Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Справедливость мироустройства - иллюзия. Так ли это?

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Источник:
Движение Брайтс
Дэвид МакРэйни «The Just-World Fallacy»

Иллюзия справедливого мира
Женщина идёт в клуб в туфлях на шпильках, мини-юбке и без нижнего белья. Там она напивается, и, спотыкаясь, уходит домой, сворачивая не в ту сторону. В конце концов, она оказывается в опасном районе, где её насилуют.
Можем ли мы винить её? Сама ли она виновата в случившемся? Она напрашивалась на это?
В исследованиях, где людям представляют похожие сценарии и задают схожие вопросы, они, как правило, отвечают «да» на все три из них.

В художественных книгах плохие парни проигрывают, а хорошие — побеждают. Потому что именно таким мы хотим видеть мир — честным и справедливым. Уверенность в том, что мир таков, известна в психологии как когнитивное искажение, называемое «ошибкой справедливого мира».

Точнее, это искажение — линза, сквозь которую мы смотрим на мир. Оно заставляет нас предсказуемо реагировать на проблему бездомных, наркоманию и другие ужасные несчастья — верить, что люди, попавшие в эти трудные ситуации, сделали что-то, чем это заслужили. Ключевое слово здесь «заслужить». Никто не доказал, что плохой выбор ведёт к плохим последствиям.

Отрывок из эссе Клэр Андре (Claire Andre) и Мануэля Веласкеса (Manuel Velasquez), подготовленного для Центра прикладной этики Маккула:

«Зик Рубин (Zick Rubin) из Гарварда и Летиция Энн Пеплоу (Letitia Anne Peplau) из Калифорнийского университета в ходе исследований выявили типичные черты людей, верящих в справедливый мир. Согласно результатам, такие люди, как правило, более религиозны, деспотичны и консервативны. Они чаще поддерживают политических лидеров и существующие социальные институты, отрицательно относятся к дискриминируемым группам. В меньшей, но всё ещё значительной степени верующие в справедливый мир “ощущают меньшую потребность изменить общество или облегчить положение его жертв”».

Наверняка вам знакомо выражение «как аукнется, так и откликнется», или же вы встречали людей, говорящих об удачном стечении обстоятельств как о карме — всё это следствия веры в справедливый мир.

Ужасно думать, что мир несправедлив. Куда как приятнее верить в карму и справедливость, честность и воздаяние. Мир, с праведниками на одной чаше весов и грешниками — на другой, кажется имеющим смысл. Вам хочется верить, что те, кто упорно трудятся и многим жертвуют, преуспевают, тогда как те, кто ленится и обманывает — нет.

В действительности это не всегда так. Успех зачастую зависит от того, где вы родились и выросли, от социального и экономического статуса вашей семьи и слепого случая. Никакая тяжёлая работа не может повлиять на эти факторы. Однако это не значит, что вы должны сдаться, если родились бедным.

Ошибка справедливого мира также внушает нам ложное чувство безопасности. Вам хочется, чтобы всё было под контролем, так что вы убеждаете себя, что пока вы избегаете плохих поступков, ничего не случится. Вера в то, что правильное поведение уберегает от бедности, беременности, наркозависимости и изнасилований, порождает чувство безопасности. Мы приходим в ярость, когда ленивые обманщики и мошенники преуспевают, пока пожарные и полицейские вкалывают за гроши. В глубине души мы хотим верить, что трудолюбие и честность ведут к успеху, тогда как лень, зло и обман — это путь к гибели, так что мы просто редактируем мир так, чтобы он соответствовал нашим ожиданиям. Однако на самом деле зло часто процветает и никогда не платит по счетам.

Есть ряд историй о людях, которые, впервые видя узников концентрационных лагерей, предполагали, что те — ужасные преступники. Наши первые мысли являются порождением справедливого мира нашего разума.

Почему это происходит? У психологов нет однозначного ответа. Некоторые говорят, что это потребность предсказывать последствия наших действий, некоторые — что это желание быть уверенными в принятых в прошлом решениях. Необходимо больше исследований.

Несомненно, вам хотелось бы жить в мире, где добро всегда побеждает зло, но вы живёте не в нём.
Источник:
Движение Брайтс
Дэвид МакРэйни «The Just-World Fallacy»
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Очень типичные для нашего времени и очень поверхностные рассуждения.

Лично я придерживаюсь того мнения, что закон кармического воздаяния столь же объективен, как и закон всемирного тяготения. Никто не может быть свободен от последствий своих поступков. Жизнь устроена по принципу абсолютной справедливости. Она не прощает двух вещей: слабости и глупости.
Поэтому нам всем так важно через грамотную энергомедитативную практику постоянно взращивать Силу и Мудрость.

На том стоим! А скептиков предоставим собственной незавидной участи.
 

sit2602

Форумчанин
#3
Полностью согласен с Вами, Владимир Михайлович! Писания этих психологов, вызывают у меня стойкую ассоциацию с тем, что Кастанеда называл индульгированием, причем в особо крупных размерах. "Никто дерьма не создавал, человек создал его из себя сам!" (с).
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Точно. Можно ещё добавить цитату из Артура Шопенгауэра:
То, что люди называют судьбой, на самом деле есть совокупность учинённых ими глупостей.
Кстати, никакого духовного снобизма - это в полной мере относится и к нам с Вами.
 

romansel

Форумчанин
#5
Добрый день!
Так все-таки за нами шлейфом тянется карма или собстввенная глупость? Или здоровая смесь того и другого?
С уваженеим,
Роман
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Ну а сами, как считаете? И вообще, можно ли так ставить вопрос?
Самое главное в Новом Году - не заплутать в словах. :D
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Ну да, как писал поэт Владимир Маяковский, "Все мы немного лошади, каждый из нас по-своему лошадь."
Но и в "лошадизме" должна же быть какая-то мера! :D

Сан Сарыч, за сюжет с пингвинами (забанили!)благодарю. Очень забавно, к тому же уместно, даёт пищу для размышлений и даже, при определённых условиях может привести к приросту Мудрости-Праджни. :D
Сюжет можно осмыслить и "ширше". Очень полезно задуматься, а где я сам? Бегаю снаружи или же плаваю в этой стеклянной резервации для пингвинов? Ведь вряд ли мы способны свободно резвиться в океане бытия, причём уже не пингвином, а дельфином!

Ни о чем не нужно говорить,
Ничему не следует учить,
И печальна так и хороша
Темная звериная душа:

Ничему не хочет научить,
Не умеет вовсе говорить
И плывёт дельфином молодым
По седым пучинам мировым.

(Осип Мандельштам)


С Новым Годом!
 

romansel

Форумчанин
#9
Kargopolov сказал(а):
Ну а сами, как считаете? И вообще, можно ли так ставить вопрос?
Самое главное в Новом Году - не заплутать в словах. :D
Добрый день! Всех с праздником!
Ну я считаю, что все-таки карма, хотя она может формироваться в т.ч. из собственной глупости. Другое дело, что мы сами далеко не всегда понимаем глубинного смысла и последствий своих поступков.
С уважением, Роман
 

Данила

Форумчанин
#10
Женщина идёт в клуб в туфлях на шпильках, мини-юбке и без нижнего белья. Там она напивается, и, спотыкаясь, уходит домой, сворачивая не в ту сторону. В конце концов, она оказывается в опасном районе, где её насилуют.
Можем ли мы винить её? Сама ли она виновата в случившемся? Она напрашивалась на это?
В исследованиях, где людям представляют похожие сценарии и задают схожие вопросы, они, как правило, отвечают «да» на все три из них.
Тут очевидно, что женщина сама напросилась совершив целый ряд ошибок.
1. Лучше бы вместо клуба, занялась практикой
2. Туфли на шпильках и мини-юбки вредят здоровью
3. Про нижнее бельё у девушек вообще молчу
4. Выпила лишнего = потеряла контроль.
После четвертого пункта можно уже и не разбирать.
(А по факту и после первого :lol:)

А по теме справедливости мироустройства могу сказать следующее:
Сам лично наблюдал "обратки" в жизни, так сказать кармический закон в действии.
Поэтому для меня это не просто слова или какой-то нелепый закон, а реально действующий механизм, от которого не скрыться, дав взятку или полебезив перед начальством...
Тут всё по справедливости, без исключений.
---
С уважением, Данила
 

Матвеевна

Форумчанин
#11
"""То, что люди называют судьбой, на самом деле есть совокупность учинённых ими глупостей.""""
:) только почему "глупостей"?
Если ты знаешь, как правильно жить, и не делаешь этого специально, тогда, да, это можно назвать глупостью.
А если ребенок приходит в школу и делает ошибки, глупость ли это??
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Матвеевна, извините, но по-моему вы просто занудствуете. К тому же напрочь не понимаете того, что каждая истина имеет свою территорию. Не понимаете того, что истина контекстуальна. Я уже не говорю, что это высказывание принадлежит Артуру Шопенгауэру - известному пессимисту и мизантропу.
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Да, я стою на том, что жизнь устроена по принципу абсолютной справедливости. Однако оценку этому высказыванию следует давать исходя из перспективы множественных воплощений. Если же вы не разделяете древнеиндийскую теорию реинкарнаций, то разумеется, никакой справедливости в окружающем мире не обнаруживается. Вспомните беседу братьев Ивана и Мити в романе Достоевского "Братья Карамазовы".

Попутно замечу, что для меня концепция реинкарнаций - не вопрос веры, не что-то прочитанное в умных книгах. Для меня - это личное знание, передать которое другим невозможно. Кто серьёзно занимается энергомедитативной практикой, рано или поздно получит соответствующий личный опыт и все сомнения отпадут. А пока этого опыта нет, для меня позиция людей критичных и сомневающихся намного предпочтительнее познавательной установки людей верующих. К последним я отношу и тех, кто яростно отрицает учение о реинкарнации и тех кто слепо в него верит. Верит, но не знает из личного опыта. И те , и другие - не являются людьми знания. Человек знания, не имея необходимого личного опыта, принимает это учение в качестве гипотезы, которая в дальнейшем либо подтвердится, либо будет опровергнута. Исходя из собственного опыта смею утверждать, что при серьёзной практике медитации самонаблюдения это учение полностью подтверждается.
Однако от участия в спорах на эту тему категорически отказываюсь. Не вижу смысла.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Ну и как вишенка на торте, цитата из незабываемой и великолепной Фаины Раневской:

"Запомните: за всё, что вы совершаете недоброе, придётся расплачиваться той же монетой.
Не знаю, кто уж следит за этим, но следит и очень внимательно."
(Фаина Раневская).
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Так все-таки за нами шлейфом тянется карма или собственная глупость? Или здоровая смесь того и другого?
Жизнь не прощает двух вещей: слабости и глупости. (собственный афоризм).

Но почему вы считаете, что карма и глупость ( так же как и слабость) - это какие-то абсолютно раздельные "сущности" (то есть смыслы, объяснительные концепты, в понимании Оккама)?
Почему бы вам не задуматься о том, что между ними возможны более сложные отношения, чем то, как вы их мыслите?
 
Последнее редактирование:

sit2602

Форумчанин
#16
Глупость и карма, как близнецы-братья, одно практически всегда следует за другим.
Но самая большая, на мой взгляд, глупость подхватывать ложную карму, которую нам пытается частенько индуцировать наше окружение.
Нет, так-то частенько глупости совершаем, но эта - чемпион по эффективности относительно затраченных усилий.
 

sit2602

Форумчанин
#18
Очень интересно, но ничё не понял.:rolleyes: Переведи
А что там переводить? Наше окружение частенько пытается внушить нам чуство вины и если человек с этим соглашается, то вот она, ложная карма. То есть соглашаясь с внушаемым чуством вины, человек соглашается и с наказанием , во искупление оного. По принципу, не согрешишь не покаешься, не покаешься не спасешься.
Нет разницы, чуствуешь вину реальную или чувствуешь внушенную вину, результат аналогичен, подсознание принимает данную установку к исполнению.
 

Кыпчак

Форумчанин
#19
А что там переводить? Наше окружение частенько пытается внушить нам чуство вины и если человек с этим соглашается, то вот она, ложная карма. То есть соглашаясь с внушаемым чуством вины, человек соглашается и с наказанием , во искупление оного. По принципу, не согрешишь не покаешься, не покаешься не спасешься.
Нет разницы, чуствуешь вину реальную или чувствуешь внушенную вину, результат аналогичен, подсознание принимает данную установку к исполнению.
Смешно:) Прикол в том, что если человек на это ведётся, и якобы зря страдает, то это это и есть его карма. Как только он (человек) это осознаёт, и перестанет вестись на всякую шнягу, значит он карму в этом аспекте отработал. Как не раз говорил ВМ - жизнь устроена по принципу абсолютной справедливости. Поэтому не бывает никакой ложной кармы, как и второй свежести.
 

sit2602

Форумчанин
#20
Смешно:) Прикол в том, что если человек на это ведётся, и якобы зря страдает, то это это и есть его карма. Как только он (человек) это осознаёт, и перестанет вестись на всякую шнягу, значит он карму в этом аспекте отработал. Как не раз говорил ВМ - жизнь устроена по принципу абсолютной справедливости. Поэтому не бывает никакой ложной кармы, как и второй свежести.
Ну не бывает, так не бывает. :)