Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Черные пешеходы – принципы или жизнь?

Kadykoff

Администратор
#1
Взято отсюда
. . .
Сейчас расскажу страшную сказку автомобилиста. Черным-черным вечером на черной-черной улице по черному-черному асфальту на фоне черного-черного неба бегут черные-черные пешеходы. Они выскакивают из-за припаркованных машин, они идут через дорогу по диагонали, в ушах у них наушники, в руках мобильники, куда они уткнулись носами. У них на поводках собаки, за руки они держат детей, у них санки, коляски, снегоходы, у них дети на велосипедах и самокатах – и ни них самих, ни на их детях, ни на собаках, ни на санках, велосипедах и колясках нет светоотражателей. Но они уверены в том, что безопасность дорожного движения – дело водителей и городских властей.
Разговор о светоотражателях возобновляется в соцсетях каждый ноябрь с такой же неизбежностью, с какой в конце декабря обсуждают салаты на Новый год, а в марте, когда тает снег, – обязанность собаковладельцев пользоваться пакетиками для уборки собачьих какашек. И каждый раз пешеходы возмущаются: это автомобиль, а не я – транспортное средство повышенной опасности! Это водитель должен снижать скорость в условиях плохой видимости и не садиться за руль, если он не видит пешеходов в темноте. А я не буду носить то, что мне государство навязывает. Навязывать незаконно.
В этом году государство обязало водителей при выходе из машины за чертой города надевать светоотражающие жилеты. Естественно, вопрос, который тут же стал обсуждаться, – это кто наварится на жилетах. А если в машине сидят четыре человека – что, всем жилеты покупать? Кто-то обогатится!
На это решительно нечего ответить. Либо кто-то действительно обогатится – либо, если в машине сидят четыре человека и все они выйдут из машины на неосвещенную загородную трассу в темноте, их никто не увидит. И да, есть вероятность, что задавят всех четверых. Зато никто не нагреет жадные ручонки на светоотражателях.
Сама я пришла к идее обвешаться светоотражателями еще в те пешеходные времена, когда Юбера, Гетт и Яндекс-такси не было, а я не водила машину. Зимним вечером я засиделась на работе, транспорта не было по причине сильного снегопада – так что я попыталась поймать машину, чтобы уехать домой. И не то чтобы где-нибудь на темной окраине. Нет, на Кутузовском проспекте, прямо рядом с метро «Славянский бульвар», на хорошо освещенном участке дороги. Я ловила машину 40 минут – и никто не останавливался. Наконец, рядом остановился таксист и сказал: «Вы знаете, что вас вообще не видно? У вас темная куртка и темная шапка. Я вас разглядел только потому, что только что высадил пассажира за несколько метров до вас».
Знаете – страшно стало.
Дальше будут тезисы — что-то вроде «на том стою и не могу иначе».

1. У пешехода тоже есть обязанности. Пешеход (и велосипедист) – это тоже участники дорожного движения, и если уж они вышли на дорогу, то правила дорожного движения распространяются на них точно так же, как и на автомобилистов. А еще – на их детей, коляски, самокаты, снегокаты и любимую таксу на поводке и без поводка – на все, что они выводят и вывозят с собой на проезжую часть.
Раздел «Обязанности пешехода» Правил дорожного движения, в частности, гласит:
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. (…) При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств».
2. Законы физики распространяются на всех. Темный предмет поглощает свет, а не отражает его. Поэтому мы его не видим в темноте. Черный цвет – отсутствие света; нам просто нечего видеть, наш глаз не ловит никакого света, не регистрирует никаких черных пешеходов.
При этом в темноте все кошки серы: на вечерней улице темно-синий, коричневый, фиолетовый, темно-серый неотличимы от черного. Чем светлее ваша одежда – тем больше она отражает света, тем вы виднее.
В городе есть источники света – фонари, окна, фары, светящаяся реклама. Так что в городе легче увидеть пешехода. А за городом, где дополнительных источников света нет, да еще в безлунную и бесснежную погоду – вообще невозможно. Именно поэтому правила дорожного движения однозначно предписывают пешеходам за городом носить светоотражающие элементы, а в городе – рекомендуют. Если на вас надеты светоотражатели – они отражают максимум света, вы хорошо заметны издалека.
Однажды зимним вечером на светофоре (фонари горели, если что) я увидела, как к переходу издалека приближаются две светящихся палочки – примерно на уровне роста кошки или мелкой собаки. За то время, что я стояла на светофоре, палочки перешли перекресток, подошли поближе и оказались светоотражающими полосками на штанинах детского комбинезона. А еще стало видно, что ребенок, на чьем комбинезоне были нашиты полоски, держал за руки маму и папу в черных одеждах, а мама толкала перед собой темную коляску. Из всей этой компании заметны в темноте были только две детских ноги – пока семья вплотную не приблизилась к машинам.

3. Тормозной путь больше, чем дистанция видимости пешехода. Черного пешехода можно разглядеть примерно за 5 метров. Пешехода в белой одежде видно за 55 метров. Пешехода со светоотражателем – за 150 при включенном ближнем свете и за 300 – при дальнем.
Тормозной путь машины зависит от ее скорости, состояния шин и состояния дорожного покрытия. При скорости 60 км/ч (это разрешенная скорость в городе) тормозной путь на идеально сухом асфальте – около 20 метров. На мокрой дороге – около 30, на обледеневшей – может быть и больше 100 метров.
Увидев черного пешехода, водитель успеет затормозить только на скорости 10-20 километров в час. Если пешеход идет по переходу – водитель успеет сбросить скорость до него и затормозит. Но если черный пешеход идет по проезжей части там, где нет никакого перехода и никакого повода снижать скорость, водитель заметит его слишком поздно.



4. Презумпция вменяемости другого – плохая идея. Пешеходы раздраженно твердят: это автомобиль опасен, а не я, вот сам и делайся не опасным. Нет: перекладывать на других заботу о своей безопасности – плохая идея. И водители, и пешеходы – одинаковые люди, и могут вести себя одинаково по-идиотски. Рассчитывать можно только на собственный рассудок.
Когда я иду пешком, я не полагаюсь на то, что встречу на дороге только разумных, законопослушных водителей – и надеваю светоотражатели, и не бегаю по темной дороге там, где нет перехода. А когда я за рулем, я не уповаю на то, что встречу на дороге только вменяемых, законопослушных пешеходов – и снижаю скорость там, где они могут выскочить на дорогу. Впрочем, они выскакивают везде. И поголовно в черном.

5. Светлая одежда – не значит непременно белое пальто. Да, белое пальто в такую погоду моментально превращается в грязное пальто. Прислониться в светлом пуховике к немытой машине в ноябре или декабре – смерть пуховику, химчистка не помогает, проверяла. Но если темная куртка неизбежна – то что мешает надеть светлую шапку или светлый шарф?
В Норвегии, где черные пешеходы такая же проблема, как и в России, сейчас на форумах для вязальщиц активно рекламируют пряжу со светоотражающей нитью.
Но пока у нас не продают такую пряжу – можно надеть светлую шапку или нацепить на себя копеечный светоотражатель.

6. Светоотражатели не портят одежду. «Светоотражатели портят одежду, — говорят возмущенные пешеходы, — кто же будет наклеивать или нашивать на норковую шубу». Но их не обязательно наклеивать или нашивать. Есть, например, самофиксирующиеся браслеты: весь день такой браслет можно носить свернутым в кармане, а в сумерках надеть.
Нет, конечно, на норковой шубе и они будут смотреться не слишком здорово. Но тут уж – вопрос приоритетов: не хочешь попасть под машину – тогда придется не гулять в темной норковой шубе по неосвещенной проезжей части, или портить свой внешний вид недостаточно прекрасными браслетами, или купить шубу из светлой норки, на худой конец.
Браслеты-светоотражатели можно защелкивать на раме велосипеда или деталях коляски. Можно наклеивать наклейки.
Существуют и брелоки (но брелок на сумку – не слишком хорошее решение: прижмешь брелок локтем – и тебя уже не видно). Существует лента, которую можно нашивать, и лента, которую можно наклеивать.
Есть термонаклейки, которые закрепляются утюгом, и вещь можно стирать с ними.
Есть светоотражатели для собачьих ошейников и собачьей одежды.

7. Общественный транспорт – не спасение. «Не видите в темноте – пересаживайтесь на общественный транспорт», ворчат пешеходы на водителей. Но на водителей общественного транспорта (а еще – на водителей мусоровозов и бетономешалок, фур и грузовых фургонов) законы физики и биологии тоже распространяются: они тоже не видят черных пешеходов, потому что не обладают инфракрасным зрением. И приборов ночного видения им тоже не выдают. Поэтому совет водителям личных автомобилей пересесть на общественный транспорт — не работает. Хотя, может быть, принципиальному пешеходу гораздо приятнее попасть под автобус или фуру, чем под легковой автомобиль.

8. Светоотражатели стоят недорого и продаются повсюду. Пешеходы не бывают на заправках, где светоотражатели всегда есть, но их можно купить и в киосках, и в гипермаркетах, и в канцелярских, книжных, спортивных магазинах. Их можно заказать в онлайновых магазинах – например, на Озоне. Их много: достаточно погуглить по запросу «светоотражатель» или «светоотражающие элементы/наклейки/браслеты/жилеты/ленты» и т. п.

9. Вы можете оказаться невидимкой где угодно, даже если всегда переходите улицу на зеленый и по зебре. Вас могут не разглядеть во дворе, когда водитель разворачивается или выезжает с парковки, или на проезжей части, куда вам пришлось выйти, чтобы обойти плохо припаркованную машину, лужу или яму. Они тоже существуют в нашем неидеальном мире.

10. Этот текст, я уверена, соберет массу комментариев типа «все равно не заставите надевать светлую одежду в грязную погоду», «не носили светоотражателей и не собираемся», «это ответственность автомобилиста, а не пешехода», «если я иду на зеленый свет по переходу, почему я должна светиться».
Почему?

Потому что это ваша жизнь. Потому что проблема существует, она никуда не денется даже если еще раз в комментах обругать безмозглых водителей, которые не пропускают мирных граждан на переходах, превышают скорость и пытаются переложить на пешеходов ответственность за их жизнь. Потому что у этой проблемы есть простое, дешевое и доступное решение. Потому что жизнь дороже.
Впрочем, если принципы дороже жизни, я спорить не буду.