Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Отзыв начинающего

matooka

Форумчанин
#21
Люба, приветствую!
Я сижу в сиддхасане. Раньше сидел полчасика после чего начинало ломить колени, особенно правое. Спустя несколько месяцев сижу час довольно легко. Видимо, колени разработались. Думаю, что ещё помогло сыроедение раз в неделю.
Кстати о сыроедении. Поначалу было очень тяжко в этот день, голова к концу дня жутко гудела, было ужасное самочувствие. Всегда с нетерпением ждал вечера, когда я садился в МС и бОльшую часть этого плохого состояния удавалось уработать. А потом постепенно стало всё легче его проводить. Сейчас же делаю "день сырка" не каждую неделю, а когда захочется, нет такого жёсткого графика.
И после дня сыроедения с особенным удовольствием кушаю кашку утром)) Да и вообще на следующий день обостряется обоняние и вкусовая чувствительность.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#23
Да, при проблемах с коленями и вообще с суставами, один день сыроедения в неделю очень помогает. Но есть противопоказания сыроедению - это гастритно-язвенные проблемы.
 

Ганик

Форумчанин
#24
вот и отнаблюдал я желание писать отзывы ))

Скажу только пару фраз: на обратном круге повышается агрессия, которая нивелируется МС.
А также обнаружил, насколько же мы все отождествлены с чем бы то ни было. Буквально со всем, что происходит или чувствуем или думаем.

Единственное, что в своей же теме для себя же отмечу несколько выражений, которыми можно руководствоваться в текущей жизни и в практике, и которые проверены на деле:

1) Прислушайся к себе.

2) Худшее решение лучше мельтешения (с) ВМ.

3) Находиться в стойке и выполнять её до тех пор, пока «не исчезнет чувство дискомфорта и усталости» (с)

4) Отнаблюдай ... (с) ВМ.

5) Отождествление (напоминалка о раз-отождествлении в случае залипания на чём бы то ни было).

6) Медитация как будто она есть, и как будто её нет (с)

7) Внимание на то, что делаешь в данный момент.

8) Ну и главное - будь внимателен! )) или, как говорится, гражданин, бди!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#25
Спасибо Ганик за интересный пост. Вот что получается, когда перед тем, как писать. себя отнаблюдаешь! Это похоже на переплавку, когда из низкосортного чугуна выплавляется сталь.

Несколько комментариев.

К пункту (1):
По ходу жизни периодически подглядывай за собой.

К пункту (2) (не столько развитие, сколько дополнение).

"Каждый момент имеет свою необходимость" (Будда).

Как и многие другие эзотерические афоризмы, это правило житейской мудрости требует пояснений, поскольку имеет очень серьёзное скрытое содержание.

Для оптимизации своего пребывания в этой жизни, конечно, мы все нуждаемся в определённом планировании. оно включает:
а) долгосрочное (стратегическое) планирование - это определение для себя "долгоиграющих" целей. Например, написать книгу, накопить денег на квартиру. выучить английский язык и т.п.
б) краткосрочное (тактическое)планирование. Это когда вечером намечается план на следующий день.

Если на таком планировании не зацикливаться и сохранять к нему адекватное отношение, то будет большая польза. Наверное, стоит пояснить, какие здесь возможны неадекватности.

Неадекватным будет как полное отсутствие стратегического и тактического планирования, так и чрезмерное, слишком тщательное и детализированное планирование. Например, когда человек расписывает день грядущий во всех мелких подробностях и буквально по минутам. В конце концов, вы ведь обычный человек, а не государственный деятель, у которого всё расписано минимум на две недели вперёд.

Ещё одна нередкая ошибка - это чрезмерная ригидная фиксация на планах и графиках. В этом случае детализованный и расписанный во всех подробностях план превращается в самодовлеющую жёсткую конструкцию. Отклонение от такого плана считается недопустимым и рассматривается как своего рода поражение. Между тем, при разумном и адекватном планировании отсутствует болезненная фиксация на планах, схемах и графиках. В полной мере сохраняется способность к гибкой адаптации плана к реальной жизни, в которой "всё течёт и всё изменяется".

То есть, должно быть понимание того, что любой план - не более чем черновая болванка, в которой есть вещи, не подлежащие изменению, а есть и такие, которые вполне возможно изменить, и даже вовсе отменить. Должна быть готовность в любой момент перестроиться и от чего-то отказаться, а что-то новое добавить.

Наконец, совершенно ошибочным я считаю Любищевский письменный учёт затраченного времени и выполненных дел. Есть в нём что-то шизофреническое. Своего рода бухгалтерия жизни, при которой учёт есть, а полноценного проживания жизни уже нет (кстати на форумах есть ветка, как раз посвящённая системе Любищева).

Даже самое хорошее планирование имеет тот недостаток, что оно всегда на полшага отстаёт от реальной жизни. Каким бы гибким и адаптивным оно ни было, всё равно оно не поспевает за изменениями нашей быстротекущей жизни. Любое планирование - это работа ума и по этой причине оно не может работать в режиме текущего пространства-времени (см. работы Налимова). Именно поэтому мастер боевых искусств говорит своему ученику: Don,t think - feel! ( Не думай - чувствуй!)".

Кроме планирования стратегического и планирования тактического имеется ещё один, качественно отличающийся от них уровень, при котором вместо работы ума, вместо думания, используется совершенно иной механизм познавательного взаимодействия с миром - интуитивная Мудрость-Праджня. При этом уже нет последовательности: сначала обдумывание, затем действие. Субъективно действие происходит без предварительного обдумывания, благодаря чему оно идеально вписывается в жизнь и является в высшей степни эффективным.

Конечно, на самом деле происходит и переработка информации, и оценка ситуации, и выработка способа реагирования, но всё это происходит на качественно иной основе нежели наше обычное обдумывание. Познавательный процесс происходит на таких огромных информационных мощностях, что какой либо временной зазор между информационным процессом, обслуживающим действие и собственно самим действием вообще отсутствует. Субъективно это означает вхождение в такое состояние "не ума", при котором я действую без какого -либо обдумывания. Поскольку мы постоянно отождествляемся со своим умом и стараемся всё держать под контролем, возникает такое впечатление, будто бы это не я действую, а нечто во мне (но ни в коем случае не в шизофреническом смысле - на самом деле, это тоже Я, но намного более цельный и истинный).

Кстати, я об этом пишу отнюдь не спекулятивно, не теоретически, но имея личный опыт нахождения в подобном состоянии.
А вот теперь я заново повторю мудрый совет, приписываемый Будде:

"Каждый момент имеет свою необходимость"
 

Ганик

Форумчанин
#26
Спасибо за комментарий, Владимир Михайлович!
Опять прояснил для себя некоторые моменты, вроде интуитивно ощущаемые, но неосознаваемые в полной мере.
Всё таки вовремя сказанное слово наставника дорогого стоит!
 

Ганик

Форумчанин
#27
"Ловушки медитации".

1. Эйфория, состояние "счастья", "безмерной любви", какой-то окрылённости и безудержной радости.
2. Распространение своего увлечения среди ближайшего окружения.
3. "Магическая сторона" практики - очень опасно.
4. Депрессия - неприятно.
5. Творчество. В случае залипания на нём.
6. Понимание людей, мира, практики, и вообще всего на свете.
7. Гордыня и тщеславие от возрастающего понимания всего.
8. Зависимость от практики - опасное состояние.
9. Всезнайство и поучения.
10. Эзотерическая литература - нормальной очень, очень мало. Говна - море.
11. Просветление.
у ВМ по этому поводу написано пОлно и доступно, здесь на форуме.

Общее явление для всех перечисленных ловушек - они НЕ ЗАМЕТНЫ для самого практиканта.
 

Ганик

Форумчанин
#28
Пятый месяц занятий ЭМП, и некоторые азбучные истины практики я только-только начал понимать .

Дальнейшее бла-бла-бла убрал.

Прошло полгода. Перечитал, что я писал ранее. Что ж, по крайней мере вызывает улыбку :)

М-да, а вот теперь то сказать и нечего ))

ПБИ и ЭМП это очень мощно. И очень серьёзно. Как выяснилось.
 

Ганик

Форумчанин
#29
Недавно пришло одно понимание.

В какой-то момент отчетливо понял, что не получается наблюдать эмоции (состояния), хотя ранее писал, что эффект от их наблюдения такой же, как от наблюдения мыслей — они растворяются.

Зато появилось новое, до этого незнакомое свойство — вместо наблюдения эмоций или состояний появилось наблюдение в стиле «задним числом» причин и последовательности возникновения эмоции (состояния). Причем такое наблюдение «задним числом» возникновения состояния приводило к растворение этого самого состояния. Наблюдение в описанном виде стало происходить непроизвольно, то есть без каких-либо усилий с моей стороны. Даже наоборот, поначалу пытался сопротивляться :)
Эффект растворения эмоций (состояний) стал происходить не от «прямого» наблюдения, а от наблюдения их возникновения «задним числом».

Что самое странное — если наблюдать мысли задним числом, то имеется движение от последней мысли к первой (или до той, которую помнишь).

Если наблюдать возникновение состояния задним числом — происходит удивительная вещь — возникновение состояния (или существующей в данный момент эмоции) происходит через определенную последовательность мыслей.

То есть нет такого тождества — мысли наблюдаем через мысли, эмоции — через эмоции, состояния через состояния.

К своему удивлению обнаружил, что эмоции (текущие психические состояния) — это порождение мыслей. Эмоцию можно отнаблюдать через мысли, породившие её. Мало того, даже если состояние, в котором находишься, возникло не сразу (не незадолго до медитации, а оно могло быть в течение дня, или даже пары дней), то во время медитации стало происходить понимание того, откуда и как возникло данное состояние. При этом просмотр последовательности возникновения состояния «задним числом» происходит достаточно быстро, как это рекомендовано для наблюдения мыслей.

И вот к какому выводу я пришел: психические состояния — это порождение мыслей.

Этот вывод я не стал сразу записывать сюда, всё-таки решил его отнаблюдать. И вот уже наверное в течение недели наблюдаю одно и то же — все эти душевные волнения, наблюдаемые хоть во время медитации, хоть в обычной жизни — ни что иное как порождение мыслей.

Достаточно осознать наличие того или иного эмоционального состояния, как непроизвольно начинает происходить осознание его возникновения (задним числом), и даже если это наблюдение не во время медитации, то через время начинаю ощущать, как та или иная эмоция (или душевное состояние) начинает сама собой растворяться.

Совсем не претендую на оригинальность или истинность возникшего понимания, причина написания сюда только одна — сравнить свое понимание в настоящим положением вещей. Понятно, что это только начало, но всё же хотелось бы узнать, верным ли курсом идем, товарищи :)

Кроме этого я понял еще одну удивительную вещь: человек в основном мыслит образами. Не словами, а именно образами. Когда в медитации я говорю такой текст «я сейчас думаю вот эту мысль — я ее думаю, или наблюдаю?» то как правило, её даже до конца додумать словами не получается, она растворяется от её же наблюдения :)

В обычной жизни стал пробовать думать именно словами, а не образами. Естественно, это не всегда получается, только когда вспомнишь об этом. Так вот, когда начинаешь думать словами, образы растворяются, а слова соответственно наблюдаются, и тоже растворяются. Возникает странное чувство, становится очень смешно, сейчас к такому способу «думания» отношусь как к веселой игре по растворению «думания», но оно очень помогает вернуться в текущую реальность.

И пару слов о пресловутой «реальности». Первые «провалы» в текущую реальность сопровождались растерянностью. Такой серой и невзрачной она была, как оказалось :) и еще было чувство, не могу его описать — оно похоже на страх, только не страшно, а как-то непонятно, неуютно что ли, короче, не могу внятно описать это состояние. Спустя время я кажется начал понимать, что это вот она, реальность без прикрас и оценок. Но через время опять-таки заметил, что эта «серая реальность» стала наполняться красками и интересом.


Не знаю, насколько доступно описал последние открытия. Может быть для некоторых это азбучные истины, о которых не стоит и говорить.

Но странное дело, что это стал понимать только сейчас, и это для меня по-настоящему удивительное открытие.

Да, вышеописанное понимание пришло после того, как увеличил объемы практики до 30 минут и МС и МП каждой.

Владимир Михайлович, просьба прокомментировать вышеизложенное относительно возникновения эмоций и других психических состояний, может я открыл то, что для многих практикантов является банальностью.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#30
30 минут - это мало. Настоящая серьёзная работа по главному избранному методу практики - это не менее 40 минут, а оптимум - это 50 минут. Причём регулярно, ежедневно. Причины и обоснования будут мною даны во 2-м издании, над практической частью которого я сейчас работаю.
Но, возможно кто либо, кто практикует по 40-50-60 минут, расскажет о своём опыте и о разнице между средней практикой (25-30 минут) и большой практикой, которая начинается после 40 минут (40-50-60 минут).
Что касается всплесков понимания и различных открытий по ходу практики, то их ещё будет много. Сначала радуемся своему открытию, потом мы приходим к его обесцениванию, потом новое открытие, потом глубокое и мягкое спокойствие, состояние внутренней тишины, в котором нет ни этих открытий, ни бурных эмоциональных всплесков. Есть просто спокойное и ясное видение сути вещей, но только тогда, когда в этом знании есть необходимость, некий запрос, некая проблемность. А так - просто пребывание в покое и ясности, не имеющей какого либо избранного объекта.
 

amigo

Модератор
#32
[quote="Kargopolov" post=15635]Но, возможно кто либо, кто практикует по 40-50-60 минут, расскажет о своём опыте и о разнице между средней практикой (25-30 минут) и большой практикой, которая начинается после 40 минут (40-50-60 минут).[/quote]
В моём случае 30 минут для медитации-сосредоточения, самонаблюдения довольно малый промежуток для практики, т.к. за это время у меня только начинается вхождение в практику. После 30 минут мысленный поток немного успокаивается и начинает уже проявляться циклами - то наплыв, то тишина. Т.е. как бы порциями начинает вываливаться содержимое психики. Через полтора часа возникает явное спокойствие или хорошее сосредоточение на объекте. 60 минут для такого состояния порою мне не хватает.
 

Lisunoff

Форумчанин
#33
Абсолютно тоже самое.
Причем иногда бывает просто не в моготу сидеть первые пол часа (особенно если с момента прошлой медитации прошло 24 часа или больше), но через пол часа становится намного легче и уже даже хочется сидеть дальше.
По-этому не люблю большие перерывы между практиками
 

Ганик

Форумчанин
#35
Да я тоже подтверждаю.
На переход к 30 минутам потребовалось время, средняя продолжительность, которую практиковал была 20-25 минут (чаще всё же 20).

Не думаю, что перейти сразу с 30 на 50 будет адекватным решением. Тем более такой "задачи" и нет.

Как Вы пишите, практика научит сама. И переход на более длительные периоды упражнений произойдет естественно и постепенно - по крайней мере я так это понимаю.

В любом случае, благодарю за разъяснения и отзывы от amigo и Lisunoff.
 

Ганик

Форумчанин
#36
Сегодня ВПЕРВЫЕ выполнял упражнения без усилий. Вообще без усилий.

Время осталось таким же - 30 минут (дыхание чуть больше, МС - 30).
Время давно не регулирую по таймеру, засекаю секундомер и после ощущения, что пора завершать, выхожу из медитации и отмечаю, сколько по времени длилось занятие.
Ещё скажу, что примерно с месяц, во время медитации через 5-10 минут перестаю ощущать "чувство времени". Через некоторый период после начала совершенно не могу определить, сколько прошло с момента начала занятия, хотя раньше определял с точностью до (плюс-минус) одной-двух минут.

Что удивило именно сегодня: занимаюсь на ОК, и дыхание обратного круга выполняю редко, в основном МП и МС.
Но именно сегодня вне всяких моих желаний или решений "захотелось" начать с дыхания.
Захотелось специально в кавычках, потому что не знаю какой синоним использовать, это ощущение "захотелось" не в общеупотребляемом смысле.
После дыхания, отметив время выполнения, совершенно естественным образом плавно перешел в МС.

И вот во время МС было очень необычное, опять-таки в первый раз, ощущение, или состояние, не знаю как это назвать.
В какой-то момент появилось отчётливое ощущение, что "растворяюсь". Помимо этого растворения, "захотелось" раствориться, исчезнуть. Просто распасться на кванты и исчезнуть.
Захотелось опять в кавычках, потому что это не было желание в прямом смысле слова.

Я не засыпал, не был в трансоподобном состоянии, напротив, вполне осознавал себя, звуки, мысли, позицию, но вот это чувство растворения, исчезновения - что-то совершенно новое и совсем необычное. Сложно описать его словами.

Выход из МС был очень спокойным и мягким, произошёл сам собой. Правда по-началу я даже удивился, где нахожусь. Если можно так выразиться, во время МС "забыл" как выглядит окружающая обстановка :)

Вот такое необычное занятие прошло сегодня.
 

bon

Форумчанин
#37
По-моему, лучше не забывать(ся) где находишься. Думаю, это произошло из-за отождествления с Вашим чувством растворения, исчезновения.
 

amigo

Модератор
#38
bon, не думаю.
Когда медитация-самонаблюдение глубокая, то при её окончании не сразу происходит переключение на внешний мир.
 

Ганик

Форумчанин
#39
Прошло полтора года с начала занятий ЭМП.
И только на днях я начал понимать, что значит выйти осознающим вниманием в окружающее пространство. До этого чего только не предпринимал, чтобы ощутить этот выход, как только не интерпретировал сказанное о выходе в окр.пространстрво - ничего.
До тех пор покуда не появилось равнодушие, когда так сказать забил на все эти выходы и входы - и вот нате вам. Понял.
Самого выхода еще не ощущаю, да и не заморачиваюсь над этим.
Но сам факт понимания, о чем в принципе идет речь... это нечто. Вот, тихо охриневаю от появившегося понимания, и что еще сказать не знаю :) пытаюсь описать, а слов то нет.
 

Кыпчак

Форумчанин
#40
Отзанимавшись чуть больше года по прежнему считаю себя начинающим. Недавно удалось побывать на консультациях у Владимира Михайловича. Хочу сказать очевидную вещь, но сказать её необходимо: никакая самостоятельная практика не заменит общения с учителем. Владимир Михайлович подправил мои многочисленные косяки, на устранение которых я потратил бы годы. Хотя вроде бы мелочи, но дьявол, как известно кроется в них. Теперь такое ощущение, что с размытой просёлочной дороги выехал на автомагистраль. Ребята, которые практикуют сейчас самостоятельно, если вы ни разу не были у Владимира Михайловича ОБЯЗАТЕЛЬНО съездите. Это просто необходимо, не тештье себя иллюзиями, что во всём можно разобраться самому. Сэкономите если не годы, то месяцы точно. Владимиру Михайловичу громаднейшее спасибо.