Kargopolov
www.psylib.ukrweb.net/books/tinle01/index.htm
Книга "Ум и пустота", автор Геше Джампа Тинлей.
В этой книге излагается "учение о пустоте" и даётся "медитация на пустоте" согласно школе Мадхьямика Сватантра.
Вот цитата из этой книги, содержащая практические наставления по медитации:
А вот мой комментарий (ВМ):
Удивительное дело, как вообще можно предлагать такую "медитацию на пустоту" после Сутры Помоста Шестого патриарха Хуэй Нэна? В этой тибетской книге очень много умных слов, разных буддийских терминов и концепций, но напрочь отсутствует понимание главного, того, о чём очень ясно и недвусмысленно говорил великий наставник Хуэй Нэн.
Первая ошибка состоит в непонимании того, что медитация вообще не имеет ничего общего с "углублённым анализом" в результате которого мы приходим к неким выводам по той простой причине, что медитация - это вообще не анализ, не мышление, не ум.
Вторая ошибка, столь же непростительная, состоит в том, что медитировать на пустоте, как и на чистоте и невозможно, и неправильно. Кто хочет обрести чистоту, должен работать с грязью, ибо чистота - это не что иное, как отсутствие грязи. То же самое и с пустотой. Для обретения внутреннего безмолвия и состояния не-ума (пустотности сознания), нужно работать не с "пустотой", ибо она "не имеет свойств и признаков", а с актуальным содержанием своего сознания, растворяя его в процессе обычной медитации самонаблюдения. Если же мы будем пытаться медитировать на пустоте, то это на самом деле будет медитация на собственном образе пустоты, на собственных представлениях о пустоте (тех самых свойствах и признаках). Либо же, вместо медитации (т.е. не думания) будут философские размышления о пустоте. Ни то, ни другое совершенно неприемлемо.
Предостережение относительно всех этих ошибок было дано тринадцать столетий назад патриархом Хуэй-нэном в параграфе 18 «Сутры Помоста»:
«Познающие добро! В нашем учении сидячая медитация не является медитацией на духовных качествах, не является медитацией на чистоте и не является попыткой остановить поток сознания. Медитировать на (желаемых) духовных качествах - значит немедленно погрязнуть в иллюзиях и заблуждениях.
Если говорить о медитации на чистоте, то природа человека изначально чиста, но поскольку представление о чистоте иллюзорно, оно затуманивает способность к истинному восприятию реальности. Поэтому отстранённость от иллюзорного представления и есть чистота изначальной природы. Возбуждать свой ум медитацией на чистоте - это значит порождать омрачённость чистотой.
Истинная чистота не имеет форм и признаков, но некоторые пытаются установить и усилить в своём уме признаки чистоты и говорят, что это и есть практика психического и морального самоусовершенствования. Люди, которые придерживаются таких взглядов, отдаляются от собственной природы и тем самым будут отделены от чистоты.
…Разговоры о медитации на духовных качествах, о медитации на чистоте и есть причина, препятствующая познанию Дао - истинного Пути».
В другом месте «Сутры Помоста» (параграф 24) Хуэй-нэн объясняет:
«…Свойства сознания обширны и подобны пустоте. Все миры Будды подобны пустоте, чудесная природа человека в своей основе пустотна.
…Вы слушаете мои объяснения пустоты и привязываетесь к пустоте. Не сидите в медитации, сосредоточиваясь на идее или представлении пустоты».
www.psylib.ukrweb.net/books/tinle01/index.htm
Книга "Ум и пустота", автор Геше Джампа Тинлей.
В этой книге излагается "учение о пустоте" и даётся "медитация на пустоте" согласно школе Мадхьямика Сватантра.
Вот цитата из этой книги, содержащая практические наставления по медитации:
"Что такое медитация на пустоту? Вы занимаетесь очень длительным и углубленным анализом, в результате которого порождаете в себе убежденность в том, что явления существуют не так, как они вам представляются. Вы приходите к выводу, что этого отрицания не существует, его не существовало с безначальных времен, даже до того, как Будда дал учение, не существует сейчас, и в будущем существовать не будет. Вы развиваете в себе мощную, непоколебимую убежденность в простом отсутствии этого отрицания. Затем вы переходите к однонаправленному сосредоточению на этой убежденности. "
Удивительное дело, как вообще можно предлагать такую "медитацию на пустоту" после Сутры Помоста Шестого патриарха Хуэй Нэна? В этой тибетской книге очень много умных слов, разных буддийских терминов и концепций, но напрочь отсутствует понимание главного, того, о чём очень ясно и недвусмысленно говорил великий наставник Хуэй Нэн.
Первая ошибка состоит в непонимании того, что медитация вообще не имеет ничего общего с "углублённым анализом" в результате которого мы приходим к неким выводам по той простой причине, что медитация - это вообще не анализ, не мышление, не ум.
Вторая ошибка, столь же непростительная, состоит в том, что медитировать на пустоте, как и на чистоте и невозможно, и неправильно. Кто хочет обрести чистоту, должен работать с грязью, ибо чистота - это не что иное, как отсутствие грязи. То же самое и с пустотой. Для обретения внутреннего безмолвия и состояния не-ума (пустотности сознания), нужно работать не с "пустотой", ибо она "не имеет свойств и признаков", а с актуальным содержанием своего сознания, растворяя его в процессе обычной медитации самонаблюдения. Если же мы будем пытаться медитировать на пустоте, то это на самом деле будет медитация на собственном образе пустоты, на собственных представлениях о пустоте (тех самых свойствах и признаках). Либо же, вместо медитации (т.е. не думания) будут философские размышления о пустоте. Ни то, ни другое совершенно неприемлемо.
Предостережение относительно всех этих ошибок было дано тринадцать столетий назад патриархом Хуэй-нэном в параграфе 18 «Сутры Помоста»:
«Познающие добро! В нашем учении сидячая медитация не является медитацией на духовных качествах, не является медитацией на чистоте и не является попыткой остановить поток сознания. Медитировать на (желаемых) духовных качествах - значит немедленно погрязнуть в иллюзиях и заблуждениях.
Если говорить о медитации на чистоте, то природа человека изначально чиста, но поскольку представление о чистоте иллюзорно, оно затуманивает способность к истинному восприятию реальности. Поэтому отстранённость от иллюзорного представления и есть чистота изначальной природы. Возбуждать свой ум медитацией на чистоте - это значит порождать омрачённость чистотой.
Истинная чистота не имеет форм и признаков, но некоторые пытаются установить и усилить в своём уме признаки чистоты и говорят, что это и есть практика психического и морального самоусовершенствования. Люди, которые придерживаются таких взглядов, отдаляются от собственной природы и тем самым будут отделены от чистоты.
…Разговоры о медитации на духовных качествах, о медитации на чистоте и есть причина, препятствующая познанию Дао - истинного Пути».
В другом месте «Сутры Помоста» (параграф 24) Хуэй-нэн объясняет:
«…Свойства сознания обширны и подобны пустоте. Все миры Будды подобны пустоте, чудесная природа человека в своей основе пустотна.
…Вы слушаете мои объяснения пустоты и привязываетесь к пустоте. Не сидите в медитации, сосредоточиваясь на идее или представлении пустоты».
Последнее редактирование: