Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

О воспитании детей.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Kargopolov

Полагать, что во всех вопросах воспитания детей всегда следует действовать исключительно убеждением, разъяснять, доказывать и аргументировать - очень большая, я бы сказал даже, трагическая ошибка. Да, во многих ситуациях, там где это возможно и где это действительно "работает", поступать следует именно так. Но далеко не всегда. Многие вещи вообще не доказуемы и должны приниматься ребёнком как непреложная аксиома, как жизненное правило (ценность, установка, максима) не нуждающееся ни в каких доказательствах в силу своей интуитивно задаваемой несомненной истинности. И в этих случаях родителям не следует вообще подписываться на дискуссию и искать убедительную аргументацию. Вполне достаточно сказать, что таково правило, принятое в нашей семье и вообще среди нормальных и порядочных людей. А кто из взрослых это правило нарушает, тот не достоин уважения и с такими людьми мы не водимся и не желаем иметь никаких дел. А если дети нарушают это правило, то родителям за них стыдно и родители за нарушение этого важного правила будут наказывать (в нашей семье это 5 минут отсидки на наказательном стульчике и на определённое время (небольшое) отказ в общении. Также можно лишить сладкого или просмотра мультиков. Действует вполне реально и эффективно.

Так что в воспитании определённых правил и норм поведения, как и в геометрии Эвклида, тоже есть свои аксиоматические постулаты, которые не требуют никаких доказательств. Более того, по моему глубокому убеждению, попытки таких доказательств пойдут только во вред.
Правильные жизненные ориентиры не должны доказываться, а должны привноситься в душу ребёнка напрямую, без интеллектуального дискурса , задаваться как высшие ценности на духовно-эмоциональном уровне. Другими словами, в воспитании детей, особенно детей младшего возраста, главным является не движение от ума к уму, а от души к душе.

Вот уместная выдержка из моей книги (ПБИ, том 1-й, часть 1-я):
Разум, встречаясь с каким-либо утверждением, требует его доказательства и проверяет его с точки зрения логических критериев истинности. Интуиция-праджня не признаёт этих претензий разума, ибо низшее не может судить высшее. Об ограниченности присущего науке рассудочно-логического познания и самодостаточности интуитивно познаваемой истины замечательно сказано Артуром Шопенгауэром:

"Этот свойственный наукам путь познания от общего к частному влечёт за собою то, что в них многое обосновывается дедукцией из предшествующих положений, т.е. доказательствами; это и дало повод к старому заблуждению, будто лишь доказанное вполне истинно и будто каждая истина нуждается в доказательстве, - между тем как, наоборот, каждое доказательство скорее нуждается в недоказуемой истине, которая служила бы конечной опорой его самого или опять таки его доказательством: вот почему непосредственно обоснованная истина настолько же предпочтительна перед истиной, основанной на доказательстве, насколько ключевая вода лучше взятой из акведука".