Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Медитация-самонаблюдение

admin

Администратор
#2
Примерно через 20 минут после начала затекают ноги (как-бы отсидел), ощущения становятся неприятными, даже болезненными, "наблюдать" отрешенно становится невозможно, поэтому приходится ноги вытягивать, они "отходят", затем я их снова скрещиваю, затем минут через 15 снова затекают, опять выпрямляю... раза 4-5 так вот "мучаюсь".... надо сказать, ноги ставлю на внешнюю сторону стопы (ребром). это нормально? Продолжать так и ноги "привыкнут", или надо что-то делать? И еще вопрос ноги надо "расслаблять" ( у меня они тогда как-бы разъезжаются) или "сдерживать"?
Подложите под попу подушку или вчетверо сложенное одеяло, вот и будет повыше.
Перед медитацией, а также всегда, когда ноги затекают, делайте упражнение "Вращение колен".
Вот его описание:
Стоя, руки скрещены внизу, ладони на коленях - правая ладонь на левом колене, а левая - на правом. Выполняем совместное вращение по кругу (вправо-назад-влево-вперед) с максимальной амплитудой. При этом ступни перидически прокатываются по своему ребру). В каждую сторону по 6-12 раз. Плавно, не спеша.
Еще одно упражнение - "Вращение тазом":
Стоя, ступни широко не расставлять, руки сбоку, ладонями на тазобедренных суставах. Вращение тазом с максимальной амплитудой (круговые движения) сначала 6-12 повторений вправо, затем столько же влево.
В Симпласане, конечно же ноги свободно лежат, касаясь пола ребром и внешней поверхностью стопы. Но именно лежат, а не опираются. В данном случае это вполне дозволено и даосского круга не нарушит.
Конечно ноги в Симпласане расслаблены. Зачем их держать. Они расслабляются в тазобедренных суставах, а колени расходятся в стороны. Все это нормально и дает удобную и устойчивую конструкцию.
---
отсюда
 

admin

Администратор
#3
Вот я сижу, наблюдаю телесные ощущения - возникает мысль или образ или воспоминание из жизни или сна... Я это "осознаю" и снова переключаюсь на наблюдение неоднородности тела. Этот образ или мысль как бы исчезает - возникает другая - снова переключаюсь на тело ( в моем случае это, непроизвольно, но чаще всего ноги ) это происходит довольно быстро... Я как бы не даю мысли или образу развиться (захватить меня) - осознаю что "думаю" и сразу стараюсь "переключится" на тело... зато телесным ощущениям я как бы уделяю больше "внимания"... Это правильно? Продолжать так? Или я заблуждаюсь?
Вы слишком спешите убегать от мыслей и образов к телесным ощущением. Таким образом вы ДЕЛАЕТЕ, а медитация это не делание, а СОПРОВОЖДЕНИЕ. Надо просто спокойно наблюдать то, что есть и пока оно есть. И только тогда, когда мысли, образы исчезают, тогда и переходить к телу.
Также для Вас важно отнаблюдать свою избыточную тревогу по поводу качества своей медитации, сделать ее объектом своего созерцания. А сейчас вы с нею отождествляетесь.
И еще. Перечитайте в книге эту главу - о важности фонового состояния, того психосоматического состояния, будучи в котором Вы выполняете медитацию.
---
отсюда
 

admin

Администратор
#4
Во время занятий после расслабления, осознания собственного тела замечаю следующее: в голове всплывает множество несвязанных картинок - из прошлого, вымышленные сюжеты, какие то гротескные формы и связи между событиями, бред одним словом. Эмоционального наполнения в этих сюжетах нет, это не травмирующие эпизоды. При этом при должной концентрации ощущения собственного тела продолжаю наблюдать, бред идет в фоновом режиме, иногда затихает - чувствую полную тишину и дыхание, но это бывает редко и не надолго - как только снова начинаю наблюдение мыслей, картинки возвращаются.
Вопрос: что с этим можно/нужно сделать? На чем акцентировать внимание? Что скорректировать в практике, если есть необходимость?
Прежде всего, к бреду это никакого отношения не имеет и это слово здесь неуместно. Это всего лишь информационный мусор, который идёт через Ваше сознание в процессе медитации. Это процесс постепенного расчищения и ничего патологического я в нём не вижу. Все эти читта-вритти (мысли, картинки, образы) вовсе не должны маршировать стройными колоннами в Вашем сознании. Пусть идут как идут, просто надо продолжать спокойное созерцание всего, что есть (т. е. всего, что наличествует в сфере Вашего сознания).
А до главной проблемы, которая имеется у каждого из нас, добраться не так-то просто - там больно и неприятно, и осознающее внимание вытесняется из этой зоны. Чтобы выйти на эту проблему и соответствующий трансформирующий кризис надо изрядно потрудиться. Для этого 20-30 минут мало. Нужно заниматься два раза в день, основное занятие 50-60 минут и дополнительное 25-30 минут.
Критерии правильной работы просты: это спокойствие и умиротворённость после медитации. Это своего рода ясность и "объёмность" восприятия себя, других людей и окружающего мира. Это постепенное развитие базовой способности понимания. В моей книге об этом много говорится.
Вашей ошибкой (стандартная ошибка всех начинающих) является нетерпеливое ожидание результатов. Настоятельно рекомендую мысли и чувства, связанные с таким ожиданием успехов и результатов отнаблюдать. Т. е. к ним нужно относиться как к объектам для медитации самонаблюдения.

Один вопрос оставляет сомнения: мысли, картинки, образы нужно пытаться смотреть не идентифицируя, не осмысляя содержание, верно? Так как если по привычке осмыслять это содержимое, то к образам, мыслям сразу же притягиваются ассоциации, чувства, оценки и т. п., которые уводят от отрешенного состояния.
Просто смотреть и ничего более. Ваша ошибка в том, что во время медитации Вы пытаетесь что-то такое делать (извлекать какие-то смыслы и т. п.). А ничего делать и не надо. Надо просто смотреть и ничего более. Любая работа над смыслами губит медитацию "на корню". Это уже не медитация, а размышление.
Медитация-самонаблюдение - самое правдивое и самое беспощадное зеркало для твоей души. Конечно же, у человека с прыщавой душой нет никакого желания разглядывать себя в это зеркало. К сожалению, он не понимает, что это единственный способ стать человеком с красивой душой. А если и понимает, то, большей частью, совершенно не готов к серьёзной и длительной практике сидячей медитации, без которой это просто невозможно.
Когда есть полноценная осознанность, мыслей нет и наблюдать нечего (имею в виду именно мысли, телесные ощущения всегда есть). И наоборот, когда есть мысли, осознанность утрачивается. Это вполне закономерно, я об этом писал в ПБИ. Метод состоит в том, чтобы мысли отнаблюдать задним числом. И ещё один вспомогательный приём, когда мысли слишком сильные и приставучие и с ними трудно разотождествиться, сделайте 2-3 раза освобождение плеч и переключите своё внимание на выполнение этого упражнения и осознание сопутствующих ему ощущений. Затем вновь возвращаетесь к самонаблюдению.
---
Мы вообще не выбираем что именно наблюдать - что есть в поле сознания, то и наблюдаем! И это принципиальная вещь! Самосозерцание не имеет намеренности, не имеет выбора, исключает активное внутреннее "делание медитации".
Недовольство качеством своей медитации, своего осознания и желание как можно быстрее его улучшить - психологически вполне понятны. Однако лучше всего не суетиться, а спокойно отнестись к вполне естественному несовершенству своей медитации. Нужно спокойно осознавать так, как осознаётся, так, как на данный момент посильно и естественно. Чрезмерное старание только ухудшает качество вашей медитации. Со временем самоестественно и самопроизвольно, незаметно для самого практикующего, качество и сила его осознания будут расти.
Есть такая знаменитая древнекитайская притча под названием " Помогать всходам расти." Впервые она встречается в «Мэнцзы» в диалоге между мудрецом Мэн-цзы и его учеником Гунсунь Чоу. Учитель рассказывает:
"Один человек из царства Сун был удручен тем,что всходы на его поле растут слишком медленно.Стал вытягивать всходы руками, решил помочь. Много так потрудившись, он вернулся домой и сказал домашним:"Как же я устал! Я целый день помогал всходам расти". Его сын побежал смотреть на всходы, а они уже засохли."
Далее Мэн-цзы говорит:
"В Поднебесной мало таких, которые не помогали бы всходам расти. Но пользы всходам не только не приносят, а губят их, как те, кто не пропалывает их, полагая, что в этом нет пользы, и оставляет их на произвол судьбы, так и те, кто подтягивает руками ростки из земли, якобы помогая этим их росту".

---
На самом же деле эта медитация проста и бесхитростна. Вся её суть укладывается в следующую инструкцию, которой, в принципе вполне достаточно для успешной практики:
Спокойно созерцать всё, что есть, не вовлекаясь в процесс думания. Не думать, просто сидеть при закрытых глазах и созерцать всё, что наличествует в сфере сознания.
---
отсюда

---
На поверхностный взгляд медитация-самонаблюдение является очень простой, слишком простой, маловдохновляющей и даже примитивной. На самом же деле это не простая простота и не пустая пустота. За простыми инструкциями по выполнению этой практики стоит очень глубокая и многомерная теоретическая база. Если эта "простая" практика выполняется систематически и в объёмах по 50-60 минут, то результаты её будут в высшей степени необычны и удивительны. Трансцендирование нашего ума даёт такого рода результаты, которые до практики были и немыслимы и непредсказуемы. Любые априорные суждения о самонаблюдении, даже если их высказывает неглупый и образованный человек, впоследствии им же самим расцениваются как смешные и нелепые.
---
отсюда
 

admin

Администратор
#5
И еще вопрос: сидячая поза. Как бы надо максимально расслабиться, но тогда сгибается спина и плечи идут вперед-вниз. Принимаешь правильную (как ее понимаешь) позу - ощутимое напряжение в пояснице, немного в бедрах и между лопаток. Как найти разумный компромисс?
Компромисса не нужно. К правильной позе нужно привыкнуть. Правильная поза немедленно проявляет и выводит в сферу осознания ранее незамечаемые блокировки. Это воспринимается как дискомфорт, напряжение и даже болезненность. Нужно зашевелить эти напряжённые места, подвигать позвоночником, а затем просто созерцать эти дискомфортные зоны, урабатывая их своим осознанием. Со временем зажимы исчезнут и поза станет вполне удобной и естественной.
---
отсюда
 

admin

Администратор
#6
При выполнении медитации самонаблюдения определяю сильное переполнение в области лобной части головы, иногда немного спереди. неоднородность пытаюсь расслабить это. При попытках растворить-выровнять имеющуюся у область. Получается не всегда. Обычно концентрация внимания активизирует восходящий поток и приводит к тому, что область наполняется ещё больше.
Ну вот, приехали, опять то же самое. Да не должно быть никаких попыток (и желания!) что-либо "растворять-выравнивать"! Нужно просто созерцать всё, что есть, включая и эти зоны. Причём созерцать не по плану-намерению, не по решению, а просто следуя за собственным вниманием. А у Вас наоборот, внимание следует за Вашим решением что-либо созерцать. Наконец, при правильном подходе к медитации не бывает "получается" или "не получается". Может ли получаться или не получаться прогулка? Мы можем либо пойти на прогулку, либо остаться дома, но "не получиться" прогулка никак не может!.
Опять та же самая фундаментальная ошибка - Вы "делаете" медитацию, между тем, медитация - это не то, что мы делаем, а то, что с нами происходит. Нам нужно только создать необходимые условия и не более того.
Фишка в том, что созерцание должно быть спокойным, мягким и безмятежным. А Вы его своей сверхстарательностью просто убиваете. В свою медитацию Вы привносите слишком много напряжения. К тому же Вы активно боретесь с нежелательным, пытаясь от него избавиться. Да не бороться надо, а сказать себе: "Пусть этот зажим, это напряжение, этот дискомфорт, эта боль и т. п. будут столько, сколько они хотят. Я согласен, я принимаю." А дальше просто всё это созерцать. Борьба - это форма сотрудничества. Если во время медитации Вы с чем-то боретесь, то Вы это усиливаете, подпитывая и вскармливая собственной энергией. Заметьте какой внутренний дискомфорт и протест вызывают у Вас эти слова (я имею в виду Вашу внутреннююю реакцию, а не чисто умственное согласие с правильными тезисами).
Не упустите важного! Я сейчас дал Вам вполне конкретную технику.

Нет никакой необходимости ставить перед собою цель "научиться наблюдать тонкие ощущения тела".
На самом деле нужно наблюдать то, что наличествует в сфере сознания, не озабочиваясь тем, грубые это ощущения или тонкие. Это просто не имеет никакого значения, это совсем неважно. Надо просто наблюдать всё, что представлено в нашем сознании. В каждый момент времени наше непроизвольное внимание самоестественно приходит на определённые зоны тела или на определённые эмоциональные состояния, или на определённые мыслеформы, или на звуки окружающего мира.
Заметьте: не мы назначаем где быть нашему вниманию, а оно само приходит на те или иные объекты восприятия. Это очень важно! Заметьте: не мы назначаем где быть нашему вниманию, а оно само приходит на те или иные объекты восприятия. Это очень важно! Только в этом случае очищение и развитие сознания происходят с наибольшей эффективностью. Созерцать нужно именно то, что находится в сфере сознания, а не назначать себе те или иные зоны и объекты для созерцания. Здесь мы не руководствуемся никакими планами или схемами, но следуем естественности. Не мы выбираем, что именно созерцать, выбирает наше непроизвольное внимание, а мы всего лишь за ним следуем. Как говорится, почувствуйте разницу. Это подобно снятию одного листа за другим с капустного кочана. Мы не лезем искусственным образом вглубь этого кочана, мы снимаем самый наружный лист, затем следующий, затем ещё следующий и так до тех пор, пока не дойдём до самой сердцевины, сияющей пустоты внутреннего безмолвия.
---
отсюда
 

admin

Администратор
#7
Медитация-самонаблюдение это и очень просто (конечно, когда она понята) и, одновременно, имеет множество тонкостей и нюансов. Один из них состоит в том, что в медитации у нас не должно быть никаких предпочтений, по отношению к содержанию своего сознания, прежде всего, - эмоциональных. Иначе мы попадемся в ловушку эмоциональной двойственности (наслаждение - страдание).

Начинающие часто говорят, как о некоей проблеме, что у них "иногда медитация получается, а иногда не получается". При этом они полагают, что если в процессе медитации они испытывают плюс-эмоции, благодатное состояние возвышенной радости или глубокого покоя или внутреннего сияния и т. п., то медитация получилась. Если же всего этого нет, а есть прямо противоположное состояние - минус-эмоции, душевный дискомфорт и телесное неблагополучие, тогда, по их мнению, медитация "не получилась".

Конечно же это неверно. Медитация не может "получаться" или "не получаться". Медитация - как прогулка. Иногда мы гуляем при хорошей погоде, а иногда - при плохой, только и всего. Но "не получиться" прогулка никак не может. Более того, медитация "при плохой погоде" имеет наибольшую развивающую ценность. Даже 10 минут такой "трудной "медитации имеют большую ценность, нежели 30-50 минут "благодатной" медитации.
---
отсюда
 

fractal

Форумчанин
#8
Здравствуйте.
Где-то на старом движке форума встречал мнение о возможности МС стоя. Это так?
Заранее благодарю.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Извините, обычно сюда не заглядываю. Но "лучше поздно, чем никогда. :)
Ответ такой:
МС, в качестве "прямоты сознания" (выражение Хуэй-Нэна, означающее сохранение осознанности) можно практиковать всегда и всюду- при ходьбе, стоя, сидя, лёжа. Однако специальная практика медитации- самонаблюдения должна проводиться в положении сидя скрестив ноги (наиболее благоприятная для МС позиция тела), при закрытых глазах. Она представляет собою "неделание повседневной жизни", если использовать терминологию К. Кастанеды.
А стоя при открытых глазах лучше всего выполнять медитацию-присутствие.
Желаю успешной практики. В.М.