Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Является ли дыхательная практика самодостаточной?

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Олег

По имеющейся у меня информации, некоторые школы дзен практикуют дыхательные техники с открытыми и закрытыми глазами. По идее, это должно обеспечивать всестороннее развитие. Могу сослаться на книгу Секида Кацуки "Практика Дзен (методы и философия)."

Владимир Михайлович! Вы сами упоминали, что практика полного дыхания обеспечивает всестороннее развитие.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

Да, в 4-й главе книги Сэкида Кацуки действительно даётся метод (техника) дыхания. Однако, в классическом Дзен буддизме, (и это знают все, кроме людей абсолютно невежественных в отношении методического арсенала Дзен) - дыхания как метода практики не существует. Есть только созерцание дыхания и то только как вводная практика для новичков.

Вот что пишет роси Филипп Капло в своей знаменитой книге "Три столпа Дзен":
«Причина, почему опытные дзенские наставники не анализируют и не объясняют процесс дыхания детально, состоит в том, что они не хотят, чтобы ученики увлекались техникой дыхания… Технические приёмы принадлежат миру технологии, а не духовному обучению».
Между тем, Капло принадлежит линии обучения классического Дзен. Его учитель - Ясутани Роси, а учитель его учителя - Харада Роси. Роси - титул дзенского наставника, живущего в монастыре.

А вот Сэкида Кацуки наставником-роси не является. Это всего лишь школьный учитель математики, увлекающийся буддизмом и написавший книгу, ставшую широко известной на Западе в силу названия "Практика Дзен". Однако не следует эабывать, что эта книга отражает не столько классический Дзен, сколько его весьма вольную интерпретацию мирянином.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Oleg

Владимир Михайлович, Вы сами упоминали, что практика полного дыхания обеспечивает всестороннее развитие.

На сайте, в разделе "Практика", в главе 3-й "Даосское парадоксальное дыхание" написано:
"С методической точки зрения полное дыхание можно использовать либо как основной метод энергомедитативной практики, либо как вспомогательный. Здесь возможны три различных методических варианта:".
Там же, в последнем абзаце:
"Наконец, вполне возможен и такой методический вариант, при котором базовой практикой является только дыхательная медитация, как единственный и самодостаточный метод энергомедитативной практики.".
Тот же самый текст приведен во 2-м томе ПБИ, в 3-й части, в главе 3-й "Практика для даосского круга".
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Kargopolov

Олег приводит мои слова из ПБИ:
"... вполне возможен и такой методический вариант, при котором базовой практикой является только дыхательная медитация, как единственный и самодостаточный метод энергомедитативной практики.".
Да, такой методический вариант возможен, однако он не является оптимальным, иначе зачем во всех методических вариантах, предлагаемые мною в практической части моей книги "Путь без иллюзий", кроме дыхательной практики также, как минимум, даётся сидячая медитация - самонаблюдение? Я всегда рекомендовал лично апробированную мною параллельную практику дыхания и самонаблюдения (сначала дыхание, затем самонаблюдение) и никогда не рекомендовал своим ученикам дыхание как самодостаточный метод. А ведь полноценная программа занятий также включает в себя столбовое стояние либо ( и это ещё лучше) медитативное хождение. А также и утренний комплекс упражнений.
Но почему Вы, Олег, выдрали из контекста, именно последний методический вариант, игнорируя первые два? Вот цитата из книги ПБИ, на которую Вы решили вообще не обращать внимания:
С методической точки зрения полное дыхание можно использовать либо как основной метод энергомедитативной практики, либо как вспомогательный. Здесь возможны три различных методических варианта:

В первом варианте полное дыхание используется только как вспомогательный метод, предшествующий основной практике – медитации-присутствия или медитации-самонаблюдения. Поэтому рекомендуемый объём дыхания сравнительно невелик и составляет всего 10-15 минут.

Возможен и другой методический вариант – более трудоёмкий, но зато и намного более эффективный. В этом случае полное дыхание используется наравне с медитацией, в качестве основного метода энергомедитативной практики. В этом варианте дыхательная практика, предваряющая дальнейшую медитацию, выполняется уже не по 10-15 минут, а по 30-50 минут. Таким образом, в каждом занятии сначала выполняется дыхательная практика в полноценном объёме (30-50 минут), а затем медитация, также 30-50 минут. Данный вариант предназначен только для ревностных учеников, для тех, кто имеет сильную мотивацию и располагает своим временем. Он требует высокой организованности и самодисциплины, однако получаемые при этом результаты воистину удивительны и превосходят самые смелые ожидания.
Вот чего, вы, Олег, придрались к одной фразе и в упор не видите содержания рекомендуемых мною в книге ПБИ методических вариантов? Ваше упорство явно заслуживает лучшего применения. :D
Удивительно! Выдрать из контекста одну-единственную фразу, полностью игнорируя содержание практических глав книги и упорно пытаться мне что-то доказать. Дорогой Олег, хочу Вам напомнить, что именно я писал эту книгу, и я же даю здесь разъяснения относительно того, как понимать те или иные мои высказывания. А Вы, вместо того, чтобы уяснить себе мою позицию и чему-то полезному научиться, продолжаете со мною же спорить. Спрашивается, для чего Вы это делаете? Для лучшего понимания? Нет, не для этого. А тогда для чего же? Оказывается только и исключительно для голимого самоутверждения за мой счёт. А вот это уже, дорогой, никуда не годится.

Я от своих слов не отказываюсь -да. такой вариант вполне имеет право на существование, но не для всех, а для определённой категории людей и для определённой энергетической ситуации. Он имеет свои показания и свои противопоказания и используется для того, чтобы подтянуть отстающие звенья энергосистемы. Однако, по прошествии некоторого периода времени занятий только дыхательной практикой, всё равно потребуется добавить медитацию самонаблюдение. Иначе с неизбежностью начнутся проблемы противоположного характера.

Дело в том, что дыхательная практика, особенно даосское парадоксальное дыхание, это, прежде всего сублимационная техника, оказывающая сильное воздействие на дыхательную и иммунную систему (в моей терминологии - на каналы группы Ветра). Поэтому она особенно показана для гиперсексуальных людей и для периодов полового воздержания.

Действительно, для таких людей и для таких периодов, когда имеет место постоянный и сильно выраженный наплыв сексуальной энергии, практика дыхания вполне может использоваться как основной метод практики. Особенно, если хроническая гиперсексуальность сочетается с постоянным нижним энергетическим перегрузом. Также она важна для людей, имеющих проблемы с лёгкими, также для тех, кто страдает хроническими ангинами Также при сниженном иммунитете, при депрессии и астении.

Ещё раз повторю: обсуждаемый методический вариант возможен, но только для определённой категории людей, имеющих к тому показания. Это, прежде всего, люди астенизированные и депрессивные, страдающие синдромом хронической усталости. Также мужчины, у которых имеются проблемы с простатой и женщины, у которых имеются проблемы с яичниками. Да и то, даже при наличии таких показаний, через один-два месяца практики всё равно необходимо добавить в качестве дополнительного метода, медитацию самонаблюдение.

Всего доброго ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Kargopolov

Достаточно просто по диагонали просмотреть книгу ПБИ, чтобы увидеть мою позицию относительно дыхательной практики.

В практическом разделе ПБИ нигде, повторяю, нигде не даётся методический вариант, где есть только дыхательная практика. Всюду указывается на необходимости параллельной практики медитации самосозерцания.
В принципе, можно практиковать и только дыхание, но эта практика будет чревата обострениями. Она не является гармоничной, сбалансированной и оптимальной. Поэтому дыхание можно принять как единственную базовую практику только в строго определённых случаях. Здесь есть свои специфические показания, а именно: а) выраженная депрессия или астения б) хронический сексуальный перегруз (период воздержания в сочетании с гормональной избыточностью). Есть и некоторые другие показания, которые я здесь перечислять не буду. Но даже при явных показаниях, дыхательная практика спустя определённый период времени непременно должна быть дополнена сидячей медитацией самонаблюдения.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Mr. Hriublin

Олег, если ВМ пишет, что дыхательная практика возможна как самодостаточный метод, это не равносильно тому, что дыхательная практика - это метод, обеспечивающий всестороннее развитие.

Уж как минимум очевидно, что этот метод не даёт информационного развития, т.е. о всестороннем развитии уже можно забыть. К тому же, даже по части энергетики, этот метод имеет свои определённые особенности (просто даже по моим скромным разумениям). Чисто по собственным ощущениям, что на даосском, что на обратном круге и в любой позе, эта техника непременно прорабатывает ключицу, т.е. канал перикарда. Но может это только у меня, не знаю, я чувствую это воздействие. Плюс, втягивания с последующей кратковременной концентрацией воздействуют на мочеполовую сферу весьма хорошо (всяческие воспаления прорабатывает на ура, а согласно ПБИ даже аденому предстательной без операции может вылечить). Вот вам уже две акцентуации данного метода.

Точно так же медитативное хождение в позе Гун Бу также в принципе воздействует на всю энергосистему, но имеет свои акценты, и присутствие в позе даос на вершине. Чего уж тут говорить, если даже просто открыть-закрыть глаза или прижать язык к нёбу или ещё что-то, уже определённым специфическим образом воздействует на энергосистему.

У ВМ по всему ПБИ идёт красной нитью мысль и указание на то, что необходимы взаимодополняющие медитативные практики, просто чтобы вас не "перекосило", как того же, простите если ошибусь в имени, Рамана Махарши со своим "Кто я?". Хотя это, безусловно, совсем уж специализированный метод у него был, дыхательная практика - более сбалансированный и общий. У вас же получилось так, что Вы словно увидели эти несколько строчек, и забыли об этой "красной нити".

По сути тут говорится о том, что дыхательная практика может быть основным методом только при наличии определённых к тому показаний. А для общего развития имеется несколько вариантов - можно 30-50 минут дыхания + 15 минут самонаблюдения. Но я лично предпочетаю 30 минут дыхания, затем 30 минут самонаблюдения .
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Kargopolov

Mr. Hriublin, очень хорошая программа для утреннего занятия. Если ещё удаётся вечером дыхание, затем самонаблюдение, то можно ожидать неплохих результатов .

Спасибо, Вы хорошо разъяснили методические установки нашей школы, изложенные в ПБИ.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Tolli

Доброго дня!

Спасибо за адекватную оценку моего подхода к практике. Чаще попадаются люди, воспринимающие чужой опыт, как посягательство на их святая святых.
Я пришел в цигун после интенсивной спортивной подготовки, с кубиками на прессе и развитой дыхалкой пятнадцатью годами баскетбола. Медитации были с успехом освоены именно на этом этапе(вплоть до создания Наблюдателя).
Честно сказать, большого труда стоило перейти на брюшное дыхание. Из своего опыта могу резюмировать: сначала осваивал прямой тип дыхания, потом - обратный. Все люди - разные, и по строению типов дыхания, и по типам телосложения. Поэтому развитие брюшного дыхания может идти сугубо индивидуально.
Ещё один момент - невозможно говорить об энергетике неподготовленного тела. Конкретней - ставить целью достижение энергетических проявлений в теле для неподготовленных адептов вряд ли разумно.
Я бы разбил практику на несколько этапов:
1.Освоение прямого(или обратного) типа дыхания.
2.Освоение обратного(или прямого) типа дыхания.
3.Освоение согласованной работы обоих типов с переходом одного в другое по необходимости.
4.Запуск Малого Небесного круга.
5.Медитативные практики.
На каждом из этих этапов есть своя конкретная цель. Это очень наглядно.
Согласен, многое в практиках востока часто останавливается на уровне гимнастических упражнений(на уровне "сказок о Силе"). То ли сами учителя не готовы передавать наработки, то ли не видят достойных. Может не заинтересованы.
Многие практики опасны при самостоятельном освоении, и не всякий учитель готов принять ответственность за психику своих учеников.
Да и внешние изменения в жизни человека, связанные с внутренней перестройкой организма очень важный аспект, о котором тоже необходимо упомянуть. Все мы варимся в социуме и завязаны энергетически на своих близких и знакомых. По молодости этого не замечаешь, но в зрелом возрасте выбор практика или близкие становится актуален. Изменяя свою энергетику мы влияем на энергетику тех, с кем взаимодействуем ежедневно.
Хотя в сравнении с тем трудом, который Вы смогли осилить и тот, объём информации, который Вы переработали, это мелкие нюансы. Ещё раз огромное спасибо Вам за Ваше упорство и труд.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Kargopolov

Здравствуйте, Tolli!

С последовательностью этапов развития практики не всё просто. Это всего лишь схема. А стало быть, сильное упрощение реального положения вещей. Рекомендую прочесть главу "Хатха-Йога и духовное развитие" во втором томе моей книги. Там как раз обсуждается этот вопрос, а также много говорится и о дыхательной практике.

Вы совершенно правомерно рассматриваете дыхание с точки зрения теории Инь-Ян. Однако можно и даже нужно выйти в надсистему. И тогда мы увидим, что дыхательная практика - это Ян, а медитация-самонаблюдение - Инь.
Дыхание дает энергетическое развитие, а медитация-самонаблюдение - информационное. "Дыхание, начинаясь как чисто физическая практика, со временем её перерастает и превращается в полноценный цигун, т.е. в осознанную работу с энергиями собственного тела"
(самоцитирование).

Да, всё это так. Но достичь этого без параллельной практики медитации очень трудно. Фактически, это путь одного метода - полного брюшного дыхания, хотя и в двух модификациях. Между тем, с точки зрения методической, путь мономедитации значительно труднее, чем практика согласно принципу Тай-цзи (Один раз Инь, один раз Ян - таков Дао-путь). К тому же, мономедитация чревата обострениями.

Намного легче, безопаснее и эффективнее сочетание в своей практике полного дыхания с последующей медитацией-самонаблюдения. Дело в том, что брюшное полное дыхание с неизбежностью создает верхний энергетический перегруз, к тому же оно достает неотработанную вытесненную информацию из прошлого опыта и выводит её в сферу актуального сознания, поэтому оно не является самодостаточным методом. Для того, чтобы снять верхний энергетический перегруз и растворить ("сжечь") своим осознанием эмоционально заряженную информацию, чтобы очистить свою психику и выйти в состояние покоя и умственной тишины, уже требуется дополнительный метод - медитация-самонаблюдение, непременно выполняемая при закрытых глазах.

В свою очередь, медитация-самонаблюдения тоже не является самодостаточным методом и при отсутствии дополнительных активизирующих методов может привести к выраженной астенизации. При этом происходит переразвитие информационных параметров личности за счет ослабления энергетических. Если дыхание и медитацию практиковать совместно, тогда будет работать двухтактный цикл Ян-Инь и развитие будет идти очень успешно.

Сам я тоже начинал с практики парадоксального даосского дыхания, без медитации. Занимался 2 раза в день, без перерывов на протяжении 8 месяцев, но настоящий прорыв и переход в новое качество практики я получил только тогда, когда после дыхания добавил медитацию-самонаблюдения. Об этом моем опыте Вы можете прочесть во втором томе ПБИ (часть 1, глава 13 "Медитация статическая и медитация динамическая").

Уважаемый Tolli ! При всей ценности дыхательной практики в сочетании с йогической гимнастикой, без одновременных занятий медитацией очень трудно выйти на восприятие энергетических процессов как в самом себе, так и в окружающем мире. Односторонние занятия дыхательной практикой могут привести к жесткой фиксации на собственном физическом теле, к чрезмерному вниманию к физиологическим аспектам дыхания. Это сильно затрудняет переход дыхательной практики на осознанный энергетический уровень. Параллельная практика медитации устраняет это великое препятствие. Поэтому откладывать её "на потом" - большая стратегическая ошибка. Упорствование в этом заблуждении чревато застоем в развитии. Достаточно вспомнить Виктора Бойко, серьёзного практика Хатха-йоги, который после 25 лет практики так и не смог вывести её на энергетический уровень. Он даже отрицает реальность существования энергии Праны! Что может быть более нелепым, чем йог-материалист!

Желаю Вам успехов в Вашей практике. Всего доброго. В.М.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Kargopolov

Согласно моему опыту, очень ценным методическим вариантом является именно сочетание дыхательной практики и сидячей медитации самонаблюдения. Вариант, о котором писал Mr Hriublin (сначала полчаса дыхания, затем полчаса самонаблюдения) очень хорош (говорю по собственному опыту). В принципе, можно и наоборот - в рамках одного и того же занятия сначала медитация, затем дыхание. Практика предшествующего дыхания явным образом улучшает качество последующей медитации. Справедливо и обратное - практика медитации улучшает качество последующего дыхания.

Я абсолютно убеждён в том, что практика дыхания без сопутствующей практики медитации-самонаблюдения является серьёзной методической ошибкой. Конечно есть исключения, о которых я уже ранее говорил (гиперсексуальность и выраженный нижний энергетический перегруз), но это уже особые случаи.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Kargopolov

Ответ на вопрос Олега о том, является ли дыхание самодостаточным методом.

Нет, не является. В качестве обязательного дополняющего метода непременно нужно практиковать медитацию-самонаблюдение.

Конечно, я здесь сам виноват, когда в главе, посвящённой практике дыхания, написал, что возможен и такой методический вариант, при котором используется только дыхание как самодостаточная практика. При этом я не пояснил, что такой методический вариант имеет свои особые показания, при отсутствии которых он не рекомендуется. Для второго издания книги ПБИ я внесу соответствующие исправления с тем чтобы полностью исключить возможность неправильного истолкования моих слов.

В то же время, не могу не заметить, что в практическо-методическом разделе книги ПБИ, нигде не даётся методический вариант самодостаточной практики дыхания.Зато и в книге, и на форумах неоднократно говорится о том, что тот методический вариант, при котором методическое ядро практики состоит из двух взаимодополняющих методов - дыхания и самонаблюдения, является высокоэффективным и наилучшим.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Kargopolov

Почему дыхание не является самодостаточным методом?

Полноценным методом практики может быть только тот, который соответствует методическому правилу "Один раз Инь, один раз Ян - таков Дао-Путь".
На первый взгляд, казалось бы, наша дыхательная практика этому вполне соответствует.

С энергетической точки зрения, вдох и задержка после вдоха активизируют вход энергии и восходящую ветвь МКО (микрокосмической орбиты). Выдох и задержка после выдоха - выход энергии и нисходящую ветвь МКО. Таким образом, вроде бы имеем полноценную проработку всей МКО. Однако при таком теоретическом рассмотрении не учитывается тот факт, что полное брюшное (диафрагмальное) дыхание, выполняемое с бандхами, в наибольшей степени воздействует на область живота и половую сферу. Таким образом, оно наиболее эффективно для сублимации сексуальной энергии, но не для наполнения сексуальной энергией. Кроме того, оно может привести к обострению по пояснице, вплоть до радикулитных болей (особенно, если выполняется в Сиддхасане).

С точки зрения необходимости как энергетического, так и информационного развития, на первый взгляд, тоже всё обстоит вполне благополучно. Дыхательная практика, выполняемая при открытых глазах, обеспечивает энергетическое развитие, тогда как выполняемая при закрытых глазах - информационное развитие. Конечно при очень важном условии должного медитативного наполнения. Однако, практический опыт говорит о том, что успешная сублимация сексуальной энергии посредством дыхательной практики всегда приводит к верхнему энергетическому перегрузу (энергетической избыточности в области головы). При этом более всего страдает энергетика лобной зоны, что проявляется в раздражительности, гневливости, конфликтности, в снижении уровня спокойствия и осознанности. Другими словами, при больших объёмах дыхательной практики, не уравновешенной медитацией самонаблюдения, выраженное энергетическое развитие происходит за счёт снижения информационных параметров.

Эта закономерность (обострение, выражающееся в раздражительности, гневливости и конфликтности) обычно не замечается по причине сравнительно небольших объёмов дыхательной практики. Однако стоит перейти к занятиям дыханием два раза в день по 30-50 минут, как методическая ущербность такого подхода становится вполне очевидной. Практикующий становится гиперактивным, стеничным, напористым, доминантным. У него появляется нарастающая раздражительность, гневливость, конфликтность. Появляются неуправляемые вспышки гнева; возникают конфликты в семье и на работе, приводящие к разрыву отношений. При этом имеет место переоценка собственной личности и чувство абсолютной и несомненной собственной правоты. Другими словами, серьёзная практика полного дыхания без уравновешивающей и гармонизирующей практики медитации самонаблюдения, с неизбежностью приводит к паранойяльному развитию личности.

Таким образом, дыхательная практика не является самодостаточной и в обязательном порядке должна сочетаться с параллельной практикой медитации самонаблюдения. И только на мастерском уровне, после получения необходимого опыта медитации самонаблюдения, человек сможет выполнять дыхание в медитативном ключе, на должном уровне осознанности. Тогда ДП(дыхательная практика) при открытых глазах, превращается в разновидность медитации-присутствия, а ДП при закрытых глазах - в разновидность медитации-самонаблюдения.

Без предварительного опыта отдельной (т.е. без дыхания) медитативной практики, ДП будет лишена медитативного измерения и с точки зрения внутреннего наполнения, будет слишком грубой и механистичной. Конечно такая ДП уже не может считаться полноценной и самодостаточной. Именно по этой причине даже тем, кто много лет практикует дыхание, но не занимается медитацией, я настоятельно рекомендую отдельную и параллельную практику медитации самонаблюдения. Только она сможет вывести ДП на качественно иной уровень дыхательной медитации.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Kargopolov

Завершая обсуждение этой очень важной в практическом отношении темы, чтобы не быть превратно понятым, ещё раз изложу свою точку зрения.

Прежде всего, замечу, что я абсолютно уверен в правильности своей позиции. Она основана на многолетнем опыте занятий ЭМП. Никаких сомнений в этом вопросе у меня нет.

Можно ли, занимаясь только дыхательной практикой и ничем другим, получить хорошие результаты?
Да, можно и об этом говорит тот факт, что многие люди, практиковавшие только дыхание, достигли очень больших успехов как в плане оздоровления, так и в плане обретения особых способностей.
Я этого ни в коей мере не отрицаю. Я совершенно согласен с тем, что дыхание, практикуемое как единственный и самодостаточный метод, - это вариант возможный и дающий вполне реальное развитие. Но не оптимальный с методической точки зрения и более того, чреватый малоприятными обострениями. Подробнее эти вопросы мною уже были изложены в предыдущих постах).

В Йога Сутре Патанджали в разделе Садхана - Пада, в сутре 53 говорится, что благодаря практике Пранаямы ум становится пригодным к практике медитации.
Это совершенно справедливое утверждение, полностью подтверждаемое практическим опытом. Однако из него могут последовать два разных методических варианта.

Согласно первому, сначала , на первой стадии, надо практиковать только дыхание (Пранаяму). Согласно другому авторитетному трактату "Хатха Йога Прадипике" существуют два вида Пранаямы. Это Пранаяма с вдохом и выдохом (Сахита-Пранаяма) и Пранаяма без вдоха и выдоха (Кевала Пранаяма). Следует практиковать Сахита Пранаяму до тех пор, пока не произойдёт самопроизвольная остановка дыхания (Кевала Пранаяма). При достижении Кевала Пранаямы спонтанно возникает состояние внутреннего безмолвия и "ум становится пригодным к медитации". И тогда практикующий переходит на следующую ступень - от практики дыхания (Пранаямы0 к практике медитации (Самадхи).

В Хатха Йога Прадипике сказано: "Некоторые Мастера полагают, что Пранаяма самодостаточна, что она избавит от любых нечистот и никакие другие практики не нужны".
Следует иметь в виду, что в трактате Сватмарамы речь идёт о попеременном дыхании через ноздри, а не о том варианте полного брюшного дыхания, который практикуют китайские мастера цигун и который даётся в моей книге "Путь без иллюзий".

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Kargopolov

Продолжение.

Существует и другой методический вариант, который по моему глубокому убеждению, намного предпочтительнее. Он обеспечивает гармоничное развитие как энергетического, так и информационного аспектов личности. Также он намного более безопасен и позволяет избежать тех малоприятных обострений, которые неизбежны при занятиях по первому варианту. Он позволяет избежать нарастающего рассогласования между энергетическим и информационным развитием, которое, как правило, происходит при занятиях только дыхательной практикой.

Как уже ранее говорилось, согласно этому методическому варианту в рамках одного и того же занятия сначала выполняется дыхательная практика, а затем, сразу же после неё - медитативная практика.
Если так практиковать дважды в день (утром и вечером), отводя по 30-50 минут на каждый метод, в течение полугода можно получить впечатляющие результаты с точки зрения как энергетического развития (обретение Силы), так и информационного развития (обретение Мудрости). При этом Шакти и Праджня будут развиваться гармонично и сбалансированно.

Всего доброго. ВМ.