Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

О малом небесном круге и открытии микрокосмической орбиты.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Гело

Малый Небесный Круг
Материал взят из сайта даосской Школы Чжэнь Дао Пай (zendaopai.org):
Первый раз встречаю в печатном виде традиционное понимание понятия Малый Небесный Круг (или микрокосмическая орбита). Перевожу кусочек из блога мастера Шэнь Чжигана, ученика Ван Липина. До этого в такой трактовке про МНК слышал только от Виталия.

"Термин "Малый небесный круг" (МНК) (или микрокосмическая орбита) можно часто встретить в литературе по цигун. И все задаются целью "открыть" его. Вы можете даже встретить "ускоренные курсы", предлагающие открыть МНК за несколько дней. Но все эти методы, по сути, лишь "МНК намерения" либо "меридианный МНК". МНК намерения означает, что занимающийся использует визуализацию либо одно лишь намерение, чтобы "открыть" Малый Небесный Круг, но это лишь ваша фантазия. И это пренесет больше вреда, нежели пользы. "Меридианный МНК" означает сосредоточение на точках каналов Ду и Жэнь Май (задне- и переднесерединный каналы) и затем с помощью силы мысли проведение Посленебесной* Ци по этим каналам. Обычно в этом случае Ци движется просто по задней и передней сторонам тела, создавая иллюзию движения энергии по МНК. И даже этот метод приносит больше вреда, нежели пользы.

Изначально термин МНК происходит из даосского исскуства Внутренней Алхимии, и имеет очень специфическое значение в контексте даосской практики. Древние даосские мастера обнаружили, что у эмбриона в утробе матери каналы Ду и Жэнь соединены вместе. При рождении ребенка и обрезании пуповины, эти каналы разъединяются. И даосы считают, что если практикующих хочет вернуться от Последующего Неба к Прежнему Небу** (т.е. к Изначальному, к Дао), каналы Ду и Жэнь должны быть вновь соединены, а внутренняя энергия должна вернуться в стояние как у эмбриона. Традиционный МНК - это метод воссоединения каналов Ду и Жэнь. Это означает, что когда Прежденебесная Ци (юань Ци, изначальная энергия) восполнена, она, исходя из нижнего даньтяня, проходит через точку Хуэй Инь (промежность), поднимается внутри позвоночника, открывает три заставы: Вэй Люй (крестец), Цзя Цзи (точка между лопатками) и Юй Чжэнь (нефритовая подушка - затылочная область), открывает точки Тянь Мэнь, Тянь Му (точка третий глаз) и три киноварных поля (три даньтяня). Каналы Ду и Жэнь воссоединяются и далее все происходит автоматически. Есил эта стадия достигнута, то внутренняя энергия возвращается к состоянию младенца и появляется ряд естественных Прежденебесных способностей: внутреннее видение, видение на расстоянии и естественная циркуляция внутренней энергии. Традиционный даосский МНК означает, что Прежденебесная Ци воссоединяет каналы Ду и Жэнь, входящие в число Восьми Чудесных Каналов и образующих канал Малый Небесный Круг. Это пятая стадия "Методов Трех Бессмертных", называющаяся "Золотой Шарик вылетает со стороны".

(*) Последующее Небо - все, что принадлежит этому бренному миру; посленебесная Ци - обычная энергия, получаемая человеком через дыхание и продукты питания, и с который работают в методах обычного цигун.
(**) Прежнее Небо: грубо переводится как "до рождения" - нечто изначальное, чистое, истинное. Прежденебесная Ци - изначальная энергия, методам работы с которой посвящено искусство даосской Внутренней Алхимии для достижения состояния бессмертия/просветления через полную трансформацию тела и сознания."

Так что именно работа с изначальной энергией - ключ к открытию Малого Небесного Круга. И именно так эта практика даётся в Школе Чжэнь Дао.
Почему больше вреда от "нетрадиционных" микрокосмических орбит? Потому что впадению в иллюзию. Будто что-то вращается. А любая иллюзия - это преграда на пути дальнейшего прогресса. И чем дольше в ней пребывать, тем она становится непреодолимей...
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Hriublin

Владимир Михайлович, мне вот интересно было бы узнать Ваше мнение о даосском тексте, что привёл Гело, а то у меня какие-то сомнения. Особенно меня терзают термини "прежденебесная" и "посленебесная ци".
Как-то у меня вроде устаканилось, что существуют три главные составляющие - ци, цзин и шэнь, а Ци разве что условно делится на первичную, защитную и питательную, причём первичная образуется из квинтэссенции цзин почек. Т.е. опять же как я себе это представляю, всё равно всё возвращается к ци, цзин, шэнь. А "прежденебесная"- "посленебесная" и некие спец. методы работы с этой "прежденебесной" мне зачастую кажутся чем-то вроде антибритвой Оккама.

Так же как-то у меня вызывает сомнение это понятие "меридианный МНК". Это если следовать их логике, получается, что во время дыхательной практики, особенно если сопровождать её сосредоточением на каких-то областях тела и пространства вокруг этой области, то ци тоже, что ли, по МКО не движется, а создаёт "иллюзию" этого двигаясь "вверх и вниз"? И как это - вверх- вниз в противовес движению по МКО?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Kargopolov

Очень хорошие и толковые вопросы, mr. Hriublin!

Сначала по второму вопросу.

Дело в том, что сначала необходимо накопить энергию в нижнем Дань-Тяне, а уже потом , дождавшись, когда она начнёт движение, помогать с помощью работы внимания и дыхательной практики. Под накоплением энергии понимается энергетическое развитие нижней части живота и качественное улучшение энергоциркуляции в этой зоне, а также усиление энергообмена с окружающей средой. Без такого предварительного накопления энергии и полноценного энергетического развития нижней части живота, вместо настоящего открытия МКО, будет иметь место всего лишь иллюзорное. Об этом и пишется в статье. Пишется вполне справедливо.

Дело в том, что есть люди с очень низким уровнем осознания собственного тела, но при этом, с чрезмерно развитым воображением. Такие люди более предрасположены к фантазийной медитации и легко принимают желаемое за действительное. Разумеется, для таких людей предостережение, данное в статье, вполне оправдано.

Как говорят даосы, сначала нужно создать основу для сублимации, а иначе, метафорически выражаясь, можно на всю мощь включать "энергетические насосы", а в трубах воды нет, будет только что-то там сипеть и хрипеть, а толку не будет.

Теперь по первому вопросу.

Совершенно согласен с Вашим недоумением по поводу теории прежденебесной и посленебесной энергии и всевозможных метафизических спекуляций на этот счёт. Тот факт, что в даосской традиции накоплен уникальный и ценнейший опытный материал, вовсе не означает, что осмысление и концептуализация этого материала всегда на высоте. Глупостей и надуманных концепций там тоже хватает. Так что будем здравомыслящими людьми и не будем спешить всё, что у них написано, принимать за абсолютную истину.

Для меня любые рассуждения об энергии постнатальной и пренатальной без указания на конкретные энергетические каналы и центры - пустые слова, слова, наполненные гелием.
С другой стороны, если указать конкретную привязку этой самой прежденебесной энергии, скажем к почкам (надпочечникам) и связанным с ними энергетическим и каналом, то зачем вообще вводить эти, на мой взгляд, совершенно избыточные и неработающие термины?


Кстати, Терентий Смирнов в своей сумбурной книге "Алмаз сознания" тоже пишет о разных энергиях - о божественной энергии Любви и демонических энергиях нагуалистов. :D
Да и вообще, мало ли кто что пишет. Бумага всё стерпит. Почему мы всё это должны непременно воспринимать всерьёз?

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Kargopolov

Продолжение.
В приведенной Гело даосской статье пишется:
"Меридианный МНК" означает сосредоточение на точках каналов Ду и Жэнь Май (задне- и переднесерединный каналы) и затем с помощью силы мысли проведение Посленебесной* Ци по этим каналам.
Указывается, что это ложный путь, который не может привести к открытию МКО. Я с этим вполне согласен. Правильный классический даосский подход заключается не в последовательной проработке разных точек Переднесрединного и Заднесрединного каналов, как это даётся в методике открытия МКО, предлагаемой коммерческим учителем Мантаком Цзя. С позиций классического даосизма, правильный подход заключается именно в накоплении энергии в нижнем Дань-тяне. При успешной практике, когда накопление энергии в Дань-Тяне достигнет порогового значения, эта энергия начнёт свое движени по ходу микрокосмической орбиты, что и приводит к открытию Малого Небесного Круга.

Так что в цитируемой Гело даосской статье даётся совершенно правильный подход, с которым я согласен. Другое дело, это далеко не единственный подход к духовной практике. Имеются и другие, имеющие полное право на существование. В частности, мне больше нравится собственная (не классическая) интерпретация - концепция замкнутого цикла, согласно которому Цзин (накопление сексуальной энергии) переходит в Ци (её сублимацию). В свою очередь, Ци, создавая сильнейший перегруз по голове и психике, требует последующей работе над Шэнь (достижение состояния умственной тишины через практику медитации-самонаблюдения). Затем снова идёт стадия Цзин (накопления сексуальной энергии) и так далее, в режиме замкнутого цикла.
На мой взгляд, это намного лучше и логичнее, чем классическая китайская схема поступательного развития :Цзин - Ци - Шэнь. Предлагаемая мною концепция замкнутого цикла намного более адекватна и это вполне очевидно для незашоренных умов.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Mr. Hriublin

Спасибо за разъяснение, Владимир Михайлович!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Kargopolov

Кстати, из даосских Школ, существующих в России в наше время, мне особенно нравится Школа Чжэнь Дао Пай, руководителем которой является молодой, но очень способный наставник Виталий Лищина. Конечно, не могу сказать, что я полностью согласен с концепцией этой Школы, но, вне всякого сомнения, это достойная и результативная школа, к которой я отношусь с уважением.

А вот другая даосская Школа - Школа Улюпай (Даосский Центр «Дао Дэ» в Санкт-Петербурге, руководитель Дмитрий Артемьев) производит очень тягостное впечатление своим доктринёрством, агрессивностью и неадекватностью.

В частности они категорически отрицают сидячую медитацию, считая её крайне вредной и опасной, а также ставят своей целью достижение бессмертия в физическом теле. Отличаются особой агрессивностью и критичностью по отношению к Школе Виталия Лищины, тогда как со стороны самого Лищины никакой ответной реакции не наблюдается. Человек спокойно делает своё дело не вовлекаясь в разборки и игнорируя яростные и грубые нападки последователей Школы Улюпай. И это, безусловно. вызывает уважение.