Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Медитация "на пустоту" в тибетском буддизме.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Kargopolov

www.psylib.ukrweb.net/books/tinle01/index.htm
Книга "Ум и пустота", автор Геше Джампа Тинлей.

В этой книге излагается "учение о пустоте" и даётся "медитация на пустоте" согласно школе Мадхьямика Сватантра.
Вот цитата из этой книги, содержащая практические наставления по медитации:
"Что такое медитация на пустоту? Вы занимаетесь очень длительным и углубленным анализом, в результате которого порождаете в себе убежденность в том, что явления существуют не так, как они вам представляются. Вы приходите к выводу, что этого отрицания не существует, его не существовало с безначальных времен, даже до того, как Будда дал учение, не существует сейчас, и в будущем существовать не будет. Вы развиваете в себе мощную, непоколебимую убежденность в простом отсутствии этого отрицания. Затем вы переходите к однонаправленному сосредоточению на этой убежденности. "
А вот мой комментарий (ВМ):

Удивительное дело, как вообще можно предлагать такую "медитацию на пустоту" после Сутры Помоста Шестого патриарха Хуэй Нэна? В этой тибетской книге очень много умных слов, разных буддийских терминов и концепций, но напрочь отсутствует понимание главного, того, о чём очень ясно и недвусмысленно говорил великий наставник Хуэй Нэн.

Первая ошибка состоит в непонимании того, что медитация вообще не имеет ничего общего с "углублённым анализом" в результате которого мы приходим к неким выводам по той простой причине, что медитация - это вообще не анализ, не мышление, не ум.

Вторая ошибка, столь же непростительная, состоит в том, что медитировать на пустоте, как и на чистоте и невозможно, и неправильно. Кто хочет обрести чистоту, должен работать с грязью, ибо чистота - это не что иное, как отсутствие грязи. То же самое и с пустотой. Для обретения внутреннего безмолвия и состояния не-ума (пустотности сознания), нужно работать не с "пустотой", ибо она "не имеет свойств и признаков", а с актуальным содержанием своего сознания, растворяя его в процессе обычной медитации самонаблюдения. Если же мы будем пытаться медитировать на пустоте, то это на самом деле будет медитация на собственном образе пустоты, на собственных представлениях о пустоте (тех самых свойствах и признаках). Либо же, вместо медитации (т.е. не думания) будут философские размышления о пустоте. Ни то, ни другое совершенно неприемлемо.

Предостережение относительно всех этих ошибок было дано тринадцать столетий назад патриархом Хуэй-нэном в параграфе 18 «Сутры Помоста»:

«Познающие добро! В нашем учении сидячая медитация не является медитацией на духовных качествах, не является медитацией на чистоте и не является попыткой остановить поток сознания. Медитировать на (желаемых) духовных качествах - значит немедленно погрязнуть в иллюзиях и заблуждениях.
Если говорить о медитации на чистоте, то природа человека изначально чиста, но поскольку представление о чистоте иллюзорно, оно затуманивает способность к истинному восприятию реальности. Поэтому отстранённость от иллюзорного представления и есть чистота изначальной природы. Возбуждать свой ум медитацией на чистоте - это значит порождать омрачённость чистотой.
Истинная чистота не имеет форм и признаков, но некоторые пытаются установить и усилить в своём уме признаки чистоты и говорят, что это и есть практика психического и морального самоусовершенствования. Люди, которые придерживаются таких взглядов, отдаляются от собственной природы и тем самым будут отделены от чистоты.
…Разговоры о медитации на духовных качествах, о медитации на чистоте и есть причина, препятствующая познанию Дао - истинного Пути».


В другом месте «Сутры Помоста» (параграф 24) Хуэй-нэн объясняет:

«…Свойства сознания обширны и подобны пустоте. Все миры Будды подобны пустоте, чудесная природа человека в своей основе пустотна.
…Вы слушаете мои объяснения пустоты и привязываетесь к пустоте. Не сидите в медитации, сосредоточиваясь на идее или представлении пустоты».
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

Множество людей, интересующихся Востоком, в частности буддийским духовными школами, напрочь не понимают того, что в буддизме за века создано огромное, просто чудовищное по своим размерам количество работ (различных трактатов и комментариев к ним).Прочесть эту гору книг непосильно даже если вы проживёте сотню лет и будете их читать по 24 часа в сутки. И тот, кто наивно полагает, что все эти трактаты абсолютно лишены ошибок и заблуждений, жестоко заблуждается. Они написаны людьми, такими же людьми, как мы с вами, а отнюдь не богами. И там нередко можно встретить очень грубые ошибки и горестное непонимание того, что уже давно было разъяснено выдающимися мудрецами, такими , как просветлённый Мастер, Шестой Патриарх Чань - буддизма Хуэй Нэн.

Указанная здесь мною ошибка относительно медитации на пустоте или же медитации на чистоте очень распространена в наше время как на Востоке, так и на Западе. Несколько лет назад в Санкт-Петербург приезжал корейский Мастер , который проводил семинары, на которых обучал буддийской медитации "на пустоте". Сразу же вспоминается картина Босха, на которой слепец ведёт слепцов, сам падает с обрыва и тащит за собою других.