Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Читая Кодо Саваки

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Поскольку мой блог последнее время очень редко обновляется, и народ в него заглядывает всё реже и реже, решил перенести эти материалы (на мой взгляд небезынтересные) в форум. Желающие могут добавить свои комментарии. В.М.

Сейчас читаю записи высказываний японского мастера Сото-дзен Кодо Саваки (1880-1965).Вот некоторые из них,с моими комментариями.

"Жить в Дзен - значит проживать свою жизнь голым и без игрушек."

"Самое лучшее-это просто сидеть в дзадзен(сидячей медитации).Что бы ты ни делал другое,чаще всего тебя просто к этому соблазняет черт."

Мой комментарий: И даже это не всегда спасает от "черта".
Есть люди, для которых даже сидение в медитации - всего лишь еще один способ восхищаться собою.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
"Если бы ты, по крайней мере, понял, что ты не имеешь ни малейшего понимания! Но даже об этом ты не имеешь ни малейшего понимания."
Мой комментарий:
Существует множество людей, которым кажется, что они следуют духовному пути и даже "продвигают духовность" в этом мире. На самом же деле,они "не имеют ни малейшего понимания"
Проблема в том,что эти люди никогда не отнесут слова старого Мастера на свой счет.

"Нет ничего более жалкого,чем питаться деньгами и властью."
Мой комментарий, написанный в том же стиле:
Если ты считаешь,что деньги спасут тебя от жизни, которую ты проживаешь,- ты непроходимо глуп."

"Дзадзен начинается там, гле заканчивается работа локтями."

"Нет ничего,что было бы так тихо и благородно, как дзадзен."

"Когда ты практикуешь дзадзен, ты абсолютно обновляешь себя."
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Старый мастер сказал:

Все высказывают свое мнение,но кого оно интересует? Заткнись!

Мой комментарий:
Две молодые девушки увлеченно общаются. Одна говорит:"Сережка - клевый!" Другая:"Да ты что!Сережка - отстой!" Но в жизни существует только один Сережка.
Без практики самоосознания (сикан-тадза в Сото-Дзен)душевный мир человека превращается в королевство кривых зеркал.
Наш ум - территория, оккупированная врагом, скопище эгозащитных механизмов.И как только человек открывает свой рот - он тут же предоставляет трибуну этому врагу.
Так что это высказывание - вовсе не эпатирующая грубость старого мастера, а прямое указание на то, что не надо отождествляться со своими мнениями и взглядами,порождениями нашего дикорастущего ума, а следует их осознавать.Следует понять,что это всего лишь "читта-вритти",внутренние объекты,подлежащие растворению в процессе правильной медитации.
Грубый окрик мастера - это волшебный пендаль, назначение которого - остановить ум,прекратить отождествление со своими мыслями,которые разрослись настолько, что уже выпирают наружу.
Человек ума тут же "поймает меня за руку",дескать,а разве вы сейчас не высказываете свои мысли и не озвучиваете свои взгляды? Совершенно логично,даже безупречно с точки зрения чистой, не омраченной никакой там мифической интуицией-Праджней логики.Но, увы, совершенно неверно.А почему неверно? Объясните,докажите. А вот не буду.Какие бы слова я не говорил,без личной(и приличной)практики медитации-самонаблюдения это не может быть понято.И никакое образование и самый могучий интеллект здесь не помогут.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Красивая женщина и тыква - чем они отличаются,когда ей стукнет 80?
Комментарий:
Ты все еще собираешься жить вечно? А если нет.то почему ты не пратикуешь сидячую медитацию?

Мы носимся в машине, но куда мы, собственно,едем?
Мой комментарий:
Хорошая дорога, отличная машина. Но с какой скоростью ты бы не гнал по дороге жизни - все равно, от себя не убежишь, к себе не прибежишь!
Отличный компьютер, открытый доступ в информационное пространство Интернета... Какие огромные возможности открываются перед современным человеком, чтобы избежать встречи с самим собою!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Чтобы не видеть вещи криво, просто расслабься.

Не запихивай Путь Будды в какие-либо рамки.

Монах Дзэн - это тот, кто ведет свободную жизнь, в центре которой стоит Путь Будды.

Комментарий: Это высказывание старого Мастера как-то особенно меня трогает.Возможно потому, что сам я веду жизнь, весьма далекую от этого идеала. Ученики, пациенты, работа над книгой (имеется огромный материал по терапии посредством энергомедитативной практики, который непременно нужно записать, чтобы он не пропал) - все это сильно напоминает ситуацию, описанную Л. Кэрролом в "Алисе в Зазеркалье",когда надо бежать изо всех сил, только для того, чтобы остаться на том же самом месте.

Учение Будды - не для туристов!

Оставь даже хорошее, а плохое и подавно.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Ты ошибаешься, потому что думаешь обо всем как человек из мяса.

Учение Будды безгранично и абсолютно непонятно для заурядного человека.

Мой комментарий: В словах старого Мастера - полное пренебрежение политкорректностью, полное отрицание психологического "коммунизма", личностной,в отличие от имущественной, уравниловки,свойственной современному западному обществу.
Вопреки общераспространенному мнению,подлинное духовное учение, ярчайшим и непревзойденным образцом которого является Сутра Помоста Шестого Патриарха,- всегда элитарно, всегда плохо воспринимается посредственностью. Вспоминаются слова из Дао-Дэ-Цзина (по памяти):

"Если человек высшего уровня услышит о Дао-Пути, его следование этому пути будет безупречным (he will do his best to practise it).
Если человек среднего уровня услышит о Дао-Пути, то временами он будет следовать ему, а временами утрачивать его.
Если же человек низшего уровня услышит о Дао-Пути, он будет громко смеяться над услышанным. Если же он не смеется,- значит это не Дао-Путь."

Очень точное высказывание. Вот почему в России так мало людей, постигших великий смысл поучений Шестого Патриарха и так много последователей Вадима Зеланда.
И еще хочу заметить, что в словах Кодо Саваки на самом деле нет никакого духовного снобизма, нет смакования собственного превосходства над посредственностью. Это всего лишь простая констатация реального положения вещей.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Нет Будды кроме практики, нет учения кроме не-думания. Это основные принципы Сото-дзэн.

Для Догэна Дзэндзи процветание Буддадхармы означает практику дзадзэн (сидячей медитации), а не строительство храмов и пагод.

Мой комментарий: В современной России за "возрождение христианства" совершенно ошибочно принимают все большее строительство храмов. Но это всего лишь возведение еще одной внешней формы. А где же внутреннее содержание? Тщетные усилия! Даже если говорить об этом с христианских позиций,то храм нужно строить, прежде всего, в собственной душе.У меня есть по этому поводу афоризм: Церковь - это резервация для Господа Бога.
Лучше бы эти деньги употребили для помощи нуждающимся людям.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Когда ты так сильно сосредоточился на своем коане, что тебе уже не мешает ни одна посторонняя мысль,это всего лишь означает, что ты на какое-то время забил все эти мысли в дальний угол. В простом сидении Догэна (в Сикан-тадза) речь идет о гораздо большем, ты должен обозревать всю местность самого себя.
Мой комментарий:
Сикан-тадза, она же - Нирбиджа-самадхи классической Йоги, она же - медитация-самонаблюдение, по праву расценивается как высшая форма духовной практики.Об этом говорят и мастера Дзэн, об этом же прямо сказано и в Йога-Сутре Патанджали. Интересно, что этот метод медитации сам Патанджали вообще выносит за пределы описанной им восьмичастной (не восьмиступенной, как ошибочно переводят)Йоги,называя его наивысшим.
Однако отвергать метод сосредоточения (Сабиджа-самадхи или медитация с семенем) тоже не стоит. Он очень эффективен по своему воздействию, но требует предварительной энергетической диагностики, без которой он просто опасен.Есть очень сильная в методическом отношении буддийская школа Тянь-Тай, в которой непременно практикуются оба метода (самонаблюдение и сосредоточение) параллельно - и в этом, безусловно, есть свой резон.
Кроме того, работа с коанами в Буддизме школы Риндзай все-таки очень сильно отличается от классической медитации-сосредоточения, как она дана в Йоге и Даосизме. Лично я - не сторонник Дзена коанов, этого методического новодела и полностью присоединяюсь к его критике с позиций значительно более зрелого и мудрого Буддизма школы Сото, ярким представителем которого и является Кодо Саваки.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
В нашем учении суть еды - не просто в поглощении пищи.Еда - это абсолютная еда.
Комментарий: Разумеется, речь идет о полноценном сохранении осознанности в повседневной жизни.

Радиус действия наших рук и ног - не более одного квадратного метра, но мы все равно действуем во всей Вселенной.
Комментарий: Кто практикует медитацию-присутствие (медитацию пространственного осознания) - прекрасно понимает, о чем речь.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Когда летит воробей, он всегда летит во всем небе. Это означает жить здесь и сейчас, в бесконечном пространстве и в бесконечном времени.
Мой комментарий: Когда ты идешь по улице - ты идешь по всей Земле.

Буддадхарма состоит из практики вечности в это самое мгновение.
Комментарий: Ключом к овладению временем является осознание настоящего момента. Тот, кто сумел выйти на полноценное осознание настоящего - немедленно обретает как прошлое, так и будущее.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Если ты отсутствуешь хотя бы одно мгновенье, то в это мгновенье ты - как мертвый. Постарайся стать человеком без дыр.
Комментарий: Дхиана - дхарана, пунктирный Будда - сплошной Будда.

Недостаточно один раз попасть в яблочко. Точный выстрел прошлого года ничего не стоит в нынешнем.
Комментарий: Да, когда-то ты добился успеха и во время медитации попал в потрясающее состояние. Ну. а где оно теперь? Может быть лучше практиковать, а не тешиться воспоминаниями?

Просто есть эту рисовую кашу... В этом "просто делать" нет ни высших, ни низших, ни умных, ни глупых. Это "просто делать" - суть пути Будды и именно это "просто делать" весь мир не хочет понимать.
Комментарий: Жить бесхитростно, жить безыскусно - в этом Дзен и Дао едины.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Все буддистские сутры - не что иное, как вранье, если то,о чем в них говорится, не воплощено на практике. Без Дзадзен ( сидячей медитации) буддизм - вранье чистой воды!
Комментарий: Так и вспоминается Нео-Адвайта. Всплывает образ из детской книжки "Приключения Буратино":Буратино идет в школу с новеньким букварем под мышкой (папе Карло пришлось продать куртку). Идет мимо цирка. Там развеваются яркие флаги,звучит громкая бравурная музыка и кричат зазывалы.Буратино соблазняется, продает букварь и вместо школы попадает в цирк.

Когда мы сидим в Дзадзен, практикуя учение Будды, мы и являемся Буддами.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Между противоположностями должно быть оживленное движение.
Комментарий: Гениально! В одной фразе - все учение о двойственности.

Комментарий от: Хийси
Да, мастер Кодо бьёт прямо в сердце! Какой человек! Истинный человек, истинный Будда!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
У Кодо Саваки есть чудесное выражение: "глаз души". Вот мой комментарий к этой метафоре.

Душа тоже имеет свои глаза.Таким "глазом души" является наше сознание.
У редких людей это огромный и сияющий глаз, у большинства же, вместо глаза - куриная гузка.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Большой дурак.

Не имей ничего общего с тем большим дураком,которого называют "общественным мнением" и который живет в твоем телевизоре.
(Выражение "большой дурак" взято из лексикона Мастера Кодо Саваки).


Комментарий от: uw
я в праве выбирать что смотреть ведь у меня есть пульт и кабельное пакет. Я же не смотрю всё подряд я же не читаю всё подряд. Я же выбираю А телек для дураков это как радио для слепых. Интерестно что говорили про радио как появилось телевидение. Во времена Высоцкого была цензура и я думаю было мало каналов. Сейчас цензуры нету и каналов ...он !!! чему вы недовольны пора уже самим выбирать что смотреть
Вот хороший сайт по теме http://imhonet.ru/

Комментарий от: Хийси
Забавна реплика господина "uw"!
Торжество "рынка" и "демократии" в действии. Рабы счастливы - им позволили самим выбирать себе цепи из множества предложенных разновидностей. Их бог - "потреблятство" и никакой другой свободы им не надо...
Господин "uw", не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что телевидение - наиболее эффективная машина для превращения людей в послушное стадо. Также давно не секрет механизм его воздействия - перегрузка информационных каналов человека и отключение высших уровней сознания. Поинтересуйтесь на досуге (если любимый ящик-дебилизатор оставляет Вам время на досуг :) ) )) ).
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
Мастер Утияма (ученик и наследник Кодо Саваки).

Утияма Роси сказал:
Девушка в ночном клубе, у которой самое большое количество клиентов - номер один. Но означает ли это, что она менее одинока чем другие? Разве она не просто товар в магазине, который в данный момент лучше всего продается? Но даже если ты хорошо продаешься, все равно сразу же почувствуешь себя одиноким,как только поймешь, что ты всего лишь товар на полке.
Мой комментарий: Прочитал эти слова мастера Сото-Дзен и сразу же подумал о наших телеведущих и их рейтингах.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#17
Мастер Кодо сказал:

Что такое истинное Я?
Оно сияет как бриллиант, прозрачно как голубое небо,
и нет никакого разрыва между истинным Я и всеми живыми существами.

Сатори просто означает обосноваться здесь и сейчас.

Практиковать дза-дзен (сидячую медитацию, ВМ) означает прекратить быть заурядным человеком.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#18
Навеяно речами Мастера Кодо.

У гроба (савана) карманов нет, а у души есть. На самом деле, единственная наша собственность - это наше сознание. Посмотрите вокруг себя и подумайте о том,как лет эдак через 50, когда Вас уже не будет в живых, в вашей квартире будет все совершенно иначе. Будет стоять другая мебель,другие обои и картины, будут жить другие люди, а еще через пару десятилетий о вас никто и помнить не будет.
Пойми. что на самом деле в этом мире ты голый и бездомный. Твое сознание - это все, что у тебя есть.
Приумножая богатство своего сознания, мы никогда не останемся в дураках.

Дзен - это ясный взгляд на нашу жизнь и на то, как мы ее проживаем
 

Kargopolov

Руководитель школы
#19
Мастера Сото-Дзен об индивидуальных различиях - 1.

Кодо Саваки:
Спор между котом и лошадью о том, в чем заключается счастье, никогда не закончится. Кто может с уверенностью сказать, как нам лучше всего прожить нашу жизнь?
Мой комментарий:
Мало кто понимает истинный масштаб различий между людьми по "внутренним" (психологическим, личностным, мировоззренческим и т.п.) параметрам. Все мы пребываем в иллюзии, что другой человек - это своего рода разновидность меня самого, что он должен думать, чувствовать, поступать именно так, как мы сами. если бы были на его месте. А на самом деле один человек может отличаться от другого по этим самым внутренним параметрам, больше, чем по внешним параметрам различаются между собою представители различных биологических видов. Один человек может отличаться от другого в такой же степени, как воробей от щуки или как кузнечик от черепахи.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#20
Мастера Сото-Дзен об индивидуальных различиях - 2.

Утияма-роси:
Фиалка цветет как фиалка, роза как роза. Для фиалки нет причин пускать цветки розы.
Мой комментарий:
Это значит, что человек не может кардинально изменить себя и превратиться в нечто иное, совершенно на него не похожее. Да, благодаря ЭМП несомненно происходит личностное развитие и, порой, очень сильное. Но это развитие В РУСЛЕ СОБСТВЕННОЙ СУДЬБЫ, развитие в пределах кармически обусловленной "нормы реакции" (ведь существует не только биологическая наследственность, но, также и кармическая наследственность). Тот, кто полагает, что он сможет полностью изменить свои фундаментальные личностные свойства - просто глупец! Если ты рожден сосной, ею ты и останешься до конца своих дней. В дуб ты не превратишься. Но. благодаря дза-дзен (энергомедитативной практике), ты имеешь вполне реальный шанс из чахлой и уродливой сосны стать сильной и здоровой сосной.