Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Взгляд во время медитации-присутствия

Kadykoff

Администратор
#1
Во время медитации-присутствия стою лицом к окну. Даже несфокусированный взгляд все-равно останавливается на какой-либо точке.
Вопрос: лучше остановить взгляд на уровне окна и присутствовать в пределах комнаты или смотреть на какую-то точку за окном, как бы выходя присутствием за пределы стен?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Практика медитации - присутствия на протяжении долгого времени имеет своим основным содержанием ОСОЗНАНИЕ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА при открытых глазах. Пока тело не "отработано", выйти сознанием в пространство не представляется возможным. И только тогда, когда тело "растворится" и станет "прозрачным" (это уже не метафора, а буквальное описание очень необычного восприятия собственного тела в результате успешной практики медитации) - появится возможность полноценного пространственного осознания.
Поэтому не нужно вообще заморачиваться, где мой взгляд. Нужно просто отнаблюдать собственную озабоченность этой псевдопроблемой. Ваш вопрос говорит о том, что Вы, вместо того. чтобы осознавать себя и своё тело, убегаете вниманием вовне. Но ведь наше тело и есть та часть пространства, которая является самой доступной для оосзнания и с которой нам и следует начинать освоение пространства.
Даже если бы Вы уже прошли весьма долгий начальный этап "растворения тела" и начали прямую работу пространственного осознания, вопрос о том, где должен быть взгляд,( а вместе с ним и внимание) совершенно неуместен и свидетельствует об отсутствии понимания сути медитации - присутствия.
В этой медитации нет комнаты, нет окна, нет ничего и за пределами окна - ни домов, ни деревьев, вообще ничего.
Всё это - "субстанция сна", всё это ИГНОРИРУЕТСЯ. Есть только объёмное панорамное восприятие ЧИСТОГО ПРОСТРАНСТВА как пустого вместилища всех объектов и процессов, при полном игнорировании всего, что его наполняет. Совершенно очевидно, что при таком подходе Ваш вопрос не имеет никакого значения.
Вывод: Не пытайтесь найти правильный ответ на неправильный вопрос. Этот вопрос, сам по себе не имеет смысла и его постановка порочна. Просто снимите его с повестки дня. Не перескакивайте через ступень, которая Вами не пройдена. Работайте с осознанием тела при открытых глазах.
Всего доброго. ВМ.
 

Kadykoff

Администратор
#3
Большое спасибо за ответ!
Теперь до меня дошло, что я очень мало времени уделял осознанию тела, пытаясь осознавать окружающее пространство...
 

Charles

Форумчанин
#4
Получается я тоже неправильно понял практику присутствия. Созерцание ощущений тела и мыслей по возможности выполнял, а потом, ближе к концу практики по своей воле пытался "воспринимать" окружающее пространство. Вот накладки "заочного" обучения :(
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
В конце практики как раз будет правильным сделать попытку пространственного осознания. Но именно в конце. Так что эдесь ошибки нет, при условии что основной объём времени медитации занимает осознание собственного тела.
Всего доброго. ВМ.
 

amigo

Модератор
#6
Спасибо Большое за развернутый ответ, Владимир Михайлович!! При чтении книги кажется, что все понимаешь - что "все это майа", и взгляд не должен быть фиксирован на всем, что видишь, но когда дело доходит до практики, то вот и выясняется, что стараешься активно выйти в пространство, еще не отнаблюдав свое тело, и, конечно, из этого ничего путного не получается.
Теперь ясно, что лишь при отнаблюдении тела автоматически "выходишь" в пространство без каких-либо чрезмерных усилий.
С уважением, Амиго.
 

xeim

Форумчанин
#7
Здравствуйте.

С осознанием собственного тела смутно понятно. Однако периодически мысль убегает. В медитации-присутствии мы не осознаем наши мысли и не пытаемся их растворить, верно? Как решать тогда проблему эту? Как только обнаружил, что мысль начала гулять, возвращаться к осознанию тела? Не надо пытаться осознавать/растворять то, на что были направлены мысли, как это делаем в медитации-самонаблюдении? Спасибо.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Вот совсем просто и вполне понятно.

На протяжении долгого времени, вплоть до качественного скачка в развитии сознания (тогда уже человек в инструкциях не нуждается) медитация присутствие - то же самое, что и медитация самонаблюдение, но при открытых глазах. Та же самая спокойная осознанность, то же самое наблюдение-созерцание "всего что есть".
Конечно, то же самое с точки зрения внутренней техники, результаты же и состояния будут отличаться (развитие энергетическое и развитие информационное).

Всего доброго. ВМ.
 

xeim

Форумчанин
#9
Здравствуйте.

Я сейчас пытаюсь делать медитацию-присутствие стоя на полу-согнутых ногах. Стою недолго - 15 минут. Но где-то после минуты 12-й начинается дрожь в ногах. Это нормально или что-то надо дополнительно развивать, чтобы избежать этого? Так-то я вынестии её могу, сам я в довольно хорошей физ. форме и ещё не так стар (мне 32).
Одновременно почитал на форуме про медитацию-хождение. В книге, как я помню, она описана не была.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Да. пока в книге хождения нет. Будет, во втором издании, работа над которым не закончена.

Что касается вашего столбового стояния, то:

Во-первых. вы не сказали на каком круге занимаетесь - на даосском или на обратном.
Во-вторых, практика столбового стояния имеет свои противопоказания.
В третьих, она никогда не бывает самодостаточной. До или после столбового стояния нужно практиковать медитацию присутствие (при открытых глазах) в сидячей позе всадника (сидя на стуле). Это необходимо во избежание забитости ног.

Похоже, что вы слишком "резко" начали практику, не озаботившись получением должного методического обеспечения. Сразу хочу вас предупредить, что неправильная методика занятий опасна для практикующего.

И конечно, ни в коем случае нельзя форсировать увеличение объёмов столбового стояния. Дрожание ног - бог с ним, но заниматься через боль и выраженный дискомфорт не нужно. Требуется терпеливое и медленное взращивание избранного метода практики. Только так.
 

xeim

Форумчанин
#11
Спасибо. Очень здорово, что вы так оперативно отвечаете :)

Я занимаюсь на даосском круге, т.к., судя по всему, это больше соответствует моей клинической картине. У меня бывают головные боли от долгого сидения за компьютером - работа. Плюс на форуме читал, что и при заложенности носа даосский круг рекомендуется. В общем, всего не помню, но еще когда читал книгу, понял, что именно это мне больше подходит.

Да не сказать чтобы резко.... Вашу книгу я прочитал года 4 назад :). С тех пор с переменным успехом пытаюсь заниматься, но не получается что-то у меня это в постоянную привычку ввести. То время, то место, то просто желания нет. Ну, в общем, я работаю над этим. Да, я делал медитацию-присутствие и сидя. Про ваш совет понял, попробую делать совместно. Вы написали, что столбовое стояние - эффективный метод, вот я его и выбрал. Как-то это мне ближе - чем сложнее, тем лучше :)

А 15 минут столбового стояния это много или мало для начинающего? Какие объемы по времени вы рекомендуете новичкам?

Спасибо.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
На даосском круге для начала 10 минут, а для пожилых людей хватит и 5 минут. Каждые 2-3 недели пробовать прибавлять по 5 минут. Если ноги "забьются и будут болеть, вновь вернуться к меньшему объёму времени, согласно "принципу тарана" (чтобы пойти вперёд нужно сначала откатиться назад).
Главное -регулярность. Заниматься минимум раз в день, не пропуская. Для начала довести до 30 минут.
Важно! Сбоку ставить зеркало дабы избежать ошибки заваливания позвоночника назад.
Успехов! ВМ.
 

xeim

Форумчанин
#13
Спасибо. А что специфичного вы бы посоветовали при звоне в ушах... Практически никогда у меня не проходит. Более того, после медитации-самонаблюдение мне кажется он даже усиливается. Я не знаю, то ли это последствия травм головы в юности, то ли с сосудами что-то.
И ещё такой момент. После и во время медитации бывает так, что как бы кровь приливает к голове, к ушам, не знаю, возможно, какое-то давление поднимается (хотя я никогда не заморачивался по поводу давления). Ну в общем, как-то так. Голове не особо хорошо :)
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Ну приливает и приливает. Не заморачивайтесь. Приливать может от чрезмерного старания. Наверное не соблюдаете важное условие сохранения фонового состояния спокойствия и расслабления во время медитации. Слишком стараетесь, слишком напрягаетесь. Прочитайте об этом в томе 2, части 3, конец главы2 "О чём надо знать, приступая к ЭМП".

А что касается шума в ушах, то советую во время самонаблюдения не ограничиваться созерцанием тела и душевного состояния, а расширить сферу осознания за счёт созерцания звуков окружающего мира. Не внутренних звуков (шума в ушах), а именно звуков окружающего мира.

Также нужно убрать алкоголь и не пить чай (можно матэ, иван-чай). Вероятно был в вашей жизни период злоупотребления алкоголем, либо плотного лечения антибиотиками, либо и то, и другое. После этого, как правило,, в той или иной степени страдает слух и появляется тенденция к повышенному давлению.

Но вообще-то тревожное внимание к разным мелким симптомам - это признак ипохондрии (чрезмерная соматизированная, т.е. направленная на собственное тело и здоровье, тревожность). Это(такую тревогу) тоже нужно отнаблюдать.
Успехов! ВМ.
 

maxim43

Форумчанин
#15
Добрый день, Владимир Михайлович.
Занимаюсь на даосском круге уже где-то полгода, поутру присутствие, вечером самонаблюдение. Ранее пробовал на обратном круге, но подскакивает давление, голова гудит, нервным становлюсь на третий день. Вообщем сижу на прямом круге. Но меня мучает одна проблема не решенная, а именно: как сажусь в медитацию, так спустя несколько минут возникает давление, оно же напряжение в правой области шеи спереди справа ниже подбородка, в районе ключицы и в области грудины справа. Это напряжение длится довольно долго, минут 30-50, затем понемногу отпускает и утекает как бы в низ к солнечному сплетению и далее в живот. Это состояние напряжения меня преследует уже несколько месяцев. Даже сейчас, когда пишу это сообщение я ощущаю небольшое напряжение в районе кадыка. Мой вопрос собственно в следующем, в процессе мое внимание невольно приковывается к области напряжения, значит к горлу, а в книге или на форуме Вы писали, что в этом случае сразу включается обратный круг, а я на прямом. Хотя я не ощущаю какого то ни было переключения, стоит ли мне продолжать в том же духе и не обращать на напряжение внимания или внести какие то изменения в практику?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
Здравствуйте Maksim 43!
Наиболее вероятной причиной такой односторонней блокировки является неправильная постановка головы. Скорее всего, здесь имеется сочетание двух следующих ошибок:

1) Постоянный и чрезмерный наклон головы вперёд. Есть сутулость верхней части туловища, а есть то, что я называю "сутулостью головы". Это когда голова чрезмерно наклонена вперёд. А нужно так держать голову, чтобы грудной отдел позвоночника и шейный отдел позвоночника составляли прямую линию, без залома. Поставьте зеркало справа и посмотрите. Также попросите близких людей посмотреть сбоку, правильная ли у вас постановка головы.

2) Голова не по центру, а имеет наклон или разворот в сторону. Также проверьте, но зеркало спереди.

Кроме того, перед медитацией нужно сделать подготовительные упражнения:
1) массаж ушей ладонями;
2) ладони на уши, глаза закрыты.

Наконец, во время медитации руки нужно держать на бёдрах выше колен, ладонями вниз. Половину времени медитации при закрытых глазах внимание держать на правой ладони. Вторую половину - "чистое" самонаблюдение.
Не забывайте каждые 3-5 минут проверять и исправлять постановку головы. Первые 2-3 месяца ваша установка: "Если моя голова в удобном положении, значит я её держу неправильно".
Через пару недель отпишитесь.
Успехов! ВМ.
 

xeim

Форумчанин
#17
Здравствуйте.

В книге вы рекомендовали практику дыхания при сексуальном воздержании. Напомните, пожалуйста, о какой практике речь? Она у вас здесь на сайте изложена в разделе "Практика"?
И в общем что ещё можно порекомендовать в таких случаях? :?

Спасибо :)
 

maxim43

Форумчанин
#18
Спасибо, Владимир Михайлович, за советы. Постараюсь учесть Ваши рекомендации.
 

Bezoar

Форумчанин
#19
Xeim, эта тема раскрывалась здесь
http://kargopolov.spb.ru/forum.html?func=view&catid=43&id=13103
http://kargopolov.spb.ru/forum.html?func=view&catid=41&id=12226
 

xeim

Форумчанин
#20
Спасибо, то, что нужно.

И прошу прощения, что засовываю всё в одну ветку форума.