Даваемое вами объяснение медитации всего лишь Ваше объяснение, но не факт конечной истины. То же касается и понимания илюзии, которую на востоке воспринимают ровно наоборот чем понимает наш западный брат, восточное понимание илюзии это то что скрывает большую правду, западное это то что не существует - ложь, скорее имеющее отношение к "майе".
Термин «медитация» происходит от латинского meditor (размышляю, обдумываю), страдательное причастие от этого глагола meditari означает «движимый к центру». Данное понятие – термин появилось в США в 60-е годы прошлого столетия, благодаря деятельности индийского физика Махариши Махеш Йоги, создавшего методику так называемой "трансцендентальной медитации", облегчив и приспособив для "западного человека" технику йоги. Почему Махариши выбрал такой термин для преподования йоги можно только догадываться, возможно, от того что людям данной страны было обычно проявлять себя через размышление – анализ, и через размышление возможно придти к некой середине – центру, а затем и дальше в йогу, к изменению сознания. Йога единяет не только пятки с макушкой, нижнюю чакру с верхней, но и благодаря полноценной возможности этих чакр, через сознание, со всем окружающим миром. Исходя из этого, медитация это не познание - размышление, а познание - сдвиг сознания (изменение сознания), и соответственно его полноценная работа, как его расширение, так и сосредоточенное восприятие. Но это определение, в принципе, уже определение ныне известной йоги, как Раджи йога (Королевская, Царская йога), вершина йоги, которая начинает свой путь с Хатха йоги.Но изначально йоги как лестницы развития сознания не существовало, йога была, как часть определенной схемы Жизни, как малая часть великого целого.
Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т. п. И впервые встречается в «Риг-веде» (1700—1100 гг. до н. э., санскр. ??????, ?gveda, «веда гимнов») — собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы, является одним из древнейших индо - иранских текстов и одним из древнейших религиозных произведений в мире. Веками она сохранялась только в устной традиции и впервые записана была, вероятно, только в раннем средневековье. В «Риг-веде» слово присутствует, как упряжка на колеснице царя богов Сурьи (Солнца) и сына божьего Индры, влекомых быстрыми буйными конями, обузданными и запряжёнными именно этой упряжкой. Как и сам санскрит, так и знания прошлого, передаваемые на языке санскрита, были абстрактны, передавали знания абстрактно, отсюда и сложности передачи смысла конкретным языком. По мере формирования индийской культуры слово «йога» приобретало разные вариантные значения. Образ упряжки становится символом и обуздания, и соединения, и управления и др.. Более поздние толкования его переводов сходятся в понимании йоги как особого метода, используемого для управления сознанием, системы психопрактик, ведущих к единению человека с Природой и Вселенной, с высшим Разумом или Абсолютом, к расширению сознания. Один из базовых древних текстов по йоге – «Йога Сутры», написанный мудрецом Патанджали на санскрите (200 – 400 гг. до Р.Х.), многократно переводился и интерпретировался на основе понимания комментаторов. И поскольку санскрит, как язык, является довольно абстрактным, по сравнению с современными языками, а значения слов на санскрите часто имеют более десятка возможных толкований, (слово «йога» имеет не менее 18 вариантов перевода), то возникло и множество разных толкований значения сутр Патанджали.
Сутра Патанджали: «ЙОГАХ-ЧИТТА-ВРИТТИ-НИРОДХАХ». Если наложить старый смысл «йоги» на слова Патанджали, получится, надетая упряжка на сознание, на мысли (кони асоциировались эзотеристами - толкователями с мыслями). ЧИТТА – энергия ума, сознание; ВРИТТИ – изменение; НИРОДХАХ – не рождение. В целом, получается, что, не рождая видоизменений сознания, даёт упряжку, которая правит всем сознанием. А вот какова эта упряжка, каков метод обуздания ЧИТТЫ, зависит от понимания переводчика, точнее уровня сознания преводчика. От того и столько много толкований, столько много и целей, как и куда, править сознанием.Но не как не один Правильный, Владимир Михайлович!
И как раз вот здесь следует все расчленить, и расставить по своим местам, начиная с первоначального понимания «йоги», как упряжки. Попробуйте рассмотреть картину богов Сурьи и сына божьего, Индры.(к сожелению картинку не сброшу, и ссылку сайта утерял)
Сознание, наверняка будет являться на ней всей картиной в целом, во всей своей совокупности, но не какая то её малая часть. Картина - образ – сознание – это синонимы. Кони (органы чувств) есть проявление энергии ЧИТТЫ сознания. Бог солнца Сурья и сын божий Индра, трактуются многими по-разному, и в этом ценность образной передачи информации, каждый возьмет из нее то, что доступно его восприятию. Бог солнца Сурья. Его атрибут — колесница, запряжённая семью лошадьми, олицетворяющими солнечные лучи, разные цвета радуги, семиричность и тела света человека, в которой седьмой Индра. Сурья восседает на белом 1000 лепесковом лотосе. Бхагаван Сурья играет важную роль в жизни человека, управляет его судьбой, и проникая через «телесные врата» очищает и удаляет от грехов. Сурье поклоняются, как Творцу, Хранителю и Разрушителю Вселенной (троичность). И?ндра (санскр. ??????, indra) — «Владыка», божество индуистского пантеона, бог- воитель, Громовержец (Риг-веда 1.7.2.), царь богов, миродержец Востока, покровитель военной дружины, хозяин буланых коней, дисциплинированная личность....
Имеется и мировоззрение и под другим углом, мировоззрение двойственности. В Тантрах, поклонение Солнцу описано, как поклонение Мартанда Бхайраве. Он изображается, как Ардханарешвара, половина его тела - мужская, другая половина - женская. Если наложить двойственное восприятие на данную картину мира, то один из двух персонажей, должен принять пассивное, мягкое, женское состояние. И по здравомыслию это скорее будет Сурья – активность, Индра – проводник воли свыше. И повидимому именно поэтому в «Бхгават Гите», Бог Кришна, по согласию, правит колесницей сына царя Арджуны, наследника, и претендента на трон, идущего в бой. Идущего в бой, без собственного желания, но благодаря вдохновлению Кришны.
Стоит обратить внимание на то, что на данной картине человеку, в том понимании, какое ему уделяется сегодня, места нет, и это далеко не случайно. Сегодняшний человек это человек - личность со Своими Претензиями на Мир, Вселенную, Жизнь. Вчерашний человек это вся схема в целом, как единое целое. На этой картине мира, физическому человеку просто нет места. В эпосе он упоминается, как восьмой брат Вивасват. И появление его на свет описывается очень своеобразно. Восьмой сын Адити родился неожиданно для семи братьев, и он родился безобразным – без рук и без ног, гладкий со всех сторон, и высота его была равна его толщине. Старшие братья-Митра, Варуна, Бхага и прочие – молвили: “Он не похож на нас, он иной природы – и это плохо. Давайте переделаем его”. И они переделали его: отсекли все лишнее; так возник человек. Вивасват и стал прародителем смертных на земле; только сам он потом сравнялся с богами. Он стал богом солнца; и как бог солнца он зовется Сурья. А из кусков его тела, отсеченных богами, возник слон.
С древности человек чувствовал, что является продолжением природы, и править всей вселенной ему не приходило в голову. С течением времени видимо данное понимание слабело, так как предпологаемая роль индивидуальности, личности во Вселенной всегда росла и набирала обороты. На сегодняшний день мы имеем кульминацию индивидуальности, пусть даже это выглядит как индивидуальность школы, народа, нации, религии, понимания…