллюзий" не имеет существенного значения содержание сознания, его информационная начинка. Главным для нас является совершенно другое - здоровое и высокоэффективное функционирование нашего сознания.

К сожалению, вы так и не вышли на подлинное понимание. Даосы очень любят и ценят следующее высказывание:
"Оставь мудрость, отбрось знание, это окупится во сто крат."
 
Последнее редактирование:

Ranger

Забанен
#13
Да, Владимир Михайлович, согласен до подлинного понимания далеко, сейчас бы хотя бы частичного понимания достичь :)
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Да, просто практикуйте самонаблюдение и всё придёт со временем.
Успехов Вам.
Кстати, когда, в состоянии умственной тишины включается Праджня и приходит понимание, тогда вообще нет никаких колебаний, нет сомнений, нет мучительного выбора, а есть очень большая ясность и уверенность. И это не красивые сказки, а реальное положение вещей.