Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Столбовое стояние и медитативное хождение (сравнение).

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Kargopolov

Стояние на одной ноге — важный тест состояния здоровья.

Японские ученые из Киотского университета выяснили, что неспособность простоять на одной ноге более 20 секунд может быть индикатором мозговых микрокровотечений, инсультов и деменции.

Хотя травмы головного мозга были слишком малы, чтобы вызвать симптомы, ученые предупредили, что это может указывать на растущие проблемы. «Тихие» инсульты и лакунарные инфаркты увеличивают риск полноценных ударов и деменции. Автор исследования Yasuharu Tabara: «Наше исследование показало, что способность балансировать на одной ноге является важным тестом для здоровья мозга. Людям, плохо стоящим на одной ноге, следует уделять больше внимания своему здоровью, так как это может указывать на повышенный риск заболеваний головного мозга и когнитивных нарушений».

Всего в экспериментах принимали участие 546 мужчин и 841 женщина со средним возрастом 67 лет, которым было предложено встать с открытыми глазами на одной ноге в течение максимум 60 секунд. Также добровольцы прошли магнитно-резонансная томографию, для определения состояния мелких кровеносных сосудов. Данные показали: 34,5 процента тех, у кого имелось более двух лакунарных поражений миокарда были проблемы с балансировкой.

То же самое было верно для 16 процентов участников с одним поражением лакунарного миокарда и 30% мужчин и женщин с более чем двумя участками микрокровотечений. Ранее британские ученые выяснили, что стояние на одной ноге является тестом, позволяющим спрогнозировать риск смерти.
Источник: nauka24news.ru

Мой комментарий (ВМ):

Всё правильно. Время сохранения равновесия стоя на одной ноге - надёжный показатель состояния ножных энергетических каналов, наличия или отсутствия "укорененения" (рабочий термин внутренних стилей боевых искусств, а также в динамических формах цигун). Дело в том, что состояние ножных каналов сильно связано с энергетикой головы и мозговым кровообращением.

Вот почему такое важное значение имеет метод медленного медитативного перетекающего хождения при котором колени подсогнуты, центр тяжести тела опущен, а ноги хорошо загружаются. Такой непривычный метод хождения предъявляет большие требования к способности сохранять равновесие во время медленного переноса веса на другую ногу и тем самым очень сильно активизирует циркуляцию энергии по ножным энергетическим каналам. Это и профилактика , и излечение очень многих болезней. Особенно важен и полезен этот метод для людей пожилого возраста.

Я отношу этот крайне важный метод энергомедитативной практики к числу (очень ограниченному) наиболее ценных и абсолютно необходимых базовых, неспециализированных методов общего воздействия.

Предвосхищая вполне естественные вопросы, сразу скажу, что пока научиться хождению можно только на личной консультации. Однако мною планируется подробное изложение этого метода во втором (на данный момент незаконченном) издании книги ПБИ. Также планируется дать метод медитативного хождения (ММХ) в видеоуроках.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

Сравнение столбового стояния и медитативного хождения.

Сравнение, безусловно, с большим счётом в пользу медитативного хождения. Вот мои доводы:

1) Эффективность.

Хождение предъявляет намного большие, чем столбовое стояние, требования к сохранению равновесия, а следовательно, является намного более эффективным для развития способности укоренения, для активизации ножных энергетических каналов.

2) Безопасность.
Хождение намного безопаснее, чем столбовое стояние. К сожалению, китайские мастера цигун, рекламирующие метод столбового стояния, практически ничего не упоминают о противопоказаниях и возможных обострениях. Столбовое стояние может привести к серьёзным проблемам с ногами (распухание ног, боли в суставах, варикозные вены). Особенно оно опасно в этом отношении для лиц с избыточным весом, для женщин, а также для лиц с нижним энергетическим перегрузом (пониженное давление, проблемы с ногами).

В отличие от столбового стояния, медитативное хождение вполне безопасно. Скажем точнее - намного более безопасно по причине постоянного чередования нагрузки на ноги - вес циклически переносится с одной ноги на другую, то правая нога загружена, а левая пустая, то наоборот. Благодаря этому, застойных явлений в ногах (как по энергетике, так и по кровообращению) в отличие от столбового стояния, не происходит. Особенно, если освоение метода хождения осуществляется по правильной методике (принцип постепенного увеличения нагрузки и т.п.).

3) Приведение в энергетическое равновесие правую и левую стороны тела.
Периодическое чередование нагрузки (вес то на правой ноге, то на левой) строго соответствует принципу Тай-Цзи и древнему методическому правилу "Один раз Инь, один раз Ян - таков Дао-Путь".
При этом происходит постепенное устранение билатеральной энергетической асимметрии (энергетического разбаланса между правой и левой стороной тела, правым и левым полушарием).

Приведение в равновесие энергетики правой и левой стороны тела крайне важно. Здесь я не буду останавливаться на этом вопросе, поскольку проблеме энергетической двойственности в моей книге ПБИ посвящена большая отдельная глава, к которой я и отсылаю пытливого читателя.

Выводы:
По всем трём вышеперечисленным пунктам медитативное хождение имеет неоспоримые преимущества по сравнению с классическим китайским методом столбового стояния.

В то же время я не отказываюсь полностью от метода столбового стояния. В моей Школе он сохраняется, но только как вспомогательный, а не основной метод практики. Это, прежде всего означает умеренные объёмы столбового стояния (не более 10-15 минут).

Кстати, в моей Школе имеются разработанные мною разные варианты медитативного хождения, как для даосского круга, так и для обратного.
 

amigo

Модератор
#3
Chaosyd

Здравствуйте Владимир Михайлович!
Прочитал, что медитативное хождение на даосском круге эффективнее чем столбовое стояние. Можно ли немного подробнее?
 

amigo

Модератор
#4
Kargopolov

Здравствуйте!

Очень важно знать, что медитативное хождение не может использоваться в качестве единственной и самодостаточной практики. Абсолютно необходимым дополняющим методом является сидячая медитация самонаблюдение.

Таким образом, полноценная методика - это практика двух методов - медитативного хождения и сидячей медитации. Медитативное хождение убирает астению (вялость, слабость) и обеспечивает энергетическое развитие, тогда как сидячая медитация самонаблюдение обеспечивает информационное развитие, даёт спокойствие, адекватность, резко повышает осознанность и приводит к развитию интуитивной Мудрости-Праджни.

Людям с хроническим нижним энергетическим перегрузом следует больше практиковать медленное перетекающее хождение, а людям с хроническим верхним перегрузом следует больше практиковать сидячую медитацию самосозерцание.

Медитативное хождение, конечно, сильный метод. К сожалению, без рисунков и довольно объёмных разъяснений не обойтись. Но я планирую дать этот материал в практических главах 2-го издания ( я ещё не закончил переработку книги для 2-го издания, по мере готовности буду выкладывать на сайте). По большому счёту описания в книге с большим количеством поясняющих рисунков недостаточно. Чтобы этот метод можно было освоить приемлемым образом, потребуется видеозапись.

Mr.Hriublin имеет опыт обучения медитативному хождению. Просьба им поделиться (трудности обучения и эффекты от практики).

Всего доброго. ВМ.
 

amigo

Модератор
#5
Mr. Hriublin

Здравствуйте, chaOsyd!
Медитативное хождение действительно является очень мощным методом, но, в то же время, таит в себе как определённые методические сложности, так и определённые опасности.

Во-первых, как в позе, так и в процессе самого хождения - множество нюансов, которые необходимо учитывать, выполнять "микронастройку". К примеру: колено ноги, которая находится спереди, должно быть на уровне большого пальца той же ноги, корпус повёрнут вперёд, а не вбок или по диагонали, позвоночник наклонён вперёд, но не слишком сильно, ступни должны находиться по ширине на расстоянии не более 1,5, а лучше всего одной ступни , ноги при этом всём должны быть расслаблены и т.д. И это только касательно позы. Представьте себе, сколько нюансов в самом процессе хождения! Хотя вообще есть один верный признак, что хождение выполняется в правильном направлении - чувство спокойствия и одновременного чувства наполнения сил во время медитации. Т.о., особенно на первых порах, скорее приходится следить за позой, чем выполнять внутренний аспект, т.е. саму медитацию. Да и, честно говоря, очень сомневаюсь, что сам делаю всё правильно. Лучше всего, конечно, заниматься под чутким руководством наставника.

Что касается эффектов от практики. Знаете, я во время медитации присутствия всегда вижу в пространстве переливающийся свет и что-то, похожее на "водоворотики" из него. Так вот, во время хождения этого света не то, что больше, он вообще заполняет всё пространство, тело становится очень чувствительным, порой настолько, что в общем-то "пропадает". Если взглянуть на себя в зеркало до хождения и после, то видно, что мышцы словно "налились, наполнились", будто неделю походил в "качалку". Ещё у меня после начала ЭМП, и не удивлюсь, если это именно следствие хождения, стали расти волосы на лице гораздо быстрее - в общем-то ближе к вечеру после утреннего бритья появляется щетина, чего до занятий ЭМП явно не бывало. Т.е. гормональный фон также претерпевает заметные изменения.

Хождение очень хорошо помогает при всяческих ОРВИ, ОРЗ, ангине и т.п. Я, когда заболел впервые за долгое время после того, как начал сосредоточение на лобном центре (Владимир Михайлович предупреждал, что может быть ангина и т.п.), стал выполнять это хождение по многу раз в день, сколько сил хватит. И, знаете, ощущения "до хождения" и "после" во время болезни - небо и земля. И вылечился я быстро, без медикаментов даже, при этом на работу ходил во время болезни.

Кроме того, эту технику, как мне кажется, строго нельзя выполнять без вечерней медитации-самонаблюдения или чего-то, её заменяющего (специализированный метод типа сосредоточения на лобном центре). У меня была история, как меня что-то дёрнуло вместо обычных получаса выполнить 50 минут хождения (при том, что я утром делаю ещё и медитацию-присутствие в позе даос на вершине). Когда я вышел на улицу и шёл на работу, было такое ощущение, что не я иду, а ноги меня не то, что несут, а они летят этак по земле, люди словно расступались передо мной, будто я иду по красной ковровой дороже, и ни один человек в московском метро не попробовал хоть раз пойти вперёд меня, проскочить, подтолкнуть, чтобы пройти т.п. Позже, на работе, к нам в препоганом настроении пришёл один партнёр, отличающийся особенно надоедливым нравом и в общем-то цепляющийся ко всему, к чему только можно. А тут он как будто пришёл ради того, чтобы поругаться со всеми. Когда дошёл до меня, я ощутил вспышку не то, что гнева, а ярости, причём такой, что просто весь рассудок затуманивает. Я реально хотел его просто уничтожить, порвать на мелкие кусочки. И сделал то, чего раньше в общем-то никогда не делал - просто встал, подошёл к нему вплотную, причём я был выше него ростом, хоть и ненамного, и почувствовал себя классическим, простите, гопником, сказав что-то вроде "Чего, проблем хочешь? Я тебе их устрою!". Он, благо, угомонился и далее уже не говорил ни слова, да и для меня без последствий обошлось, но уже позже, когда вышел из этого состояния, подумал "Что ж я делаю-то?". По большому счёту, если бы он не замолчал, я бы, наверняка не сдержался и уже дело дошло бы до физического контака. После этого я уже стал медитацию-самонаблюдение выполнять по 30 минимум, а чаще - 50 минут, вместо 10 минимум и 30 минут в среднем.
 

amigo

Модератор
#6
Amigo

Kargopolov пишет:
По большому счёту описания в книге с большим количеством поясняющих рисунков недостаточно. Чтобы этот метод можно было освоить приемлемым образом, потребуется видеозапись.
Владимир Михайлович, было бы очень хорошо, если бы к ПБИ в бумажном виде в комплект шел бы и диск с описанием техники мед. хождения с Вашими устными комментариями-пояснениями и, может, упражнения гимнастического комплекса.
Также, если будет возможным, выложить видео-урок по медитации мед. хождения в интернет для скачивания.

mr_Hribulin, огромное спасибо за Ваш содержательный и очень интересный топик!
 

amigo

Модератор
#7
Kargopolov

Амиго, Вы совершенно правы, все эти материалы нужны и даже необходимы. Но сейчас я могу работать над 2-м изданием только понемногу, т.к. много других дел ( дочь школьного возраста, которую мы воспитываем сами, не загружая родственников, консультирование и т.д.).
Постараюсь над книгой работать интенсивнее, ну а всем заинтересованным лицам придётся набраться терпения.
Кириллу особая благодарность за описание своего опыта.

Всего доброго. ВМ.
 

amigo

Модератор
#8
Chaosyd

Благодарю за ответ. Весьма полезная информация.
 

amigo

Модератор
#9
Amigo

Владимир Михайлович, а что это за практика медитативного хождения - та, что на видео 1992 г. в Вашем исполнении ( часть, когда по кругу ведется передвижение)?
 

amigo

Модератор
#10
Kargopolov

Да, хождение по кругу - тоже разновидность медитативного хождения, используемая как основной и обязательный метод энергетического развития в китайском боевом искусстве Ба-Гуа-Чжан (Ладонь Восьми Триграмм). Но сейчас в моей Школе мы практикуем другое хождение - линейное, с периодическими разворотами на 180 градусов. Это более совершенная техника, нежели хождение по кругу, которое имеет свои недостатки (с энергетической точки зрения). Но и в хождении по кругу тоже скрыт вполне реальный развивающий и энергетический потенциал. В частности оно даёт прекрасный лечебный эффект при системном заболевании суставов.

Медитативное хождение у меня разработано как для даосского, так и для обратного, причём на базе одного и того же перемещения - стояния имеется несколько форм, различающихся по своему энергетическому воздействию.

Цигун хождения будет дан в 3-й части второго издания книги. Также сделаем и учебное видео.
Это весьма сильный метод. Те, кто занимаются у меня в Питере, могут подтвердить. Было бы желательно поделиться своими впечатлениями о практике медитативного хождения с периодическими остановками.

Всего доброго. ВМ.
 

amigo

Модератор
#11
Mr. Hriublin

Помнится, я как-то делился своими впечатлениями от медитативного хождения на форуме.

В любом случае, хочу повториться - метод действительно очень сильный, причём он, по ощущениям менее "мягкий", чем, например, аналогичное хождение уголком в Ма-бу. Следует обязательно практиковать самонаблюдение, причём при объёмах хождения не менее получаса - во всяком случае у меня, не менее получаса же в день самонаблюдения, иначе почувствуете всю мощь собственного естества и в порыве собственной крутости кого-нибудь можете чуть не прикончить.

На самом деле лично у меня сложилось мнение, что этот метод - не самый лучший из серии "методы для всех", он скорее, для меня, во всяком случае, из серии специализированных, с той точки зрения, что если его начнёт практиковать человек с сильным энергетическим развитием, но со слабым информационным, просто вычитав из книги, то не могу быть уверенным, что у этого человека, особенно если сознание узкое, будет достаточно "тормозов", чтобы адекватно справляться с притоком силы, которое ощущается при регулярном хождении в достаточном объёме. То же хождение уголком по ощущениям - гораздо "мягче". Этот же наполняет и производит обмен с окружающей средой так, что потом такое ощущение, если минут 30-40 походить, соблюдая принцип "думать и делать одно", что кажется, что не ноги тебя несут, а по воздуху летаешь, и хоть иди Иисуса Христа изображай - по воде ходи.

Сам я этот метод использую только когда чувствую, что нужно подтянуть энергетическое развитие, и даже быстро и интенсивно это сделать, когда не нагружена голова (хотя, надо сказать, что помню, занимался с определённой мудрой - руки на весу перед животом сложенные - голову неплохо прорабатывало). В иных случаях - мне вполне достаточно медитации присутствия и/или дыхания, и то в объёмах, которые я регулирую в зависимости от состояния - иногда и 10-15 минут хватит для того, чтобы ощутить, что теперь нужно переходить к самонаблюдению или сосредоточению.
 

amigo

Модератор
#12
Kargopolov

Mr. Hriublin конечно прав. Медитативное хождение имеет свои показания и противопоказания. В частности, в больших объёмах оно противопоказано людям с хроническим верхним энергетическим перегрузом (повышенное давление, возбудимость, головные боли и т.п.). но то же самое, уверяю Вас, можно сказать и про любой другой метод "общего, неспециализированного воздействия" - и про дыхательную практику, и про медитацию самонаблюдение (противопоказана при хроническом нижнем энергетическом перегрузе, особенно, если он сочетается с патологическим забором энергии в область головы). Именно по этой причине в предлагаемых мною в книге методических вариантах никогда не даётся один единственный метод практики, а даются два-три взаимоуравновешивающих и взаимодополняющих метода.
Так что , когда я говорю о методах общего воздействия, это имеется в виду не в абсолютном смысле, а в относительном. Здесь тоже есть специализация воздействия, но намного менее жёсткая, чем в тех методах, которые я называю специализированными (это прежде всего, разные формы медитации сосредоточения).
 

amigo

Модератор
#13
amigo

Всем здравствуйте!

Пишу по просьбе ВМ - сам бы я не решился, т.к. считаю, что результаты еще незначительны - поделюсь своим опытом медитативного хождения.

В середине марта на очередной консультации ВМ "прописал" мне утреннюю практику хождения на обратном круге для обретения жизненной силы.

Суть медитативного хождения заключается в плавном поочередном переходе из одной стойки Сантиши в зеркальную, с постепенным продвижением вперед.
На консультации при постановке этой стойки и дальнейшем пребывании в ней, жутко начинали дрожать ноги, стоять было в этой позиции очень тяжело, и неудобно, вылез лордозный провал и я долго не мог понять как принять правильную форму, если честно до сих пор этому учусь.

С горем пополам освоили передвижение, переход и в итоге получился целый комплекс движений, которые действуют сильнее любого физкультурного упражнения.
Во время хождения, в зависимости от положения рук, можно усиливать выход по янским или вход по иньским энергетическим каналам.

Через 15-20 минут работы с ВМ у меня начала болеть/пульсировать голова в районе темени. И забились ноги. Потому для снятия напряжения с ног, после хождения, практикую, по рекомендации ВМ, медитацию-присутствие. сидя в позе фараона (сидячая поза всадника для обратного круга).

Приехав домой, по совету ВМ, купил себе большое зеркало, чтобы можно было наблюдать за правильностью выполнения хождения и начал заниматься, постепенно увеличивая время выполнения практики.

Прошел месяц с момента начала занятий. Вот основные результаты от практики:
Ранее, когда я выполнял медитацию Присутствие в столбовом стоянии, я редко ощущал радость, благодать после ее выполнения - ноги гудели, ну и небольшой тонус мышц, вот и всё. И в сон бывало клонило. По сравнению с этим опытом, хождение оказалось очень сильной практикой - желание посачковать и подремать пропало, даже не хочется, ноги становились каменными, дрожали, все тело после каждой такой утренней "прогулки" жарило, пот тёк ручьем из под мышек, с головы, со спины и груди и это лишь за какие-то полчаса хождения! И ведь при этом я занимаюсь только в нижнем белье и по телосложению худощав - это было для меня удивительным, Вроде я перемещаюсь спокойно и медленно, а организм реагирует так будто я бежал на время 500-метровку. Но это ещё мелочи. А вот иногда. по мере хождения, особенно когда руки в позиции "сжатые кулаки", иньские каналы начинают сильно работать на вход. При этом, я ощущаю в себе силу, мощь, какую-то власть, агрессию - хочется в стену кулаком ударить и посмеяться над этим, а при переходе в позицию "открытые ладони" это все пропадает и стихает. Закрепляю хождение сидячей медитацией в позе фараона. И потом уже иду на работу.
.
В последнее время, где-то через полчаса после окончания практики появляется желание бежать, ноги обрели силу и более не устают, в голове желание что-то делать, куда-то стремиться, куда не знаю, но жутко хочется Иногда до остановки просто бегу и не чувствую усталости.

Обычно летом проводил время дома, редко гуляя, а теперь меня не тянет дома сидеть у экрана монитора, хочется выйти на улицу, в люди, знакомиться с девушками или проехаться по парку на велосипеде. В общем, чувствую, что жизнь забила ключом!

И это результат за 1 месяц. ВМ говорил, что нужно около 3-х лет регулярных занятий, чтобы вкусить плоды этой практики, взрастить мужское начало, харизму. ну что ж, будем стараться.

Спасибо за внимание. И огромное спасибо ВМ за то, что научил этой практике (осталось научиться разворачиваться, когда в край комнаты упираюсь)!
 

amigo

Модератор
#14
Kargopolov

Ну, в следующий приезд научимся и развороту на 180 градусов.

Медитативное хождение с остановками - наилучший метод обретения Жизни. Сила, Мощь, активность, неутомимость в любой работе. Другими словами - энергетическое развитие. Фактически эта практика является своеобразной разновидностью медитации- Присутствия.
Очень важно знать, что тем, кто практикует такое хождение ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно параллельно практиковать и медитацию самонаблюдение (лучше всего в Сиддхасане, это будет намного более эффективно, чем в Симпласане, но привыкать к Сиддхасане нужно не спеша). Без практики сидячей медитации Самонаблюдения можно попасть в маниакальное состояние (гиперактивность при крайне низком уровне осознанности), психопатическое развитие личности (как правило, по паранойяльному типу) с потерей адекватности и поведенческими нарушениями.

Таким образом полноценная методика включает два базовых метода ЭМП:
Присутствие (в медитативном хождении с остановками), дающее обретение Жизни и энергетическое развитие и Самонаблюдение (дающее информационное развитие и обретение Мудрости - Праджни).


Благодаря ритмичному чередованию напряжения и расслабления мышц ног, медитативное хождение и безопаснее и эффективнее, чем классический китайский метод столбового стояния.

"Один раз Инь, один раз Ян - таков Дао - Путь". Один раз левая сторона, один раз правая - таково медитативное хождение. Одна нога загружается, другая опустошается, затем наоборот. Соответственно идёт чередование и по энергетике - в одной позе активизируются янские ножные каналы правой ноги и иньские ножные каналы левой ноги. Делаем шаг и принимаем зеркальную позицию, в которой имеет место противоположное воздействие на энергетику. В этом и состоит серьёзное отличие медитативного хождения от столбового стояния.

Всего доброго. ВМ.
 

amigo

Модератор
#15
igolarin

- Хе-хе! Мы одни, профессор? Это неописуемо!
Пароль д\'оннер — двадцать пять лет ничего подобного!
Верите ли, профессор, каждую ночь
обнаженные девушки стаями. Я положительно
очарован. Вы - кудесник!
(Собачье сердце, Михаил Булгаков).

Сегодня, следуя методике Владимира Михайловича, ввёл перед медитативным хождением, стояние столбом на небольшой возвышенности. Высота подставки была 35 сантиметров. Встал лицом в сторону окна так лучше чувствуется пространство снизу и больше пространство для включения. Стоял не долго, около пяти минут. Можно было и больше, но как только стали «забиваться» ноги (совсем не много), перешёл к хождению. И тут я понял разницу между тем, чем я занимался раньше и медитативным хождением! Вся Практика заиграла яркими красками, по телу заходили мощные потоки энергии. Если раньше хождение заключалось в циклической смене форм и робкими попытками выйти в окружающее пространство, то теперь это стал АКТ ТВОРЧЕСТВА. Смена форм порождало усиление энергопотоков характерных для этой позы. Меняешь положение, и вот уже внимание высвечивает другой участок энергетики. И всё это делаешь сам! Все эти мощные потоки силы подчинены тебе! Радость открытия. Эмоции переполняют.
После этого сделал вращение вправо, четыре минуты.
Минут пятнадцать посидел в «позе фараона». Психика наполнилась спокойствием, но непростым, а наполненным внутренней силой.
Большое СПАСИБО, Владимир Михайлович! Благодаря Вам Практика меняется сама и меняет нас!

С уважением. Игорь.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
Да, спасибо Игорю за напоминание.
Действительно, эффективность медитативного хождения явно повышается, если непосредственно перед хождением немного постоять в обычном столбе (с равномерным распределением веса между ногами). Вполне достаточно 3 - 5 минут такого предваряющего столбового стояния.

Всего доброго и успешной практики всем!